14 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Классификация и варианты терапии

Классификация психотерапевтических подходов

К более полному пониманию психотерапии ведет ее классификация.

Психотерапию можно, как уже сообщено выше, подразделить на осознаваемую и бессознательную. Это, с одной стороны, мировоззрение, с другой – сумма технологий воздействия и взаимодействия людей.

В психотерапии можно выделить вербальный и невербальный аспекты, ее можно подразделить на прямую и опосредованную. В свою очередь, опосредованную психотерапию можно подразделять по способам опосредования. Это могут быть плацебо, биологически активные добавки, деньги и многое другое.

Многоосевая классификация

На основании изучения литературы и исходя из результатов собственной работы мы пришли к заключению о наибольшей эффективности и функциональности многоосевой классификации. В ней психотерапия рассматривается по семи осям: ось цели, ось объекта, ось модели, ось места терапии в лечебном, коррекционном или воспитательном процессе, ось продолжительности терапии, ось основных технологий психотерапии, описательная ось.

Ось цели

Терапия может преследовать цели лечения, предупреждения, развития, диагностики, разрешения проблемы и т.д.

Ось объекта

У терапии может быть только три объекта: личность, семья или группа.

Ось модели

Можно выделить шесть моделей терапии: медицинскую, психологическую, педагогическую, философскую, социальную и недифференцированную.

В медицинской модели психотерапия предназначена для лечения, предупреждения или диагностики заболеваний. Это наиболее традиционная и распространенная модель психотерапии. Большое место в нашей стране в ней занимает раздел, получивший название «клинической психотерапии». Это такая врачебная психотерапия, которая использует парадигмы психотерапии, психиатрии и той клинической дисциплины, где она применяется.

В психологической модели психотерапия предназначена для разрешения проблем, не достигающих уровня патологии, однако влияющих на развитие психологических функций, личностный рост. В медицинской модели часто используют синдромологический и нозологический подходы к пониманию расстройств и к их диагностике. В психологической модели используют так называемый проблемный подход. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. На их характеристиках мы остановимся ниже.

Педагогическая модель терапии предполагает ее направленность на процесс обучения, воспитания и перевоспитания.

В философской модели психотерапия предназначена для достижения понимания собственной личности, мира, своего места в мире. Она оказывает влияние на формирование и изменение мировоззрения.

При социальной или политической модели технологии психотерапии используются для манипулирования человеком или группой, которую может составлять и все общество.

Ось места

Рассмотрим эту ось на примере медицинской модели. Здесь выделяются четыре варианта. В первом из них психотерапия только сопровождает лечебный процесс, занимая лишь второстепенное место. В другом варианте психотерапия занимает одно из важных мест в лечении наряду с другими подходами. В третьем варианте психотерапия является главным методом, тогда как другие оказываются вспомогательными. В четвертом варианте она является единственным методом лечения. Перечисленное относится также к коррекционному или воспитательному процессам.

Ось продолжительности

Выделяются четыре варианта: терапия сверхкороткая (сверхбыстрая), короткая (быстрая), длительная (медленная), сверхдлительная (сверхмедленная).

Сверхкороткая терапия длится минуты и часы, направлена на разрешение актуальных, изолированных проблем и конфликтов; глубокими личностными проблемами она не занимается. Ее эффект может отличаться нестойкостью. Примером может служить нейролингвистическое программирование.

Короткая терапия длится в течение часов и дней. Личностным содержанием занимается в пределах необходимого минимума для решения актуальной проблемы. Ее эффективность часто более стойкая. Характерно, что она как бы запускает процесс изменения, который продолжается и после завершения терапии. Примером может служить метод кристаллизации проблем.

Медленная терапия длится месяцы. Она занимается личностным содержанием проблем. Прорабатывает множество деталей. Ее эффект развивается медленно и носит стойкий характер. Примером является трансактный анализ.

Сверхмедленная терапия длится годы. Она занимается сознательным и бессознательным клиента или пациента. Много времени посвящает достижению понимания сути переживаний. Обычно большую роль отводит раннему опыту человека. Эффект сверхмедленной терапии развивается постепенно, носит длительный характер. В ряде случаев он зависит от сохранения контакта между терапевтом и пациентом. Примером является классический психоанализ.

Ось основных технологий

Здесь расположены базовые техники и приемы каждого подхода. Такие, как суггестия, состояние транса, технологии интервью в вербальной психотерапии, рефреминг и т.д.

Описательная ось

Исследователи называют от 500 до 700 зарегистрированных в мире методов терапии. В нашей стране их, разумеется, значительно меньше. Так, в программе «Зимнего декадника в Красноярске» в 1995 году было представлено всего 26 методов. Это классический психоанализ, трансактный анализ, экзистенциально-гуманистическая психотерапия, трансперсональная психотерапия, эриксоновская терапия и гипноз, традиционный гипноз, интенсивная психотерапевтическая жизнь, нейролингвистическое программирование, гештальт-терапия, рационально-эмотивная терапия, музыкотерапия, голотропное дыхание, свободное дыхание, телесно-ориентированная психотерапия, игровая психотерапия, метод кристаллизации проблем, комплексная немедикаментозная терапия заболеваний внутренних органов, библиотерапия, арт-терапия, семейная психотерапия, целенаправленное моделирование эмоций, видеотерапия, позиционная психотерапия, ребефинг. Многие из названных методов представляются достаточно новыми для нашей страны.

Методы, рекомендуемые Минздравом России

В 1998 году Министерство здравоохранения России рассмотрело список рекомендуемых для Российской Федерации методов психотерапии. В этот список вошли зарекомендовавшие себя и распространившиеся в России 26 методов: арт-терапия, аутогенная тренировка, гештальт-психотерапия, гипносуггестивная психотерапия, групповая динамическая психотерапия, динамическая краткосрочная психотерапия, когнитивно-поведенческая психотерапия, личностно-ориентированная реконструктивная психотерапия, логотерапия, недирективная психотерапия по К. Роджерсу, нейролингвистическое программирование, поведенческая психотерапия, психодрама, классический психоанализ, рациональная психотерапия, семейная психотерапия системная, телесно-ориентированная психотерапия, терапия творческим самовыражением, трансактный анализ, трансперсональная психотерапия, эмоционально-стрессовая психотерапия, эриксоновский гипноз, клинический психоанализ, континуальная психотерапия, экзистенциальная психотерапия, социально-психологический тренинг. Предусмотрен механизм введения и других методов психотерапии.

Психотерапия и психологическое консультирование

Ближайшим родственником психотерапии является психологическое консультирование. Где же кончается одно и начинается другое? На этот трудный вопрос предлагается множество ответов. Часть зарубежных практикующих специалистов попросту не разделяет эти понятия, а использует их как синонимы. Так, Е. Айви и соавт. (1987) предлагают всех специалистов в области психотерапии и консультирования называть терапевтами. Ведь и характер работы, и профессиональная и личностная подготовка этих специалистов имеют много общего.

В нашей стране практически сложились следующие представления. Когда больной человек приходит к врачу, то врач может проводить с ним психотерапию. Когда здоровый человек или человек без выраженной патологии приходит к психологу, то последний осуществляет консультирование. Исходя из такой крайней точки зрения, предполагается, что больной не попадает к психологу, а здоровый – к врачу. В жизни все значительно сложнее. С нашей точки зрения, уверенно разделить психологическое консультирование и психотерапию можно только в особых, крайних случаях. Зачастую же такое разделение представляется неубедительным, да и искусственным.

И все же в связи с тем что профессии консультанта и психотерапевта во многих странах разделяются, важно стремиться учитывать их различия.

Хотя консультирование в разных школах отличается значительно, здесь все большее распространение, как и в психотерапии, получает эклектический подход. Он пытается интегрировать лучшие достижения различных школ.

Диагностика в психотерапии: за и против

В психотерапии есть две точки зрения на диагностику. Точки зрения представителей различных школ, занимающихся психологическим консультированием, обобщены в работе Р. Кочюнаса (1998).

Сторонники диагностики утверждают, что диагноз, основанный на оценке поведения в настоящем и прошлом, позволяет правильно планировать оказание помощи дает возможность прогнозировать дальнейшее развитие расстройств. Он определяет стратегию терапии. Диагностика позволяет уточнить расстройства, более объективно оценить эффективность терапии. Диагнозы помогают терапевтам различной ориентации понимать друг друга и сотрудничать. Диагностика необходима при научно-исследовательской работе.

Эти аргументы трудно не учитывать, хотя некоторые из них представляются спорными.

Противники диагностики могут привести свои доказательства. Так, при диагностике клиент оценивается с внешней точки зрения. Сам диагностический процесс часто травматичен для пациента и закрепляет имеющиеся расстройства. Диагноз игнорирует сложность человека, ориентируясь на сходства людей и не принимая во внимание их различия. Когда пациент не может быть уверенно отнесен к какой-то диагностической категории, его просто относят к наиболее близкой. А когда недостаточно данных, диагноз просто неверен. Диагноз навязывает определенный взгляд на пациента. Кроме того, диагноз навязывает определенное отношение к себе и поведение самому пациенту, который начинает вести себя согласно диагностической «этикетке». Диагноз не только не разрешает проблему, но и обостряет ее. Ведь пациент перекладывает ответственность с себя на имеющееся расстройство. Диагноз снижает эффективность терапии, т. к. терапевт может снимать с себя ответственность, тоже перекладывая ее на диагноз. Терапевт может слишком доверять диагнозу и не видеть за ним неповторимую личность пациента. Диагноз формирует оценочное отношение к пациенту. Он увеличивает дистанцию между терапевтом и клиентом. Диагностика может занимать слишком много времени, не оставляя его на терапию.

Язык психиатрии и язык психотерапии.

Итак, мы привели значительно больше аргументов против диагноза. С нашей точки зрения, увлечение диагностикой является опасным, т. к. оно создает иллюзию, что именно это и есть основная работа терапевта. Вместе с тем диагноз нужен больше терапевту, чем пациенту. Когда можно обойтись без диагноза, то лучше так и поступить. Впрочем, специалисты с большим опытом работы начинают проводить диагностический процесс непроизвольно и даже бессознательно. Диагноз может являться условием для начала терапии. Диагностический процесс может быть введением в терапию. У опытных профессионалов диагностические встречи уже содержат в себе психотерапевтический процесс. А клиенты и пациенты после первой же диагностической встречи чувствуют улучшение в своем состоянии.

Читать еще:  Один глаз видит хуже другого что это может быть

Приведем в пример клиническую конференцию нашей кафедры. Это большая кафедра, занимающаяся психиатрией, наркологией, психотерапией, медицинской психологией.

Пациент, назовем его Игорь: 26 лет, врач, аспирант кафедры психотерапии одного из институтов усовершенствования врачей. Включен в психотерапевтическую группу, состоящую из врачей и психологов, проходящих двухмесячный цикл повышения квалификации по психотерапии.

Группа работает первый день, и Игорь сразу же заявляет свою проблему. Во втором кругу сидят сотрудники кафедры и врачи, повышающие квалификацию. К содержательной стороне этой конференции и групповой терапии мы вернемся позже, а пока обратимся к формальной стороне.

Вслед за заявлением проблемы у первого и второго круга к Игорю появилось множество вопросов. Причем вопросы задавались в спешке. Многие, не дослушав ответ пациента, задавали свой вопрос. У Игоря сложилось мнение, что присутствующие стремятся показать себя, свою незаурядность и мало интересуются им. Впрочем, вопросы, задаваемые психиатрами и психотерапевтами, значительно отличались. Психиатры дотошно уточняли все новые детали расстройства, будучи озабочены тем, сообщает ли пациент истину, и совсем не интересуясь его внутренним состоянием. Психотерапевты щадяще относились к пациенту. Их вопросы были менее болезненны.

Расспрос пациента длился более часа. После этого желающие высказывались. Психиатры подробно обсуждали симптомы и синдромы расстройств на протяжении всей жизни пациента. Представители Московской школы спорили со сторонниками Ленинградской школы. Они дифференцировали пограничные психические расстройства акцентуации характера. Их высказывания были логичны и убедительны. Вот только они как-то забывали говорить о лечении. А когда им напоминали, то говорили: «Можно назначить один из транквилизаторов», – и это все. Психиатры много и с увлечением говорили о диагнозе, и это никак не было связано с лечением. О лечении они говорили скупо, и оно мало было связано с диагнозом.

Психотерапевты задавали меньше вопросов. Во время обсуждения они значительно меньше уделяли внимания диагностике. Их диагнозы звучали менее убедительно и были подкреплены меньшим количеством фактов из рассказа пациента. Каждый психотерапевт предлагал свою схему помощи Игорю. Специалист по нейролингвистическому программированию брался справиться с проблемами пациента за несколько сеансов. Свои подходы предложил практикующий гештальт-терапевт, классический психоаналитик, трансактный аналитик.

Игорь отметил, что именно психотерапевты во время беседы вселяли в него надежду. Именно они стремились понять его внутреннее состояние. Кстати, психиатры расстройства данного пациента рассматривали как легкие, тогда как психотерапевты считали их выраженными. Психиатры считали, что здесь нет необходимости в серьезном лечении. Психотерапевты придерживались точки зрения о необходимости серьезного психотерапевтического вмешательства.

Различия профессиональных подходов так бросались в глаза, что созданный во время данной конференции учебно-методический видеофильм получил название «Язык понимания – язык терапии». Вернее, такое название получила первая трехчасовая серия этого фильма.

Подход к пациенту и сам язык психиатрии оказались наиболее подходящими для того, чтобы профессионалы понимали друг друга, могли объективно оценить состояние пациента. Субъективное состояние пациента интереса не вызывает.

Языки психотерапии менее объективны и более направлены на помощь, на терапию. Психотерапевты больше интересуются внутренним, субъективным миром пациентов. Хочется отметить, что и сами пациенты психотерапевтов больше интересуются своим внутренним миром, чем пациенты психиатров.

Виды терапии

Устранить причину или лечить симптомы — что выберет врач?

Если вы искали симптомы или лечение некой болезни в медицинском справочнике либо просто в гугле, то наверняка знаете, что первыми пунктами обычно идут «этиология» и «патогенез» заболевания. Скорее всего, вы пропускали эту информацию, однако она имеет значение не только для врача, но и для пациента. От этиологии и патогенеза в буквальном смысле зависит, как вас будут лечить.

Три кита медицины

Любое заболевание имеет три основных звена.

Первое звено — причина, по которой возникает болезнь, или этиологический фактор. Для любого инфекционного заболевания это бактерия или вирус. Для перелома — воздействие чрезмерной силы, которую не выдерживает кость. Существуют и полиэтиологические заболевания, т. е. имеющие много причин. Например, ишемическая болезнь сердца (ИБС): тут важны одновременно наследственность, пищевые привычки, физические и эмоциональные нагрузки.

Второе звено — изменения, происходящие в организме в результате действия причины. В области отломков сломанной кости развивается воспалительный процесс. Нарушается обмен холестерина при ИБС — и в стенках сосудов формируются бляшки, мешающие току крови. Жизнедеятельность холерного вибриона в организме приводит к выраженному обезвоживанию. Всё это — патологические, т. е. не являющиеся нормой процессы.

Третье звено — это симптомы, т. е. внешние проявления патологических процессов. Местное воспаление в зоне перелома будет выражаться отеком, болью, покраснением кожи и повышением ее температуры. Типичный признак холеры — упорный жидкий стул, «почти вода». А при ИБС суженные сосуды сердца не пропускают нужное количество крови, и симптомом будет боль в сердце при физической нагрузке.

Лечение этиологическое, патогенетическое, симптоматическое

Соответственно этим трем звеньям существуют и применяются три типа лечения.

Этиологическая терапия направлена на устранение причины. Патогенетическое лечение — это коррекция аномальных, «неправильных» процессов, начавшихся в организме из-за воздействия этиологического фактора.

Симптоматическая терапия — наверное, самая известная и широко доступная: просто устранение симптомов. Каждый раз, когда вы пьете таблетку от головной боли, вы применяете именно этот вид терапии — поскольку не пытались разобраться, от чего именно в данный момент заболела голова.

А вот если вы сообразите, что в комнате очень душно, и откроете форточку, это уже будет патогенетическая терапия: вы устраните кислородное голодание в своем организме.

«Беспричинное» лечение

Казалось бы, зачем вообще нужна патогенетическая и симптоматическая терапия? Надо сосредоточить все усилия на том, чтобы убрать причину, и человек выздоровеет. Однако это возможно не всегда.

Например, возьмем заболевания, связанные с генетическими «поломками». Устранить причину просто нереально, она «прописана» в каждой клеточке больного и может исчезнуть только вместе с ним. Однако грамотная терапия, направленная на коррекцию аномальных процессов, убирает симптомы и позволяет человеку жить полной жизнью.

Читайте также:
Психосоматика в терапии

То же самое касается заболеваний, точная причина которых пока неизвестна, но уже понятны нарушения, к которым эта неведомая причина приводит. Например, отчего при болезни Паркинсона гибнут клетки, вырабатывающие допамин, пока неясно. Но прием пациентами леводопы, повышающей уровень допамина в мозге, дает хороший результат.

Еще одна ситуация, когда с поисками причины приходится обождать, — это реанимационные мероприятия. Если пациент попадает в реанимацию, то первая задача врачей — «выправить» процессы его жизнедеятельности: «поднять» упавшее давление, помочь сокращаться сердцу, «долить» в организм жидкости (или, наоборот, вывести ее избыток). Причину, которая привела к критическому состоянию, выясняют одновременно с лечением, а иногда даже спустя какое-то время.

Помощь организму

Симптоматическую терапию применяют в двух случаях: когда всё, в общем-то, хорошо и когда всё совсем плохо. Первый пример — всем известные ОРВИ. Молодому человеку без сопутствующих заболеваний никакого специального лечения не нужно, организм сам справится с болезнью. Чтобы ему помочь, достаточно только обильного питья и покоя. Но если температура выше 38,5 или голова болит очень сильно, то можно пить парацетамол — убирать неприятные симптомы.

Вторая ситуация — это последние стадии неизлечимых заболеваний (например, онкологических), когда ни этиологическая, ни патогенетическая терапия не помогли. В таких случаях симптоматическая терапия обезболивающими препаратами используется лишь для того, чтобы избавить больного от мучительных ощущений. Впрочем, исследователи всего мира не перестают искать способы борьбы с причинами таких болезней.

Основные виды терапий

С древних времён для оздоровления человеческого организма применялись различные методики и виды терапий. Некоторые из лечебных методов с течением времени и развитием медицинской науки утратили своё значение, другие, напротив, получили научное обоснование и широкое применение на практике.

Понятие терапии

Термин этот имеет древнегреческие корни и переводится как «лечение», «уход». Терапия в узком и широком смысле этого слова означает лечение заболеваний и устранение их симптомов. Второе значение этого термина – крупный раздел медицины, в область действия которого входит не только лечение патологий органов человеческого организма, но и их изучение и диагностика. Терапия как медицинская дисциплина изучает широкий спектр болезней внутренних органов и систем: дыхательной, кровообращения, пищеварения, обмена веществ, мочеиспускательной и др. Поэтому врачи-терапевты общего профиля обладают самой обширной информацией о человеческом здоровье.

Классификация терапий

Современная медицина использует различные виды терапии, которые очень сложно представить в виде единой классификации. Виды лечения разбиваются на группы с учетом целого ряда критериев, назовём основные из них:

  • Подход к лечению (этиотропная, патогенетическая и симптоматическая терапии).
  • Метод медицинской помощи (медикаментозная терапия, хирургическое вмешательство и виды интенсивной терапии).
  • Научная обоснованность (традиционная медицина и народная).
  • Степень новаторства (консервативная медицина, новые и экспериментальные виды лечения).
  • Область дисциплины (психотерапия, гастроэнтерология, кардиология, детская терапия, гинекология, инфекционная терапия и др.).
Читать еще:  Пигментная дегенерация сетчатки глаза

Лекарственная терапия

Многие заболеваний в подавляющем большинстве требуют медикаментозного лечения. Выделяют следующие виды лекарственной терапии:

  • Этиотропная. Направлена на искоренение причин болезни – патогенных микроорганизмов. Действием этиотропных препаратов является уничтожение или подавление болезнетворных микробов. В данную группу медикаментов входят антибиотики, противовирусные и противопротозойные препараты, сульфаниламиды. Этиотропная терапия включает несколько последовательных этапов: выявление возбудителя, определение степени чувствительности к активному веществу медикамента, назначение лечения. Пример этиотропной терапии – лечение бактерицидными препаратами пиелонефрита (воспаления почек, вызванного патогенными микробами, в частности кишечной палочкой).
  • Патогенетическая терапия. Какие виды заболеваний ни возникли бы у пациента, патогенетическое лечение направлено на корректировку функциональных нарушений, улучшение обменных механизмов, стимулирование иммунитета. Она применяется в тех случаях, когда заболевание вызвано не внешним патогенным возбудителем, а нарушением работы какого-то органа. Пример: поддерживающая терапия сахарного диабета, которая состоит в периодическом введении дозы инсулина в кровь пациента для восполнения его дефицита из-за недостаточной выработки поджелудочной железой. Список патогенетических препаратов составляют лекарства, воздействующие на сердечно-сосудистую систему, нервную систему, стимулирующие пищеварение, нормализующие обмен веществ, а также мочегонные препараты. Разновидности патогенетической терапии – это иглоукалывание, лизотерапия, тканевая, иммуностимулирующая и т. д.
  • Симптоматическая не устраняет причину патологии, она лишь облегчает симптомы болезни. Может быть применена в дополнение к этиотропным и/или патогенетическим методам лечения или отдельно, например, на последних стадиях онкологических заболеваний для облегчения болевых ощущений пациента. К арсеналу симптоматической терапии относятся болеутоляющие и спазмолитические средства, жаропонижающие.

Консервативная терапия

Традиционная, официально признанная медицина применяет разные виды лечения: терапия лекарственными препаратами химико-биологической природы, физические методы.

Химико-биологические методы заключаются в воздействии на организм пациента при помощи химически синтезированных веществ, медикаментов на натуральной основе, а также иммуностимулирующих препаратов.

Физические методы консервативной терапии включают ряд немедикаментозных техник, которые очень часто носят вспомогательный характер. Сюда относятся:

  • лечебный массаж, в том числе все виды мануальной терапии;
  • ЛФК – комплекс физических упражнений для восстановления функций опорно-двигательного аппарата человека;
  • гидротерапия: обливания, ванны, душ Шарко, обёртывания и т. д.;
  • аппаратная физиотерапия, заключающаяся в воздействие на пациента лучевыми и электромагнитными волнами: лазеротерапия, электрофорез, радиотерапия, индуктотермия, УВЧ-терапия, фонофорез.

Хирургическая терапия

В рамках лечебной программы часто возникает необходимость хирургического вмешательства. Хирургическая терапия выходит за рамки традиционного медикаментозного лечения, но поскольку она также призвана устранять патологии, то вполне может восприниматься как один из видов терапии. Метод основывается на разъединении и соединении тканей человеческого организма с помощью специальных приёмов и инструментов. Следует отметить, что хирургическая операция практически всегда имеет медикаментозное сопровождение, однако используемые препараты нужны не для искоренения болезни, а для обеспечения технического исполнения процедуры (анестезия и обезболивающие средства, нейролептики, транквилизаторы, гормональные препараты).

Терапия народными средствами

Народная медицина прошла совершенно иной путь, нежели традиционная. В её основу лёг многовековой опыт человечества в области лечения всяких недугов. Народная медицина объединяет виды терапий, в основу которых легло использование всяких сподручных средств и компонентов натурального происхождения в виде настоев трав, корешков, отваров, компрессов, ингаляций и т. д. Часто методы народной терапии не имеют научного обоснования, а поэтому эффект многих снадобий сомнителен либо вовсе отсутствует. Несомненный плюс такой терапии — это доступность и дешевизна лекарственных средств.

Психотерапия

Если телесные недуги научились лечить ещё в древности, то об опасности душевных заболеваний медицина задумалась не так давно. До XVIII века психические расстройства считались сугубо личной драмой больного, и самое большее, что могли предложить медики того времени – это изоляция пациента от общества. Позже наука выяснила, что психические заболевания можно и нужно лечить. Основные виды терапии в области психиатрии следующие:

  • Когнитивная психотерапия – самая практикуемая на сегодняшний день. Метод заключается в создании условий для переоценки пациентом факторов, приведших к депрессивным состояниям. Согласно концепции, специалист должен выяснить, какие мысли больного вызвали психологическое расстройство, и создать предпосылки для формирования в подсознании пациента новых, более рациональных мыслей.
  • Гипноз – новый метод психотерапии, который до конца XIX века не воспринимался всерьёз. Бывают ситуации, когда человек, обременённый тяжёлыми реалиями, подсознательно ставит блок на свои эмоции, чувства, и выявить, а главное – вылечить психологическое расстройство в данной ситуации крайне сложно. Для того чтобы помочь пациенту абстрагироваться от действительности, прибегают к клиническому гипнозу – состоянию полусна пациента, позволяющему вести диалог между гипнотизёром и гипнотизируемым и выявить воспоминания или факты из жизни последнего, приведшие к психическим расстройствам.
  • Психосоциальная терапия, которая имеет множество разновидностей: семейная психотерапия, тренинги по развитию личности, художественная и танцевальная терапии, личностный психоанализ и др.
  • Лечение антидепрессантами и психотропными препаратами часто сочетают с другими терапевтическими методами.

Новые виды терапии

Медицина как наука не стоит на месте, ежедневно по всему миру проводятся исследования и разрабатываются новые методики по лечению широко спектра заболеваний. Протестированные и признанные терапии заняли свою нишу в практикующей медицине. Вот некоторые из них:

  • Метод нейролингвистического программирования (НЛП) – один из новейших методов психотерапии – возник в конце 20 столетия. В основе лежат практические приёмы известных авторов и специалистов в области коммуникации. Часто НЛП практикуется на тренингах и семинарах по усовершенствованию личностных качеств.
  • Арт-терапия – получила широкое распространение в прошлом веке и в качестве терапевтических приёмов использует сеансы живописи и рисования. Это настоящая находка для тех, кто хочет познать себя и одновременно улучшить своё психо-эмоциональное состояние.
  • Криосакральная терапия – зародилась в начале прошлого столетия и направлена на лечение сложных состояний человеческого организма, вызванных неправильными биоритмами. Как выяснилось, череп состоит из множества костей, которые в местах стыка не окостеневают полностью, а позволяют черепной коробке ритмично уменьшаться и увеличиваться в размерах, совершая таким образом «дыхательные» движения. Также было установлено, что череп у здорового человека в минуту совершает 6-10 циклов, нарушение этого цикла приводит к самым разным последствиям (иммунные и психонейрологические нарушения, дискомфорт, тревожные состояния, тонусные нарушения мышц и т. д.). В подобной ситуации специалист исправляет биоритм с помощью различных мануальных приёмов, некоторые из них можно охарактеризовать как едва заметные прикосновения к голове пациента.

Нестандартные виды терапий

Время консервативных методов лечения прошло. Сегодня известно столько видов терапий, что можно легко запутаться в их разнообразии. Человечество стало использовать всё, что хоть каким-то образом способно улучшить самочувствие и физиологическое состояние. Среди этих видов лечения есть и такие, которые не только не имеют научного обоснования, но и вызывают удивление:

  • Грязетерапия. Пациенты обмазываются грязью, которая считается лечебной и положительно воздействует на состояние кожи, суставов и даже всего организма.
  • Гирудотерапия, главным терапевтическим средством которой является прикладывание живых пиявок к телу пациента.
  • Апитерапия – лечение продуктами пчеловодства: мёдом, воском, прополисом.
  • Ароматерапия – пациент вдыхает пары эфирных масел, обладающие бактерицидным и успокаивающим эффектом.
  • Хобби: вышивание, рисование, танцы и т. д.
  • Пет-терапия – физический и эмоциональный контакт с домашними животными.

Экспериментальная терапия

К сожалению, современная медицина ещё не от всех недугов способна помочь избавиться. Болезни, которые не до конца изучены и от которых ещё нет лекарств – это, конечно, онкология, СПИД, сложные генетические патологии. Тем не менее научные работники активно работают в данном направлении и даже достигли некоторых успехов. В области онкозаболеваний разработан ряд методик, которые находятся на стадии тестирования:

  • Молекулярная терапия используется для лечения миелоидной лейкемии. Основное средство – антитело герпецин, способствующее подавлению раковых клеток.
  • Лазерная хирургия – воздействие лазером на опухоль.
  • Фотодинамическая терапия – облучение поражённого органа лучом лазера после обработки фотосенсибилизирующими веществами.
  • Генная терапия – замещение дефектных генов.

Генная терапия открывает возможности лечения не только раковых заболеваний, но и гепатита С, вируса Эмбола, аутизма, наследственной слепоты, гемофилии и многих других патологий, которые до сих пор считались неизлечимыми.

Резюме

Обобщая вышеизложенное, хочется сказать, что медицина достигла колоссальных результатов в области лечения самых разных болезней – как физиологических, так и душевных. Были выработаны разнообразные научно обоснованные и проверенные виды терапий , наряду с которыми появились и народные, в том числе и необычные с точки зрения традиционной медицины методики. Тем не менее ещё не все заболевания подвергаются успешному лечению, и главные терапевтические открытия в медицине ещё впереди.

Основные разновидности и методы психотерапии

Психотерапия — это система лечебных воздействий на психическую сферу и весь организм пациента, его поведенческие реакции. В узко медицинском смысле психотерапия является одним из методов лечения наряду с физиотерапией, рефлексотерапией, лечебной физкультурой. В более широком смысле это понятие включает в себя коррекцию поведенческих реакций пациента, организацию его труда и быта, имеющие целью профилактику воздействия на человека психотравмирующих факторов. В этом случае психотерапия неразрывно связана с понятиями психогигиены и психопрофилактики.

Читать еще:  Красивый макияж для голубых глаз в домашних условиях

Специфика такой терапии заключается в том, что результат достигается при помощи информационных и эмоциональных факторов воздействия на личность человека.

Как и любая терапевтическая методика, психотерапия имеет разновидности и модификации, каждая из которых применяется в строго определенных случаях, преследует конкретную цель.

Синонимом названия этого метода является психотерапевтическая интервенция.

В различных контекстах термин “психотерапевтическое вмешательство”, имеющее характер техник, обозначает либо общую стратегию поведения и тактики психотерапевта либо отдельный психотерапевтический прием, используемый при работе с пациентом, например:

  • конфронтация;
  • разъяснение;
  • уточнение;
  • стимуляция;
  • интерпретация;
  • научение;
  • тренинг;
  • советы.

Группа приемов, называемых психотерапевтической интервенцией, гетерогенна и состоит из трех основных направлений: психоаналитическое, поведенческое и опытное (гуманистическое). Каждое имеет собственную концепцию болезни и здоровья, определенные терапевтические цели, а также плоскость и объем вмешательства и соответствующие средства и приемы.

Данный метод касается сфер профилактики, лечения, реабилитации и развития.

Клинико-психологическое вмешательство состоит из комплекса средств, среди которых психотерапевт выбирает наиболее действенные. Они могут быть вербальными и невербальными. В большей степени эти средства ориентированы в сторону когнитивных аспектов либо на эмоциональную сферу.

Наиболее типичными психологическими средствами в рамках этого метода являются: тренинг (упражнения), беседа или межличностные отношения, влияющие на пациента. Задачи клинико-психологической интервенции: профилактика, лечение, реабилитация и развитие, например:

  • искоренение страха публичных выступлений;
  • тренировка памяти и внимания;
  • тренировка определенных коммуникативных навыков; и т. д.

Традиционно используется несколько подходов к психологическому консультированию:

  • Проблемно-ориентированное направление, задача которого — фокусироваться на анализе внешних причин проблемы и пути их разрешения.
  • Личностно-ориентированное консультирование — анализ индивидуальных личностных причин возникновения конфликтов и других проблемных ситуаций, а также поиск пути профилактики их появления в будущем.
  • Консультирование, направленное на установление наличия ресурсов для решения проблемы.

Позитивное влияние психотерапии обусловлено не только наличием у специалиста академических знаний. Достижение положительного эффекта возможно при определенных условиях.

В таблице представлены предпосылки успешного применения психотерапевтических техник:

Предпосылки эффективности приемов психотерапии

Примечание

Позитивное ожидание обеих сторон — психотерапевта и пациента

Установлено, что эффективность лечения находится в зависимости от ожидания пациентом положительного результата

Установление прочного и надежного терапевтического альянса

Продуктивная работа с психотерапевтом основывается на взаимном доверии, уважении, а также искреннем интересе специалиста к человеку, обратившемуся за помощью, и понимании проблемы пациента

Выявлена закономерность: особо активное внимание психотерапевта к пациенту и его проблемам влечет за собой улучшение состояния обратившегося за помощью человека

Возможность раскрепощения эмоций и уменьшения эмоционального напряжения в ходе сеанса психотерапии

Пациент приобретает возможность подробно обсудить свою проблему с человеком, от которого он ожидает помощи

Интерпретации и объяснения психотерапевта дают пациенту основу для понимания причин возникновения его проблем. Это условие способствует и нахождению путей разрешения проблемы

Суггестия (скрытая и явная)

Внушение — это фактор, присутствующий в любой из разновидностей психотерапии

Основы идентификации — в бессознательном желании воспринимать психотерапевта как объект для подражания. Поэтому пациент постепенно перенимает некоторые ценности специалиста и его поведенческие реакции

Это разновидность развития условно-рефлекторных связей при помощи демонстрации психотерапевтом своего одобрения или неодобрения, поощрения или осуждения различных форм поведения и эмоциональных реакций пациента. Демонстрация бывает как явная, так и скрытая

Корректирующий эмоциональный опыт

Специалист смотрит на проблемы пациента реалистичнее и объективнее, а зачастую и более эмпатично, нежели окружение пациента

Приобретение новых поведенческих реакций (более адаптивных) и закрепление их для применения в реальной жизни

Для отработки способов реагирования используются своеобразные тренировки, репетиции и домашние задания

Десенсибилизация (снижение чувствительности) по отношению к травмирующим обстоятельствам

Десенсибилизирующий эффект достигается путем многократного обращения к пережитым событиям, которые травмировали пациента. В результате острота негативных эмоций, связанных с отрицательным опытом, постепенно угасает

Применение психотерапевтических установок помогает при комплексном лечении следующих патологических состояний:

  • склонности к паническим атакам;
  • алкоголизма;
  • ожирения;
  • некоторых разновидностей депрессии.

Необходимость и адекватность психотерапевтического воздействия определяется степенью связи нарушения и ситуации с личностью пациента.

Современная психотерапевтическая практика использует ряд методов и подходов психокоррекции, начиная с классических:

  • рациональная терапия;
  • поведенческая терапия;
  • классический транзактный анализ.

Примерами наиболее современных, новаторских методик служат:

  • семейная психотерапия;
  • интегративный транзактный анализ.

Классификация психотерапевтических техник:

  • интегративный транзактный анализ;
  • приемы классического гипноза;
  • клиент-центрированная терапия по К. Роджерсу;
  • рациональная психотерапия;
  • психотерапия, имеющая когнитивно-поведенческое направление;
  • использование сократической техники диалога;
  • гештальт-терапия;
  • дыхательные техники медитативного направления.

Все многообразие психотерапевтических техник успешно применяется в рамках различных подходов в психотерапии. Так, личностный подход подразумевает восприятие обратившегося за помощью человека как единой целостной личности с учетом всех ее особенностей и имеет три основных направления:

  • изучение личности клиента, ее специфики, развития и возникновения нарушений с целью оптимизации психотерапевтических воздействий;
  • учет особенностей личности при использовании любых психотерапевтических техник;
  • ориентирование психотерапевтического воздействия на изменение личности.

Индивидуальный подход похож на личностный, но может иметь более ограниченные рамки, например, когда необходимо учесть только отдельные личностные или соматические особенности пациента.

Бихевиоральный (поведенческий) подход заключается в коррекции нежелательных поведенческих стереотипов. Специалист детально анализирует поведенческие реакции пациента, затем анализируются факторы, запускающие нежелательный симптом. После этого совместно с пациентом составляется пошаговый план действий по изменению или ликвидации данных факторов и закреплению измененного образа поведения. Подход явно директивен.

Когнитивный — опирается на представление, что механизмы возникновения проблем и образования симптомов обусловлены мыслительной деятельностью пациента, внутренней организацией психических процессов. Задача психотерапевта — изменение ответа на внешние обстоятельства путем перепрограммирования мышления.

В зависимости от принципа классификации выделяют следующие виды психотерапии:

Принцип классификацииВиды психотерапии
По отношению к пихотерапевтическому воздействию
  • аутопсихотерапия;
  • гетеропсихотерапия
По разновидности психотерапевтического воздействия
  • директивная;
  • недирективная
По численности пациентов на психотерапевтическом сеансе
  • индивидуальна;
  • психотерапия
По применяемой технике
  • суггестивная;
  • рациональная;
  • реконструктивно-личностная;
  • аналитическая;
  • бихевиоральная;
  • когнитивная;
  • экзистенциальная

Зигмунд Фрейд является разработчиком принципов психотерапевтического вмешательства. Ему же принадлежит разработка метода свободных ассоциаций и определение основных механизмов многих эмоциональных расстройств, в том числе психоневрозов. В русле психоанализа Фрейда существует 4 основополагающих принципа подхода:

  1. 1. Динамический — объясняющий все психические процессы с точки зрения взаимодействия и столкновения психологических сил. Эти процессы могут усиливать и подавлять, противодействовать друг другу или создавать компромиссное образование. В то же время они имеют определенную направленность. Наиболее мощно на психическую динамику влияют инстинктивные влечения.
  2. 2. Экономический принцип. Его основой стал количественный аспект ньютоновской механики. Фрейд часто подчеркивал значимость сохранения энергии в психологических процессах и приписывал выражениям инстинктивных влечений заряды определенного количества энергии.
  3. 3. Топографический (структурный) принцип. В работах Фрейда эго и суперэго приобретают ньютоновские параметры реальных объектов: протяженность, вес, движение и местоположение. Они могут воздействовать друг на друга, взаимодействовать или противодействовать.
  4. 4. Генетический. Психогенетический подход в психоанализе опирается на опыт и поведенческие реакции личности с точки зрения ее индивидуального развития и опыта.

З. Фрейду принадлежит еще одно определение в психотерапии: «ситуация ребенка». Больной приравниается к ребенку, от «выходок» которого страдают окружающие. В такой позиции отсутствует все, что кажется нормальным взрослому:

  • осознание патологии;
  • добовольное решение к терапии;
  • воля к выздоровлению.

Система Альфреда Адлера называется индивидуальной психологией.

Подобно психоанализу Фрейда, данная методика психокоррекции ограничивается биографическим уровнем.

Отличие состоит в следующем: если Фрейда интересовали история происхождения неврозов и причинно-следственные связи, вызвавшие болезнь, то Адлер интересовался в большей степени результатом, к которому приведет патологический процесс, и целями, которые движут больным. По его мнению, основным принципом формирования невроза является стремление “стать совершенным человеком”.

Индивидуальная психология большое внимание уделяет морфологическим и(или) функциональным нарушениям различных органов. Именно они являются препятствиями в стремлении к превосходству. И они же становятся стимулами к преодолению трудностей. При благоприятном исходе наблюдается преодоление дефекта и восстановление функции; в менее удачных случаях — формирование невроза.

Аналитическая психология Юнга утверждает, что бессознательные сферы человека всегда находятся в равновесии и сами поддерживают себя в этом состоянии. Психологические нарушения и расстройства, согласно теории, — следствие нарушения равновесия. Распознав свои комплексы (с помощью терапевта) и установив контроль над ними, пациент сможет в результате терапии избавиться от своих проблем.

Одной из важнейших черт человеческой личности, согласно определению позитивной теории Пезешкиана, являются способности, как врожденные (базовые), так и сформированные в процессе развития.

От специалиста-психотерапевта требуется стимулирование резервов психики пациента и его способностей, а не устранение расстройств и отклонений. Позитивная психотерапия базируется на содержательной оценке конфликта и поэтапном лечении, в основе которого лежит самопомощь пациента.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector