Нарушение зрения у школьников - Медицинский справочник medana-st.ru
10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Нарушение зрения у школьников

Нарушение зрения у школьников и профилактика

Зрение принадлежит к числу интереснейших явлений природы. Над изучением зрения, его тончайших механизмов работают сотни исследователей во многих лабораториях мира. Зрение дает людям 90 % информации, воспринимаемой из внешнего мира. Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни. Глаза — удивительный дар природы. Они являются не только зеркалом души, но и зеркалом общего состояния здоровья. Каждый человек должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение. В настоящее время большое очень актуальны вопросы профилактики нарушения зрения у младших школьников.

Нарушение зрения у детей — большая социально-гигиеническая проблема. Зрительные расстройства связаны не только с условиями зрительной работы, но и с другими широкими социальными и бытовыми условиями. Это такие факторы, как питание, в частности витаминная недостаточность, природные условия, климат. Установлена связь между нарушениями зрения и состоянием здоровья. Имеет значение рост и развитие самого органа зрения, наследственная предрасположенность.

Наиболее распространенные формы нарушения зрения у детей — это спазм аккомодации, близорукость, дальнозоркость, астигматизм и косоглазие.

1. Спазм аккомодации — чрезмерное напряжение мышцы, которое не проходит, даже когда глаз в нем не нуждается. Спазм дается напряжением зрения вдаль, зрительным утомлением при работе на близком расстоянии. Школьник, у которого развивается спазм аккомодации становится раздражительным, быстро устает, снижает свою успеваемость, жалуется на головные боли.

2. Близорукость — это приобретенное заболевание, которое может возникнуть при длительных нагрузках (чтение, письмо, просмотр телепередач, игр на компьютере). В результате ухудшается зрение вдаль, которое улучшается при прищуривании или надавливании на глазное яблоко.

3. Дальнозоркость — это врожденное состояние, связанное с особенностью строения глазного яблока. При дальнозоркости ухудшается острота зрения вблизи, хочется отодвинуть текст от себя.

4. Астигматизм — это особый вид оптического строения глаза, обусловленный неправильной кривизной роговицы. Астигматизм выражается в понижении зрения как вдаль, так и вблизи, снижении зрительной работоспособности, быстрой утомляемости и болезненных ощущениях в глазах при работе на близком расстоянии.

5. Косоглазие — это положение глаз, при котором зрительная линия одного глаза направлена на рассматриваемый предмет, а другого — отклонена в сторону. При этом работает только один здоровый глаза, косящий же глаз практически бездействует, что постепенно ведет к стойкому понижению зрения.

По данным анализа медицинских карт учащихся 1 — 2 — х классов МОУ > г. Якутска было выявлено, что в каждом классе (1 а, 1 б, 2 а, 2 б) есть дети с нарушением зрения. Из 135 учащихся 36 имеют нарушение зрения, что составляет 26,7 % от общего количества обследованных.

Степень участия зрения в процессе школьных занятий очень велика. Поэтому в школьном возрасте особое значение приобретает гигиена зрения у детей, задача которой является обеспечить все условия для оптимального состояния функций глаза.

К основным факторам, которые влияют на нарушение зрения у школьников, считается:

:: Недостаточное освещение рабочего места (особенно при искусственном освещении). Неизменный вред приносит недостаточная освещенность рабочего места в домашних условиях во время приготовления уроков и чтения.

:: Неприспособленная или плохо приспособленная мебель для занятий. Очень важно, чтобы в домашней обстановке размеры мебели соответствовали росту детей.

:: Неправильная посадка за рабочим столом. Вредная привычка читать и писать, сильно склонив голову, сгорбившись, с наклоном в сторону, в неудобном положении способствует развитию ослаблению зрения.

Для обеспечения сохранения и нормализации зрения, а также для предупреждения прогрессирования зрения мы рекомендуем :

— использование учебников и книг, имеющих хорошее качество оформления, соответствующее санитарным нормам и правилам;

— соблюдение санитарно-гигиенических условий обучения;

— чередование занятий учащихся с отдыхом;

— контроль за правильной позой учащихся во время занятий;

— организацию систематических прогулок и игр на свежем воздухе;

— активное гармоничное физическое развитие детей и подростков;

— организацию рационального питания и витаминизации;

— исключение зрительных нагрузок за полчаса до сна.

— проведение гимнастики для глаз в школе и дома.

Гимнастика для глаз:

-Отложите книги и тетради, откиньтесь на спинку стула и расслабьтесь.

-Закройте глаза и посидите тихо и спокойно.

-Зажмурьте глаза изо всех сил на 3-5 секунд, а потом откройте их на 3-5 секунд. Повторите эти действия 3-5 раз. Упражнение укрепляет глазные мышцы, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаза.

-Посмотрите прямо перед собой несколько секунд, затем посмотрите на кончик своего носа 2-3 секунды. Повторите это упражнение 3-5 раз. Упражнение снимает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

-Быстро поморгайте в течение 0. 5-1 минуты. Упражнение способствует улучшению кровообращения.

-Вытяните вперед руку. Следите взглядом за кончиком указательного пальца, медленно приближая его к кончику носа, а затем медленно отводя руку обратно. Повторите 3 раза. Упражнение развивает способность удерживать взгляд на близких предметах, не уставая.

-Массируйте веки подушечками пальцев, делая круговые движения. Упражнение расслабляет мышцы глаз и вследствие этого улучшает кровообращение.

-Тремя пальцами рук слегка нажмите на верхнее веко, через 1-2 секунды уберите пальцы. Повторите 3 раза. Упражнение улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.

-Не меняя положения головы, посмотрите сначала вверх, затем вниз и наконец перед собой. Повторите 3 раза.

-Делайте глазами круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Повторите 3 раза.

-Посмотрите в окно, найдите самую дальнюю точку пейзажа и задержите на ней взгляд в течение 1 минуты. Затем переведите глаза на предмет, находящийся вблизи от Вас, и задержите взгляд на 1 минуту.

-Опустите голову и посмотрите на пол перед собой. Закройте глаза, откиньтесь на спинку стула или кресла и поселите так 1 минуту.

Зрительная гимнастика в стихах

Раз — налево, два — направо,

Три — наверх, четыре — вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше,

Тренируя мышцу глаз.

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

А теперь нажмем немного

Точки возле своих глаз.

Сил дадим им много-много,

Чтоб усилить в тыщу раз!

Проведение комплексных профилактических и оздоровительных мероприятий обеспечивает сохранение и нормализацию зрения, а также предупреждение прогрессирования нарушения зрения.

Профилактика нарушения зрения у школьников.

Зрение дает людям 90% информации, воспринимаемой из внешнего мира. Хорошее зрение необходимо человеку для учебы, отдыха, повседневной жизни. Таким образом, глаза являются не только зеркалом души, но и зеркалом общего состояния человека.

Снижение остроты зрения у большого количества людей, в том числе у детей и подростков, стало серьезной проблемой в наше время. Необратимые изменения хрусталика появляются вследствие длительного напряжения и фокусирования взгляда на предметах, находящихся слишком близко от глаз. Каждый человек должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение. В настоящее время очень актуальна профилактика нарушения зрения у школьников.

Факторы риска.

Причины ухудшения зрения у школьников, в первую очередь необходимо искать в образе жизни:

– длительное нахождение у домашних приборов: компьютера, планшета, мобильного телефона;

– «отдых» у телевизора;

– чрезмерное напряжение зрительного аппарата (большое количество уроков);

– не соблюдение режима дня (сочетание активных занятий и отдыха);

– недостаток подвижных игр, прогулок на свежем воздухе;

– замена солнечного света искусственным (особенно в зимний период);

– плохое освещение (избыток света или темнота);

– неправильная осанка (сдавливаются сосуды, питающие мозг, что может тоже привести к нарушению зрения);

– несбалансированное питание (в пище должны быть необходимые витамины и минералы);

Основные виды нарушения зрения.

Среди основных расстройств зрительного аппарата у школьников выделяют: спазм аккомодации, близорукость, дальнозоркость, астигматизм, косоглазие:

Спазм аккомодации – чрезмерное напряжение мышц, которое не проходит даже когда глаз в нем не нуждается. Спазм дается напряжением зрения вдаль, зрительным утомлением при работе на близком расстоянии. Школьник, у которого развивается спазм аккомодации, становится раздражительным, быстро устает, снижает свою успеваемость, жалуется на головные боли.

Близорукость – очень распространенное расстройство зрения. При этом изображение предметов расположенных вдалеке (от 1 метра и более) нечеткое и размытое, так как они отображаются не на сетчатке, а перед ней. Может возникнуть при длительных нагрузках (чтение, письмо, игр на компьютере, просмотр телепередач).Тревожным сигналом для родителей, указывающим на развитие близорукости, может послужить желание ребенка сесть поближе к телевизору, низко склониться перед тетрадью или держать книгу близко к глазам при чтении.

Читать еще:  Норма и перепады глазного давления у людей разного возраста

Дальнозоркость – чаще это врожденное состояние, связанное с особенностью строения глазного яблока, при этом изображение отображается за сетчаткой, а не на сетчатке. Предметы, расположенные на близком расстоянии от глаз (20-50 см) видятся размыто, и сфокусироваться на них практически невозможно.

Астигматизм – это нарушение зрения, при котором в глазу существуют сразу две точки фокуса, при этом обе из них расположены неправильно. Это связано с тем, что роговица глаза преломляет лучи по одной оси сильнее, нежели по другой. Астигматизм выражается в понижении зрения как вдаль, так и вблизи, снижении зрительной работоспособности, быстрой утомляемости и болезненных ощущениях в глазах при работе на близком расстоянии. Если школьник пишет большими буквами с сильным наклоном — это сигнал, указывающий на развитие астигматизма.

– Косоглазие – это положение глаз, при котором зрительная линия одного глаза направлена на рассматриваемый предмет, а другого – отклонена в сторону. При этом работает только один здоровый глаз, косящий же глаз, практически бездействует, что постепенно ведет к стойкому понижению зрения.

За какой партой должен сидеть ребёнок с плохим зрением?

– если острота зрения (в очках или без) хотя бы одного глаза 0,7-1,0, то ребенок может сидеть за любой партой;

– если острота зрения 0,4-0,6 – не далее 2 парты;

– при зрении ниже 0,4 – только за первой партой.

Меры профилактики.

Предупредить заболевание гораздо легче, чем его лечить. Профилактикой болезней глаз у детей является соблюдение здорового образа жизни, а именно:

– не стоит чрезмерно нагружать первоклассника дополнительными занятиями, лучше отдайте его в спортивную секцию;

– для эффективного кровоснабжения глаз необходима правильная осанка и здоровый позвоночник. Хорошо справится с этими задачами плавание, можно отдать ребенка на танцы. Настольный теннис и занятия с мячом способствуют тренировке глаз и развитию аккомодации;

– для того чтобы избежать расстройств в работе зрения, следует соблюдать несколько правил:

– не перенапрягать зрением — в перерывах между занятиями (чтением, письмом) необходимо давать глазам отдохнуть по 15 минут через каждые 30-40 минут (домашние занятия учащихся 1-2-х классов не более 1,5-2 часов, 3-4-х классов — 2 часов, старших школьников-не более 3-4 часов);

– ограничить до минимума время работы за компьютером;

– отказаться от длительного просмотра телевизионных программ в пользу прогулки на свежем воздухе;

– вовремя вставать и ложиться, по возможности отдыхать днем (послеобеденный сон);

– следить за гигиеной глаз;

– избегать стрессов, не перегружаться;

– создавать хорошее освещение рабочего места ребенка. Свет должен быть с левой стороны стола. У всех источников света должна быть примерно одинаковая цветовая температура);

– употреблять в пищу продукты богатые необходимыми для глаз витаминно-минеральным комплексом (морковь, свежая черника, апельсины, желтый болгарский перец, орехи, молочные и кисломолочные продукты, шпинат, листья салата, тыква, печень, рыба, яйцо);

– соблюдать правильную осанку;

– расстояние от глаз до книги или монитора — должно быть не менее 30-40 см и обязательно фиксированным (расстояние до экрана телевизора от 2 до 5 м);

– показывать ребенка раз в год офтальмологу (а если в семье есть родственники с миопией, то чаще);

Гимнастика для глаз.

Специальные упражнения — это профилактика, направленная на сохранение зрения и снятие напряжения глаз. Три минуты глазной зарядки в день помогут «натренировать» глазные мышцы. Подросткам, часами просиживающими за компьютером, такая тренировка необходима в первую очередь. С помощью мини-зарядки они могут даже улучшить качество зрения. А у тех, кто постарше, регулярное выполнение «глазного комплекса» поможет притормозить прогрессирующую близорукость и быстро снять усталость:

– самый простой метод – рисовать глазами цифры. Для этого необходимо сесть прямо и, не изменяя положения головы, обоими глазами «рисовать» воображаемые цифры максимально возможного размера. Сначала от «0» до «3» и от «3» до «0», затем от «0» до «5» и обратно. Чем больше амплитуда движений глазных яблок, тем лучше. Упражнение повторяют 2 раза в день. Через 10-12 дней можно начинать рисовать цифры от «0» до «10» и обратно;

– расслабление — с закрытыми глазами вспомнить приятные моменты жизни;

– круговые движения — открытыми глазами по часовой стрелке, затем – против;

– моргание – не менее 100 раз;

– «темное расслабление» — положите ладони на закрытые глаза и постарайтесь добиться глубокого черного цвета;

– «косые глаза» — сведите глаза к носу;

– «близко-далеко» — переводите взгляд с близкого на дальний предмет.

Чтобы техника не стала причиной ухудшения зрения, родители и дети должны понимать, как она может навредить. Вместо того чтобы запрещать ребенку пользоваться компьютером и гаджетом, необходимо объяснить, что не стоит держать близко гаджеты перед глазами или читать в транспорте.

Вылечить уже возникшую близорукость невозможно. Но при правильном подходе в 82% случаев можно стабилизировать остроту зрения. Это возможно только совместным трудом офтальмолога, родителей и маленьких пациентов. Любое подозрение на возникновение зрительных проблем у ребенка — повод для посещения окулиста.

Раннее обнаружение проблем – нередко гарантия полного избавления от них. Относитесь к своим глазам бережно и внимательно.

УЗ «1-я городская детская поликлиника».

Выявление причин нарушения зрения у школьников

Автор анализирует данные медицинских осмотров по состоянию зрения учащихся школы, определяет причины нарушения и составляет практические рекомендации по сохранению зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
zrenie.doc168 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Кетовская средняя общеобразовательная школа»

Тема: Выявление причин нарушения зрения у школьников.

Выполнили: Титова Диана,

ученицы 6 б класса

Руководитель: Пахомова С.А.

2 Основное содержание

2.1 Глаза и зрение 4

2.2 Заболевания глаз 6

2.3 Причины нарушения зрения у школьников 8

2.4 Анализ данных о состоянии зрения учеников Кетовской СОШ

по результатам медицинских осмотров за 2005 – 2011 год 10

2.5 Практические рекомендации 11

3 Заключение 14

4 Литература 15

5 Приложения 16

Что такое глаза и зрение? Казалось бы, для многих — это самая обычная вещь — открыл глаза и видишь. Всё вроде бы очень просто и привычно. Но так ли это на самом деле?

Самая большая часть, где-то 80% информации об окружающем мире мы получаем только благодаря глазам. При помощи глаз мы определяет расстояние, глубину, величину, цвет, движение объекта. Глаза способны двигаться вверх, вниз и в обе стороны, давая нам максимальный обзор.

Что же такое зрение? Как устроен глаз? Это первое, что нас заинтересовало.

От чего зависит качество зрения, что может сделать каждый ученик для сохранения зрения?

На эти вопросы мы попытались ответить в своей работе и донести эту информацию до учеников и учителей нашей школы.

Объект исследования – нарушения зрения у учащихся МОУ «Кетовская СОШ».
Предмет исследования – профилактика нарушений зрения у школьников.

Цель исследования – выявить причины нарушения зрения у школьников и разработать меры по профилактике наиболее распространенных заболеваний органов зрения.

  1. Выявить наиболее распространенные заболевания органов зрения у учащихся.
  2. Определить причины заболеваний органов зрения у учащихся.
  3. Исследовать современные методы профилактики заболеваний органов зрения.
  4. Составить практические рекомендации по улучшению зрения и донести их до сведения учащихся.

Для решения поставленных нами задач, были использованы следующие методы:

  1. теоретический – анализ литературы по данной проблеме;
  2. анкетирование;
  3. статистическая обработка данных медицинских осмотров учащихся за 2005-2011 год.

2 Основная часть

2.1 Глаза и зрение

Как работает глаз?

На самом деле глаз устроен гораздо сложнее, чем принято о нём думать. Если сравнивать его с фотоаппаратом — то фотоаппараты просто запечатлевают изображение на пленке, но люди тем не менее и животные способны распознать попавшую на сетчатку информацию и действовать на основании увиденного. Что в корне отличает бездушную технику от глаза человека. Глаз соединен с головным мозгом при помощи зрительного нерва.

Этот нерв находится внутри особого отростка, прикрепленного к задней стенке глаз. Он и передает поступающие на сетчатку сигналы в форме импульсов, которые распознаются в определённых участка мозга и обрабатываются.

Каждый глаз видит предметы под несколько иным углом, направляя в мозговой сигнал. Наш мозг ещё в самом раннем детстве «учится» сводить вместе оба изображения так, чтобы мы не видели двойных контуров. Наложенные друг на друга изображения позволяют увидеть объём предметов, и то, что один предмет находится впереди или позади другого. Это явление известно как трёхмерность изображения, или «3D картинки» — стереокартинки.

Кроме того, мозг позволяет нам правильно различать верх и низ. Преломляясь при прохождении через хрусталик, свет оставляет на сетчатке перевернутое изображение. Наш мозг «считывает» его и тотчас переворачивает «с головы на ноги». Однако новорожденный поначалу видит все предметы перевернутыми.

Почему зрачок меняется в диаметре?

Зрачок — это отверстие в центре пигментированной радужной оболочки. Радужка контролирует количество света, попадающего в глаз через зрачок. При очень ярком свете она сужается, и зрачок уменьшается до размеров крохотной точки, пропуская в глаз лишь малую толику света. При тусклом освещении она расслабляется, и зрачок расширяется, открывая доступ свету. Зрачки могут расширяться и в тех случаях, когда вы охвачены каким-то сильным чувством, например, любовью или страхом.

Как устроены глаза?

Человеческий глаз имеет форму шара. В центре его переднего отдела находится чуть выпуклый прозрачный слой, или роговица. Она соединена с белком, или склерой, охватывающей почти всю внешнюю поверхность глаза. Склера покрыта тонкими оболочками, пронизанными мельчайшими кровеносными сосудами.

Пространство между роговицей и радужкой заполнено прозрачным веществом, которое называется внутриглазной жидкостью. Она защищает роговицу от болезнетворных микробов.

Как работает хрусталик?

За радужной оболочкой находится второй объектив, или хрусталик . Он гораздо более подвижен и гибок, нежели роговица. На месте его удерживает целая сеть волокон, которые называются подвешивающими связками. Со всех сторон хрусталик окружен цилиарными мышцами, которые придают ему различные формы. Скажем, когда вы смотрите на какой-нибудь отдаленный предмет, эти мышцы расслабляются, хрусталик увеличивается в диаметре и становится более плоским. При взгляде на более близкий предмет кривизна хрусталика увеличивается. Позади хрусталика находится внутренняя камера глаза, заполненная студенистым веществом, которое называют стекловидным телом. Свет должен сначала пройти через это вещество и только после этого попадает на сетчатку — слой, покрывающий заднюю и боковые стенки внутренней камеры глаза.

Строение глаз изнутри

Шарообразную форму, твердость и упругость глазному яблоку придает заполняющая его студенистая жидкость, называемая стекловидным телом. На своем месте в глазнице глаз удерживается особым отростком. Внутри него находится зрительный нерв, передающий в мозг зрительные сигналы.

Палочки и колбочки на сетчатке глаза

Сетчатка состоит из 130 млн. светочувствительных клеток, которые называют палочками и колбочками. Палочки чувствительны к свету, но не различают цветов, за исключением синего и зеленого. Колбочки улавливают все цвета и помогают нам четче видеть, но перестают работать при недостатке освещения. Вот почему с наступлением сумерек наше зрение ослабевает, мы хуже различаем цвета и все видим в синих или серозеленых тонах. Французы называют это время суток «часом синевы». При очень ярком свете палочки закрываются, уступая всю работу колбочкам. По мере ослабления света палочки оживают, но это происходит не сразу: когда заходишь в темную комнату с залитой солнцем улицы, глаза лишь постепенно привыкают к темноте, а при выходе на солнечный свет вы на мгновение как бы слепнете.
Некоторые формы слепоты вызваны болезнями сетчатки, которые повреждают палочки и колбочки. Ученые разрабатывают методы их стимуляции путем вживления электродов. Еще один способ восстановления сетчатки — это пересадка настоящих палочек и колбочек, полученных из тканей человеческого плода.
Колбочки сосредоточены в ямке на задней стенке сетчатки, а большинство палочек расположено вокруг нее.
Ямка находится рядом с местом выхода зрительного нерва, где в сетчатке имеется небольшой разрыв. Световые лучи не воздействуют на этот участок, а это значит, что в задней стенке каждого глаза есть крохотное «слепое пятно».

Почему глаза двигаются?

Диапазон нормального зрения человека обеспечивают двенадцать мышц, одновременно вращающих зрачки, а также глазной хрусталик (линза глаза), способный изменять свою форму: если смотреть на ближний предмет, он становится выпуклым, а если вдаль, то хрусталик будет плоским. Способность хрусталика менять свою форму называется аккомодацией.
Обычно лучше всего мы видим центральным участком сетчатки, поэтому, чтобы хорошенько разглядеть предмет, поворачиваем глазные яблоки, а то и всю голову. Глазное яблоко удерживается в глазнице шестью мышцами, обеспечивающими ему значительную свободу движения.
От повреждений наши глаза ограждены целым набором защитных средств. Они надежно упрятаны в костяные глазницы, выложенные мягкой жировой тканью. При падении или ударе будет скорее повреждена глазница, нежели сам глаз. Спереди, в том числе под веками, глаз покрыт сплошной прозрачной оболочкой, или конъюнктивой, которая защищает и омывает слезной жидкостью его поверхность. Слезы вырабатываются особыми железами, расположенными в наружных уголках глаз, а их избыток отводится через внутренние уголки.
Внутренняя оболочка век помогает очищать глаз при моргании. Мы смыкаем веки, когда хотим защитить глаза от яркого света или пылинок, царапающих роговицу. Ресницы тоже в какой-то мере помогают защитить глаза от витающей в воздухе пыли. Даже у бровей есть свое назначение. Они отводят от глаз стекающие со лба капли пота.

2.2 Заболевания глаз.

Близорукость и дальнозоркость.

К наиболее частым нарушениям зрения относятся близорукость и дальнозоркость. Почему эти болезни развиваются и прогрессируют?
Вдаль оба глаза смотрят практически параллельно, а при ближнем зрении мышцы сводят глаза так, что они сходятся в одну точку, которую мы хотим увидеть. Подобное сведение зрачков называется конвергенцией. Чем ближе рассматриваемая точка, тем больше напряжение в глазных мышцах. И чем чаще мы смотрим на близкие предметы, тем тренированнее становятся эти мышцы. Они постоянно стремятся приблизить точку зрения, «приучают» нас смотреть только на близкие предметы. Мозговые центры под влиянием конвергирующих мышц приучили нас к стереотипу близкого чтения. Мы стараемся подвинуться ближе к экрану. Близоруким людям мешают смотреть вдаль чрезмерно развитые конвергирующие мышцы. Хрусталик глаза так долго имеет выпуклую форму, что теряет способность становиться плоским. Поэтому у всех близоруких глазное яблоко вытянуто назад, а изображение ложится не на сетчатку, а перед ней. Все удаленные предметы имеют размытые очертания.

Миопия (Близорукость) – это частая патология рефракции глаза при которой изображение предметов формируется ПЕРЕД сетчаткой. У людей с близорукостью либо увеличена длина глаза — осевая близорукость, либо роговица имеет большую преломляющую силу, из-за чего возникает небольшое фокусное расстояние — рефракционная близорукость. Как правило, бывает сочетание этих двух моментов. Близорукие люди хорошо видят вблизи и с трудом вдали. При близорукости удаленные предметы кажутся расплывчатыми, смазанными, нерезкими. Острота зрения становится ниже 1,0.
Близорукие люди плохо видят отдаленные предметы, а дальнозоркие — то, что находится поблизости. Эти недостатки зрения почти всегда обусловлены формой глазного яблока. Чтобы зрение было безупречным, глазное яблоко тоже должно иметь идеальную форму шара. Однако у близоруких людей переднезадний диаметр глазных яблок удлинен. А у дальнозорких — укорочен. Близорукость и дальнозоркость в наше время обычно корректируются с помощью очков или контактных линз — они фокусируют изображение точно на сетчатку, предметы видны теперь отчетливо. Однако с глазного хрусталика и мышц напряжение не снимается. Они опять работают на пределе. Близорукость прогрессирует. Приходится покупать более сильные очки, которые, в свою очередь, дают новую нагрузку на глаза. И этот процесс кажется бесконечным.
Форма глазного яблока может также и другим способом повлиять на зрение, вызывая астигматизм.

Астигматизм. Обычно он встречается вместе с близорукостью или дальнозоркостью. Кривизна стенок роговицы должна быть везде одинаковой, как у футбольного мяча. Но у некоторых людей роговица больше похожа на овальный мяч для регби, и их глаза не могут правильно сфокусировать световые лучи.

Спазм аккомодации — это длительное устойчивое спастическое сокращение цилиарной мышцы, продолжающееся после того, как глаз перестал фиксировать близкий предмет в условиях зрительного утомления. Обычно возникает в результате зрительного утомления при работе на близком расстоянии. Сила спазма может достигать от 1 до 3 диоптрий. Спазм аккомодации занимает значительное место в нарушении зрения у детей школьного возраста. По некоторым общероссийским данным, каждый шестой школьник страдает спазмом. У некоторых детей развивается стойкая школьная близорукость, после сформирования которой глаз оказывается полностью приспособленным к работе на близком расстоянии. В зрелом возрасте воздействие спазма аккомодации на зрение относительное. На призыв в армию он не влияет, так как является функциональным расстройством. Спазм аккомодации обычно возникает в результате следующих причин: напряженное всматривание вдаль; зрительное утомление при работе на близком расстоянии; действие на глаз очень яркого света. Симптомы: понижение остроты зрения при взгляде вдаль; быстрое утомление при зрительной работе на близком расстоянии; боли в глазах, в области лба и висков.

Статистика неутешительна, почти 50 процентов современных детей к третьему классу вместе со знаниями получают и различные проблемы со зрением. А 30 процентов – и вовсе оканчивают школу уже в очках. Какие меры следует принять родителям, чтобы защитить зрение их малыша от чрезмерных нагрузок? Разберёмся в этом вопросе более подробно.

Содержание:

В этой статье мы поговорим о профилактике и причинах проблем со зрением у школьников.

Признаки и заболевания

Так получается, что возраст первоклассника совпадает с таким периодом в организме, когда зрение особенно чувствительно и неустойчиво к каким-либо переменам. Более того, примерно 5% детей идут грызть гранит науки уже в очках. К тому же нагрузка на глаза в процессе обучения значительно увеличивается. У младших школьников она составляет около 30-42 часов в неделю, у старших и средних – 48-60 часов в неделю. Ситуацию усугубляет пассивный образ жизни ребёнка – он редко бывает на свежем воздухе, мало двигается, часто болеет и много времени проводит за компьютером.

Среди наиболее распространённых нарушений можно выделить:

  • Миопия (близорукость). Патология, при которой не удаётся сфокусироваться на предметах, находящихся на расстоянии. Например, на классной доске. Близорукость у школьников может развиваться из-за длительной и напряжённой нагрузки на глаза – чтении при недостаточном освещении, активном просмотре телевизора или большой любви к компьютерным играм. В результате малыш всё чаще начинает прищуриваться, чтобы чётче разглядеть изображение.
  • Гиперметропия (дальнозоркость). Такое нарушение, напротив, характерно тем, что ребёнку становится сложно рассмотреть близко расположенные объекты. А это, в свою очередь, может мешать читать, писать и выполнять задания, требующие «мелкой» работы.
  • Астигматизм. Искривление роговицы или деформирование хрусталика, при которых предметы становятся размытыми или деформированными.
  • Спазм аккомодации. Потеря чёткости при попытке сфокусировать взгляд на движущемся объекте.

Вы также можете столкнуться с амблиопией (затуманенное зрение), дальтонизмом (неспособность различать цвета), косоглазием, птозом (опущение верхнего века), конъюнктивитом (воспаление), куриной слепотой (слабое ночное зрение).

Давайте теперь подробнее разберёмся с симптомами:

  1. Один глаз блуждает и смотрит в другую сторону, в отличие от второго – это довольно сложно заметить, поэтому будьте очень внимательны, и даже если это происходит только в моменты стресса и усталости, всё равно нужно насторожиться и принять меры.
  2. Малыш крутит головой, чтобы получше рассмотреть какой-либо предмет – она склоняется немного в сторону или, например, одно плечо получается выше другого.
  3. Ваш ребёнок постоянно моргает, щуриться, прикрывает один глаз ладошкой, слишком близко читает книгу, ведёт пальцем по строчке, трёт глаза в процессе чтения.
  4. Проблемы со зрительно-моторной координацией – ребёнок неуверенно идёт по узкому коридору, может ударяться о некоторые предметы, ронять вещи на пол.
  5. Стоит принять меры, если школьник жалуется на тошноту и головокружение при зрительной нагрузке, двоение в глазах, слишком яркий свет, повышенное слезотечение. Дополнить все симптомы может припухлость век, краснота, гной, корочки, выпуклые глаза, беловато-серое вещество на зрачке.


Детские окулисты Красноярска

Найдите врача, который позаботится о здоровье глаз вашего ребёнка!

Перейти в каталог

Профилактика

Для предотвращения таких серьёзных нарушений необходимо научить ребёнка соблюдать режим дня и все элементарные гигиенические процедуры.

Нужно обратить внимание на освещение в комнате – оно должно равномерно рассеиваться по комнате без резких теней. Когда не хватает света «стационарной» лампы, например, в пасмурные дни, следует прибегнуть к помощи дополнительного освещения в течение всего учебного времени.

После двухчасового занятия глазкам необходимо отдохнуть около 10-20 минут, а после всех уроков – 1-1,5 часа. В таком отдыхе обязательно должна присутствовать гимнастика для глаз – её необходимо делать 2-3 раза в день по 3-5 минут.

Учитель или вы сами давайте указания посмотреть влево и вправо, вверх и вниз, попросите малыша поделать круговые движения глазами, затем зажмуриться и помигать 10 раз. Повторить упражнение 2 раза.

Желательно, чтобы расстояние между глазами и книгой/тетрадкой было около 30-35 см. Что касается телевизора, то его нужно смотреть в хорошо освещённой комнате и расположиться не ближе 2-3 метров от голубого экрана. Не забывайте время от времени напоминать ребёнку, что пора отдохнуть. Нельзя подвергать глаза просмотру телепередач в темноте и в период болезни – это крайне тяжёлая нагрузка для развивающейся зрительной системы. Конечно, параллельно следим и за питанием. Старайтесь, чтобы рацион школьника был максимально полноценным – туда должны входить полезные продукты и синтетические витамины для детей. Здоровое питание можно отлично дополнить спортом и летние каникулы провести, например, за городом, на природе.

«Зрение у дочки начало падать, когда она пошла в школу. Нагрузка на глаза возросла из-за увлечения чтением. Мы с мужем старались следить, чтобы она не горбилась, когда пишет, поэтому приобрели корсет и стул с завышенной спинкой – ребёнок быстро привык к определённому правильному положению спины и на уроках также старался держать ровную осанку. Также, готовясь к школе, переставили письменный стол в её комнате поближе к окну и оборудовали лампой. Самое главное – это профилактика зрения, походы к врачу-офтальмологу, приём витамина А. Также необходимо баловать своего малыша черникой и настаивать на том, чтобы он периодически кушал свежую морковку, петрушку или укроп.

Когда Настя пожаловалась на ухудшение зрения и стала щуриться, чтобы разглядеть какие-либо объекты вдали, то мы подобрали для неё очки на -0,25. Кстати, хочу заметить, что близорукость у дочери всё равно прогрессировала, но когда в 18 лет она стала носить линзы, зрение остановилось на отметке -2,25. Мы так и не разобрались, в чём именно была причина такого стремительного ухудшения».

Счастливая мама Наталья Цыганкова

Не игнорируйте визиты к офтальмологу. В зависимости от конкретного случая врач предлагает разные способы лечения. Например, в истории с амблиопией (затуманенное зрение) чаще всего используются глазные повязки, капли или специальные очки – они нужны для того, чтобы «затемнить» здоровый глаз и дать другому раскрыть весь потенциал. Линзы в этом случае способствуют правильной фокусировке и расположению. Такое лечение будет длиться до первых положительных результатов – как правило, это занимает не менее одного года постоянного ношения повязки, а в некоторых случаях – ещё дольше. Запаситесь огромным терпением и постоянно напоминайте малышу о важности такого «мероприятия».

Как говорится, «секрет успеха» заключается в вашем внимании, терпении, заботе и любви. Не пренебрегайте здоровьем ребёнка, не занимайтесь самолечением – достаточно просто раз в год показываться специалисту, чтобы избежать тяжёлых необратимых последствий.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector