75 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Особенности детского зрения в разных возрастах

Возрастные особенности органа зрения и зрительного анализатора

У новорожденных размеры глазного яблока меньше, чем у взрослых (диаметр глазного яблока – 17,3 мм, а у взрослого – 24,3 мм). В связи с этим лучи света, идущие от удаленных предметов, сходятся за сетчаткой, т. е. новорожденным характерна естественная дальнозоркость. К ранней зрительной реакции ребенка можно отнести ориентировочный рефлекс на световое раздражение, или на мелькающий предмет. Ребенок реагирует на световое раздражение или приближающийся предмет поворотом головы, туловища. В 3–6 недель ребенок способен фиксировать взгляд. До 2 лет глазное яблоко увеличивается на 40 %, к 5 годам – на 70 % первоначального объема, а к 12–14 годам оно достигает величины глазного яблока взрослого.

Зрительный анализатор к моменту рождения ребенка незрелый. Развитие сетчатки заканчивается к 12 мес жизни. Миелинизация зрительных нервов и зрительных нервных путей начинается в конце внутриутробного периода развития и завершается на 3–4 мес жизни ребенка. Созревание коркового отдела анализатора заканчивается только к 7 годам.

Слезная жидкость имеет важное защитное значение, т. к. увлажняет переднюю поверхность роговицы и конъюнктиву. При рождении она секретируется в небольшом количестве, а к 1,5–2 мес во время плача наблюдается усиление образования слезной жидкости. У новорожденного зрачки узкие из-за недоразвития мышцы радужки глаза.

В первые дни жизни ребенка отсутствует координация движений глаз (глаза двигаются независимо друг от друга). Через 2–3 нед она появляется. Зрительное сосредоточение – фиксация взгляда на предмете появляется через 3–4 нед после рождения. Продолжительность этой реакции глаз составляет только лишь 1–2 мин. По мере роста и развития ребенка совершенствуется координация движений глаз, фиксация взгляда становится более длительной.

Возрастные особенности цветовосприятия. Новорожденный ребенок не дифференцирует цвета в связи с незрелостью колбочек сетчатки глаза. Кроме того, их меньше, чем палочек. Судя по выработке у ребенка условных рефлексов, дифференциация цветов начинается с 5–6 мес. Именно к 6 мес жизни ребенка развивается центральная часть сетчатки, где сконцентрированы колбочки. Однако осознанное восприятие цветов формируется позже. Правильно называть цвета дети могут в возрасте 2,5–3 года. В 3 года ребенок различает соотношения яркости цветов (темнее, бледнее окрашенный предмет). Для развития дифференцировки цветов родителям желательно демонстрировать цветные игрушки. К 4 годам ребенок воспринимает все цвета. Способность различать цвета значительно возрастает к 10–12 годам.

Возрастные особенности оптической системы глаза. Хрусталик у детей очень эластичен, поэтому он обладает большей способностью изменять свою кривизну, чем у взрослых. Однако, начиная с 10 лет, эластичность хрусталика снижается и уменьшается объем аккомодации – принятие хрусталиком наиболее выпуклой формы после максимального уплощения, или наоборот, принятие хрусталиком максимального уплощения после наиболее выпуклой формы. В этой связи изменяется положение ближайшей точки ясного видения. Ближайшая точка ясного видения (наименьшее расстояние от глаза, на котором предмет отчетливо виден) с возрастом отодвигается: в 10 лет она находится на расстоянии 7 см, в 15 лет – 8 см, 20 – 9 см, в 22 лет –10 см, в 25 лет– 12 см, в 30 лет – 14 см и т. д. Таким образом, с возрастом, чтобы лучше видеть, надо предмет удалять от глаз.

В 6 – 7 лет сформировано бинокулярное зрение. В этот период значительно расширяются границы поля зрения.

Острота зрения у детей разного возраста

У новорожденных острота зрения очень низкая. К 6 мес она увеличивается и составляет 0,1, в 12 мес – 0,2, а в возрасте 5 –6 лет равна 0,8–1,0. У подростков острота зрения повышается до 0,9–1,0. В первые месяцы жизни ребенка острота зрения очень низкая, в трехлетнем возрасте только у 5 % детей она соответствует норме, у семилетних – у 55 %, в девятилетнем – у 66 %, у 12 – 13-летних – 90 %, у подростков 14 –16 лет – острота зрения, как у взрослого.

Поле зрения у детей уже, чем у взрослых, но к 6–8 годам оно быстро расширяется и продолжается этот процесс до 20 лет. Восприятие пространства (пространственное зрение) у ребенка формируется с 3-месячного возраста в связи с созреванием сетчатки и коркового отдела зрительного анализатора. Восприятие формы предмета (объемное зрение) начинает формироваться с 5- месячного возраста. Форму предмета ребенок определяет на глаз в возрасте 5–6 лет.

В раннем возрасте, между 6–9-м мес, у ребенка начинает развиваться стереоскопическое восприятие пространства (он воспринимает глубину, отдаленность расположения предметов).

У большинства шестилетних детей развита острота зрительного восприятия и полностью дифференцированы все отделы зрительного анализатора. К 6 годам острота зрения приближается к норме.

У слепых детей периферические, проводящие или центральные структуры зрительной системы морфологически и функционально не дифференцированы.

Глаза детей раннего возраста характеризуются небольшой дальнозоркостью (1–3 диоптрии), вследствие шарообразной формы глазного яблока и укороченной передне-задней оси глаза (таблица 7). К 7–12 годам дальнозоркость (гиперметропия) исчезает и глаза становятся эмметропическими, в результате увеличения передне-задней оси глаза. Однако у 30–40 % детей, вследствие значительного увеличения передне-заднего размера глазных яблок и, соответственно удаления сетчатки от преломляющих сред глаза (хрусталика), развивается близорукость.

Возрастные закономерности развития скелета. Профилактика нарушений опорнодвигательного аппарата

Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у детей. Гигиенические требования к оборудованию школ или дошкольных учреждений (4 ч.)

1. Функции опорно-двигательного аппарата. Состав и рост детских костей.

2. Особенности формирования костей кисти, позвоночного столба, грудной клетки, таза, костей мозгового и лицевого черепа.

3. Изгибы позвоночника, их образование и сроки фиксации.

4. Гетерохронность развития мышц. Развитие двигательных навыков у детей. Становление массы, силы мышц. Выносливость детей и подростков. Двигательный режим.

5. Особенности реакции на физическую нагрузку в разном возрасте.

6. Правильная поза в положении сидя, стоя, при ходьбе. Нарушения осанки (сколиоз, усиление естественных изгибов позвоночника – лордозов и кифозов), причины, профилактика. Плоскостопие.

7. Школьная мебель. Гигиенические требования к школьной мебели (дистанция и дифференция). Подбор, расстановка мебели и рассаживание учеников в классе.

Функции, классификация, строение, соединение и рост костей

Скелет – совокупность твердых тканей в организме человека – костной и хрящевой.

Функции скелета: опорная (к костям прикрепляются мышцы); двигательная (отдельные части скелета образуют рычаги, которые приводятся в движение прикрепляющимися к костям мышцами); защитная (кости образуют полости, в которых располагаются жизненно важные органы); минерального обмена; образования клеток крови.

Химический состав кости: органическое вещество – белок оссеин, входящий в состав межклеточного вещества костной ткани, составляет только 1/3 массы кости; 2/3 ее массы представлены неорганическими веществами, в основном, солями кальция, магния, фосфора.

В состав скелета входит около 210 костей.

Строение костей:

надкостница, состоящая изсоединительной ткани, содержащая кровеносные сосуды, питающие кость; собственно кость, состоящая из компактного и губчатого вещества. Особенности ее строения: тело – диафиз и два утолщения на концах – верхний и нижний эпифизы. На границе между эпифизом и диафизом находится хрящевая пластинка – эпифизарный хрящ, за счетделения клеток которого кость растет в длину. Плотная соединительнотканная оболочка – надкостница помимо сосудов и нервов содержит делящиеся клетки, остеобласты. Благодаря остеобластам происходит утолщение кости, а также заживление костных переломов.

Различают осевой скелет и добавочный.

Осевой скелет включает скелет головы (череп) и скелет туловища.

Сколиоз – боковое искривление позвоночника, при котором формируется т. н. «сколиотическая осанка». Признаки сколиоза: сидя за столом, ребенок сутулится, наклоняется на бок. При сильно выраженных боковых искривлениях позвоночного столба плечи, лопатки и таз асимметричны. Сколиозы бывают врожденные и приобретенные. Врожденные сколиозы встречаются в 23 % случаев. В их основе лежат различные деформации позвонков: недоразвитие, клиновидная их форма, добавочные позвонки и т. д.

Читать еще:  Маска для глаз коллагеновая

К приобретенным сколиозам относятся:

1) рахитические, проявляющиеся различными деформациями ОДА из-за дефицита в организме кальция. Их причиной являются мягкость костей и слабость мышц;

2) паралитические, возникающие после детского паралича, при одностороннем мышечном поражении;

3) привычные (школьные), причиной которых могут быть неправильно подобранный стол или парта, рассаживание школьников без учета их роста и номеров парт, ношение портфелей, сумок, а не ранцев, длительное сидение за столом или партой и т. д.

На долю приобретенных сколиозов приходится около 80 %. При сколиозах отмечается асимметрия плечевого пояса и лопаток. При совместно выраженных лордозах и кифозах – выдвинутая вперед голова, круглая или плоская спина, выпяченный живот. Различают следующие виды сколиозов: грудные правосторонние и левосторонние, грудопоясничные.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 9186 — | 7323 — или читать все.

Возраст и зрение: особенности, на что обратить внимание

С возрастом наше зрение претерпевает изменения. Наиболее значимые происходят у дошкольников, подростков и людей старшего возраста (от 40 лет и больше). В этом материале мы рассмотрим особенности зрения каждого возрастного периода и подскажем, на что обратить внимание для сохранения отличного видения в любой из них.

Как известно, практически все малыши рождаются дальнозоркими. Но по мере взросления степень дальнозоркости уменьшается. Зрительная система новорождённого формируется поэтапно и начинает функционировать полностью только к 6 месяцам жизни. До достижения этого возраста не всегда можно точно сказать, какие цвета различает ребёнок. Для того, чтобы зрительная система малыша развивалась, необходимо тренировать её с помощью развивающих игр.

Также молодая мама должна регулярно ходить на осмотры с новорождённым к офтальмологу. Первый плановый осмотр назначается через месяц, следующий — спустя полгода, заключительный — через 10–11 месяцев после рождения. Такие походы к врачу обязательны, поскольку они позволяют убедиться в том, что зрительный аппарат ребёнка развивается нормально.

Зрение у дошкольников

Период от одного года до двух лет считается очень важным, поскольку именно в это время формируется острота зрения. Для двухлетнего возраста она должна составлять 0,3–0,5.
Ребёнок от 2 лет и старше способен реагировать на мимику и жесты, а также воспринимать речь взрослых. На этом этапе его зрение и речь становятся взаимосвязаны. Если малыш хорошо видит, то и его речь со временем будет только улучшаться — в противном же случае возникнут проблемы с пониманием родителей, и ребёнок станет плохо говорить.
Даже если у Вашего мальчика или девочки нет никаких проблем с развитием речевых навыков и с чёткостью видения, в возрасте трёх лет с ним в обязательном порядке нужно пройти обследование у офтальмолога. Повторный осмотр органа зрения проводится перед школой, в 6–7 лет.

Особенности зрения у подростков

По статистике, проблемы со зрением встречаются более чем у 50% подростков. В большинстве случаев у школьников наблюдается миопия (близорукость) из-за чрезмерных нагрузок на глаза и несоблюдения режима освещённости во время занятий. Для того, чтобы сохранить чёткость видения в этом возрасте, рекомендуется придерживаться следующих правил:
1. В детской комнате необходимо сделать как минимум два источника света — потолочный светильник и настольную лампу. Также в комнате должно быть достаточно дневного света.
2. Школьнику нужно соблюдать режим работы и отдыха. Родителям не стоит заставлять его пересиживать за уроками, необходимо каждый час делать десятиминутный перерыв.
3. Не забывайте контролировать время нахождения ребёнка за компьютерными играми и телевизором. Детям подросткового возраста (от 12 до 16 лет) следует находиться за голубым экраном не более 2 часов в сутки — в противном случае увеличивается нагрузка на глазные мышцы, что приводит к возникновению спазма аккомодации (ложной близорукости). В некоторых случаях ложная близорукость может перейти в истинную.
4. Правильное питание. В рационе любого ребёнка должны присутствовать фрукты и овощи, мясо, птица, крупы, зелень и рыба (лучше жирные сорта). Недостаток витаминов (особенно это касается витаминов А и C) приводит к ослаблению иммунитета и ухудшению зрения.

Зрение у молодых людей

Возраст от 20 до 35 лет считается расцветом жизненной энергии и сил человека. В это время многие молодые люди впервые становятся родителями. Беременные женщины часто жалуются на проблемы со зрением. На самом деле его ухудшение в данный период — это нормальная реакция организма; как правило, после рождения малыша зрение восстанавливается. Такое состояние глаз связано с тем, что ткани организма (и глазные в том числе) становятся более эластичными.

Ещё одна причина падение чёткости видения — это перепады давления, с которыми достаточно часто сталкивается беременная женщина. Проблемы с давлением провоцируют ухудшение зрения, поэтому предметы в таком состоянии кажутся расплывчатыми, изображение начинает двоиться. Если негативные симптомы не проходят и доставляют дискомфорт, беременной необходимо обратиться к врачу-офтальмологу за консультацией.

С особенным вниманием к своему зрению нужно отнестись тем женщинам, которые страдают рефракционными нарушениями (близорукостью, дальнозоркостью, астигматизмом). Для чёткости видения им рекомендуется носить очки либо контактные линзы (если последние не раздражают глаза). Также необходимо уменьшать нагрузку на глазные мышцы, ограничивая время пребывания за компьютером и телевизором, правильно питаться и больше времени проводить на свежем воздухе.

Особенности зрения людей среднего возраста

Первые возрастные изменения глаз начинаются после 40–45 лет: хрусталик теряет эластичность, у цилиарной мышцы снижается аккомодационная способность. Это состояние зрения называется пресбиопией (возрастной дальнозоркостью). При нём у человека ухудшается чёткость видения, предметы вблизи кажутся расплывчатыми. Для коррекции такого типа дальнозоркости пациентам рекомендуют к ношению специальные бифокальные или мультифокальные очки. Вместо очков можно носить контактные линзы.
Стоит учитывать, что пресбиопия — это естественное состояние глаз человека, который перешагнул 40-летний рубеж. Предотвратить его появление невозможно, но вполне реально свести к минимуму неприятные симптомы, с которым сталкивается человек во время возрастной дальнозоркости. Если коррекция очками или линзами не даёт нужного результата, то может помочь лазерная коррекция или операция по замене хрусталика.

Зрение у пожилых людей

В пожилом возрасте организм стареет, обменные процессы замедляются, ухудшается кровообращение в сетчатке и зрительном нерве, поэтому человек начинает хуже видеть. Во время этого физиологического процесса острота зрения снижается даже при отсутствии каких-либо общих или глазных заболеваний. Помимо возрастной дальнозоркости, людей в этом возрасте могут беспокоить следующие заболевания глаз:

  • макулярная дегенерация (поражение центральной сетчатки);
  • глаукома (повышенное внутриглазное давление);
  • катаракта (помутнение хрусталика).

Стоит сказать о том, что все эти болезни успешно поддаются лечению при своевременном обнаружении. Например, при катаракте хороший результат дает хирургическая операция по замене настоящего хрусталика на искусственный, а при глаукоме показано медикаментозное лечение, направленное на снижение внутриглазного давления.
В любом случае пожилому человеку, как и всем людям другого возраста, необходимо регулярно ходить на осмотры к офтальмологу вне зависимости от состояния глаз и зрения. Только постоянный контроль за своим здоровьем помогает вовремя обнаружить болезни и начать нужное лечение.

Особенности зрения у детей

Новорожденный появляется на свет с системой зрительного восприятия, очень непохожей на аналогичную систему взрослого человека. В дальнейшем и оптический аппарат, и те органы, которые отвечают за получение «картинки» и ее интерпретацию головным мозгом, подвергаются весьма существенным изменениям. Несмотря на то, что процесс развития полностью завершается к 20-25 годам, наиболее масштабные изменения органов зрения приходятся на первый год жизни ребенка.

Особенности зрения у детей раннего возраста

В течение всего периода внутриутробного развития органы зрения малышу практически не нужны. После рождения система зрительного восприятия начинает бурно развиваться. Основным изменениям подвергаются:

  • Глазное яблоко. У новорожденного оно похоже на шар, сильно сплющенный по горизонтали и вытянутый по вертикали. По мере роста форма глаза приближается к шарообразной;
  • Роговица. Толщина основного преломляющего диска в центре у малыша первых месяцев жизни составляет 1,5 мм, диаметр – около 8 мм, а радиус кривизны поверхности – порядка 7 мм. Рост роговицы происходит за счет растягивания образующей ее ткани. В результате, по мере взросления ребенка этот орган становится шире, тоньше и приобретает более округлую поверхность. Кроме того, роговица новорожденного почти лишена чувствительности в связи со слабым развитием некоторых черепных нервов. Со временем этот параметр также приходит в норму;
  • Хрусталик малыша представляет собой почти правильный шарик. Развитие этого важнейшего элемента оптической системы идет по пути уплощения и превращения в двояковыпуклую линзу;
  • Зрачок и радужная оболочка. Особенностью зрения у детей, только что появившихся на свет, является недостаток в организме красящего пигмента – меланина. Поэтому радужка у малышей, как правило, светлая (голубовато-сероватая). Мышцы, ответственные за расширение зрачка, развиты слабо; в норме зрачок у новорожденных узкий;
  • Основной элемент зрительного анализатора – сетчатка, у ребятишек первых месяцев жизни состоит из десяти слоев, имеющих разное строение, и имеет очень низкую разрешающую способность. К полугодовалому возрасту сетчатка растягивается, шесть слоев из десяти истончаются и совсем исчезают. Формируется желтое пятно – зона оптимальной фокусировки световых лучей;
  • Передняя камера глаза (пространство между роговицей и поверхностью радужки) углубляется и расширяется в первые годы жизни;
  • Кости черепа, образующие глазницу. У малышей полости, в которых расположены глазные яблоки, недостаточно глубоки. Из-за этого оси глаз оказываются скошенными, и возникает такая особенность зрения у детей, как видимость сходящегося косоглазия.
Читать еще:  Макияж для голубых глаз выразительный глубокий и эффектный

Некоторые детишки появляются на свет с дефектами век, а также слезных желез или слезовыделительных протоков. В дальнейшем это может стать причиной развития патологий зрения.

Особенности зрения у детей различного возраста

Специфика строения зрительного аппарата новорожденного является причиной того, что малыш видит плохо. Со временем система восприятия изображения совершенствуется, и недостатки зрения исправляются:

  • Изменение конфигурации глазного яблока приводит к коррекции врожденной дальнозоркости, которая наблюдается у подавляющего большинства новорожденных (около 93%). У большинства трехлетних детишек форма глаз практически такая же, как у взрослых;
  • Нормальная иннервация роговицы возникает уже у годовалого ребенка (к 12 месяцам полностью развиваются соответствующие черепные нервы). Геометрические параметры роговицы (диаметр, радиус кривизны, толщина) окончательно формируются к семи годам. При этом оптимизируется преломляющая сила этого элемента оптической системы, исчезает физиологический астигматизм;
  • Мышцы, расширяющие зрачок, приобретают возможность нормально работать, когда крохе исполняется 1-3 года (это очень индивидуальный процесс). Содержание меланина в организме тоже нарастает у всех ребятишек по-разному, поэтому цвет радужки может оставаться нестабильным до 10-12 лет;
  • Изменения формы хрусталика происходят у человека всю жизнь. Для малышей решающим моментом является становление навыка аккомодации (возможности фокусировать взгляд на различных расстояниях), которое происходит в первые месяцы жизни. Кроме того, с развитием хрусталика возрастает его преломляющая сила;
  • Оптимизация размеров и формы глазницы за счет роста костей черепа, которая завершается к 8-10 годам.

Основной особенностью зрения у детей является врожденное несовершенство оптического аппарата и системы интерпретации изображения. Если развитие крохи идет нормально, к трехмесячному возрасту он получает навыки пространственного восприятия, к полугоду – умеет видеть предметы в трехмерном изображении и прекрасно различает цвета. Острота зрения, очень низкая у малышей, достигает уровня, характерного для взрослых, приблизительно к 5-7 годам.

Проверка зрения у детей: таблицы и картинки для проверки в домашних условиях

Зрение у детей разного возраста имеет свои особенности. У них могут развиваться заболевания, которые родителям трудно заметить. Поэтому необходимо регулярно проводить проверку, как самостоятельно, так и в кабинете офтальмолога.

Особенности детского зрения в разном возрасте

Большую часть информации о своем окружении человек получает через зрение. В детском возрасте она усваивается наиболее интенсивно, но при нарушениях зрения у ребенка могут возникнуть проблемы.

Согласно статистике, у одного из пяти школьника выявляют нарушения зрения. У дошкольников этот показатель несколько ниже: один из десяти видит недостаточно хорошо.

Следует помнить, что в детском возрасте органы зрения восстанавливаются быстрее при своевременно начатом лечении. Но также у детей есть свои особенности:

  • новорожденные и малыши до года не могут иметь 100% зрение;
  • зрительный аппарат устает быстрее, чем у взрослых, поэтому следует избегать чрезмерных нагрузок (компьютерные игры, просмотр мультфильмов и т. д.);
  • ребенок не может самостоятельно указать на проблему, поэтому следует внимательно присмотреться к его поведению, привычкам.

Какое зрение у детей считается нормальным?

Новорожденные практически ничего не видят, но постепенно зрение начинает улучшаться, но при условии, что они правильно развиваются и не имеют никаких патологий.

Нормальные показатели для разного возраста:

  • первые дни после появления на свет — младенец воспринимает все объекты в виде нечетких пятен и на расстоянии не больше одного метра, зрачки при воздействии на них источником света должны сужаться;
  • 1 месяц после рождения — грудничок лучше различает предметы, но пока в черно-белых тонах, сетчатка еще не до конца адаптировалась к окружающему миру;
  • 2-3 месяца — ребенок уже различает лица близких людей, следит за яркими игрушками взглядом, понимает, когда вокруг меняется обстановка (комната/улица);
  • 4 месяца-полгода — малыш уже различает цвета, формы предметов;
  • 12 месяцев — ребенок уже полноценно видит окружающие его предметы, но острота зрения пока составляет 50%;
  • 6 лет — зрительный аппарат к этому времени еще полностью не сформирован, но видит первоклассник, как обычный взрослый человек.

Перед школой обычно обнаруживаются первые нарушения зрительной функции, поэтому важно дозировать нагрузки в учебное время и обратиться за помощью к офтальмологу.

Причины нарушения зрения у детей

К основным причинам нарушений относятся:

  1. Наследственные. Унаследовать само заболевание невозможно, только лишь предрасположенность к нему. Но если оба родителя имели нарушения зрения, то шанс заполучить их повышается до 80%. К наследственным патологиям относятся: катаракта, глаукома, миопия, дальнозоркость, астигматизм, некоторые поражения сетчатки, зрительного нерва.
  2. Врожденные. Нарушения появляются еще во время внутриутробного развития. Они становятся следствием хронических заболеваний, вредных привычек матери, перенесенных в период беременности инфекций.
  3. Приобретенные. Приобретаются в течение жизни по разным причинам: травмы, глазные болезни, несбалансированное питание, нарушение режима, большие зрительные нагрузки, онкологические заболевания, поражения ЦНС.

Утрата способности видеть может произойти в любом возрасте, поэтому надо принять меры по ее предупреждению. Можно регулярно проводить проверку зрения у детей в домашних условиях, но она не даст такого результата, как осмотр у детского офтальмолога.

Симптомы и признаки нарушений

Наиболее часто встречающиеся симптомы и признаки нарушений:

  • грудничок, которому больше 2-ух месяцев, не фокусирует взгляд на предметах при их перемещении, не реагирует на появление мамы в поле видимости;
  • наблюдается непроизвольное подрагивание глазных яблок (медицинский термин — нистагм);
  • было замечено косоглазие на одном или обоих глазах;
  • глазные яблоки кажутся набухшими, это может свидетельствовать об онкологических заболеваниях, высоком внутричерепном давлении, поражении щитовидной железы;
  • зрачок изменил темную окраску на более светлую и кажется что он подсвечен, это говорить об онкологическом поражении зрительного аппарата;
  • ребенок прищуривается, трет глаза, жалуется на дискомфорт, раздваивание предметов, болевые ощущения;
  • школьник или детсадовец быстро устает, жалуется на головную боль или головокружение, постоянно хочет спать;
  • замечено, что ребенок моргает чаще, чем следует.

Если у ребенка наблюдается два или более симптомов на постоянной основе, то обследование у врача обязательно.

Читать еще:  Пилинг вокруг глаз что лучше салонный или домашний

Особенности развития детей с нарушениями

За ребенком с нарушениями необходим особый уход, чтобы он мог полноценно развиваться и контактировать со сверстниками. Не стоит ругать сына или дочь, если у них что-то не получается в силу их особенностей, но за каждый, даже маленький успех, необходимо хвалить.

При необходимости ребенка отводят к психологу, который поможет ему социально адаптироваться.

При нарушениях зрительной функции зачастую страдает память, поскольку в мозгу практически не формируются визуальные образы. Из-за этого возникает частичная дезориентация, которая может прогрессировать по мере развития заболевания.

Ребенку нужно обеспечить развитие в комфортных условиях: окружить его яркими крупными игрушками, помогать развивать воображение чтением, играми.

Как проверить зрение у ребенка в домашних условиях

Дошкольники и ученики школ должны проходить регулярные осмотры у офтальмолога, но при желании можно провести проверку зрения у детей дома.

До года самостоятельно определить остроту зрения практически невозможно, поскольку дети в этом возрасте не разговаривают. Они должны следить глазами за игрушками (в 1-3 месяца), тянуться за ярким предметом (старше 3-х месяцев). После уже можно использовать примитивные тесты, а после трех лет — таблицы Сивцева, Орловой.

Примитивный тест

Для проверки детей старше года применяют специальный тест: лист белой бумаги с распечатанными или нарисованными горизонтальными линиями. Малышу закрывают по очереди то один, то второй глаз и показывают рисунок. При этом он должен рукой потянутся к той части листа, где изображены полосы.

Перед началом теста желательно максимально доступно объяснить сыну или дочери, что от него требуется.

Если ничего не получилось, не стоит отчаиваться, это не значит, что малыш плохо видит. Возможно, он просто не понимает задания или ему не интересно.

Таблицы Сивцева

Таблицы Сивцева чаще используются для проведения проверки у школьников. На ней изображены буквы. Разработана она была практически сто лет назад, но до сих пор успешно применяется, обнаружить ее можно в кабинете у каждого офтальмолога.

В домашних условиях таблицу распечатывают на принтере на стандартном листе А4. Ребенка нужно усадить от нее на расстоянии 2,5 м, поскольку буквы имеют меньший размер, чем на стандартном плакате. Он должен назвать все символы, которые изображены на десятой строке. Возможно допускать при проверке не более 1-2 ошибок.

Когда проверяется зрение, комната должна быть хорошо освещена. Глаза по очереди прикрывают ладошкой, не надавливая на них.

Таблицы Орловой

Таблицы офтальмолога Орловой применяется для детей 3-7 лет, иногда и для более младшего возраста. Вместо букв на ней изображены примитивные легко узнаваемые фигурки: грибы, самолеты, силуэты животных, машины, деревья.

Проверка проходит тем же способом, что и при использовании таблиц Сивцева. Следует учитывать, что дошкольники быстро устают и теряют интерес к происходящему, поэтому нужно просить их назвать по одному символу из каждой строчки, а не заставлять назвать все фигуры в строке. Только если ребенок не может назвать фигуру, нужно указать на следующую, расположенную в той же строчке.

Иногда вместо таблиц Орловой используется изобретение Головина. Оно тоже представляет собой строки с изображениями определенных размеров. Но на таблицах изображаются окружности, не до конца замкнутые с одной из сторон.

Дуохромный тест

Дуохромный тест поможет узнать об имеющихся заболеваниях: дальнозоркости и близорукости. Он представляет собой изображение букв на красном и зеленом фоне. Человек с нормальным зрением видит одинаково четко на обоих полях. Если символы четче на красном фоне — это признак миопии, на зеленом — симптом дальнозоркости.

Проводить дуохромный тест надо с расстояния одного метра.

Когда срочно необходимо обратиться к врачу?

Незамедлительно следует записаться на прием к офтальмологу в следующих случаях:

  • ребенок постоянно путает цвета, хотя ему больше 3-5 лет;
  • краснеют, болят, слезятся, отекают глаза, из них появляются непонятные выделения;
  • при просмотре мультфильмов малыш очень близко садится к экрану, а если отодвигается, то начинает прищуриваться, тереть глаза или растягивать уголки век;
  • сын или дочь постоянно жалуется на усталость и головные боли после зрительных нагрузок, в конце дня;
  • при чтении ребенок не может следить только глазами за строкой, он поворачивает голову из стороны в сторону.

Специализированный осмотр офтальмологом

Осмотры в клинике нужно проводить регулярно. Рассмотрим, когда проходит проверка зрения у детей разных возрастов.

Первый раз органы зрения осматривает врач-неонатолог при рождении. У младенца можно обнаружить аномалии строения зрительного аппарата, врожденные заболевания (глаукома, катаракта, опухоли и т. д.).

В следующий раз проверка проводится в один месяц. Для здоровых детей она не обязательна. Обычно ее назначают недоношенным, рожденным с родовыми травмами, асфиксией, заболеваниями глаз.

В три месяца зрительная система проверяется обязательно. В основном обследование зрения проводятся бесконтактным способом, в этом возрасте изучается состояние глазного дна после закапывания капель для расширения зрачка.

Следующий обязательный осмотр проводится в 12 месяцев. С помощью специальных аппаратов врач определяет остроту зрения, общее состояние зрительного аппарата.

Осмотр детей до З лет

В этом возрасте не все малыши внятно говорят и понимают, поэтому медосмотр проводится следующим образом:

  • изучается состояние сетчатой, роговой оболочки, хрусталика, глазного дна;
  • доктор проводит перед глазами яркой игрушкой и определяет, как происходит фокусировка на предмете, аккомодация, нет ли косоглазия;
  • возможна проверка с помощью таблиц и диагностика на офтальмологическом оборудовании.

Проверка у дошкольников

Дошкольникам в возрасте 3-6 лет остроту зрения определяют по таблицам с рисунками или незамкнутыми окружностями. Но сначала ребенку показывают и называют предметы, а потом просят это сделать самостоятельно.

Проверять зрение можно при условии, что малыш спокоен, не нервничает и не плачет, иначе результаты будут неточными.

Осмотры проводятся с периодичностью один раз в году.

Проверка у школьников

Школьникам ежегодно проводят медосмотр по таблице Сивцева. Им дают прикрыть глаз пластиковой лопаточкой, просят назвать буквы. Проверку нужно проводить с верхнего ряда и постепенно спускаться в низ таблицы, но чтобы было быстрее доктор просит назвать буквы в строке, которая соответствует 100% зрению. Расстояние при этом должно составлять не более 5-6 метров.

В каких случаях выписывают очки для детей

Офтальмолог может выписывать очки при следующих заболеваниях:

  • миопия;
  • дальнозоркость;
  • косоглазие;
  • астигматизм;
  • амблиопия (“ленивый глаз”).

Противиться ношению корректирующей оптики не стоит, поскольку она не вызывает атрофию зрительных нервов, делает изображения более четкими.

Методы лечения

Лазерную коррекцию в детском возрасте делают крайне редко, она возможна после 10-12 лет только по строгим показаниям врача. У детей зрение легко поддается коррекции, поскольку зрительный аппарат пока не до конца сформирован. Для лечения назначается:

Положительный эффект достигается только при использовании всех вышеперечисленных методов одновременно. Но назначаться терапия должна только окулистом.

Приглашаем получить консультацию бесплатно в нашей клинике Элит Плюс. У нас есть все необходимое оборудование для диагностики и лечения. Записаться можно по телефону: ☎ +7 (495) 960-00-33 или отправив онлайн заявку.

Рекомендации родителям

Для профилактики глазных заболеваний родители должны соблюдать следующие правила:

  • обеспечить хорошее освещение, свет должен падать, слева или сзади, не бить прямо в глаза;
  • подобрать мебель по возрасту, чтобы ребенок доставал до письменного стола;
  • дозировать зрительную нагрузку, ограничить просмотр ТВ, компьютерные игры;
  • обеспечить отдых в свободное время (прогулки по парку, езда на велосипеде, роликах);
  • обучить правилам гигиены (не трогать глаза грязными руками, умываться, не смотреть на яркий свет);
  • обеспечить полноценное питание, давать больше овощей, фруктов, включить в рацион рыбу, орехи, нежирное мясо.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector