1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Диагностика и средства коррекции

Диагностика дефектов зрения, методы подбора средств коррекции

Казалось бы, развитие методов рефрактометрии и исследования функций зрения достигло такого уровня, что выбор оптимального средства коррекции представляет собой чисто механическую задачу, которая может решаться по строгому алгоритму и даже автоматизированными системами.

Мы помним, однако, что попытка выдавать рецепт на очки прямо из выходного отверстия автоматического рефрактометра (а это предусматривалось в аппаратах типа «Диоптрон») потерпела неудачу. Очень быстро стало ясно, что для выписывания правильных, «комфортных» очков необходимы субъективный контроль и уточнение всех элементов коррекции. Тенденция к автоматизации не обошла и эту фазу подбора очков. Здесь обозначились два направления. Первое заключается в механизации и компьютеризации самого процесса смены пробных линз перед глазами пациента.

Создаются фороптеры с электронным управлением. Сигнал на установку определенных линз может подаваться как с автоматического рефрактометра, так и вручную с пульта управления; при этом оператор (врач или оптометрист) руководствуется результатами субъективных уточняющих проб, например дуохромного теста, астигматических проб со скрещенным цилиндром, бинокулярных балансных проб. Второе направление вообще исключает помещение пробных линз перед глазами. Их действие заменяет оптическая система, посредством которой пациенту показывают тестовые знаки. Приборы, использующие такие системы, известны еще с прошлого века и получили название оптометров.

Однако лишь недавно сконструированы оптометры, имитирующие действие не только сферического элемента коррекции. Оптометры либо выпускаются отдельно, либо (чаще) встраиваются в автоматические рефрактометры. Такими устройствами, в частности, снабжены некоторые модели рефрактометров фирм «Хэмфри», «Нидек», «Топкой». Работая с ними, оператор получает возможность сразу исследовать функции зрения пациента и провести коррекцию, установленную по данным автомата, проверить, оптимален ли каждый из ее элементов, и при необходимости ввести соответствующие поправки.

Таким образом, можно подбирать и выписывать очки без традиционного для каждого глазного кабинета оснащения — набора стекол, пробной оправы и таблицы оптотипов. Однако будут ли изготовленные по рецепту очки в этом случае обеспечивать пациенту такое же зрение, которое было достигнуто при подборе? Гарантировать это нельзя, так как положение линз в очках перед глазами пациента далеко не всегда соответствует тому идеальному положению, которое предусматривают и фороптеры, и оптометры, да и традиционная пробная оправа. А уж размер очковых линз всегда больше размеров пробных линз и, как правило, больше размера поля зрения оптометров. Помимо того, зрение «в прибор» всегда другое, чем зрение в свободном пространстве: при этом независимо от воли пациента мобилизуются аккомодация, конвергенция, суживается зрачок, ограничиваются поисковые движения глаз в стороны.

Поэтому перед выпиской очков крайне желательно смоделировать их действие на пациента в той оправе, которую он себе выберет. Для этого нужно, во-первых, включить подбор оправы в сферу деятельности специалиста, подбирающего очки,—врача или оптометриста — и, во-вторых, создать устройство, позволяющее поместить пробные линзы в подобранную оправу возможно более точно в то же место, где будут находиться линзы корригирующие. Первое пока не осуществляется: оправу подбирают там, где заказывают очки, а не там, где их выписывают, хотя в процесс выбора оправы вносят элементы науки. Например, с помощью компьютера планируют оптимальную форму й размеры оправы для данного лица» а после подбора оправы с помощью специального прибора определяют нужное положение центров корригирующих линз в ней. Второе же находит свое выражение в создании специальных насадок, с помощью которых в обычную очковую оправу можно помещать пробные линзы.

Одну такую насадку мы тоже сделали. Она может надеваться как на пустую очковую оправу, так и на готовые очки. В первом случае она служит для подбора очковых линз, во втором —для определения ошибки в готовых очках, т.е. избыточности или недостаточности силы линз для данного пациента. Метод этот получил название «надкоррекция« (англ. overrefiraction); он особенно часто необходим при неудовлетворенности пациента очками с линзами высоких рефракций, т.е. при высокой близорукости или афакии. В этих случаях малейшее отклонение расстояния глаз — линза от стандартного приводит к значительным изменениям эффективной силы линз.

По нашему мнению, введение подобных насадок рано или поздно позволит перевернуть порядок подбора очков с головы на ноги, т.е. начать подбор с выбора подходящей оправы, а уже потом подбирать (или, по крайней мере, уточнять) линзы, которые будут в нее вставлены.

Ну а сами методы определения необходимых корригирующих линз, каков путь их развития? Задача объективного определения аметропии с введением автоматических рефрактометров может считаться решенной. Однако, как уже говорилось, очки нельзя пазначать только по объективным данным. Требуется проведение субъективных проб. При этом монокулярные пробы, т. е. уточняющие сферическую и цилиндрическую линзы, обеспечивающие наивысшую остроту зрения каждого глаза, мало подвергались изменению за последние 50 лет—это различные варианты дуохромного теста для сферы и пробы со скрещенным цилиндром — для цилиндра.

Зато в последнее время большое значение стали придавать бинокулярным пробам. Считается, что именно с их помощью можно прогнозировать зрительный комфорт в подобранных очках. При их отрицательном результате, т. е. при различных видах бинокулярного дисбаланса, необходимо изменить сферический, а иногда и добавить призматический элемент коррекции.

Из бинокулярных проб & США наибольшее значение придают фиксационной диспаратности, в Англии —тесту Турвилля, в котором часть оптотипов или букв предъявляется правому, а часть—левому глазу, в Германии—так называемому полатесту Хаазе, который также основан на разделении полей зрения двух глаз, но пациенту показывают не буквы, а различные геометрические фигуры, каждая из которых выявляет определенный дефект зрения — горизонтальные, вертикальные и торзионные гетерофории, а также анизейконию и анизоаккомодацию. Здравый смысл заставляет усомниться в ценности этих проб, особенно при назначении очков для дали. Ведь изменения, вносимые в коррекцию по их результатам, как правило, незначительны и чаще всего лежат в пределах компенсаторных возможностей зрительной системы.

Читать еще:  Дальтонизм виды причины диагностика и лечение

Другое дело—подбор очков для работы на близком расстоянии. Здесь вообще нет такого четкого критерия оптимальной коррекции, как наивысшая острота зрения. Поэтому функциональные пробы на зрительный комфорт приобретают важное значение. Используют дуохромный тест, дуохромный тест в бинокулярном варианте с поляроидным разделением полей, лазерный оптометр. Для выяснения призматических добавок проводят определение гетерофории с разными положительными и отрицательными линзами и расчет на этой основе отношения аккомодативной конвергенции к аккомодации, а также устанавливают фузионные резервы с этими же линзами и рассчитывают необходимую силу призм. Этот метод называют иногда аналитическим подбором очков.

Уже обилие предложенных методов показывает, что нет пока единого надежного способа определения «комфортных» очков для работы на близком расстоянии. Разработка такого способа—дело будущего.

Глава 3. Средства диагностики и коррекции нарушения зрения.

Средства диагностики нарушения зрения:

1. Таблица для исследования остроты зрения. Пациент смотрит на таблицу с буквами, цифрами или другими знаками и называет объекты.

2. Исследование цветового зрения – данный метод диагностики заболеваний глаз проводится с помощью специальных таблиц (таблицы Рабкина) и служит для определения таких нарушений цветового зрения как протанопия, дейтеранопия или цветослабость (виды дальтонизма).

3. Четырехточечный цветотест, синоптофор — исследование бинокулярного зрения. В основе работы приборных средств тестирования находится принцип разделения полей зрения каждого из глаз, осуществляемого с помощью цветовых светофильтров или поляроидных устройств. Четырехточечный цветотест (тест Уорса в модификации Фридмана — Белостоцкого), несмотря на его простоту, обладает хорошими диагностическими возможностями. Тест используется для оценки характера зрения (бинокулярное, монокулярное или одновременное) при двух открытых глазах.

В процессе тестирования перед одним глазом пациента помещают красный светофильтр, а перед другим — зеленый и предлагают смотреть на экран прибора с четырьмя светящимися кружками, один из которых красный, два зеленых и один белый. При наличии бинокулярного зрения пациент увидит 4 кружка, причем белый кружок приобретает цвет стекла, поставленного перед ведущим глазом (лучше видящим глазом). При одновременном зрении будут видны 5 кружков, при монокулярном — либо 2, либо 3 кружка.

4. Проба с призмой для детей младшего возраста. При наличии способности к бинокулярному зрению приставление к одному из глаз призмы вызывает установочное движение этого глаза, переводящее изображение на центральную ямку сетчатки и устраняющее двоение. Пробы с призмой проводят следующим образом. Ребенку показывают какой-либо предмет, привлекающий внимание. Перед одним глазом помещают и быстро убирают призму в 10-12 призменных диоптрий. Затем устанавливают и убирают призму перед другим глазом. При наличии бинокулярной фиксации оба глаза после устранения призмы совершают установочное движение. При отсутствии бинокулярного зрения установочное движение либо не возникает, либо совершается только одним ведущим глазом.

Средства коррекции нарушения зрения:

Средства коррекциипозволяют восстанавливать неполноценное зрение, а также сохранять остаточное.

Современные достижения офтальмологии, физиологии и психологии коренным образом изменили понимание охраны нарушенного зрения. В настоящее время «охрана» трактуется не как пассивное неупотребление зрения, а как широкий комплекс лечебно-гигиенических и психолого-педагогических мероприятий, направленных на предупреждение дальнейшего снижения зрения и его развитие.

Один из путей реализации такого подхода к охране зрения – целенаправленное развитие зрительного восприятия с использованием тифлотехнических средств:

разнообразная оптическая аппаратура для развития остроты зрения, цветоразличения, бинокулярного зрения, фиксации взора (различного рода линзы, лупы (складная, с подсветкой, лупа – строка), телескопические очки).

Коррекционный прибор «СВЕТЛЯЧОК».

Предприятие “Луч” (МАН) “Воля” (Россия) разработало и освоило серийный выпуск прибора “Светлячок” двух модификаций: настольный и портативный. Он предназначен для копирования различных рисунков, схем, графиков и т.д. Прибор представляет собой деревянный каркас с подсветкой. Его рабочее поле выполнено из органического матового стекла, по длинным краям которого закреплены металлические пластинки. Эти пластинки вместе с магнитными вставками образуют систему крепления для листов бумаги.
Для приведения прибора в рабочее состояние необходимо взять два листа, один с рисунком, а второй — чистый; совместить и положить их на рабочее поле. Затем включить прибор. Прибор готов к работе.

Коррекционный прибор “Светлячок” активно развивает прослеживающую функцию глаз, способствует формированию бинокулярного зрения, упражняет ребёнка в зрительно-двигательной координации, хорошо влияет на развитие логического мышления, памяти, внимания, речи.

Прибор “Светлячок” совершенствует графические навыки.

Приборы «Ориентир» и «Графика» — это учебные пособия предназначены для коррекционной работы по пространственной ориентировке слепых и слабовидящих детей. Применение этих приборов на коррекционных занятиях способствует развитию моторики, сенсорики, речи и т.д. Преподаватель может легко отобразить каждый рисунок, чертеж из дидактического материала с помощью элементов прибора, а ребёнок с ограничением зрения сможет его прощупать и воспроизвести.

Большие возможности для развития зрения заложены в оптическом приборе лупе “Топаз”. Он представляет собой дисплей, который изменяет размер, яркость, контраст изображений, цвет (от черно-белого до цветного). Пособие многофункционально, позволяет решать ряд задач. Оно может быть использовано для обогащения сенсорного и чувственного опыта ребенка, развития зрительного восприятия, зрительно-моторных координаций, ориентировки на вертикальной и горизонтальной поверхности, внимания, речи. Для развития зрительного восприятия используются разные изображения: черно-белые, цветные, контурные, силуэтные, штриховые. В процессе выполнения заданий дети анализируют, опознают, описывают, сравнивают изображения, выделяют в них сходные и различные признаки. Пособие удобно для обучения детей элементам изобразительной деятельности, формирования навыка следования инструкции. Лупу “Топаз” эффективно использовать в работе с детьми со сходящимся и расходящимся косоглазием, миопией, астигматизмом, гиперметропией, так как могут быть созданы условия (увеличивают или уменьшают величину изображения) благоприятные для зрительного восприятия при каждом из названных диагнозов.

Читать еще:  Сыпь вокруг глаз ее причины и лечение

«Амблиокор». Прибор, применяемый в офтальмологии для восстановления остроты зрения. Метод, реализуемый прибором, носит название «видео-компьютерный аутотренинг» (сокращенно — ВКА). В основу его положена технология условных рефлексов, позволяющая восстанавливать контроль нервной системы над процессами, происходящими в зрительном анализаторе. Метод преследует цель развития естественной способности головного мозга восстанавливать изображение, которое искажается на сетчатке глаза. Это позволяет восстанавливать зрение при многих заболеваниях, при которых традиционные методы (медикаментозное лечение или хирургическое вмешательство) не всегда эффективны.

Компьютерные программы (игры):

Программа «Чибис» — позволяет осуществлять тестовые и тренировочные процедуры для оценки состояния бинокулярного стереозрения и функционального лечения бинокулярных расстройств.
Лечебное действие программы основано на стимуляции координированной деятельности левого и правого зрительных каналов за счет использования чисто бинокулярных зрительных стимулов — стереограмм из случайных точек, которые могут успешно восприниматься только при согласованной работе двух глаз.

Программа КЛИНОК-2 — комплексная интерактивная компьютерная программа для диагностики и лечения косоглазия, позволяющая осуществлять все традиционные процедуры аппаратного лечения, проводимого на синоптофоре.

Программа построена по принципу имитации соответствующих процедур, но позволяет расширить их временной и скоростной диапазон и использовать ряд новых режимов стимуляции. Диагностический блок программы обеспечивает количественную оценку состояния бинокулярных функций: определение характера зрения, гетерофории, функциональной скотомы, угла косоглазия и фузионных способностей.

Программа «ЦВЕТОК» — интерактивная тренировочная программа, имеющая игровой характер. Программа предлагает пациенту серию усложняющихся, но однотипных зрительных упражнений, состоящих в поиске заданного объекта среди нескольких объектов, предъявляемых на лепестках цветка.

Программа «eYe» («Ай») — предназначена для диагностики и лечения амблиопии и косоглазия, восстановления и развития бинокулярного зрения. В основу упражнений положены методы плеоптики, ортоптики и диплоптики. Разделение полей зрения осуществляется с помощью красно-синих очков.

Программа «Контур» — программа для лечения амблиопии, восстановления и развития бинокулярного зрения.

В бинокулярных упражнениях пациент в красно-синих очках, видя опорный рисунок одним глазом, обводит или дорисовывает его «пером», видимым другим глазом. Всего в программе 38 рисунков различной сложности. Для устранения функционального подавления и тренировки фузии предусмотрены многочисленные регулировки: изменяется соотношение контрастов объектов и толщина линий рисунка и «пера», объекты могут независимо переключаться из светлых в темные, включается мигание с управляемой частотой, регулируется сила стимула для периферической фузии.

Заключение.

Следует отметить и тот факт, что компьютерные технологии являются средством для формирования у незрячих учащихся социально-адаптивных, коммуникативных навыков с целью их дальнейшей интеграции в современное общество зрячих.

Как показывает опыт, вовлечение учащихся с нарушениями зрения в в различные Интернет-сообщества, в совместные со здоровыми детьми творческие проекты и мероприятия, способствуют формированию у них самостоятельности, уверенности в своих силах, желания и способности занимать активную жизненную позицию. Для детей обычных общеобразовательных школ такое общение позволяет приобрести опыт толерантного отношения к людям с другими возможностями, что в дальнейшем может послужить основой для формирования адекватного отношения к инвалидам со стороны современного общества.

Применение тифлотехнических средств наряду с другими реабилитационными мероприятиями повышает степень независимого существования человека в условиях зрительной депривации, создает предпосылки для достижения равных со зрячими возможностей и прав для разностороннего развития, повышение культурного уровня.

Диагностика дефектов зрения, методы подбора средств коррекции

Казалось бы, развитие методов рефрактометрии и исследования функций зрения достигло такого уровня, что выбор оптимального средства коррекции представляет собой чисто механическую задачу, которая может решаться по строгому алгоритму и даже автоматизированными системами.

Мы помним, однако, что попытка выдавать рецепт на очки прямо из выходного отверстия автоматического рефрактометра (а это предусматривалось в аппаратах типа «Диоптрон») потерпела неудачу. Очень быстро стало ясно, что для выписывания правильных, «комфортных» очков необходимы субъективный контроль и уточнение всех элементов коррекции. Тенденция к автоматизации не обошла и эту фазу подбора очков. Здесь обозначились два направления. Первое заключается в механизации и компьютеризации самого процесса смены пробных линз перед глазами пациента.

Создаются фороптеры с электронным управлением. Сигнал на установку определенных линз может подаваться как с автоматического рефрактометра, так и вручную с пульта управления; при этом оператор (врач или оптометрист) руководствуется результатами субъективных уточняющих проб, например дуохромного теста, астигматических проб со скрещенным цилиндром, бинокулярных балансных проб. Второе направление вообще исключает помещение пробных линз перед глазами. Их действие заменяет оптическая система, посредством которой пациенту показывают тестовые знаки. Приборы, использующие такие системы, известны еще с прошлого века и получили название оптометров.

Однако лишь недавно сконструированы оптометры, имитирующие действие не только сферического элемента коррекции. Оптометры либо выпускаются отдельно, либо (чаще) встраиваются в автоматические рефрактометры. Такими устройствами, в частности, снабжены некоторые модели рефрактометров фирм «Хэмфри», «Нидек», «Топкой». Работая с ними, оператор получает возможность сразу исследовать функции зрения пациента и провести коррекцию, установленную по данным автомата, проверить, оптимален ли каждый из ее элементов, и при необходимости ввести соответствующие поправки.

Читать еще:  Состав капель витабакт и показания к применению

Таким образом, можно подбирать и выписывать очки без традиционного для каждого глазного кабинета оснащения — набора стекол, пробной оправы и таблицы оптотипов. Однако будут ли изготовленные по рецепту очки в этом случае обеспечивать пациенту такое же зрение, которое было достигнуто при подборе? Гарантировать это нельзя, так как положение линз в очках перед глазами пациента далеко не всегда соответствует тому идеальному положению, которое предусматривают и фороптеры, и оптометры, да и традиционная пробная оправа. А уж размер очковых линз всегда больше размеров пробных линз и, как правило, больше размера поля зрения оптометров. Помимо того, зрение «в прибор» всегда другое, чем зрение в свободном пространстве: при этом независимо от воли пациента мобилизуются аккомодация, конвергенция, суживается зрачок, ограничиваются поисковые движения глаз в стороны.

Поэтому перед выпиской очков крайне желательно смоделировать их действие на пациента в той оправе, которую он себе выберет. Для этого нужно, во-первых, включить подбор оправы в сферу деятельности специалиста, подбирающего очки,—врача или оптометриста — и, во-вторых, создать устройство, позволяющее поместить пробные линзы в подобранную оправу возможно более точно в то же место, где будут находиться линзы корригирующие. Первое пока не осуществляется: оправу подбирают там, где заказывают очки, а не там, где их выписывают, хотя в процесс выбора оправы вносят элементы науки. Например, с помощью компьютера планируют оптимальную форму й размеры оправы для данного лица» а после подбора оправы с помощью специального прибора определяют нужное положение центров корригирующих линз в ней. Второе же находит свое выражение в создании специальных насадок, с помощью которых в обычную очковую оправу можно помещать пробные линзы.

Одну такую насадку мы тоже сделали. Она может надеваться как на пустую очковую оправу, так и на готовые очки. В первом случае она служит для подбора очковых линз, во втором —для определения ошибки в готовых очках, т.е. избыточности или недостаточности силы линз для данного пациента. Метод этот получил название «надкоррекция« (англ. overrefiraction); он особенно часто необходим при неудовлетворенности пациента очками с линзами высоких рефракций, т.е. при высокой близорукости или афакии. В этих случаях малейшее отклонение расстояния глаз — линза от стандартного приводит к значительным изменениям эффективной силы линз.

По нашему мнению, введение подобных насадок рано или поздно позволит перевернуть порядок подбора очков с головы на ноги, т.е. начать подбор с выбора подходящей оправы, а уже потом подбирать (или, по крайней мере, уточнять) линзы, которые будут в нее вставлены.

Ну а сами методы определения необходимых корригирующих линз, каков путь их развития? Задача объективного определения аметропии с введением автоматических рефрактометров может считаться решенной. Однако, как уже говорилось, очки нельзя пазначать только по объективным данным. Требуется проведение субъективных проб. При этом монокулярные пробы, т. е. уточняющие сферическую и цилиндрическую линзы, обеспечивающие наивысшую остроту зрения каждого глаза, мало подвергались изменению за последние 50 лет—это различные варианты дуохромного теста для сферы и пробы со скрещенным цилиндром — для цилиндра.

Зато в последнее время большое значение стали придавать бинокулярным пробам. Считается, что именно с их помощью можно прогнозировать зрительный комфорт в подобранных очках. При их отрицательном результате, т. е. при различных видах бинокулярного дисбаланса, необходимо изменить сферический, а иногда и добавить призматический элемент коррекции.

Из бинокулярных проб & США наибольшее значение придают фиксационной диспаратности, в Англии —тесту Турвилля, в котором часть оптотипов или букв предъявляется правому, а часть—левому глазу, в Германии—так называемому полатесту Хаазе, который также основан на разделении полей зрения двух глаз, но пациенту показывают не буквы, а различные геометрические фигуры, каждая из которых выявляет определенный дефект зрения — горизонтальные, вертикальные и торзионные гетерофории, а также анизейконию и анизоаккомодацию. Здравый смысл заставляет усомниться в ценности этих проб, особенно при назначении очков для дали. Ведь изменения, вносимые в коррекцию по их результатам, как правило, незначительны и чаще всего лежат в пределах компенсаторных возможностей зрительной системы.

Другое дело—подбор очков для работы на близком расстоянии. Здесь вообще нет такого четкого критерия оптимальной коррекции, как наивысшая острота зрения. Поэтому функциональные пробы на зрительный комфорт приобретают важное значение. Используют дуохромный тест, дуохромный тест в бинокулярном варианте с поляроидным разделением полей, лазерный оптометр. Для выяснения призматических добавок проводят определение гетерофории с разными положительными и отрицательными линзами и расчет на этой основе отношения аккомодативной конвергенции к аккомодации, а также устанавливают фузионные резервы с этими же линзами и рассчитывают необходимую силу призм. Этот метод называют иногда аналитическим подбором очков.

Уже обилие предложенных методов показывает, что нет пока единого надежного способа определения «комфортных» очков для работы на близком расстоянии. Разработка такого способа—дело будущего.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector