Общее развитие зрения у малыша - Медицинский справочник medana-st.ru
6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Общее развитие зрения у малыша

Развитие зрения у новорожденных

Зрение – одно из самых важных чувств человека. Именно через глаза мы получаем основное количество информации из окружающего мира, познаем его и развиваемся сами. Если человек слеп, ему сложнее научиться различать прекрасное и отвратительное, он никогда не научится читать, писать и не сможет полноценно работать наравне с остальными. Вот по какой причине важно с самых первых дней жизни контролировать зрение у новорожденных. От этого зависит не только правильное формирование зрительного аппарата ребенка, но и его общее развитие.

Важно знать: зрение – это не просто наши глаза и то, что мы способны ими уловить. На самом деле это сложнейшая система, глаза в которой являются лишь небольшой наружной частью. Они воспринимают информацию, передают ее коре головного мозга через зрительные нервы, а уже там она обрабатывается и вызывает соответствующие реакции. Понимая это, легче разобраться, как, что и почему видит ребенок, когда только рождается на свет.

Мир глазами новорожденного – что он видит

Первый этап развития зрения у ребенка начинается, по сути, задолго до его рождения, еще в утробе матери, примерно на третьей неделе беременности. В этот период происходит закладывание зрачковой оболочки и зрительных нервов, дальнейшее формирование глаз происходит до самого рождения младенца.

Точных данных о том, насколько хорошо видит плод или видит ли вообще в утробе матери, не существует. На ультразвуковом исследовании несложно заметить, как еще не рожденный малыш приоткрывает глазки, щурится, закрывается и отворачивается от света, но это не подтверждение того, что он, действительно, уже способен видеть. Точно подтверждено только то, что глазки даже рожденных на 28 неделе беременности крох уже реагируют на яркий свет. Полностью выношенные и рожденные в срок дети тоже рождаются с несовершенным зрительным анализатором. Полное окончание его формирования наступает только к 10-летнему возрасту.

Сейчас получила широкое распространение теория о том, что зрение у новорожденного перевернутое. Но так ли это на самом деле? Если рассуждать здраво, опираясь только на подтвержденные факты, то ситуация выглядит так. Зрительная картинка у каждого человека, и у взрослого в том числе, не только у младенца, отображается на сетчатке, действительно, в перевернутом виде. Это объективный закон оптики. Но кора головного мозга, отвечающая за обработку полученной информации через зрительные нервы, адаптировалась к такому явлению и научилась «переворачивать» картинку.

Можно ли отнести такие особенности нервов коры головного мозга к врожденным свойствам или же они появляются уже после рождения, ученые точно не знают. Объясняется это тем, что новорожденный ребенок еще не может внятно объяснить, как именно он видит лицо мамы – в нормальном положении или перевернутом. Поэтому нельзя с уверенностью заявлять о том, что у младенцев перевернутое зрение. Точно так же нельзя утверждать, что они видят в черно-белом цвете. Доказано лишь то, что на яркие цвета детки начинают реагировать только спустя несколько месяцев.

То, что младенцы появляются на свет полуслепыми, вполне логично, закономерно и продумано самой природой. Только представьте, сколько зрительной информации обрушивается на новорожденного, как только из темной утробы матери он оказывается в огромном ярком мире. Его еще не созревший зрительный анализатор просто не в состоянии справиться с обработкой всех раздражителей. Поэтому природа ограничивается восприятием лишь самого главного зрительного стимула – маминого лица, склонившегося к малышу. Но и его он видит расплывчато и только на очень близком расстоянии – примерно 40–50 см. Интересно, что как раз на таком расстоянии личико малыша удалено от маминого при кормлении.

Как развивается зрение поэтапно

Итак, сразу же после рождения ребенок не видит практически ничего, и это даже хорошо. Но потом его зрительный аппарат начинает стремительно адаптироваться к окружающему миру.

Развитие зрения у новорожденного по месяцам выглядит следующим образом:

  • В 1 месяц взгляд грудничка не может сфокусироваться, но при этом зрачки у новорожденного уже реагируют на свет. Они становятся меньше, при этом сам ребенок начинает интенсивно моргать и пытаться откинуть головку в сторону, противоположную источнику раздражающего его яркого света. Примерно спустя две недели после рождения ребенок уже начинает задерживаться взглядом на различных предметах, но ненадолго. Большую часть времени его взгляд расфокусирован, при этом может отмечаться косоглазие. Родителей не должен пугать этот факт, хотя большинство из них сильно тревожатся, заметив, как у крохи глазки разбегаются в разные стороны, и обращаются к детскому окулисту. Истинное косоглазие тоже может быть обнаружено у месячного грудничка, но встречается подобное заболевание редко.
  • В возрасте 2 месяцев новорожденный видит уже значительно больше и лучше. Он может подолгу задерживать взгляд на одном предмете и рассматривать его, фиксируя сразу оба глаза. Малыш способен узнавать мать и тех людей, которых видит чаще всего, реагирует на свет и темноту, приближение предметов и их передвижение из стороны в сторону.
  • В 3 месяца у малышей уже не просто фокусируется взгляд. Они способны различать два самых ярких цвета – красный и желтый.
  • В 4–6 месяцев к основным двум цветам прибавляются следующие два – синий и зеленый. Развитие зрительного аппарата неразрывно связано с развитием моторики. Малыш видит яркую погремушку, она ему нравится, и он тут же пытается ее ухватить ручками. Заполучив желанный предмет, он подносит его к глазкам и может долго сосредоточенно рассматривать.
  • В 6–8 месяцев груднички способны различать простые геометрические фигуры. Если с ними заниматься, то к четырем первым цветам присоединяются и другие. Ребенок уже четко различает предметы, которые находятся далеко и вблизи, бурно реагирует на знакомых людей и знакомые игрушки.

Основные правила ухода за глазами новорожденного

Уход за глазами новорожденного в домашних условиях после выписки из роддома строится не только на промывании и закапывании глазок, хотя это тоже немаловажный момент. Насколько быстро и правильно разовьется зрение у малыша, зависит во многом, конечно же, от родителей. О чем они должны позаботиться:

  • Чтобы глазки новорожденного скорее развились, им нужна достаточная нагрузка. То есть ребенок должен находиться в хорошо освещенной комнате, стены и потолок которой тоже будут светлыми. Не стоит намеренно затемнять детскую с помощью штор и жалюзи в дневное время, как это ошибочно делают многие мамы. Чем больше яркого света, тем лучше.
  • Глаза не только у ребенка, но и у взрослых, – орган хрупкий и чувствительный. С самого начала за ними нужен корректный гигиенический уход, также они должны получать все необходимые питательные вещества, то есть следует обеспечить полноценное питание малыша, как грудное, так и прикорм.
  • При рождении природа ограничила органы зрения крохи от восприятия большого количества зрительных стимуляторов. Но потом их, наоборот, должно быть как можно больше для правильного развития. В детской следует разместить как можно больше ярких предметов разных форм, размеров и цветов. При этом важно периодически их менять, чтобы нагрузки на глаза тоже изменялись и были разнообразными.

Мама и ближайшие родственники должны как можно больше играть и разговаривать с ребенком, называть различные цвета, демонстрировать их в окружающем мире. А если вдруг обнаруживаются какие-либо отклонения или просто подозрительные явления, рекомендуется как можно раньше обратиться к врачу-окулисту.

Когда нужно обращаться к врачу

Первая проверка у офтальмолога проводится еще в роддоме в первые часы жизни новорожденного. Особенно важен этот момент для недоношенных детей, ведь их глазки сформированы намного хуже, чем полноценно выношенных детей. Играет роль также причина, по которой ребенок появился на свет раньше срока. Если это было инфекционное заболевание матери во время беременности, то врачи будут уделять особое внимание развитию его зрительного аппарата еще длительное время.

Причины и факторы, которые могут спровоцировать развитие врожденных аномалий, недоразвитости и патологий органов зрения у новорожденных:

  • туберкулез, токсоплазмоз, краснуха, прочие инфекционные заболевания, перенесенные матерью во время вынашивания ребенка;
  • неблагоприятная экологическая обстановка;
  • генетическая предрасположенность.

С помощью несложных тестов и простого прибора врач сможет проверить функции зрительного аппарата и обнаружить нарушение, если таковое имеется. Оцениваться будут такие моменты:

  • размеры зрачков;
  • их симметричность;
  • реакция на свет;
  • двигательные возможности глазного яблока;
  • формы и размер век.

Следующий осмотр у окулиста рекомендуется в трехмесячном возрасте, затем в шесть месяцев и в один год. Острота зрения на этих осмотрах проверяется с помощью определения рефракции и исследования глазного дна. Все процедуры проводятся при расширенном зрачке, то есть врач будет использовать специальные глазные капли. В дальнейшем плановые осмотры будут проводиться раз в год для всех детей без выявленных нарушений, и по мере необходимости для тех малышей, которые будут поставлены на учет у офтальмолога.

Обратиться внепланово к врачу-окулисту следует при выявлении таких симптомов:

  • постоянное слезотечение;
  • закисание глазок;
  • покраснение век, изменение их формы;
  • неадекватная реакция на свет;
  • признаки косоглазия;
  • какие-либо пятна и образования на роговице.

Наиболее опасными врожденными офтальмологическими патологиями грудничков являются глаукома и ретинопатия.

Если правильно ухаживать за глазками грудничка с самого начала, заботиться о его полноценном питании и гармоничном развитии, скорее всего, вы сможете обойтись без внеплановых осмотров и не столкнетесь с неприятными сюрпризами. Хотя от ухода и внимания родителей зависит далеко не все, многие офтальмологические заболевания у детей носят, к сожалению, врожденный характер, все же, они очень важны и всегда помогают справиться с обнаруженными патологиями.

Развитие зрения у ребенка

При рождении глазное яблоко имеет сплюснутую форму, что приводит к небольшой степени дальнозоркости у малышей. На протяжении первых восьми месяцев жизни зрение совершенствуется: глаза тренируются двигаться одновременно, развивается визуальный контроль над движением рук, мозг начинает правильно обрабатывать поступающую на рецепторы информацию.

Читать еще:  Моргание глазами у детей комаровский

Особенности зрения у детей до года

Зрение у новорожденных

Зрение у детей младше одного месяца позволяет видеть им только те объекты, которые располагаются на расстоянии 20 см от глаз. Первые недели малыш видит размытую необъемную перевернутую картинку, замечает свет, очертания людей и предметов, движения. Наиболее интересным объектом для изучения у только родившегося малыша является лицо мамы, поэтому как можно чаще берите его на руки и общайтесь.

Мышцы глаза в этот период пока слабые, а нейронные связи, соединяющие зрительные нервы и головной мозг, еще не сформированы. Постепенно наращивается мышечная масса, растет роговица глаза, в результате четкость зрения увеличивается.

Спустя 2 недели после рождения ребенок начинает различать крупные яркие предметы, следить за их движением.

Зрение у ребенка в 1 месяц

В месяц ребенок начинает фокусировать оба глаза на предмете, поэтому в этом возрасте можно начать играть с ним с помощью погремушки. Двигающаяся перед лицом малыша яркая погремушка не только доставит радость, но и будет стимулировать развитие зрения у ребенка.

Для игр используйте яркие предметы контрастных цветов и различных форм.

Глаза мамы также могут стать хорошей игрушкой: поднесите ребенка к своему лицу, посмотрите ему в глаза и начинайте медленно перемещать свои зрачки в сторону, малыш будет следить за ними.

Зрение у ребенка в 2–3 месяца

Это возраст начала развития цветовых навыков. Ребенок начинает различать простые цвета, изучать сложные узоры и активно следить за предметами. Острота зрения увеличивается, глаза становятся чувствительны к освещению, малыш учится переводить взгляд с одного объекта на другой.

В возрасте двух месяцев можно начать знакомить ребенка с картинками, книгами, игрушками, показывать фотографии родных.

Подвешивать игрушки нужно уже не перед глазами, а в стороне или возле ног.

В этот период рекомендуется выкладывать ребенка на живот во время бодрствования, чтобы он мог наблюдать за окружающими его предметами.

В 3 месяца осуществляется проверка зрения у детей офтальмологом. Врач оценивает внешний облик глаза, то, как ребенок следит за игрушкой, проводит скиаскопию (теневую пробу) для определения остроты зрения.

Зрение у ребенка в 4 месяца

В 4 месяца в особенности зрения детей входит восприятие глубины, то есть понимание, какого размера и формы предмет, как далеко он находится. Совместно с развитием моторики улучшается координация, что позволяет малышу брать руками предметы.

Зрение у ребенка в 5–6 месяцев

Острота зрения ребенка значительно улучшается, также как и координация рук. Ребенок начинает узнавать предмет по его части, то есть осознавать, что если он и не видит вещь целиком, то она все равно существует. Отличной игрой будут прятки: мама прячется за какой-нибудь предмет, например, дверь или платок, а потом выглядывает и говорит « ку-ку ».

В полгода происходит скачок в развитии центра мозга, ответственного за зрение. Четкость зрения растет, глаза начинают быстрее фокусироваться на разных предметах и перескакивать с одного на другой. Малыш начинает узнавать родных, следить за мелкими предметами. Развитие зрения касается и цветовосприятия. На шестом месяце малыш способен видеть все цвета и различать оттенки.

В возрасте 5–6 месяцев нужно давать игрушки в руки как можно чаще и выкладывать вблизи малыша. Хорошо, если они будут греметь и шуршать. Полгода – это возраст очередного похода к офтальмологу.

Глазное дно ребенка приобретает очертания, как у взрослого человека.

Зрение у ребенка в 8 месяцев

К восьми месяцам детское зрение обретает ту же остроту, что и у взрослых. Ребенок способен четко различать объекты, которые находятся вдали от него, правильно оценивать расстояние до них, точно бросать и хватать вещи.

В этом возрасте рекомендуется побуждать ребенка ползти к игрушкам, что поможет развить координацию глаз-рука . Малыш становится активным исследователем окружающего мира.

Видео – доктор Комаровский о детском зрении

Цветовосприятие у ребенка

Восприятие цветовой гаммы развивается у ребенка постепенно. Новорожденный способен различать только уровни « темнее-ярче », он видит окружающие предметы в серых и черно-белых тонах, так как не полностью развиты рецепторы сетчатки.

Первый цвет, который начинают различать полуторамесячные малыши – красный. В возрасте 4 месяцев ребенок уже различает такие базовые цвета, как желтый, синий и зеленый, но пока без оттенков.

Ближе к году ребенок начинает различать многие яркие цвета. Пастельные тона игнорируются, поэтому погремушки лучше выбирать яркие. Заинтересовать ребенка цветами можно, если повесить разноцветный мобиль, яркие постеры, разложить книжки для малышей. Не стоит окружать ребенка бледными игрушками и монохромным декором.

Освещение в детской комнате

Яркость освещения напрямую влияет на активность ребенка и правильное восприятие цветов, поэтому в дневные часы в комнате должно быть достаточно светло. Ночью можно использовать ночник – ребенку он не помешает, а маме поможет быстро увидеть малыша в темноте.

В детской комнате важно по максимуму использовать естественный свет, для чего лучше выбирать помещение на восточной или юго-восточной стороне. Подоконники желательно оставить пустыми, а окна не завешивать плотными шторами.

Нарушение зрения у детей

Периодические осмотры у врача помогут вовремя выявить нарушение зрения у ребенка. Результат обследования зависит не только от осмотра, но и того, были ли у кого-нибудь в семье проблемы со зрением. Повышен риск также у тех детей, которые родились недоношенными, поэтому об этом также нужно сообщить врачу.

Зрение у ребенка нарушено, если наблюдаются следующие признаки:

  • в 3 месяца не следит за предметом одновременно двумя глазами,
  • нарушено движение глаза в разных направлениях,
  • отсутствие фокусировки на одной точке и постоянно движение глазами,
  • закатывание глаз,
  • зрачок белого цвета,
  • постоянная слезоточивость и чрезмерная чувствительность к свету.

Одной из патологий зрения считается астигматизм. Однако часто дети уже рождаются с такой особенностью, так как их глазное яблоко еще находится в стадии развития и зрение у новорожденных размытое. В большинстве случаев ситуация нормализуется к году. Обязательной коррекции требует астигматизм, превышающий 1 Дптр.

К лечению заболевания нужно приступать сразу, как только офтальмолог выявил отклонение от нормы, в ином случае оно может повлечь за собой появление сопутствующих проблем, таких как амблиопия (подавление работы одного глаза) и косоглазие. Чтобы назначить эффективное лечение, врач проведет серию проверок, включая осмотр на широкий зрачок. Расширяют зрачок с помощью капель атропина.

Видео – как лечить астигматизм у детей

Из-за изменения тонуса мышц или поражения нервов глаза может возникнуть косоглазие, которое отличается от того, что можно наблюдать у новорожденных, и не считается нормой. Косоглазие опасно тем, что может привести к нарушению формирования бинокулярного зрения, когда мозг соединяет в одну картинку изображения с обоих глаз. Лечение косоглазия включает в себя создание ширмы на здоровый глаз и тренировки косящего. При значительном угле отклонения требуется оперативная коррекция.

Видео – детский офтальмолог о косоглазии

С течением времени у некоторых малышей врожденная гиперметропия (дальнозоркость) может перейти в миопию (близорукость). Также возможны случаи врожденной близорукости, особенно у недоношенных детей. Причинами возникновения близорукости у детей считаются наследственность, нарушение гигиены, неправильное питание, переутомление, ослабленная оболочка глаза, различные болезни. Основное лечение близорукости нацелено на замедление падения зрения.

Видео – детский офтальмолог о близорукости

Наиболее заметными патологиями глаз у детей до года являются опущение верхнего века (птоз) и подергивание глаз по вертикали или горизонтали (нистагм). Причиной нистагма становятся поражения мозга и различные заболевания: сильная близорукость, поражение сетчатки и подобное. Возникновение птоза связано с поражением мышцы или нерва, ответственного за верхнее веко, которые в свою очередь возникают при родовых травмах и кровоизлияниях.

Формирование бинокулярного зрения у детей

Бинокулярное зрение — это сложный механизм, благодаря работе которого человек видит объемно и может нормально ориентироваться в пространстве. Как и большинство зрительных функций, бинокулярность начинает развиваться с детства. Как происходит этот процесс, какие стадии он проходит, и как его контролировать?

Развитие зрения у детей

Глаза ребенка и зрительная система начинают развиваться практически с самого рождения. Уже в первые секунды после появления на свет у младенца есть некоторые безусловные рефлексы органов зрения в виде реакции зрачков на свет, есть попытки слежения глазами за движущимися объектами. По мере роста и взросления ребенка формируются и другие зрительные функции.

Самая первая такая функция — светочувствительная. Она появляется сразу после рождения. Светочувствительность становится основой формирования всех остальных функций зрения. При попадании световых лучей на сетчатку глаза новорожденного зрительный образ не возникает, но уже наблюдаются защитные реакции зрачков. Световая чувствительность постепенно повышается, а зрительные функции совершенствуются.

Примерно на 2-3-ем месяце появляется центральное зрение. Оно развивается и со временем ребенок от способности находить предмет глазами доходит до способности распознавать его и отличать от других предметов. Центральное зрение у детей до года развивается и совершенствуется очень быстро. В 4-6 месяцев они реагируют на лица, на 7-ом месяце распознают формы предметов, геометрические фигуры. Также постепенно повышается острота зрения. Параллельно с ее развитием наблюдается становление цветовосприятия. Дети начинают распознавать цвета в 2-6 месяцев. Окончательно формируется цветовосприятие к 4-5 годам. Позднее всех этих зрительных функций развивается бинокулярное зрение.

Что такое бинокулярное зрение?

Бинокулярное (стереоскопическое, пространственное) зрение — это способность видеть мир объемно, различные формы, размеры предметов и расстояние между ними. Работает эта функция зрительного аппарата, главным образом, за счет фузионного рефлекса. Он представляет собой соединение двух изображений от обоих глаз в одну картинку. Объединение этих изображений происходит в коре головного мозга, который получает сигналы от органов зрения и обрабатывает их. Для существования пространного восприятия необходим ряд условий:

  • острота зрения не ниже, чем 0.4 на обоих глазах;
  • отсутствие анизометропии (отличия в рефракции левого и правого глаз);
  • симметричное положение глаз и согласованные их движения;
  • отсутствие патологий в виде помутнений сетчатки, роговицы и хрусталика;
  • изейкония (оба глаза видят равные по размерам объекты);
  • нет повреждений центральной нервной системы.
Читать еще:  На нижнем веке маленький пузырёк что это такое

Как уже было сказано выше, острота зрения и другие функции начинают формироваться с рождения, поэтому нормальное их развитие, отсутствие глазных заболеваний и патологий нервной системы являются залогом развития бинокулярности.

Формирование бинокулярного зрения у детей

Есть несколько этапов, в течение которых происходит закладывания основ для развития стереоскопического восприятия:

  • После появления на свет малыш еще не имеет сознательного зрения, глазные движения его хаотичны, а взгляд блуждающий. Бинокулярного зрения на этом этапе нет, так как для его функционирования необходимы согласованные движения глазных яблок.
  • Примерно через две недели или через месяц увеличивается светочувствительность, более яркое освещение «вынуждает» младенца фиксировать взгляд на предметах, удерживать глазные яблоки неподвижно, смотреть на свет более пристально.
  • К концу первого и началу второго месяца у новорожденного пропадает бесцельное блуждание глаз. Их движения становятся параллельными, симметричными и согласованными.

На всех этих этапах бинокулярного (пространственного) зрения нет, но развиваются и устанавливаются физиологические основы для его формирования. Можно сказать, что стереоскопическая система уже начинает развиваться при неполноценной сформированности монокулярных систем зрения.

В течение второго месяца малыш уже осваивает ближнее пространство. Сначала он видит все в двух измерениях (по высоте и ширине). Осязание помогает углублять ближнее пространство. Так у ребенка появляется первое представление об объемности. Хватательный рефлекс развивается у детей примерно в 4 месяца. Им еще сложно распознать расстояние до объектов, они ошибаются при определении их объемов, но, в целом, оценивают пространство верно.

Дальнее пространство малыш начинает осваивать с 6-го месяца. Он ползает, пытается встать на ноги, что дополняет осязательную функцию. В этот же период происходят изменения в сетчатке — величина изображений на ней увеличивается. Кроме того, укрепляются мышцы глаз. Их движения приобретают согласованный характер. Обычный механизм ориентации в пространстве, основанный на рефлексах, усложняется. Восприятие превращается в продукт мозговой активности. Дальнейшее формирование пространственного (бинокулярного) зрения теперь напрямую связано не только с глазами, но и с познавательной деятельностью.

Таким образом, бинокулярное зрение у детей до года находится в состоянии формирования. Создаются все необходимые условия для его развития. С первого года бинокулярность формируется быстрее. Серьезные изменения качественного характера наблюдается в возрасте 2-7 лет. Параллельно с этим развивается речь, абстрактное мышление. Окончательно пространственное восприятие формируется к 12-14 годам. На протяжении всех этих лет нужно внимательно следить за развитием зрения ребенка, чтобы вовремя выявить отклонения и устранить их.

Проверка бинокулярного зрения у детей

Она осуществляется либо при наличии офтальмологических болезней (нистагм, косоглазие), либо в ходе планового осмотра в детском саду или школе. Оценивается бинокулярность различными способами. Зачастую офтальмологи используют для проверки опыт с призмой. Он является объективным и позволяет оценить состояние зрительного аппарата у малолетних детей. Врач закрывает один глаз пациента призмой с силой 8-10 диоптрий. Она изменяет направление лучей, в результате чего глазное яблоко изменяет свое положение. В это время окулист наблюдает за другим глазом. Через 20-30 секунд он убирает призму. У испытуемого в этот момент должна возникнуть диплопия — двоение изображения. Однако фузионный рефлекс возвращает глаз в первоначальное положение и двоение пропадает. Опыт повторяется с другим глазом. Если результат такой же, врач делает заключение о наличии бинокулярности. Если движения глаз не согласованы, определяется, какой из них ведущий. Самой частой патологией, которая сопровождается нарушениями пространственного зрения, является косоглазие. Есть различные формы и причины этого заболевания. От них зависит лечение. Важно начать его своевременно, иначе один глаз может утратить зрительные функции.

Есть и другие методы оценки бинокулярного зрения. Их можно провести самостоятельно. В числе таких методов — опыт Соколова. Пациент должен посмотреть вдаль правым глазом через свернутый в трубку лист бумаги. Левую ладонь нужно держать на дистанции 15 см от неприкрытого трубкой глаза. Если зрение бинокулярное, то ребенок увидит тоннель в ладони, а через него — изображение, получаемое правым глазом. Эксперимент можно провести над обоими зрительными органами.

Еще один доступный в домашних условиях способ проверки зрения — проба с промахиванием. Для опыта нужны два карандаша, один из которых необходимо держать вертикально, а другой — горизонтально. Разведя руки в стороны, ребенок должен соединить кончики карандашей. Если нет нарушений зрения, сделать это будет легко.

Проверить с помощью этих методов зрение ребенка достаточно сложно. Конечно, подросток может и сам это сделать, а, например, дошкольника придется заинтересовать какой-либо игрой. Провести проверку у совсем маленьких детей (до года) этими способами невозможно. Это можно сделать только в кабинете специалиста. В его распоряжении есть необходимое оборудование, которое дает возможность не только определить характер зрения (монокулярное или бинокулярное), но и установить причины патологии, если таковая будет обнаружена. В домашних условиях можно получить лишь приблизительные результаты, которые просто дадут представление о наличии или отсутствии пространственного зрения.

Особенности зрения у грудничков по месяцам

После рождения малыш начинает адаптироваться к условиям окружающего мира. При этом нужно понимать, что у новорожденных многие органы функционируют достаточно слабо, а зрение не является исключением из этого правила. Медицинские исследования показывают, что в большинстве случаев зрение у детей развивается в течение первых четырех лет жизни, а самый активный период развития приходится на первые 6 месяцев жизни. Но как именно развивается зрение у новорожденного? Как устроен глаз малыша? И о каких советах должны помнить родители при обустройстве детской комнаты? Ниже эти вопросы будут рассмотрены.

Общее развитие зрения у малыша

Многие люди полагают, что развитие зрения у ребенка начинается только после рождения. Однако некоторые исследования показывают, что органы зрения начинают воспринимать свет еще во время внутриутробного развития. Недоношенные дети, которые появились на свет на 28-ой неделе беременности, воспринимают яркий свет, однако они еще не могут на него реагировать. Если же ребенок родился позже (на 32-38 неделе), то в таком случае после рождения он будет не только воспринимать свет, но и реагировать на него. Основные реакции – если свет слишком яркий, то ребенок будет закрывать глаза; если свет заинтересовал ребенка, то он будет следить глазами за источником света и так далее.

Однако все ученые согласны с тем, что сразу же после рождения зрение у ребенка начинает развиваться ускоренным темпами. Ученые предполагают, что в первые месяцы жизни у ребенка развиваются как сами органы зрения, так и особые отделы мозга, которые анализируют и обрабатывают зрительную информацию. Также в мозге начинается постепенное накопление зрительной информации – это нужно для того, чтобы ребенок не только воспринимал окружающий мир, но и мог различать предметы. Исследования показывают, что подавляющее количество людей ничего не помнят о своем раннем детстве. Предполагается, что в раннем возрасте у детей очень плохо развиты специальные отделы мозга, которые ответственны за формирование долгосрочной памяти, где хранятся сведения о различных событиях, явлениях, предметах и так далее.

Одновременно с этим другие исследования показывают, что даже в самом раннем возрасте мозг детей уже способен воспринимать свет и различать предметы, а по достижении определенного возраста ребенок может запоминать так называемую “пространственную информацию” (так называют сведения о том, где располагается тот или иной объект). Поэтому ученые предполагают, что ребенок в раннем возрасте обрабатывает информацию не только очень быстро, но и полностью на бессознательном уровне, поэтому люди очень плохо помнят свое детство.

Развитие зрения у малыша в первые 6 месяцев

Давайте теперь узнаем, как работает зрение у малыша в возрасте до 6 месяцев. В первые 2 недели после рождения ребенок достаточно слабо реагирует на свет. Если на ребенка посветить слабым источником света, то в таком случае практически никакой реакции от ребенка не будет. Если же на ребенка посветить ярким светом, то в таком случае у ребенка сузятся зрачки, однако при этом его взгляд будет все равно блуждающим.

Многие ученые считают, что распознавание овальных предметов является адаптационным механизмом, который был поддержан естественным отбором – ведь лицо человека обладает овальной формой, поэтому вполне возможно, что овальные предметы напоминают ребенку лицо матери или отца. При этом обратите внимание, что в таком раннем возрасте дети хоть и воспринимают овальные предметы, однако они очень слабо запоминают лица (поэтому не нужно переживать в том случае, если ребенок не может запомнить лицо матери или отца). Еще одной особенностью детского зрения является то, что зрительное поле у ребенка достаточно сильно сужено, поэтому дети могут видеть только те предметы, которые располагаются прямо перед ними. Например, ваше лицо располагается напротив детского лица – в таком случае весьма вероятна ситуация, что ребенок вас увидит; если же вы уведете лицо в сторону, то вполне вероятна ситуация, что вы покинете зрительную область ребенка и он перестанет вас видеть.

Читать еще:  Мушки перед глазами причины

Где-то на 2-4 неделе после рождения ребенок начинает видеть не только сильный, но и слабый свет. Исследования показывают, что в 90% случаев младенцы в таком возрасте уже могут фиксировать взгляд на любом световом источнике (в остальных 10% случаев эта способность появляется где-то на 5 неделе жизни). Также в этом возрасте у ребенка немного улучшается качество зрения и он начинает различать предметы различной формы (не только овальной). Однако при этом нужно понимать, что в таком возрасте у ребенка зрение все равно еще очень слабое, поэтому никаких откровений от него ждать не нужно.

Где-то на пятой неделе ребенок уже может фиксировать взгляд на глазах родителя (однако зрение все равно остается еще очень слабым). При этом нужно учитывать, что эта способность обычно распространяется только на мать, поскольку в подавляющем большинстве случаев именно мама занимается уходом за ребенком (однако если отец будет активно принимать участие в уходе, то в таком случае ребенок научится ловить и его взгляд). Также в этом возрасте возрастает координация глазных мышц, поэтому ребенок в таком возрасте уже может различать кое-какие предметы в горизонтальном направлении. Однако в целом координация еще очень слабая, поэтому зрение у ребенка в этом возрасте еще очень сильно “блуждает” от одного предмета к другому (однако он уже может ненадолго задерживать взгляд на предмете, который его заинтересовал). Также нужно учитывать, что ребенок в возрасте до месяца имеет очень маленький сектор обзора, а различать ребенок может только те предметы, которые располагаются очень близко к нему.

На втором месяце жизни ребенок уже может хорошо воспринимать все предметы, которые располагаются близко к нему (не более 40 сантиметров). Он может легко сфокусироваться на лице матери, на игрушках, на необычных предметах с контрастным окрасом и так далее. Также в этом возрасте происходит синхронизация между различными органами чувств – теперь слух, осязание и зрение органично дополняют друг друга, а не живут отдельно друг от друга.

Также в этом возрасте ребенок начинает активно реагировать на движущиеся предметы – он поворачивает голову, фокусирует на них взгляд и так далее (но при этом обратите внимание, что ребенок не может долго фокусировать взгляд на движущемся предмете). Еще в этом возрасте у ребенка резко улучшается цветовое зрение (до этого возраста дети воспринимают цвет достаточно слабо).

На третьем месяце жизни острота зрения продолжает повышаться. Ребенок без проблем может сфокусироваться на покоящемся предмете; если предмет двигается, то ребенок может неотрывно наблюдать за ним в течение 5-10 секунд (однако если предмет движется по какой-то сложной траектории, то ребенку будет сложно сфокусировать на нем взгляд). Исследования показывают, что в этом возрасте ребенок может хорошо различать предметы, которые располагаются перед ним на расстоянии до 1 метра. Также у ребенка активно развивается объемное мышление, однако в целом малыш плохо воспринимает объемность. Например, в таком возрасте малыш может попытаться ухватить двумерный узор в виде цветка на одежде матери, думая, что это объемный объект. Другой пример – малыш может попытаться поднять и поднести к себе какой-либо предмет, но так как объемное зрение развито еще очень слабо, то он будет часто промахиваться.

В возрасте четырех-пяти месяцев у малыша уже очень острое зрение, поэтому он уже может воспринимать даже самые мелкие предметы и детали. Также у ребенка в этом возрасте обычно хорошо функционирует объемное мышление, а во время хватания предметов он не промахивается (однако у некоторых детей объемное восприятие формируется на пару месяцев позже, что является нормой). Также у ребенка начинает активно развиваться так называемое стереотипное зрительное мышление – например, если ребенок видит бутылочку с молоком, то он понимает, что его сейчас будут кормить. Также у малыша в этом возрасте уже хорошо развита зрительно-пространственная память: например, ребенок поиграл немного погремушкой и оставил ее в коробке – когда он захочет с ней поиграть в следующий раз, он начнет свои поиски погремушки именно с коробки.

На шестом месяце жизни зрение становится достаточно острым и ребенок начинает активно исследовать ближайшее окружение и предметы. При этом для него очень важны воспоминания о пространстве и предметах, которые его окружают – поэтому, например, если ребенок окажется в неизвестном месте или увидит новый необычный предмет, он может испугаться и заплакать.

Формирование зрения у малыша в возрасте старше 6 месяцев

Активное развитие зрения у ребенка происходит в первые 6 месяцев жизни, а потом зрение лишь постепенно совершенствуется. Давайте теперь кратко рассмотрим вопрос того, как развивается зрение у ребенка в возрасте старше 6 месяцев:

  • 7-8 месяцы. В этом возрасте у ребенка серьезно улучшается общая зрительная память и острота зрения. Многие дети в этом возрасте начинают понимать, что изображено на их простыне и одеяле. Также в этом возрасте ребенок активно изучает взаимосвязь между предметами;
  • 9-12 месяцы. В этом возрасте у ребенка формируется представление о том, что предметы можно воспринимать не только целиком, но и по частям. Поэтому в этом возрасте многие дети пытаются разобрать или даже сломать предметы. Зрение в этом возрасте у ребенка очень острое, поэтому он начинает “считывать” мимику с лица родителей. Также из-за улучшения остроты зрения ребенок начинает понимать, кто “чужой”, а кто “свой”;
  • 1-2 год жизни. В этом возрасте завершается синхронизация между движениями глаз и рук. В этом возрасте большинство детей способны воспринимать жесты (сперва они воспринимают всего 2-3 жеста, однако со временем их “библиотека жестов” серьезно увеличивается). В этом возрасте дети также начинают проявлять интерес к рисованию;
  • 3-4 год жизни. В этом возрасте зрение ребенка завершает формирование. Где-то в конце 4 года жизни у ребенка зрение уже точно такое же, как и у взрослого.

Рекомендации относительно благоустройства детской комнаты

У ребенка строение глаз немного отличается, поэтому при благоустройстве детской комнаты нужно помнить о некоторых правилах. Самое главное правило – это постоянное наличие в комнате солнечного света утром и днем. Вечером рекомендуется включать люстру, чтобы покрыть недостаток дневного света. А вот на ночь не рекомендуется включать в детской комнате свет за исключением небольшого ночника, который обязательно должен гореть ночью.

Также необходимо помнить о дополнительных правилах:

  1. Окрашивать стены рекомендуется в умеренно-яркие цвета. Идеально подойдут следующие оттенки – персиковый, сиреневый, желтый, бирюзово-голубой, светло-голубой, розовый и так далее. А вот некоторые цвета для покраски стен противопоказаны – красный, черный, коричневый и темно-фиолетовый. При этом обратите внимание, что стены не рекомендуется окрашивать исключительно в белый цвет, поскольку это может плохо повлиять на психику ребенка (однако разрешается использовать белый цвет в качестве вспомогательного цвета – например, вы можете окрасить стену в два цвета, оставив между ними широкую белую полосу).
  2. Необходимо помнить о вспомогательных элементах комнаты. Обязательно повесьте над кроватью игрушки и светильник, покрасьте оконную раму и дверь, повесьте несколько детских картин на стену, постелите на пол чистый ковер, разместите в комнате несколько низких стульчиков, поставьте коробку с игрушками и так далее.
  3. Особое внимание уделите игрушкам – во-первых, их должно быть много, во-вторых, они должны стимулировать когнитивное развитие малыша. В раннем возрасте рекомендуется покупать ребенку погремушки и мягкие игрушки в виде животных (кошки, собаки, коровы, медведи и так далее). Когда ребенок немного подрастет, купите ему конструктор, чтобы у него развивалось абстрактное мышление (при этом отдайте свое предпочтение крупному конструктору, чтобы ребенок не смог проглотить мелкие детали). Когда ребенок подрастет, купите ребенку кукол или солдатиков, железную дорогу, машинку на радиоуправлении и так далее.
  4. Также не забывайте о прогулках на свежем воздухе, поскольку на улице ребенок может познакомиться с интересными объектами, а также с другими детьми. Идеальный вариант для прогулок – детские площадки и песочницы. Если ребенку менее 1 года, то в таком случае ребенок во время прогулок должен быть в коляске; когда же ребенок научится ходить, то в таком случае он должен ходить по улице самостоятельно (однако родители обязаны его держать за руку, чтобы он не упал или не попал под машину). Прогулки следует совершать в светлое время суток при теплой погоде, а вот зимой, поздней осенью или ранней весной гулять нужно очень аккуратно, чтобы ребенок не заболел.

Заключение

Давайте подведем итоги. У новорожденных детей зрение развито очень слабо, однако по мере роста и развития оно интенсивно развивается. После рождения ребенок может слабо реагировать на яркий свет, однако он плохо различает очертание предметов, не различает цвета, не воспринимает объемность и не может следить за источником света. Где-то на третьем месяце ребенок уже воспринимает цвета и форму предметов, а также может узнавать маму; также он может следить за источником света, однако он не воспринимает объемность предметов. К шести месяцам зрение становится достаточно острым, у ребенка формируется представление об объемности и он начинает узнавать людей. В возрасте 1 года ребенок может “считывать” эмоции родителей; также в это возрасте он учится воспринимать жесты. Где-то на 3-4 году жизни зрение у ребенка такое же самое, как и у взрослого человека.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector