53 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Особенности и примеры упражнений зрительной гимнастики для детей

Особенности и примеры упражнений зрительной гимнастики для детей

Дети сейчас все чаще стали страдать от нарушений зрения. Практически вся масса информации попадает к ребятам именно благодаря органам зрения, из-за чего они испытывают чрезмерные нагрузки. Уже давно известно, что именно эффективная зрительная гимнастика для детей может действительно обеспечить хорошие результаты. Есть различные варианты тренировок, ориентированные на всевозможные нарушения зрения, заболевания глаз. А для ребенка особенно важно свести к минимуму риск развития глазных болезней, поскольку именно у больных в детском возрасте наблюдается резкое прогрессирование таких недугов.

Сегодня мы подробно рассмотрим особенности занятий, приведем несколько наиболее эффективных, хорошо проверенных комплексов упражнений. Обязательно важно соблюдать все правила, рекомендации, чтобы гимнастика для глаз приносила максимальную пользу.

Особенности тренировок

Почему так важно делать зрительную гимнастику детям? Существует несколько наиболее важных моментов.

  • Зарядка снимает усталость глаз;
  • После выполнения упражнений глаза легче переносят нагрузки;
  • Нервная система малышей успокаивается;
  • Информация, доставляемая при помощи органов зрения, будет перерабатываться мозгом легче;
  • Можно свести к минимуму риск снижения остроты зрения, если выполнять зарядку на регулярной основе.

Определяющее значение здесь имеет именно возраст, особенности развития организма. У ребенка идет рост органов зрения. Как раз это делает глаза особенно уязвимыми. Они легко поддаются отрицательному влиянию. Факторов риска очень много: это могут быть инфекции и негативная экология, долгое пребывание у экрана телевизора и за монитором.

Специалисты отмечают, что даже без знания специальных комплексов упражнений вполне можно выполнять простую детскую зрительную гимнастику. Допустим, считайте с ребенком прохожих, пересчитывайте яблоки на дереве. На такую зарядку уходит минимум времени, она приносит очевидную пользу. Обычно сеанс таких упражнений занимает примерно три минуты.

Цели упражнений

В первую очередь необходимо следить за режимом дня ребенка. Очень полезно больше двигаться. Необходимо чаще гулять на свежем воздухе, больше времени уделять активным играм, полезно прыгать и бегать.

Есть несколько полезных советов, к которым точно стоит прислушаться. Важно ограничить время, которое ребенок проводит со всевозможными гаджетами. Смотреть телевизор, заниматься за компьютером тоже надо по графику, соблюдая режим. Придется увлечь малыша какими-то подвижными играми, спортом.

Запрещается заниматься за монитором, смотреть телевизор в темной комнате. При этом органы зрения испытывают существенные перегрузки, что крайне негативно сказывается на их состоянии.

Большое значение имеет осанка. Следите, чтобы она всегда была правильной. Здесь дело не только в эстетике. Хорошая посадка крайне важна для состояния здоровья: при неправильной осанке, когда малыш сильно сутулится, могут пережиматься сосуды, в результате чего нарушается кровоснабжение головного мозга.

Вот еще несколько существенных моментов.

  1. Желательно проводить детскую гимнастику для глаз ежедневно, два раза, вечерами и по утрам;
  2. Можно заметить хорошие результаты всего после месяца занятий;
  3. В процессе выполнения упражнений приток крови к глазному яблоку увеличивается, стабилизируются обменные процессы;
  4. Достаточно быстро проходят и мешки под глазами, если заниматься;
  5. Гимнастика отлично поддерживает общий тонус глазных мышц;
  6. Очень полезно делать упражнения, чтобы снять усталость после напряжения. Например, нужно заниматься в перерывах во время работы, обучения;
  7. При выполнении гимнастики снимается спазм глазодвигательных мышц;
  8. Можно добиться повышения остроты зрения, если регулярно, целенаправленно делать зарядку для глаз.

Вы не замечали, чтобы ребенок жаловался на усталость глаз, у него нет неприятных ощущений и никаких проблем со зрением? Это еще не значит, что ему не нужно делать упражнения для глаз! Они необходимы для профилактики усталости, для предотвращения снижения остроты зрения.

Показания

Существует целый ряд показаний для выполнения упражнений для глаз для детей:

  • Дальнозоркость;
  • Близорукость;
  • Косоглазие;
  • Усталость глаз;
  • Двоение в глазах;
  • Наследственная предрасположенность к снижению остроты зрения.

Если кто-то из родителей уже имеет проблемы со зрением, ребенку обязательно выполняет детскую гимнастику для глаз на регулярной основе.

Упражнения

Пришло время подробнее рассмотреть некоторые упражнения, которые могут существенно укрепить мышцы глаз, снять усталость и избавить от перенапряжения. Обратите внимание: занятия с малышами требуют максимально ответственного подхода. Не стоит заставлять ребенка тренироваться. Гимнастика должна стать для ребенка увлекательным занятием, а не очередной нагрузкой. Постарайтесь заинтересовать малыша, превратить выполнение упражнений в интересную игру.

Рассмотрим несколько хороших методик для занятий.

  1. Если наблюдается косоглазие, будет полезно сначала развести зрачки в разные стороны, а затем плавно свести их к переносице;
  2. Для выполнения следующего упражнения сначала фиксируется голова. Лучше всего подбородком опираться на руки. Потом максимально высоко поднимите глазные яблоки, к потолку. Затем опустите их вниз. На следующем этапе выполняется подобный элемент, только глаза направляют влево и вправо, горизонтально;
  3. Очень полезно упражнение «уголки». Необходимо по очереди смотреть в разные углы помещения: например, сначала в правый нижний, потом в верхний левый. Желательно переводить взгляд именно по диагонали;
  4. Еще одно упражнение заключается в фокусировке взгляда на объекте, расположенном вблизи, а затем на переведении взгляда вдаль. Допустим, находите интересный предмет, который находится достаточно далеко, за окном. Это может быть дерево. А рядом расположена спинка стула или ручка двери шкафа. Научите ребенка плавно переводить взгляд и фокусировать его по очереди на этих объектах: сначала на ближнем предмете, а затем на дальнем;
  5. Эффективна и воображаемая гимнастика. Упражнение не только полезно для глаз, но еще и отлично развивает воображение, восприятие. Ребенка надо хорошо настроить на такую тренировку, чтобы он расслабился и успокоился. Представляем приятную картину. Желательно придумать и вообразить ее во всех деталях, мысленно переводить взгляд с объекта на объект. Например, идеально подойдет картинка с берегом моря, чайками, пальмами. Мысленно смотрите вдаль, а затем переводите взгляд на расположенные вблизи объекты;
  6. Хорошо помогает расслабить глаза, избавиться от усталости и напряжения упражнение в темноте. Надо зайти в темное помещение, плотно прикрыть глаза. Затем представить себе черную поверхность;
  7. Полезно просто закрывать глаза и очень аккуратно проводить по ним пальцами, как бы массируя. Давить нельзя;
  8. Для быстрого снятия зрительного напряжения можно делать соответствующую зарядку. Сначала прижимайте подбородок к груди. Потом шею надо расслабить, а голову максимально откинуть назад. Выполняется элемент в положении сидя. Двигаться нужно плавно.

Старайтесь приучить ребенка тренироваться, выполнять гимнастику для глаз каждый день, примерно в одно время. Это должно войти постепенно в привычку.

Пальминг

Отличное упражнение практикуется достаточно часто. И офтальмологи рекомендуют пальминг взрослым и детям, поскольку он действительно помогает хорошо расслабить глазные мышцы, снять накопившуюся усталость и напряжение. Запоминайте простой алгоритм действий.

  • Начинается все с подготовки. Ребенок должен сесть прямо, желательно, перед столом;
  • Позвоночник, шея должны располагаться по одной прямой линии;
  • Локти ставят на стол;
  • Теперь надо начать тереть ладони друг об друга;
  • Когда уже ощущается тепло, достаточно сильное нагревание, можно складывать ладони. Они должны наслаиваться пальцами, при этом складывать нужно плотно. Если бы ребенок набирал воду, она не должна была бы просочиться между пальцами;
  • Теперь ладонями накрывают глаза. Пальцы при этом не пропускают свет;
  • В таком положении следует провести примерно минуту;
  • Потом глаза приоткрывают постепенно, чтобы они смогли адаптироваться к освещению.

С пальминга можно начинать тренировку, некоторые завершают им детскую гимнастику для глаз.

Гимнастика для дошкольников

Большое значение имеет детская гимнастика для глаз, ориентированная на ребят дошкольного возраста. Такие малыши не всегда могут правильно выполнять упражнения и понимать все советы родителей. Но имеется специальный комплекс, адаптированный именно для них.

Данные профилактические меры важны для сокращения вероятности развития болезней глаз, для предотвращения снижения остроты зрения.

  1. Первое упражнение помогает улучшить остроту зрения при рассматривании объектов вблизи. Вам понадобятся наручные часы, циферблат должен быть крупным. Сначала попросите назвать время, находясь на расстоянии около полуметра от малыша. Потом отойдите ненамного, снова попросите рассмотреть стрелки и цифры. Повторяйте три раза на различном расстоянии.
  2. Полезно упражнение с маятником. Оно стимулирует кровообращение, обеспечивает развитие глазодвигательных мышц. Особенно важно делать элемент всем, у кого имеется предрасположенность к косоглазию, например, наследственная. При регулярном выполнении упражнения движущиеся предметы начнут фиксироваться полностью синхронно. Прекрасная профилактика косоглазия. Маятник легко изготовить из шарика, большой бусинки. Держать его нужно на расстоянии примерно в 35 см от лица ребенка. Ребенок должен внимательно следить за маятником, но только глазами. Голова обязательно остается без движения. Потом, когда тренировка уже проведена, рекомендуется перевести взгляд, сфокусировать его на удаленных предметах за окном. Желательно обсудить объекты, которые находятся вдали. Попросите ребенка, чтобы он их описал.
  3. Есть еще одна тренировка, связанная с разными фигурками, изображениями. Вам нужен яркий рисунок, например, изображение змеи или шахматной доски, сложной геометрической фигуры. Ребенку нужно постараться сосредоточиться и взглядом пройти по контурам рисунка. Направление движения надо менять. Лучше взять более крупный рисунок.
  4. Следующая детская гимнастика для улучшения зрения подойдет ребятам младшего возраста. Берите цветной картон, а из него вырезайте два больших цветных круга. Их необходимо закрепить в противоположных углах комнаты. Такие фигуры точно привлекут внимание детей. Ребенку следует объяснить, что надо сфокусировать взгляд сначала на одном круге, а потом уже на другом. Взгляд переводится плавно, при этом голову поворачивать не стоит, поскольку двигаться должны только глазные яблоки.
  5. Очень полезно сначала плотно зажмуривать глаза, а затем плавно их открывать.
  6. Помогает тренировка с ручкой. Ее берут в вытянутую руку. Сначала взгляд фокусируется на кончике ручки, а потом медленно переводится на удаленный объект за окном.
  7. Рисовать глазами восьмерку в разных направлениях тоже очень полезно.
  8. Хороший эффект обеспечивает упражнение «часы». Нужно научить ребенка представлять перед собой мысленно большой циферблат часов. Глазными яблоками понадобится прорисовывать все цифры, а также и стрелки. Упражнение сначала выполняется по движению часовой стрелки, а потом уже в противоположном направлении.
Читать еще:  Массаж слезного канала у новорожденных в домашних условиях

Имеется еще один полезный совет. Если малышу уже прописали очки, которые он достаточно часто носит, нужно иметь и другие очки, с меньшими диоптриями. Именно регулярное ношение таких очков, их чередование с сильными, позволит существенно снизить нагрузки на глаза.

Ключевые результаты гимнастики

Отметим наиболее значимые результаты, которых можно добиться, если регулярно делать упражнения для остроты зрения для детей.

  • Обеспечивается существенное укрепление глазных мышц;
  • Стабилизируется аккомодация. То есть глаза ребенка смогут лучше адаптироваться, будут хорошо видеть объекты на разном расстоянии;
  • Восстанавливается хорошая циркуляция внутриглазной жидкости, крови в глазах.

При этом важно действовать целенаправленно, приучить ребенка к ежедневным тренировкам, чтобы добиться результата. Желательно чередовать разные методики. Если в процессе гимнастики ребенок жалуется, что у него кружится голова, начинают болеть глаза, необходимо обратиться к офтальмологу, педиатру.

Зрительная гимнастика в работе с детьми 5–7 лет

Садыкова Ирина
Зрительная гимнастика в работе с детьми 5–7 лет

Зрительная гимнастика для глаз

Зрение — основной источник знаний о внешнем мире, поэтому глаза ребёнка заслуживают исключительного внимания и бережного отношения. Именно сегодня актуально говорить о тех перегрузках на орган зрения, которые испытывает ребёнок в результате обрушившейся на него информации, более 90 % которой поступает через зрительный канал связи. Сохранить зрение, научить ребёнка рационально им пользоваться — важнейшая задача родителей и педагогов.

Основными принципами зрительных гимнастик являются:

• индивидуальный подход с учётом возраста, состояния здоровья;

• постепенное увеличение нагрузок за счёт регулирования времени, скорости и сложности упражнений;

• сочетание с двигательной активностью;

• развитие интереса у ребёнка к этому виду упражнений.

Цели зрительной гимнастики:

Гимнастика для глаз способствует более быстрому восстановлению работоспособности, эффективному усвоению учебного материала, активизации, упражнению и восстановлению зрения.

Зрительная гимнастика направлена на улучшение и сохранение зрения, является профилактикой близорукости и дальнозоркости. «Волшебные» игры для глаз — это тренировка глазных мышц детей и успех здорового зрения в будущем.

Проводим с целью предупреждения нарастающего утомления, укрепления глазных мышц и снятия напряжения; благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора и всего организма.

гимнастику включаем в занятия и режимные моменты;

гимнастику проводим в течение 2-3 минут;

• основной прием проведения – наглядный показ действий педагога;

• для фиксации взора используем сигнальные символы в соответствии с заданным сюжетом — птички, бабочки, собачка, лошадка, снежинки и др.

• демонстрацию предмета производим на уровне глаз детей;

• упражнения хорошо проводить под музыкальное сопровождение.

Закрыть глаза и, используя нос как кисточку, рисовать им в воздухе.

Упражнение уменьшает напряжение,

даёт возможность для вибрации глаз.

Поочередно смотреть на предмет, выбранный за окном и на предмет в группе.

«Весёлая неделька” для глаз

Всю неделю по — порядку,

Глазки делают зарядку.

В понедельник, как проснутся,

Глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву

И обратно в высоту.

Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

Во вторник часики глаза,

Водят взгляд туда – сюда,

Ходят влево, ходят вправо

Не устанут никогда.

Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

В среду в жмурки мы играем,

Крепко глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем глазки открывать.

Жмуримся и открываем

Так игру мы продолжаем.

Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения).

По четвергам мы смотрим вдаль,

На это времени не жаль,

Что вблизи и что вдали

Глазки рассмотреть должны.

Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации).

В пятницу мы не зевали

Глаза по кругу побежали.

Остановка, и опять

В другую сторону бежать.

Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз).

Хоть в субботу выходной,

Мы не ленимся с тобой.

Ищем взглядом уголки,

Чтобы бегали зрачки.

Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз).

В воскресенье будем спать,

А потом пойдём гулять,

Чтобы глазки закалялись

Нужно воздухом дышать.

Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение).

Без гимнастики, друзья,

Нашим глазкам жить нельзя!

Старший дошкольный возраст. Выполняется в положении стоя или сидя. Перед детьми на доске расположено большое панно.

Поднять глаза вверх, сделать ими круговое движение по часовой стрелке, от 1 до 12. затем, наоборот, от 12 до 1, т. е. против часовой стрелки. Повторить движения 5-6 раз. Вариант. Можно называть цифры в следующем порядке: 1, 3, 6, 9, 12. затем наоборот: 12, 9, 6, 3, 1.

«Постреляй глазами по цифрам». Дети фиксируют взгляд на центре крута. Педагог называет какую-либо цифру, а дети находят ее глазами, и взгляд снова возвращается в центр.

Вариант упражнения со стихами.

Тик-так, тик-так! (Движения глазами)

Вот так, вот так! (вправо-влево.)

Тик-так, тик-так! (Движения глазами)

А теперь вверх-вниз.) еще вот так!

Тик-так, тик-так! (Движения глазами)

Делай с нами, (по часовой стрелке.)

Тик-так, тик-так! (Движения глазами. Стрелки движутся по кругу против часовой стрелки.)

Упражнения со зрительными стимулами (предметами)

Па кончике указки прикрепляем яркий предмет (игрушка, бабочка, самолетик, шарик и т. д.) и предлагаем вместе с ним отправиться в путешествие: обращаем внимание детей на соблюдение следующего правила: работают глаза, голова неподвижна. Педагог перемещает указку в заданном направлении, сопровождая движения словами: «Посмотрели вверх-вниз, влево вправо, покружились» и т. д. Показ предмета осуществляется в медленном темпе, чтобы ребенок до конца проследил глазами его движение. Зрительный стимул (предмет) находится чуть выше уровня глаз впереди сидящих или стоящих детей. Он не должен сливаться по цвету с одеждой педагога и окружающей обстановкой. При выполнении упражнения поощряем старания и результаты детей. Упражнения можно сопровождать стихами.

(Прослеживание глазами за бабочкой по кругу.)

Как они летели, (Вправо-влево.)

Все люди глядели.

Как они садились. (Вверх-вниз.)

Все люди дивились.

Предлагаем детям занять удобную позу, сделать несколько раз вдох и продолжительный выдох, после чего зафиксировать взор на смайлике. Зрительный стимул находится в руках ребенка. Главная задача — не поворачивать голову, следить за движением смайлика. Вверх — вниз, влево — вправо, по кругу, далеко — близко и т. д. Можно использовать стихи.

Коррекционное игровое упражнение «Цветные дорожки»

Цель. Закреплять знания названий цветов paдуги и последовательности их расположения; упражнять в порядковом и обратном счете в пределах 10, в узнавании и назывании цифр; знакомить с четными и нечетными числами первого десятка и цифрами, обозначающими эти числа.

Ход упражнения

Жила-была прекрасная фея, которая любила играть с волшебным клубочком. Как-то раз клубочек укатился очень далеко. Давайте проследим глазами, куда же он покатился. (Педагог берет указку, на конце которой прикреплен красный клубочек, дети следят глазами за движением указки. По ходу выполнения упражнения педагог предлагает назвать цвет дорожек по направлению движения сверху вниз.) Докатился клубочек до сказочного замка остановился и покатился обратно. Клубочек катился от цифры к цифре, а мы их назовем. (Дети прослеживают глазами движение указки по цветным дорожкам от цифры к цифре снизу вверх, называя цифры по порядку. Аналогично выполняется задание со счетом в обратном порядке и прослеживанием глазами сверху вниз.) Прикатился клубочек к фее и опять решил поиграть, стал прыгать по разным цифрам. (Дети «стреляют» глазами, называя цифры, около которых остановился клубочек.)

Тренажер Базарного В. Ф. способствует улучшению координации движения глаз, развитию сложных движений. Снимает статическое напряжение с мышц глаз. Улучшает кровообращение.

Упражнение выполняется в следующем порядке:

— по часовой стрелке и против часовой стрелки

Детям предлагаем проследить глазами по указанному направлению за бабочкой, птичкой, лошадкой, собачкой.

Спасибо за внимание!

Берегите ваше зрение!

Прикреплённые файлы:

zritelnaja-gimnastika-v-rabote-s-detmi-5-7_g7ftk.pptx | 4818,65 Кб

Дыхательная гимнастика Условие правильного развития, хорошего роста – умение правильно дышать. Ребёнка легко можно научить правильному дыханию. Дыхательные упражнения.

Гимнастика для глаз Как часто мы не осознаём важность того, что имеем. Мы дышим воздухом и не задумываемся, что, если его вдруг не станет. Мы смотрим на мир.

Консультация для педагогов «Зрительная гимнастика в ДОУ» Зрительная гимнастика в ДОУ Зрение – одно из пяти чувств, с помощью которых человек познает, воспринимает и исследует окружающий его мир.

Консультация для воспитателей «Дыхательная и зрительная гимнастика» Дыхательная гимнастика для детей Дыхание является важнейшей функцией организма. Важное место в физической культуре занимают специальные.

Мастер-класс «Кинезиологическая гимнастика в работе с детьми дошкольного возраста» ИГРА «ВОШЕБНЫЙ КЛУБОК» (направлена на знакомство и сплочение группы) — Давайте встанем в круг. У меня в руках клубок. Он не простой, а волшебный.

Перспективное планирование: зрительная и пальчиковая гимнастика для детей дошкольного возраста сентябрь — декабрь Сентябрь 1 — 2 неделя диагностика Сентябрь 3 неделя Урожай. «Стручки гороха» Раскололся тесный домик (моргают глазами).

Читать еще:  Понятие возрастной дегенерации сетчатки

Тренинг для родителей «Артикуляционная гимнастика с детьми с ОНР» (фотоотчёт) 18 ноября в моей логопедической группе детей пятого года жизни для родителей состоялся тренинг по артикуляционной гимнастике и по развитию.

Утренняя гимнастика Утренняя гимнастика в детском саду саду для детей всегда огромный заряд бодрости на весь день. И от того на сколько она будет детям интересна,.

Зрительная гимнастика как одна из эффективных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ Основную роль в развитии личности каждого ребёнка, его творческого потенциала, способностей, интересов играет зрение. Каждый ребёнок, имеющий.

Зрительная гимнастика как средство профилактики и сохранения зрения детей Человек воспринимает окружающий мир с помощью пяти органов чувств – слух, зрение, обоняние, вкус, осязание. Глаза – самые совершенные и самые.

Упражнения для зрения детям: обзор 10 упражнений

В современном мире, когда подвижные игры на свежем воздухе потеряли свою популярность, а компьютерные – приобрели, всё больше детей испытывают проблемы со зрением. Ограничение высоких нагрузок, сбалансированное питание, повышение двигательной активности и зарядка для глаз являются эффективными методами профилактики. Сокращение и расслабление мышц под воздействием специальных комплексов упражнений улучшают кровообращение в тканях глаза, позволяют уменьшить количество времени, направленное на адаптацию при изменении условий окружающей среды (переход из тёмного в светлое помещение, и наоборот), повышают выносливость организма при длительных нагрузках.

Ещё одна полезная статья от врача-офтальмолога о такой проблеме зрительной функции, как дальнозоркость у детей.

Основные этапы создания зрительной гимнастики

  1. В основе развития и становления метода лежат работы Уильяма Бейтса, который отметил положительное влияние комплексов упражнений для глаз на зрение. Он считал, что важно снять психологическое напряжение. Его методики основывались на пальминге, воспоминаниях и мысленном представлении объектов, необходимых для повторения.
  2. Для тренировок по методу Норбекова основным является комплекс, направленный на укрепление глазодвигательных и косых мышц, стимулирование аккомодации, разведение осей глаза с последующим расслаблением.
  3. Гимнастика, предложенная Ждановым, имеет два направления заданий. Так, упражнения для близоруких сочетают в себе стимулирование зрительного анализатора как вдали, так и вблизи. У дальнозорких все процессы тренировки происходят на рабочем расстоянии и вблизи.
  4. Комплексы профилактических и лечебных занятий, разработанных Аветисовым, направлены на улучшение кровообращения и циркуляции внутриглазной жидкости наряду с укреплением глазных мышц и работой над аккомодационным резервом.
  5. Достижение расслабления мышц при работе с помощью специальных непрозрачных экранов, с использованием более слабых очковых линз (для пациентов с очень низким зрением) или оправ без стекол и с чередованием работы глаз – уникальная методика Утехина, сочетающая основы плеоптики с новейшими технологическими приёмами.
  6. Розенблюм, Мац и Лохтина создали аккомодотренер для расслабления аккомодационных мышц.
  7. Маргарет Корбет предложила самостоятельно изменять фокусное расстояние посредством перемещения книги во время чтения либо частого изменения положения тела. Была сторонницей активной мимической зарядки (особенно для век и бровей).

Особенности проведения

Врачи-офтальмологи рекомендуют делать упражнение для зрения не реже двух раз в день, а в идеале в течение 10 минут после каждого часа напряжённой работы.

Проводят гимнастику без спешки в спокойной обстановке под контролем родителей. Ребёнок должен быть расслаблен. В дальнейшем возможно самостоятельное выполнение комплекса, направленного на профилактику и восстановление зрительных функций.

Классическая инструментальная музыка лучше всего подходит в качестве музыки для зрительных упражнений.

Показания

Проведение упражнений для глаз показано:

  • детям с аномалиями рефракции (близорукость, дальнозоркость, астигматизм). Проводят не реже 4 раз в день, а в случае работы за компьютером или планшетом — через каждые 45-50 минут. В этой ситуации основной целью является не профилактика ухудшения зрения, а снижение зрительного напряжения, что активно используется в комплексном лечении таких пациентов, позволяя остановить прогрессирование заболевания;
  • при наследственной предрасположенности (когда один или оба родителя страдают проблемами со зрением) постоянное применение методик гимнастики позволяет уменьшить частоту возникновения спазма аккомодации, что, в свою очередь, обеспечивает отсутствие физиологической причины нарушения функции зрения;
  • при возникновении жалоб на усталость глаз или появление двоения после длительной нагрузки. Перед началом проведения упражнений для зрения в этом случае необходимо обратиться к врачу-офтальмологу для проведения обследований с целью раннего выявления глазной патологии;
  • детям с высокой зрительной нагрузкой, а также использующих для учёбы или игр компьютерную технику или мобильные телефоны, в сочетании с ограничением времени использования гаджетов и повышения двигательной активности посредством подвижных игр.

Противопоказания

Зарядка для глаз имеет и противопоказания к проведению:

  1. Упражнения запрещено проводить после операций на мышечном аппарате глаза вследствие нарушения функции оперированной мышцы и повышения тонуса мышцы — антагониста.
  2. В послеоперационном периоде у пациентов с отслойкой сетчатки гимнастика не проводится.
  3. При высоких степенях близорукости необходимо проконсультироваться с врачом-офтальмологом для подбора правильного комплекса заданий, не подвергающих угрозе осложнений.
  4. При угрозе перфорации роговицы упражнения проводить не следует.
  5. Пальминг (особый вид массажа глазных яблок, применяемый у взрослых) не рекомендуется проводить детям из-за высокого риска нанесения травматических повреждений.

Виды зрительной гимнастики

Существует великое множество упражнений для глаз, которые условно подразделяют на следующие виды:

  • выполнение тренировок под стихотворные формы (стишки, прибаутки, потешки) или без оных;
  • по наличию дополнительных материалов: с дополнительными предметами (яркие игрушки, ручки, шарики), с наличием демонстрационных плакатов и рисунков, без каких-либо дополнительных объектов.

Комплекс упражнений

  1. «Жмурки». Необходимо зажмуриться, посчитать до пяти, открыть глаза. Повторить 7 раз. Следует внимательно следить за выполнением, так как быстрое выполнение приводит к усталости мышц и не несёт никакого положительного эффекта.
  1. «Далеко-близко». Рекомендовано выполнять перед окном. Суть данного упражнения для глаз заключается в том, чтобы поочередно смотреть на близко расположенный объект с дальнейшим переводом взгляда на предмет, находящийся далеко. Для маленьких детей данный метод удобно проводить, стоя непосредственно у окна, так как можно выбрать максимально далеко расположенный объект наблюдения, а на стекло наклеить, например, картинку. Для детей старшего возраста можно усложнить задание, предложив посчитать какие-нибудь объекты определенного цвета или формы. На рассматривание каждой цели отводится до 10 секунд. Выполнить 7 раз.
  1. «Восьмёрочки». Пусть ребёнок мысленно представит цифру восемь, если малыш маленький, покажите, как она выглядит. Предложите взглядом нарисовать эту цифру. Внимательно следите за движением глаз. Для облегчения задания можно использовать рисунок со стрелочками. Поверните картинку так, чтобы получился знак «бесконечность» или восьмёрка на боку, предложите ребёнку нарисовать фигуру взглядом. Упражнение сделать 7 раз.
  1. «Крестики-нолики». С правого верхнего угла комнаты перемещаем взгляд на левый нижний угол, затем с левого верхнего – на правый нижний. Делаем круговое движение глазами. За выполнением этого упражнения внимательно следим, так как дети очень часто выполняют движения не глазами, а головой. Делаем пять крестиков, пять ноликов. Этот комплекс можно выполнять и с закрытыми глазами.
  1. «Часики». Представляем себе большой циферблат или используем изображение с нарисованными или, если нет возможности, пользуемся настоящими часами. Движение глаз совпадают с движением секундной стрелки. На каждой цифре останавливаемся на 1-2 секунды. Выполняем 5-6 раз.
  1. «Приближение». Исходное положение: рука максимально вытянута вперед, в руке ручка с ярким колпачком, к которому приковано наше внимание. Начинаем медленно передвигать предмет по направлению к кончику нашего носа, взгляд от кончика ни на что не переводим. Как только колпачок становится просто ярким пятном, движение прекращаем. Делаем 5 секунд перерыва, затем еще 5 таких приближений.
  1. «Лёгкий отдых». Прикрыть глаза, посчитать с закрытыми глазами до 15, открыть глаза. Повторить 6 раз.
  1. «Найди вещь». Лучше всего выполнять рядом с книжным шкафом или компьютерным столом. Родитель даёт задание найти взглядом какую-то вещь или книгу, и сказать, где она стоит.
  1. «Туда-сюда». Сделать 7 вертикальных движений глазами, чередуя с горизонтальными движениями. У маленьких деток с выполнением этого упражнения может помочь яркая игрушка или предмет, за которым следует следить, пока родитель его двигает.
  1. «Быстро-быстро». Интенсивно поморгать, считая до 5, сделать перерыв 1-2 секунды, затем выполнить ещё 5 раз.

Формируя комплекс зрительной гимнастики для ребёнка, следует помнить, что применение больше пяти упражнений утомительно, следовательно, качество выполнения будет хуже.

Задания с открытыми и закрытыми глазами чередуются. Дошкольникам рекомендовано проводить данные тренировки исключительно в игровой форме, используя легко запоминаемые стишки.

У лиц с близорукостью следует больше внимания уделять упражнениям, направленным на рассматривание предметов расположенных вдали, в то время как дальнозорким рекомендовано больше времени уделять работе на близком расстоянии.

У детей с астигматизмом основными являются задания, направленные на рисование объектов взглядом. У пациентов с косоглазием необходимо вызвать содружественную реакцию глаз с помощью приближения-удаления предметов.

Гимнастика для глаз для улучшения зрения у детей

В России в последние 10 лет наблюдается тенденция омоложения заболеваний глаз. У 5% дошкольников и 30% учащихся старших классов диагностируется близорукость. Причина такой ситуации в том, что ребенок постоянно перенапрягает зрение. Для тренировки глазных мышц детям необходимо заниматься специальной гимнастикой.

Цели и эффективность гимнастики для глаз

Органы зрения ребенка развиваются до 10–12 лет. До этого возраста необходимо разработать двигательные функции глаз. Повседневная нагрузка на зрение должна чередоваться с разминкой. Только тогда дети будут воспринимать весь поток зрительной информации без ущерба для здоровья.

С помощью ежедневных занятий можно улучшить зрение ребенку. Нужно 2 раза в день выполнять детскую гимнастику для глаз.

Ее основные цели:

  • тренировка глазодвигательных мышц;
  • успокоение нервной системы;
  • восстановление зрения;
  • стимуляция тонуса зрительных мышц;
  • снятие усталости;
  • профилактика ухудшения зрения;
  • улучшение кровоснабжения глазного яблока;

Показания к детской гимнастике для глаз

Разминку для зрения необходимо начинать в возрасте 2–3 лет. Детская гимнастика для глаз проводится по следующим медицинским показаниям:

  • астигматизм;
  • близорукость, или миопия;
  • усталость глаз;
  • дальнозоркость, или гиперметропия;
  • косоглазие;
  • двоение в глазах;
  • нарушение работы зрительных анализаторов, или амблиопия;
  • спазм глазных сосудов.
Читать еще:  Популярная тибетская гимнастика для глаз

Профилактическая зрительная гимнастика

Предотвратить нарушения функций глазного аппарата легче, чем их потом лечить. Для этого необходимо проводить профилактическую зарядку для зрения во всех группах детских садов и школах. Упражнения нужно делать постоянно, чередовать их направленность. Методы профилактической гимнастики для зрения:

  • пальминг – глаза закрыты и прижаты ладонями на 30–40 секунд;
  • физминутка – зарядка от усталости глаз;
  • офтальмотренажеры – таблицы и картинки в электронном (презентации) или печатном виде;
  • релаксация – расслабление для отдыха зрения под музыку;
  • стереотренер – линейка с отверстиями, на конце которой подвешен шарик.

Чтобы дети младшей и средней групп занимались гимнастикой с удовольствием, их нужно замотивировать на зарядку для глаз. В этом воспитателям и учителям помогут следующие приемы:

  • стихи;
  • музыка для расслабления;
  • игры;
  • предметы разных цветов и форм;
  • картинки и плакаты со схемами для тренировки зрения;
  • книги или раскраски.

Для дошкольников

Зрительная гимнастика проводится 3 раза в день по 5 минут. Этого хватит, чтобы улучшить работу глазного аппарата. Если ребенок в дошкольной группе уже носит корригирующие очки с диоптриями «минус» либо «плюс», то их нужно снимать перед занятиями.

Во время гимнастической тренировки голова должна оставаться неподвижной, а плечи и шея – прямыми.

Разминка для глаз проводится с применением наглядного материала. Он служит ориентиром правильно выполняемого тренинга. Для корректирующей зарядки детей в подготовительной группе создается картотека «Гимнастика для глаз». Это комплекс упражнений, которые проводятся в игровой форме с применением картинок.

Гимнастика для дошкольников состоит из комплекса упражнений. К ним относятся:

  1. «Лабиринт». Для выполнения упражнения понадобится таблица с изображением разноцветных кругов, волнистых линий. Ребенок должен водить глазами по заданной траектории. Голова с шеей при этом остаются неподвижными. Время упражнения – 30–60 секунд.
  2. «Туда–сюда». Ребенок следит взглядом за яркой игрушкой. Сначала нужно поднять взгляд до упора вверх, затем плавно перевести вниз. Далее глаза двигаются в стороны – влево и вправо. Необходимо проделать упражнение по 4 раза – горизонтально и вертикально.
  3. «Часики». Ребенок сидит на стуле. Взрослый держит перед его лицом наручные часы с крупным циферблатом. Ребенку нужно называть время, при этом часы находятся на расстоянии 30–40 см от глаз. Затем циферблат медленно удаляется от детского лица на 1 и 1,5 метра. Длительность упражнения – 3 минуты.

Для школьников

Ребята 7–12 лет занимаются зрительной гимнастикой по 7–10 минут 2 раза в день. Желательно делать разминку каждые 2 часа после работы на компьютере или просмотра телевизора. Гимнастика для улучшения зрения проходит в положении сидя с прямой спиной.

Повторы упражнений увеличиваются постепенно – на 1 раз за неделю. Обязательно нужно проводить физкультминутки после каждого урока.

Подростку следует объяснить, для чего выполняется полезная зарядка. Комплекс зрительной гимнастики для школьников:

  1. Вдохнуть, перевести взгляд до упора влево. Вернуть взгляд обратно при выдохе. Проделать аналогичные действия в правую сторону – 5–10 чередований.
  2. На вдохе свести глаза к кончику носа, задержать взгляд в течение 10–15 секунд. На выдохе – вернуться в исходное положение. Повторить движение 3–5 раз.
  3. Опустить взгляд вниз. Одновременно со вдохом медленно вести глазами по часовой стрелке. На воображаемой цифре 12 начать выдох и перевести взгляд в обратную сторону. Количество кругов – 7–10.
  4. Сфокусировать взгляд между бровей, затем вдохнуть полные легкие воздуха. Через 10–15 секунд выпустить воздух, возвращая взгляд в исходное положение. Повторять упражнение 3–5 раз.
  5. Вдохнуть и посмотреть в левый верхний угол стены. Выдохнуть и вернуть взгляд обратно. Без остановки проделать подобные действия с правым углом. Количество повторов – 10–12.

Упражнения для глаз для улучшения зрения

Для тренировки детских глаз разработано несколько методик и комплексов. Все они основаны на принципе чередования напряжения и расслабления глазных мышц. Общие правила гимнастики:

  • Детям с астигматизмом нужно больше заниматься лечебной коррекцией. Она предполагает рисование предметов глазами по картинкам.
  • Близорукость корректируется изучением объектов на дальнем расстоянии, а дальнозоркость – наоборот, расположенных вблизи.
  • Косоглазие предполагает применение зарядки с попеременным удалением и приближением предметов.

По Аветисову

Методика улучшения зрения по Аветисову направлена на устранение близорукости и снятие усталости разных мышечных групп. Регулярные занятия и постепенное увеличение нагрузки принесут положительные результаты уже через месяц тренировок. Все упражнения повторяются 8–10 раз.

Гимнастика для глаз при близорукости состоит из 3 комплексов. Первый из них выполняется в положении сидя и состоит из следующих упражнений:

  1. Поморгайте 10–15 секунд в быстром темпе.
  2. Зажмурьте глаза, максимально напрягая веки. Через 10 секунд откройте их.
  3. Надавите на брови 2 пальцами. Закрывайте глаза, преодолевая сопротивление.
  4. Массируйте пальцами закрытые глазные яблоки. Совершайте медленные круговые движения.
  5. Надавливайте аккуратно на закрытые веками глаза 3 раза.

Второй блок гимнастики направлен на укрепление двигательных мышц. Ребенок находится в положении сидя:

  1. Направьте взгляд вверх, затем медленно переведите его вниз.
  2. Посмотрите на крайнюю точку справа, потом слева.
  3. Переводите взгляд из верхнего угла комнаты к нижнему по диагонали.
  4. Выполните движения глазами по воображаемому кругу. Сначала водите взглядом по часовой стрелке, затем – против нее.

Третий блок гимнастики направлен на устранение близорукости и дальнозоркости. Ребенок выполняет все движения в положении стоя. Примеры эффективных упражнений:

  1. Расположите указательный палец на вытянутой руке перед глазами. Смотрите на него 5–7 секунд и медленно переведите взгляд вдаль.
  2. Расположите указательный палец перед носом и сосредоточьте на нем взгляд. Медленно удаляйте палец, не отрывая от него глаз.
  3. Сосредоточьте взгляд на кусочке скотча, расположенном на оконном стекле. Через 10 секунд посмотрите на самую дальнюю точку за окном.

По Норбекову

Технология лечения остроты зрения основана на сочетании физических тренировок глаз с психологической нацеленностью на результат. Традиционная медицина относится к этой системе скептически из-за недостатка подтвержденных данных об эффективности гимнастики. Упражнения помогают устранить дальнозоркость, астигматизм и близорукость. Тренировки у детей запрещены при эпилепсии и психических расстройствах.

Принцип занятий по Норбекову заключается в расслаблении мышц на вдохе и напряжении – на выдохе. Примеры эффективной гимнастики:

  1. Расположите взгляд на указательных пальцах, которые находятся на конце носа. Медленно разведите руки в стороны, следя за пальцами обоими глазами. Повторите упражнение 8 раз.
  2. Вращайте закрытыми глазными яблоками по 10 раз в обе стороны.
  3. Смотрите на картинку со знаком бесконечности. Обведите ее взглядом 10 раз.

По Жданову

Методика профессора Жданова основана на расслабляющих движениях из тибетской медицины. Это предполагает устранение таких болезней, как близорукость, астигматизм, косоглазие и дальнозоркость. Детям нравится выполнять зарядку, но для многих упражнений понадобятся картинки с изображением спиралей, змейки, диагоналей и геометрических фигур.

Эффективные упражнения лечебной гимнастики:

  1. Рисуйте взглядом змейку от начала и до конца. Повторите упражнение в обратную сторону. После завершения моргайте часто и быстро. Количество повторов – 3.
  2. Поставьте горящую свечу или лампу в 1 метре от лица. Выключите свет в комнате и сфокусируйте взгляд на свете. Через 10 секунд моргните и поверните голову влево, смотря на темную стену. Проделайте те же действия в другую сторону, чередуйте не менее 20 раз.
  3. Потрите ладони до появления теплоты. Закройте глаза, на них положите скрещенные ладони. Свет не должен проникать сквозь пальцы. Через 2–3 минуты откройте глаза и поморгайте.

Самые эффективные упражнения для улучшения зрения

Многообразие методов здоровье сберегающей гимнастики способствует выбору упражнений для всех возрастных групп. Детям до 5 лет нужно пошагово объяснять, как тренировать глазные мышцы. Восстановить и укрепить зрение в домашних условиях поможет физкультура для глаз. Ее проведение требует применения рисунков.

  1. Попросите ребенка посмотреть и запомнить изображение на рисунке. Это могут быть фигура или буква. Малыш должен закрыть глаза и представить, что его нос – это ручка. Затем ребенок рисует то, что видел. Повторите упражнение 3–5 раз.
  2. Положите перед малышом готовый или нарисованный лабиринт. Предложите ребенку с помощью ручки медленно добраться к выходу из него. Повторите действия в обратную сторону.
  3. Прикрепите нитку к крупной пуговице. Расположите маятник в 40 см от детских глаз. Раскачивайте нить плавно, следите, чтобы малыш смотрел на пуговицу, не поворачивая головы. Через 30 секунд попросите ребенка посмотреть вдаль за окно и описать увиденное.

Гимнастика для глаз для детей в стихах

Малыши 3–4 лет еще не понимают важности проведения гимнастики. Поэтому разминка для глаз для детей должна проходить в веселой, игровой форме. Лучше всего для гимнастики выбрать стихи. Они способствуют развитию воображения, мелкой моторики, т.к. многие упражнения нужно выполнять не только глазами, но и руками.

Примеры эффективных упражнений:

Мы играли, рисовали – малыши показывают руками произнесенные действия.

Наши глазки так устали – потирание глаз.

Мы дадим им отдохнуть,

Их закроем на чуть-чуть – глаза закрыты.

А сейчас их открываем

И немного поморгаем.

Хомка – хомка, хомячок,

Хомка рано встаёт – потягивание рук вверх.

Глазки свои хомка трет – выполнение произнесенных действий.

Поморгает – раз, два, три

Вдох и выдох. Посмотри:

Далеко ручей бежит – взгляд вдаль.

На носу комар пищит – все смотрят на кончик своего носа.

Смотрит хомка выше, ниже,

Вправо, влево, дальше, ближе… – выполнение действий.

Видео

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector