Классификация по степеням нарушения - Медицинский справочник medana-st.ru
9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Классификация по степеням нарушения

7.1. Классификация нарушений основных функций организма человека

1. Нарушение психологических функций: восприятия, внимания, мышления,

речи, эмоций, воли;

2. Нарушение сенсорных функций: зрения, слуха, обоняния, осязания;

3. Нарушение статодинамических функций: двигательных функций головы, туловища, конечностей, статики, координации движений;

4. Нарушение функции кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения,

обмена веществ и энергии, внутренней секреции;

5. Нарушения языковых и речевых функций: нарушения устной речи (ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия), письменной речи (дисграфия, дислексия), вербальной и невербальной речи, нарушения голосообразования.

6. Нарушения, обусловленные физическими уродствами: внешнее уродство (деформации лица, головы, туловища, конечностей), аномальные отверстия выделительных трактов (пищеварительного, мочевыделительного, дыхательного), нарушение размеров тела.

7.2.Классификация основных категорий жизнедеятельности

1. Cпособность к самообслуживанию – способность самостоятельно удовлетворять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность, осуществлять личную гигиену;

Cпособность к самостоятельному передвижению – способность передвигаться в пространстве, преодолевать препятствие, сохранять равновесие тела;

Cпособность к обучению – способность к восприятию и воспроизведению знаний (общеобразовательных, профессиональных и др.), овладению навыками и умениями (социальными, культурными и бытовыми).

4. Способность к трудовой деятельности — способность осуществлять деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему и условиям выполнения работы.

5. Способность к ориентации – способность определяться во времени и пространстве.

6. Способность к общению — способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки и передачи информации

Способность контролировать свое поведение – способность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально – правовых норм.

7.3.Классификация нарушений функции организма по степени выраженности

1 степень – незначительные или умеренные нарушения функций;

2 степень – выраженные нарушения функций;

3 степень – значительно выраженные нарушения функций.

7.4.Критерии установления степени ограничения способности к трудовой деятельности

Способность к трудовой деятельности включает в себя:

— способность человека к воспроизведению специальных профессиональных знаний, умений и навыков в виде продуктивного и эффективного труда;

— способность человека осуществлять трудовую деятельность на рабочем месте, не требующем изменений санитарно-гигиенических условий труда, дополнительных мер по организации труда, специального оборудования и оснащения, сменности, темпов, объема и тяжести работы;

— способность человека взаимодействовать с другими людьми в социально-трудовых отношениях;

— способность к мотивации труда;

— способность соблюдать рабочий график;

— способность к организации рабочего дня (организации трудового процесса во временной последовательности).

Оценка показателей способности к трудовой деятельности производится с учетом имеющихся профессиональных знаний, умений и навыков.

Критерием установления 1 степени ограничения способности к трудовой деятельности является нарушение здоровья со стойким умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к снижению квалификации, объема, тяжести и напряженности выполняемой работы.

При Iстепени ограничения способности к трудовой деятельности гражданин не может продолжать работу по основной профессии, но может выполнять другие виды работ более низкой квалификации в обычных условиях труда:

— при выполнении работы в обычных условиях труда по основной профессии с уменьшением объема производственной деятельности не менее чем в 2 раза, снижением тяжести труда не менее чем на два класса;

— при переводе на другую работу более низкой квалификации в обычных условиях труда в связи с невозможностью продолжать работу по основной профессии.

Критерием установления 2 степени ограничения способности к трудовой деятельностиявляется нарушение здоровья со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, при котором возможно осуществление выполнения трудовой деятельности в специально созданных условиях труда, с использованием вспомогательных технических средств и (или) с помощью других лиц.

Критерием установления 3 степени ограничения способности к трудовой деятельностиявляется нарушение здоровья со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к полной неспособности к трудовой деятельности, в том числе в специально созданных условиях, или противопоказанности трудовой деятельности.

О неясностях в критериях определения степени нарушений функций организма при проведении МСЭ

О неясностях в критериях определения степени нарушений функций организма при предоставлении государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы

3.09.2012г мой сын в очередной раз обратился для проведения государственной услуги по медико-социальной экспертизе (далее – МСЭ) в бюро № 5 ГБ ФГУ МСЭ по Новосибирской области (далее – НСО). На комиссиях МСЭ специалистами Бюро № 5, Состава № 4 и 2 ГБ МСЭ по НСО ему было отказано в признании необходимости мер социальной помощи, защиты и реабилитации (в признании его инвалидом) при наличии сложного комплекса заболеваний: (перечень заболеваний).

Раздел III приказа Минздравсоцразвития РФ № 295н от 11.04.2011г «Об утверждении Административного регламентом по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы» (далее – «Регламент») определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) при проведении медико-социальной экспертизы в целях повышения качества предоставления государственной услуги и создания комфортных условий для ее получения.

Степень нарушения функций организма характеризуется различными показателями и зависит от вида функциональных нарушений и методов их определения.

Во-первых, в актах освидетельствования и решениях Бюро №5, Составов № 4 и 2 ГБ ФГУ МСЭ по Новосибирской области не определены п.п. 10.2-10.13 степень выраженности расстройств функций организма, вызванных сложным комплексом заболеваний (перечень заболеваний) , симптомы нарушений просто описаны в актах.

К основным видам нарушений функций организма человека в соответствии с п. 3, 4 приказа Минздравсоцразвития РФ № 1013н от 23.12.2009 «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы» (далее — «Приказа № 1013н») относятся:

— нарушения психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, интеллекта, эмоций, воли, сознания, поведения, психомоторных функций);

— нарушения языковых и речевых функций (нарушения устной (ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия) и письменной (дисграфия, дислексия), вербальной и невербальной речи, нарушения голосообразования и пр.);

— нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания, тактильной, болевой, температурной и других видов чувствительности);

— нарушения статодинамических функций (двигательных функций головы, туловища, конечностей, статики, координации движений);

— нарушения функций кровообращения,….. обмена веществ и энергии, внутренней секреции, иммунитета;

Нарушение функций организма определяется при комплексной оценке различных показателей и характеризуется четырьмя степенями их выраженности:

1 степень — незначительные нарушения,

2 степень — умеренные нарушения,

3 степень — выраженные нарушения,

4 степень — значительно выраженные нарушения.

На основании п. 7 «Приказа 1013н» степень ограничения основных категорий жизнедеятельности человека определяется исходя из оценки их отклонения от нормы, соответствующей определенному периоду (возрасту) биологического развития человека.

Акты освидетельствования МСЭ содержат информацию только по п. 10.1 об анализе нарушений организма (незначительные нарушения) по психическим функциям на основе применения следующих объективных методик: «10 слов Лурии», «Таблица Щульца, методика исключения предметов, проективная методика Люшера.

Читать еще:  Красота страница 10 из 47

В актах отсутствует анализ других нарушений функций организма п.п. 10.2-10.13, указанных в п. 3 «Приказа № 1013н», определение каких-либо показателей этих нарушений при комплексе заболеваний (перечень заболеваний) , исходя из оценки отклонения от нормы биологического развития здорового человека.

В актах не указаны методы, которые применялись для определения количественного и качественного уровня показателей выраженности (незначительные, умеренные, выраженные) каких-либо нарушений функций организма п.п. 10.2-10.13 (кроме нарушения психических функций — п. 10.1), связанными с заболеваниями (перечень заболеваний).

НАПРИМЕР, при описании в актах симптомов (жалоб) нарушений функций организма: (перечень симптомов заболеваний) НЕ ОПРЕДЕЛЕНЫ какими нарушениями эти симптомы являются (незначительными, умеренными, выраженными), исходя из каких норм определяется их отклонения при (перечень заболеваний), с использованием каких объективных методов.

В актах отсутствует описание существующих норм (в частности, норм наличия (симптом заболевания), норм количества (симптомы заболевания), норм наличия (симптом заболевание), соответствующих биологическому развитию (возрасту 26 лет) человека, и шкалы оценки (незначительные, умеренные, выраженные) отклонений функций организма, от этих норм.

Во-вторых, на основании п. 56 «Регламента» по заявлению сына не проведены дополнительные обследования для определения реабилитационного потенциала и прогноза. В направлении (форма № 088/у-06) Поликлиники №…. эти показатели определены как низкий и сомнительный. В 2011 г Поликлиника №…. в направлении на МСЭ также указывала, что реабилитационный потенциал и прогноз «неопределенный и сомнительный». В актах МСЭ в 2011г реабилитационный потенциал и прогноз замененны на «благоприятный». В 2011г мой сын повторно перенес (заболевание) в тяжелой форме и по данным КТ головного мозга у него имеются новые очаги и новообразования вторичного характера, которые влияют на состояние его здоровья.

Возникает вопрос, как на комиссиях МСЭ определяют целесообразность и необходимость гражданина в проведении реабилитации и мер социальной защиты и разрабатывают индивидуальные программы реабилитации (ИПР) без определения реабилитационного потенциала и прогноза развития заболеваний?

Согласно «Регламента» на заседание Состава № 2 ГБ МСЭ руководитель ГБ МСЭ может пригласить с правом совещательного голоса специалиста службы занятости. По заявлению сына специалист не был приглашен на комиссию МСЭ. Он был направлен в центр занятости на проведение подбора профессий с учетом противопоказаний по заболеваниям, но в направлении в центр занятости специалисты МСЭ не указали ни заболевания, ни противопоказания по ним. Поэтому в заключении центра занятости определен перечень профессий без учета заболеваний и противопоказаний по ним. Об этом сын направил письмо в ГБ МСЭ. Эта претензия об определении перечня профессий без учета противопоказаний по заболеваниям оставлена без внимания. В свою очередь, центр занятости на подобную претензию отреагировал и направил сыну письмо с приглашением на повторное проведение подбора профессий с учетом приказа Минздравсоцразвития РФ № 302н от 12.04.2012.

Повторный подбор профессий определил, что, несмотря на среднее специальное образование (менеджер), сыну рекомендована профессиональная деятельность в сфере специальностей, не требующих квалификации, по профессиям фасовщик, маркировщик, упаковщик. При этом не определен режим работы (полный или неполный рабочий день), уровень напряженности и объем выполняемых работ.

«Приказ № 1013н» определяет, что способность к трудовой деятельности (в соответствии с требованиями к содержанию, объему, качеству и условиям выполнения работы) 1 степени – это способность к выполнению трудовой деятельности в обычных условиях труда при снижении квалификации, тяжести, напряженности и (или) уменьшении объема работы, неспособность продолжать работу по основной профессии при сохранении возможности в обычных условиях труда выполнять трудовую деятельность более низкой квалификации.

Нарушены требования к порядку процедуры представления государственной услуги по проведению МСЭ: не определение реабилитационного потенциала и прогноза при установлении необходимости в мерах социальной помощи, защиты и реабилитации; определение способности к трудовой деятельности и подбору профессий без учета противопоказаний по заболеваниям; не определена степень выраженности нарушения функций организма п.п.10.2-10.13 в связи с заболеваниями (перечень заболеваний); не указаны показатели, на основании которых может быть определена степень выраженности нарушений; не указаны методы, с использованием которых могут быть определены показатели и степень выраженности нарушений функций организма.

В третьих, в течение 2009-2012г Поликлиника № ….. при заполнении формы № 088/у-06 направления на МСЭ не отслеживала динамику состояния здоровья сына с учетом сложного комплекса заболеваний (перечень заболеваний). В феврале 2011г в направлении на МСЭ указано, что последний приступ был в 2007 году, несмотря на то, что в Поликлинику №…. сын предоставил копии вызовов скорой помощи в 2010 г, кроме этого, в 2010 г у него было 75 приступов.

Заключения Бюро № 5, Составов 4 и 2 ГБ МСЭ по НСО не являются комплексной оценкой различных показателей нарушений функций организма, не содержат информацию о степени выраженности расстройств функций организма, связанных комплексом заболеваний (перечень заболеваний) исходя из существующих норм, соответствующих определенному периоду (возрасту) биологического развития человека. В настоящее время сын не может работать в связи с частыми проявлениями вышеуказанных симптомов, не получает в Поликлинике № …. по месту жительства какого-либо лечения, способствующего его социальной адаптации и реабилитации.

Ответ ГБ МСЭ по НСО на многочисленные обращения не содержит ответы по существу на все поставленные вопросы; вовремя не предоставлена копия акта освидетельствования Составом № 2; не даны разъяснения решений МСЭ Состава 4 и 2 исходя из существующих норм и методов определения нарушений функций организма при комплексе заболеваний; не объяснено, почему не проведены дополнительные обследования для определения реабилитационного прогноза и потенциала; повторно не определен перечень профессий с учетом противопоказаний по заболеваниям и степень способности к трудовой деятельности.

Нарушена процедура проведения государственной услуги в соответствии с «Регламентом» и нормативными актами – не определены (п.п.10.2-10.12) степень выраженности (незначительные, умеренные, выраженные) нарушений функций организма в связи с заболеваниями; не определены реабилитационный потенциал и прогноз заболеваний; определена способность к трудовой деятельности с учетом противопоказаний по заболеваниям (перечень заболеваний).

Не определены существующие нормы, соответствующие определенному периоду (возрасту) биологического развития человека; не определены степень ограничений жизнедеятельности в результате заболеваний исходя из оценки отклонений от этих существующих норм, соответствующих определенному периоду (возрасту 26 лет) биологического развития.

Не даны ответы по существу на все вопросы обращений, касающихся информации о состоянии здоровья, методах обследования, степени нарушения функций организма в результате сложного комплекса заболеваний.

Копия акта освидетельствования Составом № 2 ГБ МСЭ по НСО предоставлена только через два месяца, после направления судом в адрес ГБ МСЭ по НСО копии искового заявления.

В целях обеспечения прозрачности, объективности решений МСЭ и повышения качества и эффективности медико-социальных экспертных услуг , определения количественной оценки степени выраженности заболеваний, приводящих к нарушению функций организма и ограничениям основных категорий жизнедеятельности различной степени было направлено в суд исковое заявление о признании решения ГБ МСЭ по НСО незаконным в связи с несоблюдением требований проведения МСЭ.

Читать еще:  Почему гноятся глаза у взрослого человека

Суд принял исковое заявление. 21 января 2013г состоится первое предварительное заседание……….

Просто гражданин, который через 4 года инвалидности отказалась от унизительной процедуры очередного освидетельствования в 5 раз, т.к. через полгода выхожу на пенсию по старости….

P . S . Но этого не может сделать мой сын в 26 лет, больной с рождения, не имеющий ни квалифицированной медицинской помощи, ни должного диспансерного учета и реабилитации, чтобы вылечиться, ни права на социальную защиту и реабилитацию.

Классификация по степеням нарушения

Классификация детей с нарушением зрения

Категория детей с нарушением зре­ ния весьма разнообразна и неоднородна. По степени нарушения зрения и зрительным возмож­ ностям она включает следующие подкатегории:

I . Слепые дети. По остроте зрения это де­ ти с остротой зрения от 0 (0%) до 0,04 (4%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками. В подкатегорию «Слепые» входят также дети с бо лее высокой остротой зрения (вплоть до 1, т.е. 100%), у которых границы поля зрения сужены до 10-15 градусов или до точки фиксации. Такие дети являются практически слепыми, так как в познавательной и ориентировочной деятельнос­ ти они весьма ограниченно могут использовать зрение. Таким образом, острота зрения не яв­ ляется единственным критерием слепоты.

II. Слабовидящие дети . К этой подкате­ гории относятся дети с остротой зрения от 0,05 (5%) до 0,4 (40%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками.

III. Дети с пониженным зрением или дети с пограничным зрением между слабовидением и нормой, то есть дети с остротой зрения от 0,5 (50%) до 0,8 (80%) на лучше видящем глазу с коррекцией.

Примечание : Дети с остротой зрения 0,9 — 1,0 (90% -100%) относятся к нормально видящим.

Всех детей с патологией зрения с учетом остроты и поля зрения, а также по органическим и функциональным причинам его нарушения, еще принято делить натри группы:

I. Слепые (см. выше).

II. Слабовидящие (см. выше).

III. Дети с функциональными нарушениями зрения. Большую их часть составляют дети с амблиопией и косоглазием.
Охарактеризуем каждую из названных групп.

У слепых детей наиболее резко выражена степень нарушения основных зрительных функций (остроты и поля зрения, световой чув­ ствительности, цветоразличения, характера зрения). Глубокое снижение остроты зрения де­ лает невозможным или весьма ограниченным зрительное восприятие. В тифлопедагогической практике обучения, воспитания, развития и (ре)абилитации слепых детей по степени нарушения остроты зрения целесообразно подразделять на следующие группы:

1) Тотально или абсолютно слепые. При абсолютной слепоте на оба глаза полностью от­ сутствуют зрительные ощущения

2) Слепые дети со светоощущением. Эти дети видят только свет, то есть отличают свет от тьмы При этом дети, у которых светоощущение с правильной проекцией, могут правильно по­казать направление света, а дети, у которых светоощущение с неправильной проекцией не могут указать, откуда падает свет.

3) Слепые дети, у которых имеется све­ тоощущение и цветоощущение , то есть они отличают не только свет от тьмы, но и различают цвета.

4) Слепые дети, у которых имеются тысячные доли от нормальной остроты зрения (примерно от 0.005 до 0.009). При таком зрении в комфортных условиях человек видит движения руки перед лицом, на очень близком расстоянии может различать цвета, контуры, силуэты предметов. В медицинских картах такая острота зрения фиксируется как 0,005 или движения руки перед лицом.

5) Слепые с остаточным форменным (предметным) зрением, то есть дети, у которых
имеется форменное или предметное зрение.
К этой группе относятся дети, острота зрения ко­ торых варьируется в пределах 0,01 — 0,04.

По степени зрительных нарушений под­ категорию «Слабовидящие дети» тоже це­ лесообразно делить на группы:

1. Слабовидящие дети с остротой зрения в пределах от 0,05 до 0,09 с коррекцией очками на лучше видящем глазу.

2. Слабовидящие дети с остротой зрения от 0,1 до 0.2 с коррекцией очками на лучше видящем глазу.

3. Слабовидящие дети с остротой зрения от 0,3 до 0.4 с коррекцией очками на лучше видящем глазу.

У слабовидящих детей 1-й группы (остро­ та зрения от 0,05 до 0,09), как правило, от­ мечаются сложные нарушения зрительных функций. Наряду со снижением остроты зрения у них сужено поле зрения, нарушено про­ странственное зрение. Все это затрудняет зри­ тельное восприятие окружающего мира, в том числе и учебного материала. Они нуждаются в соблюдении регламентированной зрительной нагрузки, а также в мероприятиях по охране и рациональному использованию неполноценного зрения. При обучении этих детей необходимо использовать систему специальных технических и оптических средств (различные лупы, бинокли, монокли и др.) и опираться на возможности сохранных анализаторов с целью коррекции и компенсации нарушенных и недоразвитых зрительных функций. Зрение этой группы детей недостаточно устойчиво. При неблагоприятных условиях оно ухудшается. В учебном и коррек ционно-воспитательном процессах эти дети требуют повышенного внимания педагогов. Их надо сажать за первые парты, следить за тем, чтобы освещение было комфортным, наглядный материал выполнен в контрастной цветовой гамме и, по возможности, предоставлялся для индивидуального использования. Среди детей этой группы многих необходимо параллельно обучать системе Брайля. По крайней мере тех из них, у которых заболевания зрительного анализатора относятся к прогрессирующим, то есть приводящим к слепоте.

Слабовидящие дети 2-й группы (с остро­той зрения от 0,1 до 0,2) по состоянию своего зрения, как и дети 1-й группы, относятся к инвалидам, хотя острота зрения у них выше. Именно поэтому во многих литературных источниках по тифлологии зрение до 0,2 (на­ пример, см. работы А.Г. Литвака) обозначается как «медицинское слабовидение». В целом, учиться с использованием плоского способа письма и чтения им легче, чем детям 1 группы. Однако и среди них есть дети (это связано с состоянием зрительных функций), которые нуждаются в повышенном внимании педагогов. Например, если у ребенка имеется сочетание таких клинических форм зрительной патологии, как дальнозоркость высокой степени, частичная атрофия зрительного нерва с концентрическим сужением поля зрения и при этом он страдает светобоязнью, то многие виды учебной и бытовой деятельности, связанной с использованием зрения, вызывают у него очень большие проблемы. Так, при чтении и письме по причине нарушения периферического зрения он нуждается в хорошем освещении, но в таком, которое освещало бы только рабочую по­ верхность, но ни в коем случае не светило в глаза..

Читать еще:  Особенности строения и функции

Кроме того, для работы вблизи такому ребенку нужны очки для близи, а для передвижения и списывания с доски — очки для дали.

Слабовидящие дети 3-й группы (острота зрения от 0,3 до 0,4) инвалидами в нашей стране пока не признаются, хотя для их успешного обучения, воспитания и развития также не­ обходимо соблюдать определенные офтальмо- гигиенические рекомендации и требования, применять специальные технические средства и методики.

Классификации нарушений в развитии

Любая наука, изучая сущность исследуемого объекта, пытается внести определенный элемент упорядоченности в свои собственные представления о нем. Изучаемые явления объединяются в разнообразные группы, типы, т.е. классифицируются. Тем самым возникает возможность понимания внутренних законов исследуемых явлений. И чем они (эти явления) многообразнее, тем больше может возникать различных классификаций. Таким образом, классифицирование можно рассматривать как своеобразный метод познания общих законов, лежащих в основе всего многообразия изучаемого предмета. По сути, историю науки можно изучать по тому, как в ней происходит смена одной классификационной системы на другую, как осуществляется неизбежный переход от эмпирико-феноменологических (описательных) классификаций к категориальным (сущностным).

Специальная психология также создает свои классификации различных типов нарушенного развития. Их множество связано прежде всего с многообразием сторон, свойств, качеств и элементов развивающейся психики, каждая из которых может оказаться нарушенной в процессе своего становления в связи с действием различных патогенных факторов.

Классификации на основе частных критериев

Классификации отличаются друг от друга в зависимости от того, какой критерий берется в качестве их основания. Могут использоваться одновременно несколько критериев — тогда классификация приобретает более дробный характер. Важным свойством классификации является также возможность использовать ее на практике — в научных исследованиях часто применяются так называемые рабочие, временные классификации, выступающие в качестве вспомогательного средства при решении конкретных научных задач.

Говоря об отклонениях в развитии, мы можем, последовательно выделяя разные их стороны, также поочередно разделять их на разные группы, т.е. осуществлять различные классификации.

Классификация по времени возникновения отклонений

Например, все многообразие отклонений мы можем разделить по признаку времени их возникновения. Тогда мы должны выделить группу врожденных нарушений и приобретенных, т.е. появившихся уже после рождения. Внутри группы врожденных нарушений нам следует выделить подгруппу нарушений, связанных с наследственной патологией, так как не все врожденное является наследственным, но все наследственное чаще всего бывает врожденным. Группа приобретенных нарушений может быть разделена на рано и поздно приобретенные. Возрастная граница между ними может быть различной. Так, в случаях нарушения слуха имеет значение время его потери относительно сроков развития речи, т.е. периодов, когда речь еще не начинала свое формирование, периодов первоначального развития и возраста, когда речь была уже относительно сформированной. Этот пример весьма показателен, он демонстрирует принцип хроногенности, т.е. связи тяжести отклонения в развитии со временем возникновения основного нарушения. Именно поэтому небезразлично, когда возникло нарушение: от этого зависит во многом прогноз будущего развития, характер и содержание коррекционных мероприятий, имеющих или не имеющих возможности опоры на результаты периода нормального развития, если таковые имеются.

Классификация по обратимости отклонений. Если мы используем другой критерий — обратимость возникающих отклонений, то в этом случае многообразие их вариантов можно будет разделить на необратимые отклонения, частично обратимые и практически обратимые. В отношении последней группы обратимых отклонений, т.е. таких нарушений, которые способны трансформироваться в нормальное развитие, можно будет говорить о скорости или темпах обратимости. В таком случае мы получаем еще и несколько подгрупп.

Классификация по этиологическому критерию. Весьма часто в создании классификации используется этиологический критерий, т.е. основная причина, вызвавшая отклонение. Сами по себе этиологические факторы весьма разнообразны, что приводит к необходимости и их классифицирования. В этом случае могут быть выделены нарушения церебрально-органического, психогенного и соматогенного происхождения.

Этиологические факторы иногда пытаются предельно обобщить, объединяя их в две большие группы — социальные и биологические причины отклонений в развитии. При этом приходится признать, что в изолированном виде эти факторы выступают крайне редко. Поэтому при выделении групп отклоняющегося развития по этим критериям указывают на относительное преобладание социальных неблагоприятных условий в происхождении того или иного нарушения или на относительное доминирование биологического фактора (будь то инфекция, интоксикация, асфиксия или травма).

Классификация по темпу психического развития. С точки зрения клинического подхода традиционным стало деление всех форм отклонений в развитии на две большие и весьма многообразные по составу группы. Первая из них обозначается термином ретардация, под которым понимается запаздывание, или приостановка, психического развития любого происхождения. Выделяют две разновидности ретардации — общую (тотальную) и частичную (парциальную). В последнем случае речь идет о запаздывании развития отдельных функций, сторон психики или свойств личности.

Выражением ретардации может являться общее психическое недоразвитие в разнообразных формах умственной отсталости. Парциальная ретардация проявляется в виде незрелости отдельных сторон психики и психических функций: речи, внимания, психомоторики, восприятия, недостатками школьных навыков — чтения, счета, письма.

Другая группа вариантов отклоняющегося развития называется асинхрония. Она характеризуется сочетанием выраженного опережения в развитии одних функций со значительным отставанием темпа формирования других, что приводит к дисгармонии структуры психики, ее искажению и диспропорциональности.

Несложно понять, что в качестве критерия указанного деления используется темповый признак процесса психического развития в целом и отдельных его сторон в частности.

В дополнение к двум указанным группам дизонтогенеза В. В. Ковалев выделяет еще и третью, связанную с механизмами высвобождения и фиксации более ранних онтогенетических форм нервно-психического реагирования.

Классификация по функциональным блокам мозга. В попытках классификации отклонений в развитии используются и другие критерии. Так, весь спектр психических функций может быть разделен на регуляторные (или общие) и исполнительские (частные). Тогда и отклонения в развитии могут быть разделены на нарушения частных функции (гнозис, прексис, речь) и общих регуляторных, связанных с работой лобных отделов мозга. Построение такого рода классификации основано на теории трех функциональных блоков в работе мозга, созданной А. Р. Лурией.

Классификация по количеству патологий. Достаточно простым, но не лишенным практического смысла является деление отклонений в развитии на монофакторные и мультифакторные. К монофакторным относятся нарушения, в основе которых лежит патология какого-то одного органа или системы, например нарушения в развитии, связанные с патологией зрения, слуха или двигательной сферы и т.д. Мультифакторные отклонения в развитии имеют в своей основе сочетание двух или более патологий, например нарушение развития в условиях слепоглухоты или при сочетании глухоты с умственной отсталостью и т.п.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию