7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Механизм физиологического моргания

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ЭМОЦИЙ

Эмоция – особая форма психического отражения, которая в форме непосредственного переживания отражает не объективные явления, а субъективное к ним отношение.
Эмоции выражаются не только в двигательных реакциях: мимике, жестах, но и в уровне тонического напряжения мышц.
Одним из наиболее чувствительных индикаторов изменения эмоционального состояния человека является его голос. Разработаны специальные методы, позволяющие по голосу распознавать возникновение эмоциональных переживаний, а также дифференцировать их по знаку (на положительные и отрицательные).
Большинство физиологических изменений при эмоциях относятся к активации симпатической вегетативной нервной системы: повышение артериального давления и учащение пульса, учащение дыхания, расширение зрачков, повышение потливости при снижении секреции слюны и слизи, повышение уровня глюкозы в крови, ускорение свертываемости крови, перераспределение крови из живота и кишечника в мозг, элевация волос кожи — «Гусиная кожа».

Симпатическая реакция готовит организм к «Выбросу Энергии». После разрешения эмоции — парасимпатическая (сохраняющая энергию) система возвращает организм в исходное состояние.

НЕЙРОАНАТОМИЧЕСКИЕ СУБСТРАТЫ ЭМОЦИЙ
Сведения об анатомическом субстрате развития тех или других эмоций обычно черпаются из опытов с разрушением и стимуляцией различных отделов мозга, а также из изучения функций мозга человека в клинике в связи с операциями на мозге и проведением различных лечебных процедур.

Первая наиболее стройная концепция, связывающая эмоции с функциями определенных структур мозга, была опубликована в 1937г.Структурная основа эмоций

И принадлежит американскому невропатологу Дж.Пейпецу. Изучая эмоциональные расстройства у больных с поражением гиппокампа и поясной извилины, он выдвинул гипотезу о существовании единой системы, объединяющей ряд структур мозга и образующей мозговой субстрат для эмоций. Эта система представляет замкнутую цепь и включает: гипоталамус — передневентральное ядро таламуса — поясную извилину — гиппокамп — мамиллярные ядра гипоталамуса. Она получила название круга Пейпеца (см. рисунок). Позднее П. Мак-Лин в 1952 г., учитывая, что поясная извилина как бы окаймляет основание переднего мозга, предложил назвать ее и связанные с ней другие структуры мозга лимбической системой (limbus — край). Источником возбуждения для этой системы является гипоталамус. Сигналы от него следуют в средний мозг и нижележащие отделы для инициации вегетативных и моторных эмоциональных реакций. Одновременно нейроны гипоталамуса через коллатерали посылают сигналы в передневентральное ядро в таламусе. По этому пути возбуждение передается к поясной извилине коры больших полушарий.

Поясная извилина, по Дж. Пейпецу, является субстратом осознанных эмоциональных переживаний и имеет специальные входы для эмоциональных сигналов, подобно тому, как зрительная кора имеет входы для зрительных сигналов. Далее сигнал из поясной извилины через гиппокамп вновь достигает гипоталамуса в области его мамиллярных тел. Так нервная цепь замыкается. Путь от поясной извилины связывает субъективные переживания, возникающие на уровне коры, с сигналами, выходящими из гипоталамуса для висцерального и моторного выражения эмоций.

Однако сегодня красивая гипотеза Дж. Пейпеца приходит в противоречие со многими фактами. Так, под сомнением оказалась роль гиппокампа и таламуса в возникновении эмоций. У человека стимуляция гиппокампа электрическим током не сопровождается появлением эмоций (страха, гнева и т.п.) Субъективно пациенты испытывают лишь спутанность сознания.

Из всех структур круга Пейпеца наиболее тесную связь с эмоциональным поведением обнаруживают гипоталамус и поясная извилина. Кроме того, оказалось, что и многие другие структуры мозга, не входящие в состав круга Пейпеца, оказывают сильное влияние на эмоциональное поведение. Среди них особая роль принадлежит миндалине, а также лобной и височной коре головного мозга.

Велика роль гипоталамуса как в развитии мотивационного поведения, так и в развитии связанных с ним эмоций. Гипоталамус, где сосредоточены двойные центры, регулирующие запуск и прекращение основных типов врожденного поведения, большинством исследователей рассматривается как исполнительная система, в которой интегрируются вегетативные и двигательные проявления мотивации, и в том числе эмоций. В составе эмоции принято выделять собственно эмоциональное переживание и его соматическое и висцеральное выражение. Возможность их появления независимо друг от друга указывает на относительную самостоятельность их механизмов. Диссоциация эмоционального переживания и его выражения в двигательных и вегетативных реакциях обнаружена при некоторых поражениях ствола мозга. Она выступает в так называемых псевдоэффектах: интенсивные мимические и вегетативные реакции, характерные для плача или смеха, могут протекать без соответствующих субъективных ощущений.

Важные эмоциогенные свойства обнаруживает миндалина. У высших животных она расположена в коре, в основании височной доли. Удаление миндалины нарушает механизмы эмоций. По данным В.М.Смирнова, электрическая стимуляция миндалины у пациентов вызывает эмоции страха, гнева, ярости и редко удовольствия. Ярость и страх вызываются раздражением различных отделов миндалины. Опыты с двусторонним удалением миндалины в основном свидетельствуют о снижении агрессивности животного. Отношение миндалины к агрессивному поведению убедительно продемонстрировано К.Прибрамом в опытах на обезьянах в колонии макак-резусов. После двустороннего удаления миндалины у вожака стаи, который отличался властностью и занимал высшую ступень зоосоциальной иерархии, он потерял агрессивность и переместился на самую низшую ступень зоосоциальной лестницы. Его место занял наиболее агрессивный, который до операции был вторым в иерархии. А бывший лидер превратился в покорное, испуганное животное.

По мнению ряда исследователей, эмоциональные функции миндалины реализуются на сравнительно поздних этапах поведения, после того как актуализированные потребности уже трансформировались в соответствующий эмоциональные состояния. Миндалина взвешивает конкурирующие эмоции, порожденные конкурирующими потребностями, и тем самым определяет выбор поведения. Миндалина получает обширную информацию о внешнем мире. Ее нейроны реагируют на световое, звуковое и кожное раздражение.

Кроме того, в регуляции эмоций особое значение имеют лобная и височная кора. Поражение лобных долей приводит к глубоким нарушениям эмоциональной сферы человека. Преимущественно развиваются два синдрома: эмоциональная тупость и растормаживания низших эмоций и влечений. При этом в первую очередь нарушаются высшие эмоции, связанные с деятельностью, социальными отношениями, творчеством. Удаление у обезьян височных полюсов ведет к подавлению их агрессивности и страха. Передняя лимбическая кора контролирует эмоциональные интонации; выразительность речи у человека и обезьяны. После двустороннего кровоизлияния в этой зоне речь пациента становится эмоционально невыразительной.

Согласно современным данным поясная извилина имеет двусторонние связи со многими подкорковыми структурами (перегородкой, верхними буграми четверохолмия, голубым пятном и др.), а также с различными областями коры в лобных, теменных и височных долях. Ее связи более обширны, чем у какого-либо другого отдела мозга. Существует даже предположение о высшей координирующей функции поясной извилины в отношении эмоций.

Виды эмоциональных нарушений

Агрессивность

Многим детям свойственна агрессивность.Переживания и разочарования ребёнка, которые взрослым кажутся мелкими и незначительными,оказываются весьма острыми и труднопереносимыми для ребёнка именно в силу незрелости его нервной системы, поэтому наиболее удовлетворительным для ребёнка решением может оказаться и физическая реакция, особенно при ограниченности ребёнка к самовыражению.

Выделяются две наиболее частые причины агрессии у детей. Во-первых,это боязнь быть травмированным,обиженным,подвергнуться нападению,получить повреждения.Чем сильнее агрессия, тем сильнее стоящий за ней страх.Во-вторых,это пережитая обида, или душевная травма, или само нападение.Очень часто страх порождается нарушенными социальными отношениями ребёнка и окружающих его взрослых.

Читать еще:  Красивый макияж для глаз с узким азиатским разрезом 8 секретов

Физическая агрессия может выражаться в драках, так и в форме разрушительного отношения к вещам. Дети рвут книги,разбрасывают и крушат игрушки,ломают нужные вещи, поджигают их. Иногда агрессивность и разрушительность совпадают, и ребёнок швыряет игрушки в других детей или взрослых.Такое поведение в любом случае мотивированно потребностью во внимании,каким-то драматическими событиями.

Агрессивность необязательно проявляется в физических действиях.Некоторые склонны к так называемой вербальной агрессии, за которой часто стоит неудовлетворённая потребность почувствовать себя сильным или отыграться за собственные обиды. Бывает,что брань является средством выражения эмоций в неожиданных неприятных ситуациях:упал, расшибся и др.

Психолог приходит к выводу, что агрессия ребёнка не носит болезненного характера и не наводи на мысль о более тяжёлом психическим отклонении,о общая тактика работы состоит в том, чтобы постепенно научить ребёнка выражать своё неудовольствие в социально приемлемых формах

Первым шагом на этом пути является попытка сдерживать агрессивные порывы ребёнка непосредственно перед их проявлением.В отношении физической агрессии это сделать легче,чем в отношении вербальной.Можно остановить ребёнка окриком,отвлечь его игрушкой или каким-то занятием,создать физическое препятствие агрессивному акту.

Если акт агрессии предотвратить не удалось,надо обязательно показать ребёнку,что такое поведение абсолютно неприемлемо.Проявивший агрессивную выходку ребёнок подвергается суровому осуждению,в то время как его «жертва»окружается повышенным вниманием и заботой взрослого.Такое положение может ясно показать ребёнку,что сам он только проигрывает от таких поступков.

В случае разрушительной агрессии взрослый обязательно должен кратко,но однозначно выразить своё недовольство подобным поведением.Очень полезно каждый раз предлагать ребёнку устранить учинённый им разгром.

Вербальную агрессию предотвратить трудно, поэтому почти всегда приходится действовать после того, как акт агрессии уже совершился.Если обидные слова ребёнка адресуются взрослому, то целесообразно вообще проигнорировать их, но при этом попытаться понять, какие чувства и переживания ребёнка стоят за ними.

Работая с агрессивными детьми, всегда нужно иметь в виду, что любые проявления страха у окружающих перед агрессивным выпадом ребёнка могут его только стимулировать.Конечная цель преодоления агрессивности ребёнка состоит в том, чтобы дать ему понять,что есть иные способы проявления силы и привлечения аудитории,гораздо более приятные с точки зрения ответной реакции окружающих.Таким детям очень важно пережить удовольствие от демонстрации нового навыка поведения перед благожелательной аудиторией.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Причины и лечение частого моргания у взрослых

Моргание — естественный процесс, необходимый для нормального функционирования глаз. Это действие человек воспроизводит тысячи раз на протяжении дня, практически не замечая его. Обычно люди моргают один раз в 4-5 секунд. Но иногда взрослый человек начинает моргать глазами слишком часто. О чём это говорит?

Частое моргание может быть безобидным, а может быть симптомом развивающейся серьёзной патологии в организме.

Механизм физиологического моргания

Почему же происходит такое явление, как моргание? Это естественный непроизвольный процесс, увлажняющий орган зрения и предохраняющий его от пересыхания.

В момент закрывания глаза на доли секунды происходит очищение глазного яблока и его увлажнение слёзной жидкостью. При этом также происходит предотвращение инфицирования глаз.

Причины частого моргания у взрослых

Причины у этого явления могут быть как напрямую связанные с офтальмологией, так и неофтальмологические.

Неврологические

В некоторых случаях такая привычка может свидетельствовать о развитии какого-либо неврологического заболевания.

Причиной может стать элементарное переутомление. Чтобы избавиться от него, вполне достаточно будет полноценно отдохнуть, хорошо выспаться. По рекомендации врача можно принимать курсом лёгкие седативные средства.

Очень важно установить правильный режим дня. При соблюдении этих условий усталость пройдёт и слишком частое моргание прекратится.

Спровоцировать такой симптом у взрослого человека может сильная стрессовая ситуация. Вследствие невроза у человека может развиться нервный тик. Тики подразделяют на два вида: первичный и вторичный. Первый связан с расстройством центральной нервной системы, второй — с проблемами в мозговой деятельности.

Неврологической патологией, сопровождаемой частым морганием, тиками, неконтролируемым поведением является так называемый синдром Туретта. Он может проявляться не только у детей, но также и у взрослых.

Иные причины

Чаще всего причиной такого учащённого моргания может стать мелкое инородное тело, попавшее в глаз, например, соринка. Чтобы устранить дискомфорт, достаточно будет удалить его из глаза.

Причиной может послужить также сухость глаз.

В некоторых случаях частое моргание — это предвестник инфекционных заболеваний глаз (конъюнктивита, кератита).

Среди неофтальмологических причин, вызывающих данный симптом, также могут быть:

  1. Частое курение.
  2. Постоянный приём алкоголя или наркотических веществ.
  3. Аллергическая реакция. В этом случае, кроме моргания, могут присутствовать слизистые прозрачные выделения из полости носа, зуд, жжение.
  4. Реакция на приём некоторых медикаментозных средств. Проявления сходны с аллергическими.
  5. Травма головы.
  6. Атеросклероз.
  7. Болезнь Паркинсона.
  8. Эпилепсия.

Обычно при наличии патологий частое моргание сопровождается дополнительными симптомами (болью в глазах, ощущением жжения). Если не принять вовремя меры, то к ним могут присоединиться также:

  • тошнота;
  • сильные головные боли;
  • ощущение постоянного беспокойства;
  • нарушение координации движений;
  • изменения на кожных покровах глаза;
  • потеря сознания.

  1. Реакция на яркий свет.
  2. Дальнозоркость.
  3. Близорукость.
  4. Блефароспазм.
  5. Синдром «сухих глаз».

Частое моргание может быть и сопроводительным симптомом некоторых заболеваний щитовидной железы.

Когда необходима медицинская помощь

Не всегда частое моргание глазами — безобидный признак. В некоторых случаях может понадобиться серьёзная медицинская помощь. Важно посетить врача-офтальмолога для обследования и назначения правильного лечения.

Медикаментозное лечение

Офтальмолог проведёт первичное обследование, назначит сдачу анализов крови, при необходимости – дополнительные диагностические процедуры. В зависимости от результатов будет поставлен диагноз.

На усмотрение врача пациенту могут быть рекомендовано посещение специалистов:

  1. Невролога.
  2. Эндокринолога.
  3. Аллерголога.
  4. Кардиолога.
  5. Инфекциониста.

После постановки диагноза специалистами совместно будет назначено комплексное лечение заболевания. В первую очередь врач назначит медикаменты, способные устранить причину заболевания, а офтальмолог назначит симптоматическое лечение.

Если присутствуют воспалительные процессы в области глаз, то это могут быть:

  • препараты с антибактериальным действием;
  • комплекс витаминов;
  • антисептики местного действия;
  • глюкокортикостероиды;
  • препараты с противовоспалительным действием.

Если причиной моргания у взрослых стала сухость глаз, то назначают капли для закапывания (Визин, Тобрадекс). Схему приёма определяет лечащий врач.

Физиотерапия

Медикаментозное лечение само по себе далеко не всегда даёт положительный результат. Оно должно стать составляющей частью в составе комплексной терапии, и может сопровождаться физиотерапевтическими процедурами. Среди назначаемых процедур присутствуют:

  1. Ультразвуковое лечение.
  2. Магнитотерапия.
  3. Диадинамоментрия
  4. Лазерное лечение.
  5. Лечебный сон.
  6. Точечный массаж.

Решать вопрос о возможности их проведения решает исключительно врач, поскольку у пациента могут присутствовать противопоказания.

Нетрадиционные методы

Чтобы устранить дискомфорт и убрать эту привычку, дополнительно могут быть использованы нетрадиционные методы терапии, однако об их приёме надо поставить в известность своего врача.

Воспалительный процесс помогут снять компрессы из настоев лекарственных трав (ромашки, календулы, пустырника). Тёплый компресс ставят на закрытые глаза на 15-20 минут, затем убирают и закапывают назначенные врачом капли.

Читать еще:  Пвхрд глаза что это такое

Если причиной неприятных симптомов стали неврологические заболевания, то можно 1- 2 раза в неделю проводить сеансы ароматерапии при отсутствии аллергии у пациента. При приёме ванн хорошо добавить в воду ароматические масла:

Хорошо успокоиться помогают травяные чаи, в состав которых входят мята, мелисса, шиповник, пустырник.

Отличными антисептическими свойствами обладает свежезаваренный зелёный чай. Его иногда используют для закапывания в глаза. Процедуру делают несколько раз в день, закапывая в каждый глаз не более чем 2-3 капли. Использование средств народной медицины должно быть в обязательном порядке согласовано с лечащим врачом.

Помогает справиться с недугом и лёгкий массаж. Его можно выполнять самостоятельно. Нужно закрыть глаза и аккуратными движениями помассировать область вокруг глаз начиная с надбровных дуг, а затем очень осторожными круговыми движениями и сами глаза. Массаж не должен быть длительным — достаточно 1-2 минут.

После массажа глаз или гимнастики нужно закрыть глаза и в таком состоянии побыть 30-40 секунд. Следует избегать чрезмерного надавливания на глаза во время массажа.

Гимнастика для глаз включает в себя несколько простых упражнений, которые можно выполнять практически везде, чтобы дать отдых глазам. Однако если во время выполнения человек испытывает какой-либо дискомфорт или боль, её следует прекратить и поставить в известность врача.

В некоторых случаях врач может рекомендовать лечение с помощью гомеопатических препаратов.

Профилактика

Лучшее лечение заболевания — это его профилактика. Для того чтобы избежать появления и развития болезней, сопровождаемых частым морганием, необходимо придерживаться таких несложных рекомендаций:

  1. Стараться вести здоровый образ жизни.
  2. Избавиться от вредных привычек.
  3. Соблюдать режим дня.
  4. Правильно питаться.
  5. Закалять организм.
  6. Чаще бывать на свежем воздухе.
  7. Заниматься спортом.
  8. Пить достаточное количество жидкости. При её нехватке слизистая пересушивается.
  9. Избегать переутомления как физического, так и умственного.
  10. Давать глазам периодический отдых.
  11. Нормально проходить полный профилактический осмотр.
  12. Вовремя и правильно лечить недуг, ставший причиной этой привычки.

Не менее важно наладить режим питания и питьевой режим.

Если причиной такого симптома, как частое моргание, стала сухость глаз, то следует ограничить время пребывания перед телевизором и компьютером. В том случае, когда работа за компьютером неизбежна, нужно периодически давать глазам отдыхать, делая перерыв в работе. Полезной будет лёгкая зрительная гимнастика.

Если человек реагирует на яркий свет морганием, то нужно постараться избегать резкого попадания в глаза солнечных лучей и избегать источников яркого искусственного освещения.

При соблюдении рекомендаций врача от частого моргания легко избавиться, а причину его — устранить. Если была правильно выявлена и устранена причина, вызвавшая частое моргание, то оно довольно быстро проходит, не оставляя следа.

Физиологические механизмы долговременной памяти

Физиологические механизмы долговременной памяти. Этот вид памяти не может базироваться только на циркуляции кольцевой им- пульсации. Ведь воздействия на организм — наркоз, охлаждение и сонное торможение, могут разрушать кольцевые реверберационные связи и снижать возбудимость нейронов. Вместе с тем, огромное количество информации сохраняется в долговременной памяти неизменной.

В настоящее время существует несколько теорий, объясняющих механизм памяти на основании сложных морфологических или биохимических изменений синапсов. Согласно анатомической теории запоминание и хранение информации осуществляется за счет образования новых терминальных волокон, изменения их формы, размеров, развитие шипикового аппарата на дендритах нейронов, устанавливающих связи с другими нейронами. Глиальная теория основывается на изменениях глиальных клеток, которые окутывают нейроны. Эти глиальные клетки, по мнению ряда нейрофизиологов, могут синтезировать особые вещества, облегчающие синаптическую передачу или повышать возбудимость соответствующих нейронов.

Системы головного мозга и память

Системы головного мозга и память. Мозжечок. Функция мозжечка заключается в контроле над всеми видами движений. Он «программирует» координацию многочисленных отдельных движений, составляющих один двигательный акт. По словам больных с повреждениями мозжечка, в сложном движении, которое до болезни выполнялось автоматически, они должны теперь сознательно контролировать каждый этап.

Проведенные исследования показали, что в мозжечке может храниться большое разнообразие классических условных рефлексов. Например, в одном эксперименте у кролика выработали условный рефлекс моргания одним глазом в ответ на определенный музыкальный тон. С этим тоном неоднократно сочеталось воздействие струи воздуха, направленной прямо в глаз. Как и у людей, у кролика раздражающий стимул, в данном случае дуновение воздуха, вызывает рефлекс моргания (БР). После того как этот стимул несколько раз сочетался со звучанием тона, кролик начал моргать при одном только звуке (УР).

После того как выработка условного рефлекса завершилась, экспериментаторы удалили у кролика очень небольшой участок мозжечка с левой стороны, со стороны того глаза, где был выработан рефлекс. Условный рефлекс исчез полностью, но безусловный — моргание при воздействии струи воздуха, сохранился. После этой операции условный рефлекс на музыкальный тон мог быть образован только для правого глаза, условно-рефлекторная связь с веком левого глаза больше не устанавливалась. Соответствующие следы памяти, по-видимому, сохранились только в одной определенной области мозжечка — в глубинных мозжечковых ядрах, разрушение этой области разрушало и сами следы. Выработка данного рефлекса, возможно, связана и с другими изменениями в нервной системе, но изменения в мозжечке, очевидно, тоже необходимы.

Гиппокамп. За прошедшие годы гиппокамп был объектом многочисленных исследований, но до сих пор не установлено, какую именно роль он играет в процессах памяти. Имеются некоторые указания на его возможные функции. У больных, страдающих тяжелыми двусторонними поражениями гиппокампа, процессы запоминания серьезно нарушены. После повреждения гиппокампа они не могут хранить в памяти то, о чем узнавали; не способны вспомнить имя или лицо человека, которого только что видели. Но память о событиях, имевших место до болезни, у них полностью сохранялась.

Имплантируя электроды в отдельные нейроны головного мозга крысам, ученые узнали, что некоторые нейроны гиппокампа, реагируют только тогда, когда животное находится в определенном участке знакомого окружения. Клетка, активность которой регистрировали, оставалась в покое до тех пор, пока животное не оказывалось в определенном месте. В этот, и только этот, момент нейрон начинал давать быстрый разряд. Как только крыса проходила мимо этого места, нейрон затихал. У крыс гиппокамп играет важную роль в усвоении «пространственной карты» окружающего мира. Если гиппокамп поврежден, способность крыс ориентироваться на местности падает.

Процедурная и декларативная память. Помимо фаз кратковременной и долговременной памяти человека существует два разных способа усвоения и запоминания информации в зависимости от того, что именно нужно усвоить.

На основании проведенных экспериментов исследователи предположили, что переработка двух видов информации ведется раздельно, и каждый из этих видов («процедурная» и «декларативная» информация) хранится также отдельно. Процедурное знание — это знание того, как нужно действовать. Декларативное знание, согласно Сквайру, «обеспечивает ясный и доступный отчет о прошлом индивидуальном опыте, чувство близкого знакомства с этим опытом». Именно это второе знание требует переработки информации в височных долях мозга и таламусе, тогда как первое с ними не связано.

Читать еще:  На белке глаза пузырек что это

Процедурное знание филогенетические более древнее, чем декларативное. Их предполагаемое отличие состоит в том, что процедурная память основана на биохимических или биофизических изменениях, происходящих только в тех нервных сетях, которые непосредственно участвуют в усвоенных действиях. Изменения этого типа отличаются от перестройки нервных сетей, с которой, как полагают, связана декларативная память.

Различие между этими двумя видами знания, вероятно, помогут объяснить, почему взрослые люди почти полностью неспособны вспомнить людей и события, относящиеся к периоду младенчества или раннего детства. Известный теоретик возрастной психологии Ж. Пидже назвал первые два года жизни сенсомоторным периодом познавательного развития. По сути, ребенок тратит эти первые два года жизни, учась пользоваться своим телом: как с помощью рук хватать различные предметы; как координировать работу мышц, необходимую для ходьбы; как управляться с силой тяжести; как оценивать относительные размеры предметов, расположенных ближе и дальше и т.д. В действительности, говорил Ж. Пидже, суждения ребенка о вещах ограничиваются тем, что он может с ними сделать. Люди и предметы не существуют для ребенка сами по себе, независимо от тех сенсомоторных действий, которые ребенок может выполнить по отношению к ним. Так продолжается приблизительно до двухлетнего возраста. Это почти идеально соответствует описанию процедурного усвоения знаний. Поскольку до двухлетнего возраста ребенок не может удержать в мыслях образы предметов или событий, появление декларативной памяти кажется в это время невозможным. Когда двухлетний ребенок начинает понимать, что предметы существуют сами по себе, он проходит к логическому заключению о самостоятельности своего собственного существования. Дети, начинающие ходить, могут запомнить предметы, удержать их в памяти, но до логического уровень их мышления еще не созрел.

Чтобы воспользоваться своей памятью, человек должен проделать три вещи: усвоить какую-то информацию, сохранить ее и воспроизвести. Если не удается что-то вспомнить, причиной может быть нарушение любого из этих трех процессов. Мы усваиваем и запоминаем не просто отдельные элементы информации: мы конструируем систему знаний, которая помогает нам приобретать, хранить и использовать обширный запас сведений. Кроме того, память — это активный процесс; накопленные знания непрерывно изменяются, проверяются и переформулируются мозгом; поэтому свойства памяти выявить нелегко.

Загадка нашего тела: Почему мы так часто моргаем?

Хотя известно, что моргание защищает наши глаза от пыли и других инородных частиц, ученые выяснили, что у моргания есть и другая — психологическая функция.

В среднем человек моргает 15-20 раз в минуту, то есть наши глаза закрыты в 10 процентах времени бодрствования. Моргание увлажняет и защищает глазное яблоко, но мы моргаем гораздо чаще, чем нужно для выполнения этих функций.

Группа японских исследователей недавно сделала неожиданное открытие: быстрое закрывание глаз помогает нам собраться с мыслями и сфокусироваться на том, что происходит вокруг.

Они пришли к такому выводу, заметив один интересный факт: моменты, когда мы моргаем, возникают не случайно. Хотя, кажется, что мы делаем это спонтанно, исследования показывают, что люди моргают в ожидаемые моменты.

— Если мы читаем, то, как правило, моргаем после того, как закончилось предложение.

— Если мы слушаем чью-то речь, мы часто моргаем, когда говорящий делает паузу между утверждениями.

— Если группа людей смотрит одно и то же видео, то они моргают практически в одно и то же время, когда действия на короткое время запаздывают.

В результате, ученые выяснили, что мы подсознательно начинаем моргать, чтобы умственно отдохнуть, отключить визуальные стимулы и сфокусировать свое внимание.

Чтобы проверить это, ученые набрали 10 разных добровольцев, которые проходили функциональную магнито-резонансную томографию и смотрели телевизионное шоу «Мистер Бин». Исследователи следили за тем, в каких областях мозга наблюдалась повышенная и сниженная активность при моргании.

Анализ исследования показал, что когда участники моргали, увеличивалась активность мозга в области, называемой сеть пассивного режима работы мозга. Она работает, когда мы находимся в состоянии бодрствующего отдыха, и служит перерывом, позволяющим нам повысить свое внимание после того, как мы вновь открываем глаза.

Частое моргание глазами: основные причины

Люди часто обеспокоены частым морганием, особенно у детей. Это явление имеет простое объяснение, но если это вызывает беспокойство, стоит обратиться к специалисту, особенно, если моргание появилось неожиданно.

Как уже было сказано, моргание — это защитный механизм, который помогает избавиться от инородных частиц с поверхности глаз. Если вы заметили, что ребенок или взрослый стал моргать слишком часто, то это могут быть следующие причины:

Если ребенок страдает аллергии, например, от сенной лихорадки, это может вызвать раздражение и сухость глаз и привести к частому морганию.

Нервный тик, особенно у детей, может вызвать частое моргание. Эти неконтролируемые движения могут быть проходящими и хроническими. У взрослых причиной может быть тревога и стресс.

Некоторые лекарства, например, риталин – психостимулятор, а также бензодиазепины могут вызвать излишнее моргание.

В редких случаях излишнее моргание может быть вызвано неврологической болезнью. При этом обычно присутствуют и другие симптомы: непроизвольные движения и паралич.

Если частое моргание долго длится и сопровождается другими тиками, это в редких случаях может быть синдром Туретта. Он характеризуется необычными подергиваниями, покашливаниями, неконтролируемыми звуками, выкрикиванием нецензурных слов. Лучше всего обратится за рекомендациями к невропатологу. Хотя в легких случаях этот синдром не требует лечения, лекарственная и психологическая терапия могут помочь в сложных случаях.

Моргание глазами у детей: несколько советов

У детей частое моргание может быть формой нервного тика, вызванного тревогой, скукой и усталостью. Как правило, тик проходит сам собой, длится от нескольких недель до нескольких лет, и может периодически возвращаться, но в тяжелых случаях можно обратится к специалисту. Вот несколько способов, которые помогут успокоить вашего ребенка:

Не фокусируйте внимание ребенка на моргании, так как это только усугубляет ситуацию.

— Попытайтесь свести к минимуму ситуации, приводящие к стрессу, и следите, чтобы он высыпался, так как стресс и усталость ухудшают состояние.

— Если вы заметили, что ребенок часто моргает, постарайтесь его расслабить. Посадите его так, чтобы он чувствовал себя уютно, и попросите его закрыть глаза. Почитайте ему книгу, расскажите историю или поиграйте в игру.

— Давайте ребенку больше воды, когда он моргает. Предложите ему какую-то закуску, например морковь или крекеры, избегайте сладких напитков.

— Добавки цинка укрепляют иммунную и нервную систему. Посоветуйтесь с врачом, прежде чем их давать ребенку.

Обратитесь к офтальмологу, чтобы исключить такие проблемы, как вросшая ресница, царапина на роговице, коньюктивит, сухость глаз или другие причины.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector