8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Норма зрительного восприятия

ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Что такое зрительное восприятие ребенка?

Зрительное восприятие – важнейший вид перцепции, играющий большую роль в психическом развитии ребенка, имеющий не только огромное информационное, но и операциональное значение. Оно участвует в обеспечении регуляции позы, удержания равновесия, ориентировки в пространстве, контроля поведения и т.д. Формирование зрительного восприятия является основой становления организации образных форм познания в школьном возрасте.

Зажмуривается при ярком свете, открывая глаза, поворачивается к свету1 нед.
Кратковременное сосредоточение взгляда на игрушке1 нед.
Прослеживание взглядом движения предмета влево и вправо1,5 мес.
Длительное сосредоточение взгляда на предметах2 мес.
Рассматривает собственные руки3 мес.
Тянется к игрушке под контролем зрения3,5 мес.
Останавливает взгляд на объекте и подолгу рассматривает его4 мес.
Игрушку подносит к глазам, рассматривает ее4,5 мес.
Рассматривает окружающие предметы, расположенные в разных местах5 мес.
Рассматривает крупные картинки6 мес.
Активно захватывает игрушку из любых положений7 мес.
Дифференцированное восприятие близких и знакомых8 мес.
Ищет взором спрятанную на его глазах игрушку9 мес.
Узнает себя и близких в зеркале10 мес.
Показывает отдельные предметы в быту1 г.
Узнает и показывает себя и знакомых на фотографии1 г. 2 мес.
Узнает несколько простых картинок (около 5)1 г. 3 мес.
Различает форму и величину объемной игрушки, количество предметов1 г. 8 мес.
Подбирает парные игрушки и картинки1 г. 9 мес.
Узнает до 10-15 картинок и знакомые предметы по ТВ2 г.
Понимает смысл простых картинок с действием2 г. 6 мес.
Узнает контурные, черно-белые изображения2 г. 6 мес.
Понимает протяженность и местоположение предмета2 г. 6 мес.
Узнает перечеркнутые и наложенные изображенияЗг.
Понимает смысл сюжетных картинок, отвечает на наводящие вопросы3 г. 6 мес.
Может сам составить рассказ по сюжетной картинке4 г.
Раскладывает последовательные картинки по порядку (по сюжету)4 г. 6 мес.

Зрительное восприятие – совокупность процессов построения зрительного образа окружающего мира, зрительных систем.
Представление о зрительном восприятии как о сложном системном акте базируется на теории функциональных систем П.К. Анохина, теории психофизиологических основ психических процессов Б.М. Теплова и Е.Н. Соколова, теории развития высших психических функций Л.С. Выготского, теории единства обучения и психического развития ребенка П.П. Блонского и В.В. Давыдова, теории деятельности С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева, теории системной организации психических процессов Б.Г. Ананьева и Б.Ф. Ломова. В соответствии с этими теориями зрительное восприятие рассматривается как процесс, включающий аттенционные (внимание), мнемонические (память), мыслительные, эмоциональные и другие компоненты. Несмотря на существование различных понятий зрительного восприятия можно выделить одно зрительное восприятие — сложная системная деятельность, включающая сенсорную обработку визуальной информации, ее оценку, интерпретацию и категоризацию.

Зрительный анализатор.

Анатомо-физиологической основой ЗВ является зрительный анализатор.

Анатомическое строение зрительного анализатора: периферический отдел, проводниковый, центральный отдел. Функции (физиологическая основа):

1.бинокулярное зрение – способность глаза сливать изображения от каждого глаза единое целое, формируется к 2-м годам, совмещается к 8-12 г.: а)благодаря его наличию человек видит предметы объемными и рельефными; б)воспринимает предмет и его части удаленно. Проверяется разбиением изображения на части: 1 глазу 1, другому 2-ое, Rt – единое изображение. 2.стереоскопическое зрение – высшее проявление бинокулярного зрения, «глубинное зрение»; 3.периферическое зрение (поле зрения, ночное) – все пространство, одновременно воспринимаемое одним глазом (кол-во предметов, которые человек видит справа/слева от себя, в то время как взгляд направлен вперед). Может быть суженным в разнообразных вариантах по величине и направлению(зависит от степени и места поражения глазного дна/зрительных путей и центра в г.м).

Возрастные особенности зрительного восприятия у детей дошкольного возраста.

Младенчество: реакция на свет, формирование прослеживающих движений глаз, формирование зрительного сосредоточения, фиксация предмета, цветовосприятие, бинокулярная фиксация, зрительное восприятие формы и величины.

Ранний возраст: взаимосвязь с развитием предметной деятельности и речью, узнавание предметов по форме и величине, в процессе из хватания и манипулирования с ними, переход к зрительной ориентировке.

Дошкольный возраст: усвоение системы сенсорных эталонов, выделение свойств и отношений объектов с помощью перцептивных действий, обобщение на основе выделенного свойства, определение места предмета или признака в ряду других, пространственная ориентировка на основе пространственных свойств и отношений предметов, развитие целостного восприятия.

Норма зрительного восприятия

зрительный восприятие анализатор амблиопия

Развитие и использование зрительного восприятия в обучении слепых детей с остаточным зрением и слабовидящих является в настоящее время коренной проблемой тифлопсихологии и тифлопедагогики.

Исследовав и изучив множество источников и работ таких исследователей как: Плаксина Л.И., Никулина Г.В., Каплан А.И., Серпокрыл П. и др. можем начать работу по развитию зрительного восприятия, но для этого необходимо выяснить, каковы его особенности у нормально развивающихся детей, без отклонений, и у детей с нарушениями зрения.

Детей с нормой развития имеют свои характерные особенности зрительного восприятия.

В своих работах исследователи И.Г. Куман, С.Н. Федоров отмечали, что восприятие ребенка начинается с восприятия времени и пространства

— восприятие еще примитивно и своеобразно, и должно пройти еще много времени, прежде чем оно выльется в обычные для восприятия взрослых формы

— в своих исследованиях Трошин П.Я отмечал, что зрительное восприятие работает по примитивным принципам, внешний мир воспринимается примитивно, как нечто близкое, достижимое для ребенка

— сначала ребенок познает мир ртом, потом — руками, и уже затем зрение закладывает основные камни того здания восприятий, которое развертывается лишь в значительно более позднем возрасте

— вся картина мира у ребенка воспринимается не так, как взрослым, т.к. глаза и уши вступают в свое активное действие довольно поздно

— как отметил Л. Мартынов, дети не понимают удаленных предметов, т.е. стоящий вдалеке человек может восприниматься как маленькая кукла, а большой дом на далеком пригорке как кукольный домик

— ребенок воспринимает мир неустойчиво и вариативно[28]

-для зрительного восприятия характерен эйдетизм, т.е. каждый воспринятый зрительно предмет у ребенка оставляет некоторое последействие

-воспринимая мир целостно ребенок вместе с тем часто теряет грань, отделяющую реальность от фантазии, настоящее от прошлого, существующее от желаемого[22]

-по мере взросления восприятие дополняется прошлыми знаниями и жизненным опытом

-в работах К.Бюллера мы видим, что правильность восприятия проверяется в практике ребенка, и практика является основой восприятия

-все свойства восприятия (целостность, константность, структурность, осмысленность, избирательность, предметность, обобщенность) формируются и усложняются на протяжении долгого времени.[26]

Изучив и исследовав работы многих известных педагогов и психологов мы видим, что зрительное восприятие у детей с нормой развития формируется и развивается на протяжении долгого времени. Необходимо тщательным образом следить за его формированием. И при каких либо отклонениях как можно скорее обратиться к специалисту.

Читать еще:  Почему развивается и как проявляется ангиопатия сетчатки глаза

После того как мы изучили особенности зрительного восприятия нормально развивающихся детей необходимо рассмотреть особенности у детей с нарушением зрения. Над этим вопросом много работали такие педагоги, психологи и исследователи как А.Г. Литвак, Л.И. Солнцева, Л.В. Рудакова, В.А. Фиоктистова, Зинченко, Украинская, Эидинова, Романова, А.И.Каплан, Л.И. Кириллова, И.А. Ферфильфайн, А.В. Хватова:

— наблюдается зрительно — двигательно-слуховой тип восприятия

— избирательность зависит от узкого круга интересов

— слабость углубленного, организованного и целенаправленного анализа при восприятии

— ярко выраженная эмоциональность при восприятии

-недостаточный чувственный опыт, следственно, слабо выраженная апперцепция[23]

— замедленное сличение фигур

-замедленность, фрагментарность, нечеткость, искаженность изображений, фигур

— неправильное представление о картинах

— нарушение функций зрения (остроты, цветоразличения, поля зрения, бинокулярного зрения, глазодвигания)

— даже при серьезных нарушениях функций зрения тип восприятия не меняется, доминирующий — зрение [28]

— зрительный анализатор в зависимости от уровня остроты зрения и характера деятельности продолжает в той или иной мере принимать участие в процессе восприятия

— при ориентировке в большом пространстве аномальное зрение даже при очень низкой его остроте может занимать ведущее положение

— полное выпадение зрительных ощущений из процесса восприятия наблюдается только в случаях тотальной слепоты

— восприятие обладает всеми свойствами, при слепоте и слабовидении наблюдается редуцированность проявлений некоторых свойств восприятия

— избирательность ограничивается узким кругом интересов, меньшим эмоциональным воздействием объектом внешнего мира

— осмысление и обобщение образов осложняется недостаточностью чувственного опыта и снижением полноты и точности отображаемого

— как отмечали А.И.Скребицкий, А.М. Щербина, Ф.Цех, сокращается зона константного зрительного восприятия [34]

— дефекты зрения приводят к тому, что в зрительном восприятии правильно отражаются лишь некоторые, часто второстепенные признаки объектов, в связи, с чем возникающие образы искажаются и часто бывают неадекватны действительности

— как отмечали Л.А Новикова, И.Г. Куман, С.Н. Федоров, Н.Н. Заслина, нарушения функций зрения, затрудняя, ограничивая либо полностью, исключая возможность зрительного восприятия, неизбежно отражаются и на представлениях

— на завершающем этапе развиваются сложные формы зрительного восприятия и умения ориентироваться в макро- и микропространстве

— тогда же формируются навыки зрительного анализа и умения создавать, видоизменять, преобразовывать геометрические фигуры, ориентировка на листе бумаги

— несмотря на отмеченные выше специфические особенности, зрительное восприятие частично зрячих и слабовидящих в своих основных закономерностях протекает принципиально так же, как и в норме. (Земцова, Ю.А. Кулагина и др.)

— специфичность формирования зрительных образов[14]

После того как мы рассмотрели особенности зрительного восприятия у нормально развивающихся детей и у детей с нарушениями зрения можем сказать, что каково бы ни было нарушение по своей сложности (за исключением тотальной слепоты) зрительное восприятие постоянно, хоть и в замедленном темпе, формируется и развивается, и остается одним из главнейших компонентов ознакомления с окружающим.

Хорошее зрение — что это такое

Зрение — это способность человека воспринимать информацию путём преобразования энергии электромагнитного излучения в понятные мозгу сигналы:

  • сначала свет проходит через хрусталик и стекловидное тело, фокусируясь на сетчатке;
  • в сетчатке возбуждаются специфические рецепторы, которые улавливают интенсивность излучения;
  • по нервной системе сигнал от сетчатки поступает в мозг, который и расшифровывает его, переделывая в изображение.

Говорят, что около 80% от всей информации о мире человек воспринимает с помощью зрения, а обработка ее происходит со скоростью 10 000 000 бит в секунду.

Норма зрительного восприятия

Острота зрения — это способность глаза воспринимать две точки, расположенные друг от друга на минимальном угловом расстоянии, раздельно. В странах бывшего СССР её принято измерять долями единицы. Тогда получается, что:

  • 1 — это нормальное зрение, при котором человек может прочитать все строки в таблице Сивцева или Головина с расстояния в пять метров;
  • 0,9; 0,8; 0,7 и так далее — низкое зрение, при котором человек способен прочитать только соответствующее количество строк в таблице;
  • 0,01 и другие вариации сотой доли — очень низкое зрение, при котором человек не способен прочитать в таблице ни одной строки, включая верхнюю, и в худшем случае едва отличает свет от темноты

При исследовании зрения врач проверяет сначала один глаз, потом второй — при этом у людей с разными показателями остроты на разных глазах совокупная острота обычно выше, чем подсчитанная по отдельности.

Если же человек верхнюю строчку таблицы не видит, тогда его подводят к ней последовательно, промежутками по полметра, пока, наконец, он не будет способен правильно прочитать буквы. Острота при этом считается очень просто: нужно расстояние, с которого проводилось исследование, разделить на расстояние, с которого у человека получилось прочитать.

Интересно, что расстояние именно в пять метров было выбрано неслучайно: если у человека глазное яблоко правильной формы, наиболее ясно он видит в условной бесконечности, которая начинается, когда расстояние до предмета как раз пять метров. Если оно подойдёт ближе, изображение будет искажено. Отойти дальше обычно не позволяют размеры кабинетов.

Идеальное зрение у детей

Исследовать взрослых легко — у них глаза уже сформировались и меняться не будут. У детей проверки нужно проводить иначе. Как правило, это делается в определённом возрасте:

  • В три месяца. В этом время у малыша глазное яблоко меньше, чем нужно для нормального зрения, потому он страдает от сильной дальнозоркости. Плюс, возрастной нормой считается небольшое косоглазие, которое случается временами. Врач проверяет, нормально ли выглядит глазное яблоко и глазное дно, определяет примерную форму глаз и устанавливает, может ли ребёнок следить за движущимся объектом и остановить взгляд на статичном. Здоровая острота зрения в этом возрасте — примерно три диоптрии. Обследование позволяет выявить серьёзные проблемы, если они есть.
  • Полгода. В этом возрасте косоглазие уже не считается нормой, а вот острота зрения остаётся прежней. Врач проверяет, нет ли патологий и сравнивает результаты с полученными ранее.
  • Год. Острота зрения должна сместиться в область полутора диоптрий, в остальном требования минимальны — ребёнок должен различать мимику и людей по лицам, плюс должен быть способен сфокусировать взгляд по желанию.
  • Старше трёх лет. В этом возрасте ребёнок уже способен показать по таблице предметы, которые знает, потому острота зрения определяется точно. В пять лет она должна стать идеальной по взрослым меркам — к этому времени вырастает и восприятие, и само глазное яблоко.
Читать еще:  От чего он бывает

Интересно, что очень важно для окулиста понять ребёнка и учитывать его возрастные особенности. Потому перед началом осмотра малыша подводят к таблице и просят назвать основные картинки, чтобы понять, как он их воспринимает и называет. Потом в каждой строчке ему показывают всего по одной картинке, чтобы он не устал слишком быстро. И только если он затрудняется назвать, окулист может перейти к соседним картинкам в ряду, а потом двинуться вверх по таблице, пока не найдет ряд, который ребёнок сможет назвать уверенно.

Отклонения зрения

Человеческий глаз — тонкий и чувствительный инструмент. Хорошее зрение получается с его помощью только в том случае, если все составляющие его работают идеально, а это происходит далеко не во всех случаях. Есть множество отклонений, на первый взгляд часто незначительных, которые могут вызывать снижение зрения или даже слепоту.

Самые распространённые среди них:

  • Дальнозоркость. Глазное яблоко несколько короче, чем должно быть, потому световые лучи, которые через него проходят, фокусируются не на сетчатке, а как бы за ней. При лёгких стадиях компенсируется искривлением хрусталика — более заметным, чем в норме. При тяжёлых не компенсируется и мешает человеку воспринимать объекты, расположенные рядом. Развивается у детей, чаще всего становится результатом врождённых патологий. После того как развитие глаза закончится, не прогрессирует. Лечение не требуется, больному назначают очки и этим ограничиваются.
  • Возрастная дальнозоркость. Со временем хрусталик, который должен двигаться и изменять свою толщину ради того, чтобы человек мог чётко видеть на любом расстоянии, становится менее подвижен. Это естественная часть его развития, в стадию отвердения он переходит сразу после того, как закончит формироваться (то есть, примерно к старшей школе). Но эффект становится заметен только к сорока пяти и то не у всех людей. Лечится так же, как дальнозоркость обычная — с помощью очков, которые нужно надевать, чтобы видеть вблизи.
  • Ложная близорукость. Развивается, если человек долгое время не использует должным образом те глазные мышцы, которые отвечают за движения хрусталика. Они постепенно перестают служить и хрусталик оказывается зафиксирован в одном положении, при котором изображение фокусируется не на сетчатке, а перед ней. Такая близорукость имеет свойство переходить в близорукость истинную, если её не лечить. Лечится с помощью гимнастики, которые приводят мышцы в тонус.
  • Истинная близорукость. Развивается, если глазное яблоко растёт в длину (такое случается, если глаз пытается компенсировать последствия ложной близорукости или страдает от постоянного напряжения из-за попыток смотреть на расположенные вблизи объекты пристально и постоянно). Если убрать провоцирующий фактор, как правило, останавливается. Лечения, которое было бы стопроцентно эффективным, не существует, но падающая острота зрения обычно компенсируется ношением очков. Даже если человек находится уже на тяжёлой стадии и не может сфокусироваться вообще ни на чём, линзы очков этот недостаток исправляют.
  • Астигматизм. Искажение формы роговицы или хрусталика. В норме присутствует у всех людей — тех, у кого глазные яблоки были бы идеально круглыми, не бывает. Но в тяжёлых случаях способен сильно влиять на то, сколько человек видит. Лечится так же, как и остальные расстройства этой группы — с помощью очков, которые помогают свету сфокусироваться в нужной точке.
  • Дальтонизм. Встречается чаще у мужчин, чем у женщин, на остроту зрения не влияет, но сказывается на его качестве. Механизм работы очень простой: в глазах у человека есть колбочки, чувствительные к трём основным цветам. Если чувствительность к одному, двум или всем трём цветам падает, человек теряет цветовое зрение полностью или частично, перестаёт воспринимать определённые цвета спектра. Не всем дальтоникам позволяют садиться за руль, их не берут в армию и подобные сферы. Выявляют болезнь довольно рано с помощью специальных шкал. Дальтонизм неизлечим.

Зрение может испортиться не только из-за физических отклонений, не причиняющих боли, но и из-за серьёзных болезней — причём без лечения может доходить даже до слепоты. Самые распространённые из таких заболеваний это:

  • Катаракта. Помутнение хрусталика, при котором он перестаёт пропускать свет, который должен концентрироваться на сетчатке. В результате зрение постепенно падает. На тяжёлых стадиях больной перестаёт различать темноту и свет, в конце слепнет окончательно. Лечение оперативное — хрусталик заменяют на тонкую линзу.
  • Глаукома. Из-за повышенного внутриглазного давления страдают ткани глаза — сосуды оказываются передавлены, кровь по ним поступает плохо, начинается кислородное голодание, а за ним деградация. Лечение сначала консервативное (улучшить проходимость сосудов и убрать причину давления), при острых приступах, когда давление нужно снизить быстро, оперативное.
  • Ретинопатия. Работает примерно по тому же принципу, что и глаукома, но сосуды оказываются повреждены из-за проблем, с давлением не связанных. Например, из-за диабета, атеросклероза, постоянного курения, тромбоза, инсульта. Без доступа воздуха ткани глаза деградируют. Основное лечение — избавиться от причины или вывести её на ремиссию. В части случаев спасти зрение просто невозможно.

Даже самое хорошее зрение обычно портится из-за старческих изменений в тканях глаза — мутится хрусталик, страдают сосуды, у человека появляются признаки дальнозоркости, близорукости и грядущей слепоты.

В части случаев медицина не может повернуть процесс вспять и снова сделать зрение стопроцентным, но может болезнь «заморозить» и найти способ компенсировать её последствия.

Лучший способ сохранить зрение — проходить ежегодный осмотр у окулиста!

Статья «Развитие зрительного восприятия, внимания и памяти детей первого года жизни»

Татьяна Твердунова
Статья «Развитие зрительного восприятия, внимания и памяти детей первого года жизни»

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ, ВНИМАНИЯ

И ПАМЯТИ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

СПб ГКУЗ «Психоневрологический дом ребенка № 9»

В раннем возрасте зрительное восприятие еще очень несовершенно. В норме зрительное восприятие и все его процессы формируются в дошкольном возрасте. Какова же роль взрослого в развитии и становлении зрительных функций ребёнка?

Глаз – самый активный из органов чувств. Другие рецепторы, например уши, более или менее пассивно воспринимают воздействующие на них сигналы, глаза же находятся в непрерывном движении. Они все время обследуют детали окружающего нас видимого мира одну за другой, играя важнейшую роль в зрительном восприятии.

Читать еще:  Массаж воротниковой зоны для зрения

Задолго до того, как ребенок начинает исследовать окружающий мир с помощью рук и ног, он уже активно исследует его глазами.

Эксперименты по изучению зрительного мира грудного ребенка американских ученых Т. Бауэра, Р. Фанца позволили разработать экспериментальный подход к изучению этого вопроса. [4]

У детей уже в первые дни после рождения обнаружились ориентировочные рефлексы на свет, защитные рефлексы на яркий свет, безусловный рефлекс на движущийся предмет – движение глаз в направлении перемещающегося раздражителя, зрительное сосредоточение – фиксация глаз на предмете с одновременной задержкой импульсивных движений ручек, ножек и головы. Новорожденные начинали с разглядывания очертаний вещей. На третьей неделе жизни зрительное сосредоточение длилось до 5 минут. Однако еще до появления зрительной фиксации на неподвижном предмете на первой неделе жизни у новорожденных обнаружилась реакция на контакт «глаза в глаза» — дети смотрели в глаза человека, который брал их на руки. Далее было установлено, что новорожденные предпочитают лицо или его схематичное изображение любому другому стимулу, а более естественные изображения лица зрительно фиксируются в течение большего времени.

Период от рождения до 5-6 месяцев очень важен для развития зрения ребенка, так как именно в это время наиболее быстро и интенсивно формируются глазное яблоко, пути, идущие от него к мозгу и те участки мозга, которые отвечают за прием и переработку визуальной информации. В результате улучшаются зрительные функции (светоощущение, цветоощущение, острота зрения, контрастная чувствительность, поле зрения, которые лежат в основе зрительного восприятия. Психофизиологи рассматривают этот возрастной период как критический для формирования зрительной системы. В этот период особое внимание следует обратить на детей, которые подверглись влиянию различного рода неблагоприятных факторов, как во время беременности, так и во время родов (например, асфиксии, гипоксии, внутриутробной инфекции, родились недоношенными, а также, если кто-либо из родителей, дедушек и бабушек имеет заболевания зрения. Такие дети относятся к группе риска.

Важно помнить, что самый чувствительный к внешней стимуляции и оптимальный для нее период развития зрительной системы – это первое полугодие жизни ребенка.

Для того чтобы зрение развивалось нормально, необходим разнообразный зрительный опыт. И взрослый, делая все необходимое для накопления этого опыта, сам служит наиболее предпочитаемым стимулом для малыша.

В приложении к статье приведены примеры занятий с ребёнком первого года жизни, включающие в себя упражнения на развитие зрительного восприятия, внимания, памяти.

Примеры занятий с детьми 1-го года жизни

Новорожденный: Поскольку у грудных детей, как утверждают исследователи, существует врожденный механизм опознания человеческого лица (уже в 5-7 минут от рождения он видит лицо, то первым пособием, которое можно использовать для развития зрительного восприятия, будет черно-белое изображение человеческого лица (черно-белое, так как цвет ребенок начнет воспринимать позже – к 3-4 месяцам). Перемещать лицо тогда, когда малыш его видит. Затем начать передвигать лицо: сначала вправо, затем влево. Время предъявления: 1-2 минуты, 1-2 раза в день.

2 месяца: Пособия могут быть следующими – диск с печатным текстом; концентрические черно-белые круги; шахматная доска; книжка-раскладушка, которую можно поставить вдоль кроватки. После просматривания можно дать ребенку в ручку погремушку с подобным схематичным рисунком.

3 месяца: положить ребенка на спинку и предъявлять ему: цветные изображения человеческих лиц с различными выражениями (радость, плач).

4 месяца: изготовить из картона конус-колпачок с радиусом 20 см. Спрятали игрушку под колпачок у малыша на глазах. Хорошо использовать разнообразные игрушки (спрятался мячик – появилась пирамидка, спряталась большая матрешка – появилась маленькая). Можно выставлять перед малышом панель-картину с рисунками, повторяющими предыдущие (полосы, точки, спирали).

5 месяцев: игра в колпачок усложняется – выставляются два колпачка. На глазах малыша под один из колпачков спрятать игрушку (например, мячик) и со словами «Где мячик?» поднять пустой колпачок: «Здесь нет мячика!». Затем поднять другой колпачок: «Вот мячик!». Предлагать малышу предметы прямоугольной и треугольной формы: бруски, кирпичики, призмы. С 5-6 месяцев предлагать ребенку для занятий зеркало.

6 месяцев: значительное время должно быть посвящено развитию зрительного предвосхищения, то есть развитию ожидания того, что предмет вот-вот появится в определенном месте. Учить ребенка следить за движением падающей игрушки.

9-12 месяцев: формируем умение рассматривать игрушки и предметы, а также их плоскостные изображения. Продолжаем работу по развитию зрительного предвосхищения. Малышей обучаем ожидать появления игрушки в одном месте, а через некоторое время в другом. Развиваем умение находить спрятанную на глазах у ребенка игрушку. Значительное внимание уделяем умению различать форму двух предметов6 кирпичика и кубика. С этой целью значительное количество игр должно быть направлено на развитие действий с этими предметами.

Также вашему вниманию хотим предложить пособие Бернадской Марины Эдуардовны, в котором Вы найдете так называемые «решетки» — контрастные структурированные изображения, которые малыш может «рассматривать», лежа в кроватке. В данном пособии имеются карточки, предназначенные для определенного возраста: от рождения до 1 месяца; от 1 до 3 месяцев; от 3 до 5 месяцев. На обороте карточек дана информация, как работать с картинками-«решетками».

Подводя итог, хочется вспомнить слова Т. Бауэра «… зрительный мир младенца, вероятно, может быть подчас ошеломляюще сложным, но не бессмысленным и хаотичным, каким его долгое время считали». У новорожденных имеется потребность в сенсорном стимулировании, удовлетворение которой обеспечивает их нормальное развитие. И мы, взрослые, должны делать все необходимое для удовлетворения этой потребности.

Литература и интернет-ресурсы

1. Величковский Б. М., Зинченко В. П., Лурия А. Р. Психология восприятия. – М. : Изд-во МГУ, 1973.

2. Григорьева Л. П., Бернадская М. Э., Блинникова И. В., Солнцева О. Г. Развитие восприятия у ребёнка. // Приложение к журналу «Дефектология»; вып. 6. – М., Школа-Пресс, 2001.

3. Плаксина Л. И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. – М. : Адель, 1998.

Формирование зрительного восприятия и его коррекция в процессе ознакомления с окружающим детей раннего возраста. Среди всех психических процессов главная роль в раннем возрасте принадлежит восприятию. Поведение и сознание детей этого возраста целиком.

Радужная ниточка-выставка детских работи (дети с ограниченными возможностями здоровья) Радужная ниточка-выставка детских работ (дети с ограниченными возможностями здоровья) Группа «Солнышко» Воспитатель Соболева Ирина Владимировна.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector