15 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Диагностика нарушений зрения

Детская офтальмология. Актуальные методы лечения нарушения зрения у детей

Зрение является одним из основных показателей здоровья ребенка. Однако, дети редко могут самостоятельно понять, что с их зрением что-то не в порядке. Родителям следует быть внимательными и регулярно показывать ребенка детскому офтальмологу с первых месяцев жизни. Особого внимания требует школьный возраст, когда нагрузка на глаза резко возрастает.

Чем раньше будут выявлены проблемы со зрением у ребенка, тем проще будет с ними справиться. Правильно диагностировать заболевание и назначить необходимую терапию может только опытный детский офтальмолог.

Причины и виды нарушения зрения у детей

Основными причинами нарушения зрения у детей являются наследственные и врожденные заболевания, травмы, высокая нагрузка на глаза, аллергические заболевания. Основные нарушения зрения у детей перечислены ниже.

Близорукость. Если ребенок слишком близко придвигается к телевизору или монитору, низко наклоняется над тетрадями или книгами, не может различить надписи на вывесках магазинов, возможно, у него развивается близорукость. Следует срочно показаться врачу.

Дальнозоркость. При дальнозоркости ребенок хуже видит предметы, расположенные ближе к нему. У новорожденных присутствует естественная дальнозоркость, которая вскоре проходит сама собой. Если этого не произошло или вы вдруг стали замечать, что ребенок старается отодвинуть от себя предметы, чтобы лучше их рассмотреть, то есть повод для беспокойства.

Астигматизм. Нарушение формы хрусталика, роговицы или глаза. Часто развивается в раннем возрасте. Проявляется в виде снижения остроты зрения. Без лечения может приводить к головным болям и резям в глазах.

Косоглазие. Нарушение взаимного расположения глазных осей, при котором они не могут перекреститься на фиксируемом предмете. Врожденное косоглазие проявляется у грудных детей в возрасте до 6 месяцев, приобретенное – после 3 лет. Ошибочно мнение, что косоглазие может пройти само собой, оно требует обязательного лечения.

Амблиопия. При этом заболевании один из двух глаз либо не участвует в зрительном процессе, либо задействован в нем меньше другого, что приводит к снижению остроты зрения. Составляет треть всех глазных патологий у детей.

Диагностика нарушения зрения

Чем раньше будет диагностировано нарушение зрения, тем проще будет его скорректировать. Для этого необходимо обратиться к грамотному детскому офтальмологу в авторитетную клинику для проверки остроты зрения, и если потребуется – для проведения биомикроскопического исследования, осмотра глазного дна, измерения угла косоглазия, определения объема движения глаз и конвергенции, проверки цветовосприятия. На основе данных исследований можно достоверно диагностировать близорукость, дальнозоркость, астигматизм либо другие негативные изменения зрительной функции.

Актуальные методы лечения заболеваний глаз

Большинство заболеваний зрительной системы успешно лечится еще в детстве, что помогает не доводить ситуацию до хирургического вмешательства. Современная офтальмология применяет в своей практике целый ряд современных технологий, среди которых:

  • Лазерная терапия. Широко применяется в офтальмологической практике для коррекции близорукости, дальнозоркости и астигматизма. Позволяет лечить высокие степени нарушения зрения у детей.
  • Фотостимуляция. Воздействие световыми импульсами на сетчатку и зрительный нерв позволяет добиться ощутимых успехов в терапии близорукости, дальнозоркости, амблиопии.
  • Цветотерапия. При зрительном утомлении, близорукости, косоглазии целесообразным признано воздействие световыми волнами разной длины на сетчатку глаза с целью стимуляции ее чувствительности и восстановления остроты зрения. Используются красный, зеленый, синий, фиолетовый цвета.
  • Магнитотерапия. Воздействие на глаз магнитного поля приводит к расширению сосудов сетчатки, снижает внутриглазное давление, ускоряет процессы регенерации. У детей применяется при лечении амблиопии.
  • Электростимуляция зрительного нерва. Эффективный метод терапии, применяемый при лечении близорукости, англиопии и косоглазии. Электростимуляция улучшает проводимость импульсов в зрительном нерве.
  • Видеокомпьютерная коррекция зрения. Специальный курс тренировок для сетчатки и мышц глаза. Назначается для коррекции дальнозоркости, амблиопии, косоглазия.

Профилактика нарушения зрения у детей. Советы офтальмологов

Специалисты-офтальмологи советуют родителям контролировать время пребывания детей за компьютером и просмотром телевизионных программ, правильно оборудовать рабочее место, делать специальные упражнения и следить за гигиеной глаз. Профилактический осмотр глазного врача обязателен раз в год даже при отсутствии у ребенка жалоб. Элементарная проверка зрения занимает немного времени и может предотвратить множество проблем.

Мно­гие ро­ди­те­ли не­до­оце­ни­ва­ют важ­ность по­се­ще­ния оф­таль­мо­ло­га в про­фи­лак­ти­чес­ких це­лях, по­ка не за­ме­тят яв­ных при­зна­ков на­ру­ше­ния зре­ния у ре­бен­ка ли­бо не услы­шат от не­го жа­лоб. От­сут­ст­вие куль­ту­ры про­фи­лак­ти­ки и упреж­да­ю­щей ди­аг­нос­ти­ки дет­ских глаз­ных бо­лез­ней в стра­не мо­же­те вос­пол­нить вы, ро­ди­те­ли, за­пи­сав сво­е­го ре­бен­ка на при­ем к дет­ско­му оф­таль­мо­ло­гу!

Диагностика нарушений зрения

а) Общие признаки церебрального нарушения зрения. Церебральные нарушения зрения включают в себя большое количество разнообразных нарушений и дисфункций, количественная оценка которых может быть затруднена вследствие наличия осложняющих взаимодействие с пациентом сопутствующих двигательных или интеллектуальных нарушений.

Часто отмечается вариабельность результатов оценки зрительных функций, связанная с нарушением внимания, чрезмерной зрительной нагрузкой и утомляемостью. Вариабельность результатов периметрии, вероятно, вызвана нарушениями внимания и симультанагнозией. При тяжелых нарушениях зрения также описаны как пристальный взгляд на свет, так и светобоязнь.

б) Признаки перцептивной зрительной дисфункции. Мы выяснили, что систематизированный анамнез о поведении, типичном для перцептивной зрительной дисфункции помогает диагностировать состояние и вызвавшую его патологию, а также спланировать реабилитацию больного. Мы разработали специальные опросники.

Опросник из 51 пункта (разделенный на семь групп вопросов) составлен для диагностики нарушений следующих функций: поле зрение или направленное внимание; восприятие движения; управляемые зрением движения тела; зрительное внимание; способность ориентироваться в многолюдных местах и обстановке; распознавание и ориентация.

Этот опросник характеризуется высокой надежностью при обследовании пациентов с церебральными нарушениями зрения легкой/средней степени. Исходя из нашего опыта, приведенный ниже перечень вопросов (оказавшийся особенно специфичным и чувствительным) является информативным и быстрым тестом для выявления детей, требующих дальнейшего обследования:
1. Вашему ребенку трудно спускаться по лестнице?
2. Ваш ребенок испытывает трудности при наблюдении за быстро движущимися объектами, например животными?
3. Вашему ребенку трудно на большом расстоянии разглядеть то, на что ему указывают?
4. Вашему ребенку трудно выбрать нужный предмет гардероба из кучи одежды?
5. Ваш ребенок с большим трудом и долго копирует слова и рисунки?

Также в ходе крупного продольного популяционного исследования был применен опросник из 12 пунктов. Половина вариантов всех ответов объяснялась тремя типами зрительного поведения:
1. Анализ изображения с большим количеством беспорядочно расположенных предметов.
2. Визуальное управление движениями.
3. Распознавание лиц.

Выявлена положительная корреляция результатов исследования способности анализа изображения с большим количеством беспорядочно расположенных предметов и тестов на чтение, также предполагается наличие положительной корреляции результатов теста на управление движениями и результатов математических тестов. Таким образом, методический сбор анамнеза в клинике может использоваться в качестве скринингового исследования на предмет субклинических перцептивных зрительных расстройств, которые могут ухудшать успеваемость в школе.

Читать еще:  Таблица для проверки зрения у окулиста для водителей

Очевидно, скрининг будет иметь смысл только после появления новых данных, которые позволят разработать эффективные образовательные методики для таких пациентов. Необходимо и далее совершенствовать эти опросники и исследовать, как их результаты коррелируют с результатами специализированных психометрических тестов на зрительное восприятие.

в) Осмотр при центральном нарушении зрения:

1. Нейроофтальмологическое обследование. Требуется проведение нейроофтальмологического обследования, включающего в себя определение остроты зрения для дали и для близи, исследование цветовосприятия (зачастую относительно хорошего при церебральных нарушениях зрения), периметрию, оценку подвижности глаз (часто встречаются апраксии, параличи взора и нарушения плавных следящих движений, более выраженные при наличии субкортикальных поражений), офтальмоскопию (этой патологии часто сопутствуют атрофия зрительного нерва или аномалии сетчатки) и рефрактометрию (отмечается более высокая частота всех видов аномалий рефракции) с динамической ретиноскопией, поскольку при церебральном параличе часто встречается снижение аккомодации.

2. Психометрическое обследование. У глубоко недоношенных детей и при церебральных нарушениях зрения отмечается снижение психометрических показателей зрительного восприятия. У детей с нарушениями функций головного мозга при психометрических тестах могут выявляться низкие показатели зрительного восприятия и вследствие специфического перцептивного расстройства зрения, и вследствие диффузного поражения мозга. При обследовании детей с церебральными нарушениями зрения результаты тестов следует трактовать с осторожностью.

У недоношенных детей с перивентрикулярной лейкомаляцией могут выявляться дефекты обработки движущегося изображения и распознавания.

Снижение остроты зрения может отрицательно влиять на результаты тестов на перцептивные зрительные функции, хотя некоторые дети с низкой остротой зрения могут выполнять такие тесты с хорошими результатами.

г) Инструментальное обследование. Высшие зрительные функции исследуются при помощи электрофизиологических методов, обеспечивающих более точное временное разрешение, но менее точную анатомическую локлизацию по сравнению с МРТ или фМРТ.

1. Зрительные вызванные потенциалы. Исследование поздних или связанных с событием зрительных вызванных потенциалов как показателей высших зрительных функций позволяет получать объективные значения и осуществлять наблюдение в динамике.

2. МРТ. При подозрении на церебральное нарушение зрения МРТ является методом выбора для визуализации изменений. Метод позволяет дифференцировать первичную кортикальную патологию (при которой специфические анатомические поражения могут быть связаны со специфическими перцептивными нарушениями) от субкортикальных поражений, например перивентрикулярных поражений белого вещества, обычно сопровождающихся дисфункцией дорсального потока. Отмечается корреляция между рентгенологическими изменениями и нарушениями зрительного восприятия.

фМРТ и диффузные тензорные изображения позволили лучше изучить топографию и функциональную организацию зрительных путей и в будущем, вероятно, позволят лучше понять природу церебральных нарушений зрения.

д) Ведение больных. Оцениваются зрительные функции, в том числе пороговые, такие как острота зрения, поля зрения, контрастная чувствительность и цветовосприятие, и функциональное зрение (оцениваемое бинокулярно); перцептивные зрительные нарушения, ограничивающие повседневную деятельность, оцениваются с позиций:
• Доступности информации на близком и далеком расстоянии.
• Социального взаимодействия.
• Управления движениями верхних и нижних конечностей и тела.

Оптимальная адаптация и реабилитация требует подбора специальных методов для удовлетворения каждого из этих трех требований, которые основываются на трех подходах:
• Компенсация или адаптация к имеющимся нарушениям
• Замещение или изменение окружающей обстановки или применение специальных устройств
• Восстановление или тренировка нарушенных функций

Необходимо понять каждого ребенка со зрительными и перцептивными нарушениями, создать оптимальный уровень комфорта в школе и дома, изучить уникальный профиль зрительных нарушений каждого пациента и разработать соответствующие программы адаптации.

Аксиальная (Т2-взвешенная) и корональная (в режиме подавления сигнала свободной воды — FLAIR) MPT
(видны перивентрикулярные изменения белого вещества различной тяжести) трех детей с поведением, характерным для дисфункции дорсального потока и дефектом нижней половины поля зрения.
(А, Б) пациент 1; (В, Г) пациент 2; (Д, Е) пациент 3.
В таблице освещены часто встречающиеся типы поведения,
приведены адаптационные методики и приемы, помогающие детям с перцептивными нарушениями зрения.

Проверка зрения у детей: таблицы и картинки для проверки в домашних условиях

Зрение у детей разного возраста имеет свои особенности. У них могут развиваться заболевания, которые родителям трудно заметить. Поэтому необходимо регулярно проводить проверку, как самостоятельно, так и в кабинете офтальмолога.

Особенности детского зрения в разном возрасте

Большую часть информации о своем окружении человек получает через зрение. В детском возрасте она усваивается наиболее интенсивно, но при нарушениях зрения у ребенка могут возникнуть проблемы.

Согласно статистике, у одного из пяти школьника выявляют нарушения зрения. У дошкольников этот показатель несколько ниже: один из десяти видит недостаточно хорошо.

Следует помнить, что в детском возрасте органы зрения восстанавливаются быстрее при своевременно начатом лечении. Но также у детей есть свои особенности:

  • новорожденные и малыши до года не могут иметь 100% зрение;
  • зрительный аппарат устает быстрее, чем у взрослых, поэтому следует избегать чрезмерных нагрузок (компьютерные игры, просмотр мультфильмов и т. д.);
  • ребенок не может самостоятельно указать на проблему, поэтому следует внимательно присмотреться к его поведению, привычкам.

Какое зрение у детей считается нормальным?

Новорожденные практически ничего не видят, но постепенно зрение начинает улучшаться, но при условии, что они правильно развиваются и не имеют никаких патологий.

Нормальные показатели для разного возраста:

  • первые дни после появления на свет — младенец воспринимает все объекты в виде нечетких пятен и на расстоянии не больше одного метра, зрачки при воздействии на них источником света должны сужаться;
  • 1 месяц после рождения — грудничок лучше различает предметы, но пока в черно-белых тонах, сетчатка еще не до конца адаптировалась к окружающему миру;
  • 2-3 месяца — ребенок уже различает лица близких людей, следит за яркими игрушками взглядом, понимает, когда вокруг меняется обстановка (комната/улица);
  • 4 месяца-полгода — малыш уже различает цвета, формы предметов;
  • 12 месяцев — ребенок уже полноценно видит окружающие его предметы, но острота зрения пока составляет 50%;
  • 6 лет — зрительный аппарат к этому времени еще полностью не сформирован, но видит первоклассник, как обычный взрослый человек.

Перед школой обычно обнаруживаются первые нарушения зрительной функции, поэтому важно дозировать нагрузки в учебное время и обратиться за помощью к офтальмологу.

Причины нарушения зрения у детей

К основным причинам нарушений относятся:

  1. Наследственные. Унаследовать само заболевание невозможно, только лишь предрасположенность к нему. Но если оба родителя имели нарушения зрения, то шанс заполучить их повышается до 80%. К наследственным патологиям относятся: катаракта, глаукома, миопия, дальнозоркость, астигматизм, некоторые поражения сетчатки, зрительного нерва.
  2. Врожденные. Нарушения появляются еще во время внутриутробного развития. Они становятся следствием хронических заболеваний, вредных привычек матери, перенесенных в период беременности инфекций.
  3. Приобретенные. Приобретаются в течение жизни по разным причинам: травмы, глазные болезни, несбалансированное питание, нарушение режима, большие зрительные нагрузки, онкологические заболевания, поражения ЦНС.
Читать еще:  Насмотрелся на сварку болят глаза чем лечить дома

Утрата способности видеть может произойти в любом возрасте, поэтому надо принять меры по ее предупреждению. Можно регулярно проводить проверку зрения у детей в домашних условиях, но она не даст такого результата, как осмотр у детского офтальмолога.

Симптомы и признаки нарушений

Наиболее часто встречающиеся симптомы и признаки нарушений:

  • грудничок, которому больше 2-ух месяцев, не фокусирует взгляд на предметах при их перемещении, не реагирует на появление мамы в поле видимости;
  • наблюдается непроизвольное подрагивание глазных яблок (медицинский термин — нистагм);
  • было замечено косоглазие на одном или обоих глазах;
  • глазные яблоки кажутся набухшими, это может свидетельствовать об онкологических заболеваниях, высоком внутричерепном давлении, поражении щитовидной железы;
  • зрачок изменил темную окраску на более светлую и кажется что он подсвечен, это говорить об онкологическом поражении зрительного аппарата;
  • ребенок прищуривается, трет глаза, жалуется на дискомфорт, раздваивание предметов, болевые ощущения;
  • школьник или детсадовец быстро устает, жалуется на головную боль или головокружение, постоянно хочет спать;
  • замечено, что ребенок моргает чаще, чем следует.

Если у ребенка наблюдается два или более симптомов на постоянной основе, то обследование у врача обязательно.

Особенности развития детей с нарушениями

За ребенком с нарушениями необходим особый уход, чтобы он мог полноценно развиваться и контактировать со сверстниками. Не стоит ругать сына или дочь, если у них что-то не получается в силу их особенностей, но за каждый, даже маленький успех, необходимо хвалить.

При необходимости ребенка отводят к психологу, который поможет ему социально адаптироваться.

При нарушениях зрительной функции зачастую страдает память, поскольку в мозгу практически не формируются визуальные образы. Из-за этого возникает частичная дезориентация, которая может прогрессировать по мере развития заболевания.

Ребенку нужно обеспечить развитие в комфортных условиях: окружить его яркими крупными игрушками, помогать развивать воображение чтением, играми.

Как проверить зрение у ребенка в домашних условиях

Дошкольники и ученики школ должны проходить регулярные осмотры у офтальмолога, но при желании можно провести проверку зрения у детей дома.

До года самостоятельно определить остроту зрения практически невозможно, поскольку дети в этом возрасте не разговаривают. Они должны следить глазами за игрушками (в 1-3 месяца), тянуться за ярким предметом (старше 3-х месяцев). После уже можно использовать примитивные тесты, а после трех лет — таблицы Сивцева, Орловой.

Примитивный тест

Для проверки детей старше года применяют специальный тест: лист белой бумаги с распечатанными или нарисованными горизонтальными линиями. Малышу закрывают по очереди то один, то второй глаз и показывают рисунок. При этом он должен рукой потянутся к той части листа, где изображены полосы.

Перед началом теста желательно максимально доступно объяснить сыну или дочери, что от него требуется.

Если ничего не получилось, не стоит отчаиваться, это не значит, что малыш плохо видит. Возможно, он просто не понимает задания или ему не интересно.

Таблицы Сивцева

Таблицы Сивцева чаще используются для проведения проверки у школьников. На ней изображены буквы. Разработана она была практически сто лет назад, но до сих пор успешно применяется, обнаружить ее можно в кабинете у каждого офтальмолога.

В домашних условиях таблицу распечатывают на принтере на стандартном листе А4. Ребенка нужно усадить от нее на расстоянии 2,5 м, поскольку буквы имеют меньший размер, чем на стандартном плакате. Он должен назвать все символы, которые изображены на десятой строке. Возможно допускать при проверке не более 1-2 ошибок.

Когда проверяется зрение, комната должна быть хорошо освещена. Глаза по очереди прикрывают ладошкой, не надавливая на них.

Таблицы Орловой

Таблицы офтальмолога Орловой применяется для детей 3-7 лет, иногда и для более младшего возраста. Вместо букв на ней изображены примитивные легко узнаваемые фигурки: грибы, самолеты, силуэты животных, машины, деревья.

Проверка проходит тем же способом, что и при использовании таблиц Сивцева. Следует учитывать, что дошкольники быстро устают и теряют интерес к происходящему, поэтому нужно просить их назвать по одному символу из каждой строчки, а не заставлять назвать все фигуры в строке. Только если ребенок не может назвать фигуру, нужно указать на следующую, расположенную в той же строчке.

Иногда вместо таблиц Орловой используется изобретение Головина. Оно тоже представляет собой строки с изображениями определенных размеров. Но на таблицах изображаются окружности, не до конца замкнутые с одной из сторон.

Дуохромный тест

Дуохромный тест поможет узнать об имеющихся заболеваниях: дальнозоркости и близорукости. Он представляет собой изображение букв на красном и зеленом фоне. Человек с нормальным зрением видит одинаково четко на обоих полях. Если символы четче на красном фоне — это признак миопии, на зеленом — симптом дальнозоркости.

Проводить дуохромный тест надо с расстояния одного метра.

Когда срочно необходимо обратиться к врачу?

Незамедлительно следует записаться на прием к офтальмологу в следующих случаях:

  • ребенок постоянно путает цвета, хотя ему больше 3-5 лет;
  • краснеют, болят, слезятся, отекают глаза, из них появляются непонятные выделения;
  • при просмотре мультфильмов малыш очень близко садится к экрану, а если отодвигается, то начинает прищуриваться, тереть глаза или растягивать уголки век;
  • сын или дочь постоянно жалуется на усталость и головные боли после зрительных нагрузок, в конце дня;
  • при чтении ребенок не может следить только глазами за строкой, он поворачивает голову из стороны в сторону.

Специализированный осмотр офтальмологом

Осмотры в клинике нужно проводить регулярно. Рассмотрим, когда проходит проверка зрения у детей разных возрастов.

Первый раз органы зрения осматривает врач-неонатолог при рождении. У младенца можно обнаружить аномалии строения зрительного аппарата, врожденные заболевания (глаукома, катаракта, опухоли и т. д.).

В следующий раз проверка проводится в один месяц. Для здоровых детей она не обязательна. Обычно ее назначают недоношенным, рожденным с родовыми травмами, асфиксией, заболеваниями глаз.

В три месяца зрительная система проверяется обязательно. В основном обследование зрения проводятся бесконтактным способом, в этом возрасте изучается состояние глазного дна после закапывания капель для расширения зрачка.

Следующий обязательный осмотр проводится в 12 месяцев. С помощью специальных аппаратов врач определяет остроту зрения, общее состояние зрительного аппарата.

Читать еще:  Расходящееся косоглазие у детей причины лечение

Осмотр детей до З лет

В этом возрасте не все малыши внятно говорят и понимают, поэтому медосмотр проводится следующим образом:

  • изучается состояние сетчатой, роговой оболочки, хрусталика, глазного дна;
  • доктор проводит перед глазами яркой игрушкой и определяет, как происходит фокусировка на предмете, аккомодация, нет ли косоглазия;
  • возможна проверка с помощью таблиц и диагностика на офтальмологическом оборудовании.

Проверка у дошкольников

Дошкольникам в возрасте 3-6 лет остроту зрения определяют по таблицам с рисунками или незамкнутыми окружностями. Но сначала ребенку показывают и называют предметы, а потом просят это сделать самостоятельно.

Проверять зрение можно при условии, что малыш спокоен, не нервничает и не плачет, иначе результаты будут неточными.

Осмотры проводятся с периодичностью один раз в году.

Проверка у школьников

Школьникам ежегодно проводят медосмотр по таблице Сивцева. Им дают прикрыть глаз пластиковой лопаточкой, просят назвать буквы. Проверку нужно проводить с верхнего ряда и постепенно спускаться в низ таблицы, но чтобы было быстрее доктор просит назвать буквы в строке, которая соответствует 100% зрению. Расстояние при этом должно составлять не более 5-6 метров.

В каких случаях выписывают очки для детей

Офтальмолог может выписывать очки при следующих заболеваниях:

  • миопия;
  • дальнозоркость;
  • косоглазие;
  • астигматизм;
  • амблиопия (“ленивый глаз”).

Противиться ношению корректирующей оптики не стоит, поскольку она не вызывает атрофию зрительных нервов, делает изображения более четкими.

Методы лечения

Лазерную коррекцию в детском возрасте делают крайне редко, она возможна после 10-12 лет только по строгим показаниям врача. У детей зрение легко поддается коррекции, поскольку зрительный аппарат пока не до конца сформирован. Для лечения назначается:

Положительный эффект достигается только при использовании всех вышеперечисленных методов одновременно. Но назначаться терапия должна только окулистом.

Приглашаем получить консультацию бесплатно в нашей клинике Элит Плюс. У нас есть все необходимое оборудование для диагностики и лечения. Записаться можно по телефону: ☎ +7 (495) 960-00-33 или отправив онлайн заявку.

Рекомендации родителям

Для профилактики глазных заболеваний родители должны соблюдать следующие правила:

  • обеспечить хорошее освещение, свет должен падать, слева или сзади, не бить прямо в глаза;
  • подобрать мебель по возрасту, чтобы ребенок доставал до письменного стола;
  • дозировать зрительную нагрузку, ограничить просмотр ТВ, компьютерные игры;
  • обеспечить отдых в свободное время (прогулки по парку, езда на велосипеде, роликах);
  • обучить правилам гигиены (не трогать глаза грязными руками, умываться, не смотреть на яркий свет);
  • обеспечить полноценное питание, давать больше овощей, фруктов, включить в рацион рыбу, орехи, нежирное мясо.

Методы диагностики нарушений зрения

Диагностика и анализы — Методы диагностики нарушений зрения

Методы диагностики нарушений зрения — Диагностика и анализы

Нарушения зрения и его органов могут значительно снижать качество жизни человека. В таком случае без помощи врача-офтальмолога не обойтись. Этот специалист проводит диагностику и лечение заболеваний клетчатки глаза, костных структур глазницы, повреждений глазного яблока и таких придатков глаза как веки, слезные железы, конъюнктивы. Залогом успешного лечения являются современные методы диагностики нарушений зрения и своевременное обращение к врачу.

Следует отметить, что диагностику нарушений зрения следует проходить 1 раз в течение года. Это позволит своевременно выявить заболевание глаз и предотвратить его развитие на первых стадиях развития.

Методы диагностики

Во-первых, диагностика заключается в анализе способности глаза человека четко видеть объекты, расположенные на определенном удалении от глаз. Это дает возможность оценить поле зрения и способность глаза различать цвета.

При диагностике нарушений зрения используют специальные таблицы. Человеку показывают таблицы с набором букв, цифр или других символов, различающихся по размеру. Таблица должна быть зафиксирована, например, на стене или отображаться при помощи проектора на ней. Обследуемый пациент должен определить, какие буквы, цифры или символы ему показывает врач. Сначала следует проверить остроту зрения каждого глаза, при этом пациент должен прикрывать каждый глаз поочередно. Неприкрытым глазом пациент должен пытаться рассмотреть и озвучить символы. Потом следует проверить остроту зрения на обоих глазах одновременно, то есть смотреть на таблицу нужно двумя глазами. Если человек носит средства, корректирующие зрение, очки или контактные линзы, то зрение нужно проверить без них, а затем в них. Для диагностики нарушения зрения вблизи следует прочесть фрагмент текста, напечатанный разным шрифтом.

Если диагностика выявила нарушение зрения, а именно его снижение, то глазной врач должен установить причины таких нарушений. Для этого назначают анализ рефракции пациента.

Анализ рефракции человека – это определение оптической интенсивности средств коррекции для зрения, которые понадобятся пациенту для того, чтобы он мог нормально видеть. В исследовании рефракции больного могут возникать ошибки в случае, если фокусирование лучей света происходит не в центре глазной сетчатки, а немного ближе или дальше нее. Если человек постоянно носит контактные линзы или очки, то диагностика нарушений зрения обязательно должна включать анализ рефракции.

В диагностике нарушений зрения определяют характеристики зрительного поля, для чего врач должен оценить периферическое зрение пациента. Поле зрения – это область, которую человек увидит при неком конкретном направлении его глаз. При этом объекты, попадающие в центр поля зрения, он видит четко, объекты на периферии — расплывчато и нечетко.

Диагностика на цветовое восприятие выполняют для того, чтобы установить или опровергнуть диагноз «дальтонизм». Это нарушение цветового восприятия у человека, связанное с патологией сетчатки глаза или зрительного нерва. Проверку восприятия цвета нужно регулярно проводить у людей с генетической предрасположенностью к развитию дальтонизма.

Процедура выявления проблем со зрением должна быть регулярной. Если врач не выявил у человека никаких нарушений зрительных функций, то диагностика зрения проводится по следующему принципу:

  • после рождения ребенка на свет;
  • младенцу в возрасте 6 месяцев;
  • ребенку в 3-летнем возрасте;
  • непосредственно перед поступлением в школу;
  • каждый год на протяжении всего обучения в школе;
  • 1 раз в 2 года в период от 20 до 65 лет;
  • каждый год в возрасте от 65 лет и старше.

Указанные периоды условны, носят рекомендательный характер и могут быть скорректированы вашим глазным врачом. Описанный выше принцип диагностики зрения адаптирован к людям, не имеющим серьезных проблем в работе органов зрения. При обнаружении любых отклонений зрения от нормы врач может назначать более частые обследования у офтальмолога, при этом схема посещения врача разрабатывается индивидуально.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector