2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Особенности развития новорожденных

Основные особенности новорожденных

Рождение малыша это самая большая радость в жизни каждой семьи. Правда, вместе с радостью в дом приходят и дополнительные заботы. Молодые родители, особенно, воспитывающие первенца, часто становятся в тупик, поскольку не отдают себе отчета в особенностях новорожденного. Маленький человечек, недавно появившийся на свет, в значительной степени отличается от детей старшего возраста или взрослых. Поэтому для того, чтобы обеспечить здоровье малыша и его хорошее самочувствие, нужно понимать, что особенности новорожденного делают его очень восприимчивым к определенным воздействиям извне.

Период, когда ребенок считается новорожденным, длится первые 4 недели после его появления на свет. Хотя и по окончанию этого периода некоторые особенности новорожденного ребенка остаются. По мере роста, малыш продолжает адаптироваться к окружающей среде.

Каковы особенности новорожденного ребенка?

Сразу после рождения нельзя не заметить физиологические особенности новорожденного ребенка. Первый крик малыша запускает работу многих систем, которые до этого момента находились в состоянии ожидания. Они не могут сразу начать работать в полную силу, для этого требуется время. Рассмотрим, каковы же основные физиологические особенности новорожденного:

  • Кожа ребенка при рождении нежная и тонкая. Ее отличительной особенностью является повышенная чувствительность, поэтому раздражения и ссадины на коже малыша не редкость. К моменту рождения младенец имеет хорошо выраженный подкожный жировой слой. Кожа пронизана большим количеством капилляров, поэтому ребенок быстро краснеет при перегревании или крике.
  • Система терморегуляции сразу после рождения еще не развита. Это приводит к тому, что малыш быстро перегревается, или, наоборот, остывает. Определить, тепло или холодно малышу, можно по внешнему виду его кожных покровов. Если ребенку холодно, кожа бледнеет и покрывается мелкими пупырышками, если же ему жарко, то на коже может выступать мелкая испарина. Нужно сказать, что новорожденный гораздо хуже переносит перегрев, чем переохлаждение.
  • Мышечно-связочный аппарат у новорожденного также еще не развит. Наблюдается ограничение двигательной активности, сгибательно-разгибательные мышцы постоянно напряжены, поэтому ручки и ножки младенца все время находятся в полусогнутом состоянии. Ребенок не может держать головку, а первые несколько месяцев после родов стремится принять позу, в которой находился в утробе матери.
  • Еще одной анатомо-физиологической особенностью новорожденных детей является рыхлость костной ткани, хотя скелет к моменту родов уже полностью сформирован. В результате этого кости ребенка мягкие и легко деформируются. Некоторые кости представляют собой хрящи и лишь со временем они укрепляются и становятся столь же прочными, как у взрослого человека.
  • Строение черепа – одна из наиболее заметных анатомо-физиологических особенностей новорожденного. Он состоит из отдельных костных долей, которые соединяются между собой мягкой тканью. Такое строение позволяет головке малыша легко пройти сквозь родовые пути. На темени и в лобно-теменной области черепа находятся так называемые «роднички», представляющие собой впадины, закрытые мягкой тканью. По мере роста малыша они закрываются костной тканью. Малый родничок закрывается к 7-8 месяцам, а большой к году.
  • Система кровообращения новорожденного испытывает большую нагрузку, чем у взрослого человека. Частота сердечных сокращений ребенка в спокойном состоянии составляет 120-140 ударов в минуту, а во время крика может повышаться до 160-180 ударов в минуту.
  • Анатомо-физиологические особенности новорожденного затрагивают также и органы дыхания малыша. Гортань и носовые ходы выстланы слизистой оболочкой, насыщенной кровеносными сосудами. При этом гортань и носовые ходы короткие, что делает их очень чувствительными к воздействию холода и тепла. Рыхлая слизистая быстро разбухает, что вызывает отек и затрудняет дыхание малыша. Дыхание новорожденного чаще, чем у взрослого примерно в 3 раза. Так, малыш делает от 40 до 60 вдохов в минуту, в то время как взрослый человек всего 18-20 вдохов.
  • Отличается по своему строению и желудочно-кишечный тракт новорожденного. Пищевод у малыша короткий, а размер желудка равен размеру сжатого кулачка ребенка. У детей плохо развит клапан, расположенный между пищеводом и желудком, что приводит к частому забросу пищи из желудка в пищевод, который проявляется у малыша в виде срыгиваний. Тонкий кишечник малыша длинный, но его стенки отличаются проницаемостью для разного рода токсических веществ. Поэтому малейшие нарушения в питании приводят к возникновению проблем.

Психическое развитие ребенка

Особенности развития новорожденного отражаются не только на физическом уровне, они касаются также и его психического развития. В момент рождения психика малыша представляет собой некий набор рефлексов, которые помогают ему существовать в новых условиях первое время. По мере роста ребенка, его психика трансформируется и стремительно развивается.

О зрелости ЦНС говорит наличие всех основных безусловных рефлексов. Психическое развитие ребенка сопровождается созреванием его мозга и постепенным угасанием первичных рефлексов. Особенностью развития новорожденного является тот факт, что к году практически все первоначальные рефлексы исчезают, а малыш приобретает сложные рефлексы и поведенческие комплексы.

В то же время, сразу после рождения ребенок уже обладает определенной чувствительностью. Он может различать вкус, а также реагировать на звук. Реакция на визуальные раздражители происходит, как правило, на 3-5 неделе. По мере созревания нервной системы, совершенствуется зрительное и звуковое восприятие и реакция на внешние раздражители. Это, наряду с совершенствованием двигательных функций, является подтверждением нормального психического развития малыша. Если выявляются особенности развития новорожденного, не соответствующие норме, следует обязательно обратиться к врачу.

Особенности развития новорожденного

Вы и ваш ребенок — Рубрика: Новорожденный

Дети , родившиеся здоровыми, развиваются нормально только при правильном воспитании и хорошо организованном уходе за ними.
Уход, воспитание и вскармливание ребенка на первом году жизни определяются особенностями развития детского организма. Будет большой ошибкой рассматривать ребенка как уменьшенную копию взрослого , ибо его организм отличается строением и функциональными особенностями внутренних органов. Поговорим об этом подробнее.

Первый год жизни — самый ответственный. В этот период закладывается фундамент здоровья будущего человека, его физического и умственного развития.

С момента рождения и перерезки пупочного канатика у новорожденного прекращается непосредственная связь с организмом матери, наступает период новорожденное, который длится один месяц. За это время малыш приспосабливается к совершенно новой для него внешней среде. Происходит известная перестройка его организма.

Одни органы и системы действовали уж внутри-утробно (сердце, почки, эндокринные железы, органы кровотворения и т. д.), другие (органы дыхания, пищеварения и пр.) начинают функционировать только после рождения ребенка .

Особенностью новорожденного является наличие у него пуповинного остатка, в котором проходят три крупных сосуда; две артерии и вена. После перерезки пуповины сосуды закрываются не сразу, вследствие чего существует угроза попадания через них инфекции. Пупочная ранка также служит «входными воротами» для болезнетворных микробов, поэтому важно следить за чистотой тела ребенка, регулярно его купать и по совету врача с помощью медицинской сестры обрабатывать пупочную ранку.

У только что родившегося ребенка кожа покрыта первородной смазкой серовато-белого цвета, которая предохраняет кожу во внутриутробном периоде от воздействия околоплодных вод и облегчает прохождение ребенка через родовые пути матери. Иногда смазка бывает желтоватого или зеленоватого цвета. На плечах и спине новорожденного имеются мягкие пушковые волосы .

Кожа новорожденного нежная, тонкая, поэтому она легко ранима и подвержена различным заболеваниям .

Иногда ребенок рождается со значительным пластинчатым шелушением (мелкое шелушение можно наблюдать почти у каждого ребенка). У детей, родившихся от матерей, больных некоторыми заболеваниями, помимо шелушения, встречаются трещины кожи, через которые в организм могут проникать возбудители инфекции.

У новорожденного усиленно работают сальные железы. Потовые железы несколько недоразвиты. Ногти у доношенных детей развиты хорошо, а волосы на голове разной длины, густоты и цвета.

Подкожный жировой слой у плода откладывается главным образом в последние 1,5—2 месяца внутриутробной жизни и к моменту рождения бывает хорошо выражен. Жировая ткань новорожденного отличается большой плотностью. Интенсивное увеличение подкожного жирового слоя у детей происходит в первые 6 месяцев.

СКЕЛЕТ

Костная ткань содержит мало солей извести, вместо некоторых костей имеются хрящи.

При прохождении ребенка через родовые пути матери кости черепа могут «заходить» друг на друга. Благодаря этому размеры головы уменьшаются, что значительно облегчает роды. Такая деформация костей черепа у ребенка часто сохраняется еще некоторое время после рождения.

В течение первого года жизни малыша кости черепа не сращены между собой. В местах соединения трех или четырех костей остаются мягкие участки — так называемые роднички. Над серединой лба расположен «большой родничок», через который можно прощупать «толчки» — биение мозговых сосудов.

Постепенно мелкие промежутки между костями черепа (швы) окостеневают, а роднички уменьшаются и к 9—14-му месяцу полностью закрываются костной тканью. Голова новорожденного велика: окружность ее 34—36 см, а к году достигает 45—46 см. Длина рук и ног одинакова. По сравнению с ростом ребенка ноги относительно короткие. Туловище длинное. Позвоночник в основном сформирован из хрящей и в отличие от позвоночника взрослых не имеет изгибов. Грудная клетка бочкообразной (а не плоской, как у взрослого) формы. Ребра тоже еще не окостенели, состоят преимущественно из хрящей, очень податливы и мягки. К позвоночнику ребра прикреплены не косо, как у взрослых, а почти горизонтально, поэтому при дыхании грудная клетка недостаточно расширяется.

Мускулатура развита слабо. Тело новорожденного как бы стремится сохранить внутриутробное положение с согнутыми руками и ногами. При разгибании их вы ощущаете некоторое сопротивление (так называемая физиологическая гипертония мышц), которое с возрастом постепенно исчезает.

Тепловая регуляция новорожденного менее совершенна, чем у детей старшего возраста. Температура тела неустойчива и может колебаться в зависимости от условий окружающей среды. При этом следует знать, что новорожденные хуже переносят перегревание, чем охлаждение .

ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ

Носовые ходы у новорожденного узкие, хрящи гортани и трахеи тонкие. Выстилающая их слизистая оболочка склонна к набуханию, легкие бедны эластическими волокнами. В акте дыхания реберная мускулатура и мышцы живота почти не участвуют, как это бывает у взрослых. Дыхание, которое в основном осуществляется благодаря сокращению и расслаблению грудобрюшной преграды (диафрагмы), недостаточно глубокое, неравномерное и учащенное (48— 60 раз в минуту). Потребность же в кислороде при расчете на 1 кг массы тела гораздо большая, чем у взрослого. В то же время объем легких невелик и дыхание поверхностное (этим объясняется сравнительно высокая частота дыхания новорожденных). При заболеваниях легких всегда можно ожидать тяжелых расстройств самого акта дыхания.

Ребенок так же, как взрослый, дышит и через поры кожи, а так как поверхность кожи у ребенка относительно его массы больше, чем у взрослого, кожное дыхание происходит интенсивнее.

СЕРДЦЕ

ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНЫЙ ТРАКТ

ПИЩЕВОД

У ребенка пищевод невелик — длина его всего 10— 11 см. Желудок расположен почти вертикально, поэтому молоко из него легко возвращается обратно в пищевод и полость рта. Опорожнение желудка в первые дни замедленно, чувствительность его слизистой оболочки повышена. Мышечная и эластическая ткань в стенках желудка и кишечника развита недостаточно, вследствие чего желудок и кишечник легко переполняют-ся газами (а их образуется избыточное количество при нарушении вскармливания или заболевания ребенка). Кишечник у новорожденного относительно длиннее, чем у взрослого, причем стенки его легко проходимы для микробов и ядовитых продуктов их жизнедеятельности — токсинов.

Нервная регуляция желудочно-кишечного тракта развита не полностью, в результате чего ослаблена необходимая функциональная слаженность междуразличными частями пищеварительного тракта. Поэтому у новорожденных часто встречаются всевозможные отклонения от нормального процесса пищеварения: срыгивание, рвота, вздутие живота, учащенный стул и т. д. Следует помнить, что некоторые дети при сосании заглатывают много воздуха. В дальнейшем, выходя из желудка, воздух увлекает за собой наружу и молоко.

В первые дни после рождения у ребенка выделяется первородный кал — меконий, который образуется с 4-го месяца внутриутробной жизни. Меконий представляет собой темно-оливковую, тягучую, без запаха массу, состоящую из выделений пищеварительного тракта, эпителия и фильтрата проглоченных околоплодных вод. В течение первых четырех дней жизни обычно выходит весь меконий. Затем появляется так называемый переходный, зеленовато-коричневый кал слизистого характера, а еще через 1—2 дня — нормальные испражнения один-два, редко три раза в сутки. При вскармливании грудным молоком цвет кала скоро становится светло-желтым, приобретает кислый запах и кашицеобразную консистенцию. Если же малыш получает коровье молоко, то кал бывает плотнее, серо-желтого цвета, похож на замазку и имеет неприятный запах.

МОЧЕВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Почки у новорожденного развиты хорошо. В первые дни количество выделяемой мочи колеблется от б до 55 мл в сутки. Первые порции мочи бесцветны или имеют желтоватый оттенок. В последующие дни моча становится мутноватой, более интенсивно окрашенной, а в дни наибольшего падения массы тела нередко бывает коричневой. Большое количество мочекислых солей можно определить по красноватому цвету осадка и по красновато-коричневым пятнам, остающимся на пеленках. С 4—5-го дня моча становится более светлой и прозрачной.

До третьего дня жизни число мочеиспусканий невелико (4—5 раз- в сутки), но уже к концу первой и к середине второй недели оно возрастает до 20—25 раз в сутки. Вместимость мочевого пузыря у новорожденного небольшая.
Наружные половые органы к рождению ребенка уже сформированы. У мальчиков яички находятся в мошонке, а у девочек большие половые губы прикрывают малые.

НЕРВНАЯ СИСТЕМА

Головной мозг у новорожденного велик, но его отделы, нервные клетки, составляющие ткань мозга, развиты недостаточно. Спинной мозг у новорожденного более развит.

Ребенок появляется на свет только с безусловными врожденными рефлексами. Такие рефлексы, как глотательный, сосательный, мигательный, защитный (реакция на боль , горячее, холодное), хватательный, рефлексы опоры, ползания выражены у здорового новорожденного хорошо. К моменту рождения все рецепторы — воспринимающие раздражения нервные окончания в организме ребенка — готовы к элементарному функционированию. Новорожденный реагирует на яркий свет (способность фиксировать взгляд развивается несколько позже). Слух понижен, однако на сильный звук новорожденные реагируют. Вкусовые, обонятельные, осязательные рецепторы действуют хорошо.

По мере роста ребенка, развития его центральной нервной системы и взаимодействия с окружающей средой возникают новые рефлексы («привычки»), которые являются уже условными.

ЗАЩИТНЫЕ ФУНКЦИИ

Известно , что организм новорожденного невосприимчив к ряду детских инфекционных заболеваний, к которым он получил иммунитет от матери. В то же время новорожденный не обладает достаточными силами против многих микробов — стафилококка, стрептококка, пневмококка, кишечной палочки. Это приводит к тому, что при малейших погрешностях в уходе и питании дети заболевают.

К концу первого месяца заканчивается период новорожденного, наступает грудной возраст, продолжающийся до конца первого года и характеризующийся усиленным ростом и развитием всех органов.

Масса тела и рост новорожденного во многом зависят от его пола, конституции родителей, числа беременности у матери. У детей, родившихся от повторной беременности, как правило, больше масса тела и больше рост, чем у детей от первой беременности.

Рост доношенного ребенка в среднем 50 см (48—52 см), причем мальчики обычно несколько длиннее девочек. Наиболее энергично растут дети в первые три месяца, когда ежемесячная прибавка равняется 3 см. До шести месяцев прибавка составляет 2—2,5 см в месяц, затем — 2 см и с девяти месяцев до 1 года — 1,5 см. Таким образом, за первый год жизни ребенок вырастает на 25 см. Если принять во внимание, что в дальнейшем рост увеличивается приблизительно на 5 см в год, то можно легко представить себе, как напряженно протекают процессы обмена веществ у ребенка в течение первого года жизни.

Доношенный ребенок при рождении имеет массу тела 3000—3500 г. У мальчиков она обычно несколько больше, чем у девочек.

Законы прибавления массы тела те же, что и роста: чем меньше возраст, тем больше прибавка. За первый месяц жизни ребенок в среднем прибавляет 600 г, за второй и третий по 800 г, а далее каждый последующий месяц на 50 г меньше по сравнению с предыдущим. К 4,5 месяцам масса тела удваивается, а к году утраивается. Зубы прорезываются после б месяцев, и к году у ребенка должно быть 8 зубов.

Источник «Домашняя энциклопедия», изд-во «Советская Кубань» 1996 г.

Особенности развития новорожденного ребенка

Как происходит развитие новорожденного ребенка и его знакомство с окружающим миром? Это вопрос, который является предметом исследований ученых всего мира уже многие годы.

Согласно последним открытиям современной науки, новорожденные дети обладают не только большим количеством уникальных способностей и возможностей, о которых мы долгое время ничего не знали или имели искаженное представление. Также младенцы отличаются друг от друга индивидуальными особенностями. Их развитие происходит не по месяцам, а по часам и даже по минутам. В каждое мгновение бодрствования дети успевают получить информацию, подталкивающую их развитие к новому шагу.

Опровержение прежних представлений

До второй половины прошлого столетия о новорожденном ребенке имелись следующие представления:

  • младенец – биологическое существо, имеющее лишь реакцию на внешние или внутренние раздражители;
  • его восприятие окружающего мира несознательное, близкое к внутриутробному и направлено в основном на развитие естественных потребностей организма;
  • считалось, что новорожденный ребенок почти ничего не чувствует и у него отсутствует развитие болевых ощущений, поэтому некоторые операции и медицинские манипуляции проводились без обезболивания. Врачи считали, что ребенок плачет с целью развития своих легких;
  • кроху почитали «пустым сосудом» или «чистым листом бумаги»;
  • думали даже, что новорожденные младенцы ничего не слышат или что родившиеся дети видят мир перевернутым;
  • улыбка малыша – это всего-навсего рефлекторное сокращение мышц, а не разумная реакция на понравившееся ощущение или информацию.

Эти и многие другие представления о развитии новорожденных на сегодняшний день полностью опровергнуты современными открытиями ученых и любящими мамочками, которые как никто другой понимают и знают своего новорожденного ребенка.

Для чего нужно иметь правильные представления о развитии новорожденных детей

Период от рождения до года самый таинственный и вместе с тем необыкновенно важный для развития человека. Это полностью зависимый от посторонней помощи период формирования личности. А потому он является чрезвычайно ответственным для родителей, ведь именно на них ложится подготовка ребенка к периоду физического, нравственного и духовного становления, когда он будет становиться все более и более самостоятельным.

Именно от поведения и отношения взрослого впоследствии будет зависеть развитие ребенка в ходе младшего дошкольного возраста. Поэтому желательно, чтобы каждая мама и каждый папа, занимаясь с малышом до года, были внимательны к его потребностям, научились понимать язык своего чада и, конечно же, знали особенности его развития буквально по месяцам, за которыми пристально наблюдали. Это поможет заложить основы взаимопонимания уже в раннем детстве и даст положительные результаты позже. Фантазийные же или неправильные представления о ребенке задержат его развитие и даже негативно повлияют как на него самого, так и на его будущую жизнь в целом.

На основании многих исследований и опытов, проведенных с новорожденными, ученые выяснили следующие факты:

  • сразу же после рождения дети обладают тройными способностями: воспринимать сигналы, идущие от матери (или от лица, ухаживающего за ребенком!), реагировать на них и вызывать новые сигналы. На основании этого открытия ученые сделали вывод, что взаимодействие между людьми, общение является врожденным человеческим качеством.
  • Новорожденные дети прекрасно слышат и даже могут отличать на слух голос матери.
  • Младенцы не только прекрасно видят, но даже могут через несколько часов после рождения найти по фотографиям большого формата мамино лицо среди прочих женских лиц.
  • Эмоциональный мир ребенка достаточно велик. Дети имеют врожденное чувство заботы и переживания о себе подобных.
  • Новорожденные дети первых месяцев жизни уже имеют цепкую память и прекрасные лингвистические способности.
  • Младенцы способны совершать целенаправленные действия руками.
  • Кроха с первых мгновений своего прихода в этот мир любит и переживает, радуется и огорчается. Поэтому с самого начала нужно обращаться с младенцами как с равными себе человеческими личностями. Но делать это необходимо более внимательно и бережно.

Что и как слышит младенец

На основании последних открытий ученых были сделаны выводы, что дети в первые минуты после рождения прекрасно воспринимает бытовые звуки в их обычной громкости, а тихие слышит гораздо лучше взрослых. Возможность слышать звуки появляется у ребенка еще на восемнадцатой неделе беременности женщины. И уже на двадцать восьмой неделе внутриутробного развития плод имеет способность эмоционально реагировать на различные звуки. А родившийся малыш уже вполне может контактировать со взрослым при помощи звуков.

Больше всего младенцам нравится слышать ласковые слова, особенно если источник звука находится непосредственно перед ними. Если же в момент общения издать какой-то звук, отличающийся от интонации и слов мамы, то ребенок тут же отреагирует на него, повернув головку в его сторону, попытается сосредоточить взгляд на источнике шума. Эта на первый взгляд простая реакция свидетельствует о наличии у ребенка хорошо скоординированной работы трех систем: слуховой, двигательной и зрительной.

Координация наблюдается не только на физическом уровне, но и на психическом, и эмоциональном. В ходе одного эксперимента было обнаружено, что новорожденные дети могут отличать настоящий плач от искусственного, то есть созданного при помощи компьютера. В свою очередь, малыши проявляли сильное беспокойство, когда слышали реальный плач такого же по возрасту крошки, как и они. Ученые сделали вывод на основании многих подобных опытов, что способность к сопереживанию – это врожденное чувство, а не приобретенное в процессе воспитания.

Удивительные способности к сознательному восприятию речи демонстрировали дети всего нескольких недель от роду. Младенцам сначала включали детскую сказку, которую рассказывал приятный мелодичный голос диктора – они оживлялись и слушали голос внимательно. А потом эту же запись прокручивали детям с конца на начало. Все, кроме смысла речи оставалось прежним, и дети проявляли сильное беспокойство, переставали слушать. Этот и некоторые другие подобные эксперименты дали ученым возможность сделать вывод, что уже с первых дней жизни маленькие детки могут отличать осмысленную речь от тарабарщины.

Также удивительная способность детей отличать нюансы родного языка обнаружена таким простым опытом и ему подобными. Возьмите два еле отличимых слога и начните повторять ребенку один из них с определенной частотой. А потом намерено скажите один раз другой. Например, возьмите слоги «ка» и «ко». Вы увидите, как быстро отреагирует ваш кроха и повернет голову в сторону нового звукосочетания. Эта способность к шести месяцам снижается, а к трем годам и вовсе утрачивается. Поэтому-то сейчас и уделяется такое большое внимание ее развитию в самом раннем возрасте.

Что и как видит ребенок сразу после рождения

Благодаря новейшим открытиям ученых появилось много новых сведений о зрении новорожденных младенцев, которые полностью опровергли прежние представления о данном вопросе. Родившиеся детки не просто смотрят на этот мир – они смотрят на него изучая, анализируя, впитывая, подобно первопроходцам.

В ходе наблюдений за детьми с первых часов до первых двух месяцев жизни ученые обнаружили, что зрение детей в первые часы после рождения вполне скоординировано. Новорожденному малышу подносили на расстоянии 21 см от глаз картинку с изображенной на ней черным маркером рожицей и начинали медленно двигать рисунок перед глазами. Кроха внимательно следил за движением объекта. А через четыре дня после рождения к движениям глаз добавились и движения головы. Так ребенок на интуитивном уровне увеличивает свой угол зрения.

Фиксация взгляда на определенном объекте, расширение зрачков, задержка дыхания во время поиска – все это говорит о наличии у ребенка зрительного внимания. Но, кроме того, в ходе экспериментов обнаружилось и наличие у новорожденного способности делать выбор между понравившимися изображениями и неприятными. Одними эмоциями дети показывают принятие увиденного ими и совершенно другими показывают свое несогласие. Больше всего малыши любят разглядывать сложные рисунки, объемные изображения, извилистые линии – в общем, все, что напоминает человеческие лица, волосы и т.п. Но любимый объект их созерцания – лицо родного человека.

Мамино лицо является для ребенка своеобразным учебником, по которому он учится постигать этот мир – реагировать на различные явления, понимать, что есть хорошо, а что плохо, какие желания и поведение приветствуются, а какие нет, доверять взрослому человеку.

К двум месяцам жизни ребенок делает еще более осмысленный шаг – физиологи называют его «объединенный визуальный интерес». Кроха с особым вниманием и интересом наблюдает за движением взгляда матери и вместе с ней сосредоточивается на определенном объекте. На такое сложное действие из всех живых существ на земле способен только человек.

Для ученых осталась непостижимой тайна, которую они выявили в ходе одного исследования. На расстоянии взгляда ребенка от кормящей матери, прямо перед ним, поместили несколько больших фотографий женщин, среди которых маленький человек первого часа жизн, смог безошибочно узнать свою маму.

Не только эта, но и множество других тайн откроются внимательному взгляду ищущего, любящего сердца, если он захочет быть внимательным к своему Мишеньке или Машеньке, Иришке или Ванюшке.

Важные выводы

К тому, что уже сказано, можно добавить еще несколько важных моментов. Стереотип, который сложился в прошлые десятилетия, учил тому, что в воспитании и развитии ребенка необходимо двигаться от примитивно-простого к сложному. Однако результаты многих научных экспериментов и сделанных вслед за ними открытий доказали, что у детей с первых часов жизни имеются реакции разной сложности. Как показали исследования, родившийся ребенок уже с первых минут своего появления на свет является личностью. Поэтому и обращаться с ним нужно бережно, учась понимать его и сознавать свою ответственность перед ним и обществом в целом.

Можно даже категорично и безошибочно сказать, что новорожденные дети – это еще один многочисленный класс людей, который по причине человеческой невежественности открыто и безнаказанно подвергается дискриминации. Чтобы разлучить ребенка пяти лет с мамой, придется прибегать к решению суда. А вот новорожденного ребенка, который девять месяцев жил в утробе своей мамы, разлучить с ней считается чем-то нормальным и в порядке вещей, и что при этом чувствует и переживает малыш, никого до недавнего времени не интересовало. Но необходимо помнить, что с первых мгновений жизни человека на этой земле нетактичное, невнимательное и небрежное обращение с его внутренними чувствами, ощущениями, потребностями закладывает в малыше не лучшие основы его будущего отношения к людям.

Физическое развитие детей первых месяцев жизни

Словом «новорожденный» называется ребенок первого месяца жизни. Рождается он в среднем массой 3500 г. За первый месяц он может набрать около 600 г. Получается, что каждый день малыш становится тяжелее в среднем на 20 г. Это меньше, чем в последующие месяцы. В первую неделю детки даже теряют в весе. Причиной такого явления является выделение большого количества мекония (первородного кала) и малое поступление пищи. Доношенные дети с небольшим весом быстрее набирают массу в течение первого месяца, чем более упитанные сверстники. Недоношенные дети набирают вес медленно.

Если младенец находится на грудном вскармливании, то режима питания современные специалисты по грудному вскармливанию придерживаться не рекомендуют. Мама должна прикладывать ребенка к груди так часто, как того потребует ее чадо, то есть по требованию. Это сохранит грудь мамы от мастита и позволит ребенку получать все необходимые питательные вещества для его развития так часто, как они ему нужны.

Кроме того, это прекрасная возможность успокаивать малыша, что важно для правильной работы его нервной системы. Если ребенок по каким-то причинам находится на искусственном вскармливании, то здесь режим кормления должен быть также выработан индивидуально.

Послесловие

Взаимное развитие – вот как можно назвать период после появления нового человека в семье. Не только взрослые помогают ребенку адаптироваться в новых условиях и состояниях, доселе ему незнакомых, но и сам младенец вызывает совершенно новые и неизвестные взрослым ощущения материнства и отцовства, которые развивают чувство ответственности за чужую жизнь.

Развивайтесь вместе со своим малышом. Дети – это цветы жизни. И они так же требуют заботы и внимания, а также воды и удобрений, которые позволят им цвести и пахнуть. В случае с детьми это индивидуальные занятия по развитию логики, мышления, внимания, сосредоточенности и прочих навыков.

Развитие – двигатель человеческой жизни!

Особенности развития новорожденного ребенка: что нужно знать молодой маме

Хотя в первые несколько недель в вашей материнской жизни будут преобладать кормления, сон и плач, вы будете счастливы, когда в один прекрасный день вдруг поймете, что ваш малыш всеми доступными ему средствами впитывает в себя новую информацию и учится на нее реагировать.

Сознание маленьких детей пребывает в одном из шести состояний: тихий сон, активный сон, дремота, тихое бодрствование, активное бодрствование и плач.

На тихое бодрствование поначалу приходится около 10 % суток ребенка, но вы будете с нетерпением ждать этих моментов спокойного внимания к себе, во время которых вы начнете по-настоящему общаться с ним. Наслаждайтесь ими, храните их в памяти, а если у вас найдется время, запишите свои впечатления в дневник. Неделя будет проходить за неделей, и вы заметите, что ребенок бодрствует все больше и что у него имеются удивительные достижения в самых разных областях.

Зрение

В течение первых нескольких недель ребенок лучше фокусирует взгляд на предметах, находящихся в 20—40 сантиметрах от его лица. Вы можете обнаружить, что он, вытянув руку, внимательно рассматривает свой кулачок. Он будет отдавать предпочтение изучению простых, контрастных, черно-белы) объектов, таких как полоски, клетки или спирали, или же склоненному над ним лицу. Он может напряженно всматриваться в маленькое небьющееся зеркальце, прикрепленное к его кроватке. Но его любимыми предметами для подробного изучения станут лица, находящиеся сантиметрах в тридцати от его глаз. Несколько недель он не будет отвечать на улыбки, но видеть их ему просто необходимо, и чем больше, тем лучше.

Поначалу младенец сможет следить глазами за каким-то предметом очень недолго. Потренируйте его, приблизив к нему лицо или какой-то яркий предмет и медленно двигая им из стороны в сторону. Где-то месяца в два он уже сможет останавливать взгляд на привлекательных для него объектах. Его заинтересуют более сложные формы, и он сможет достаточно хорошо держать головку, чтобы сосредоточиться на простых, контрастных предметах, развешанных перед ним в кроватке. К трем месяцам он начнет различать предметы, находящиеся дальше, и узнает вас с расстояния в несколько метров.

Когда минуют первые недели, малыш станет различать цвета. Поначалу он отдаст предпочтение ярким, очень контрастным расцветкам. Как ни забавно, но мягкие тона, которые обычно используют при оформлении детских комнат, на первых порах младенцу совершенно неинтересны. Должно пройти несколько месяцев, прежде чем его цветовое зрение окажется настолько развитым, что он станет различать всю палитру цветов и все многообразие оттенков.

Время от времени все дети, учась следить взглядом за движущимися предметами, слегка косят. Но если окажется, что ребенок часто косит по достижении им шести месяцев, нужно показать его педиатру и офтальмологу. Если глаза малыша постоянно посылают мозгу два изображения, а не одно, и мозг их не согласовывает, то в результате у ребенка разовьется амблиопия, или «ленивый глаз» (отсутствие бинокулярного зрения).

Разные новорожденные чувствительны к звукам в различной степени. Некоторые способны мирно проспать сильную грозу, а другие пугаются, когда в квартале от вашего дома перебегает дорогу кошка. Если вокруг очень шумно, ребенок может заметно снизить активность: срабатывает защитный механизм, оберегающий мозг малыша от перегрузки. И хотя нет необходимости поддерживать в доме полную тишину, надо все-таки следить за уровнем шума: он не должен, например, превышать уровень громкости спокойного разговора двух-трех людей. Если вы хотите пойти на стадион или на концерт, где полно людей и очень шумно, оставьте ребенка дома.

Спустя несколько недель малыш начнет проявлять внимание к некоторым звукам, особенно к голосам людей, которые постоянно его окружают.

К двум месяцам он может, заслышав ваш голос, начать искать вас глазами. Он может также дать понять — с помощью каких-то движений и выражения лица, — что узнает знакомые и приятные ему звуки. Когда малышу стукнет три месяца, вы заметите, что он поворачивает голову на новые интересные звуки, скажем, на треньканье колокольчика. Однако если звуки все время будут повторяться, он к ним привыкнет и перестанет обращать на них внимание.

Обоняние

Очень маленький ребенок реагирует на множество запахов и к концу первой недели жизни отличает запах материнской груди от запаха груди чужой женщины.

Осязание

Все мы сильно реагируем на всякого рода прикосновения, но маленькие дети к ним особенно чувствительны. Они пугаются наткнувшись на грубые, шершавые поверхности, остро реагируют на изменение температуры — особенно если их кожа входит в соприкосновение с чем-то холодным. Ношение на руках, поглаживания, слабый шлепок могут успокоить плач, но не надо прибегать к ним просто для того, чтобы унять слезы. Прикосновение — важное свидетельство любви, оно будет питать чувства ребенка до тех пор, пока он не научится понимать слова. Они должны стать для него такой же неотъемлемой частью дня, как и кормления.

Ранние достижения ребенка предшествуют его подлинной социализации. А она, скорее всего, начнется именно тогда, когда вы приметесь гадать, имеют ли для младенца хоть какое-то значение все эти кормления грудью, бесконечная смена пеленок и постоянная забота. Однажды сразу после кормления вы вдруг можете заметить на маленьком личике слабое подобие улыбки. Малыш действительно улыбнулся или его просто мучают газы? Может быть, и то и другое, а может, ни то ни другое, но у вас все равно возникнет ощущение, будто в жаркий день вы вдохнули глоток прохладного воздуха. Внезапно в возрасте четырех-шести недель все сомнения исчезнут: вы склонитесь над ребенком, и его лицо осветится широкой улыбкой.’А когда малыш улыбнется во второй раз, вы обрадуетесь не меньше, потому что теперь будете знать наверняка, что он достиг важной вехи развития.

В следующем месяце вы станете ловить улыбки малыша в ответ на ваши собственные, на агуканье, на обращенные к нему слова. Вы заметите его особые, полные радости движения, которыми он ответит на звук знакомых голосов: он повернет головку и начнет искать взглядом близких людей. Еще более приятными станут ваши первые «разговоры». Месяца в два, заслышав ваши тихие, успокаивающие слова, малыш примется агукать. В этом возрасте он не может понять содержание ваших речей, но сам звук вашего голоса скажет ему о многом.

Даже в столь юном возрасте ребенок может проявить некоторую избирательность. Он удостоит широкой улыбки и радости в голосе не каждого. Скорее всего, так он будет реагировать на наиболее знакомые ему лица и голоса. Ребенок уже начинает отличать людей, которые играют важную роль в его жизни, и если кто-то желает попасть в эту категорию, то ему придется некоторое время повозиться с крохой. Это особенно важно для пап, которые обычно считают, что общаться с извивающимся всем телом двухмесячным существом гораздо труднее, чем с ребенком постарше, который обожает «бороться» на ковре, бросать мячик или играть в салки. Матери, взвешивающие все «за» и «против» возвращения на работу, должны учитывать, сколько времени ребенку придется проводить с другими людьми в ее отсутствие.

Рост, вес и движения

Дети в первые десять дней своей жизни теряют (а затем набирают) несколько десятков граммов — около одной десятой веса при рождении. Далее вы можете ожидать, что ребенок будет прибавлять по 20—30 граммов ежедневно, или 0,5-1 килограмму за месяц. В месяц он будет вырастать чуть меньше чем на полтора сантиметра. Здесь, разумеется, возможны варианты — все зависит от того, как он ест, и от наследственности, которая в конечном счете и определит, на кого будет похож ваш отпрыск — на балерину или на футбольного защитника. Во время каждого медицинского осмотра малыша будут взвешивать, измерять его рост и окружность головы и все эти данные занесут в медицинскую карту — они очень важны для того, чтобы сделать выводы, правильно ли развивается малыш.

В первые три месяца вы заметите, насколько сильно изменились движения младенца. Сразу после рождения он молотил и сучил руками и ногами, подбородок у него мог подергиваться, а ручки дрожать. Многие его движения до сих пор рефлекторны — например, сосание и хватание. Кроме того, вы можете наблюдать тонический шейный рефлекс: если голову ребенка повернуть в одну сторону, то рука с этой стороны сделается напряженной, а другая, напротив, расслабится, будто малыш собирается фехтовать. Если вы будете осторожно держать ребенка в вертикальном положении, поддерживая головку, а затем опустите вниз так, чтобы его ноги коснулись твердой поверхности, он сделает несколько шагательных движений. Эта «ходьба» не имеет никакого отношения к тому, как скоро малыш действительно пойдет, и так называемый шагательный рефлекс исчезает к двум месяцам. Но все же он, когда не спит и активен, будет довольно энергично работать ногами, лежа на спине или на животе.

Движения руками и ногами постепенно станут менее дергаными и покажутся вам почти осознанными. Между двумя и тремя месяцами большую часть времени кулачки малыша будут уже открыты, и он начнет подносить руки корту или к лицу, так что создастся впечатление, что он внимательно их изучает. Он еще не будет обладать достаточно хорошей координацией, чтобы точно дотянуться до интересующего его предмета, хотя и не преминет крепко зажать в кулачке ту вещь, которая сможет там уместиться. И вам придется помочь малышу ее отпустить.

В два месяца он научится настолько хорошо контролировать мышцы шеи, чтобы, лежа на спине, удерживать головку в одном положении. Он сможет ненадолго ее поднять и повертеть ею из стороны в сторону. Но правильно держать голову он научится только к трем-четырем месяцам, так что ее надо обязательно придерживать, когда вы берете его на руки и носите.

Другие люди в жизни ребенка

Поскольку очень важно, чтобы вы обращались с новорожденным осторожно и правильно, необходимо наблюдать за старшими детьми, когда те с ним общаются. Их нужно заранее предупредить — на том языке, который они понимают, — что у них скоро появится новый братик или сестричка. Вероятно, имеет смысл дать им возможность поприветствовать новорожденного, когда мама еще находится в родильном доме. У совсем маленьких детей изумление перед новым крохотным копошащимся человечком смешивается с опасением — хватит ли в доме любви на всех.

Глядя на то, как все охают и ахают над малышом, ребенок дошкольного возраста может решить, что лучший способ привлечь к себе внимание — это вести себя как младенец. Вы можете застать его залезающим в детскую кроватку, или он вдруг может забыть, как надо ходить на горшок. Вместо того чтобы тратить силы на исправление поведения старшего ребенка, уделите ему время, заострив внимание на его способностях и указав на некоторые преимущества его возраста. («Ты теперь такой большой мальчик — можешь пойти в парк и покачаться на качелях! А сестричка для этого слишком мала».) Ему необходимо подтверждение, что он особенный и неповторимый, и ему обязательно нужно бывать наедине с мамой и папой. Если мама очень устала или поправляется после тяжелых родов, то папа и бабушка с дедушкой должны быть готовы взять на себя эту задачу.

Точно так же (если не больше) важно обезопасить малыша от детей, не слишком искушенных в искусстве ухода за новорожденными. Дошкольникам, которым очень хочется потрогать и погладить малюсенького братика или сестричку, нужно показать, как это делать, не касаясь его глаз, носа и рта. Необходимо твердо дать им понять, что они могут притрагиваться к младенцу только в присутствии родителей. Нельзя позволять им брать ребенка на руки, играть с ним в свои «взрослые» игры или прикасаться к нему немытыми руками. Если у детей насморк или кашель, то им ни в коем случае нельзя подходить к новорожденному — для этого сначала надо выздороветь.

Заметив в поведении старшего брата или сестры агрессивность по отношению к новому ребенку, немедленно позовите их к себе, выясните, в чем дело, и, прежде чем вы разрешите дальнейшее общение, удостоверьтесь, что проблема (обычно ревность) решена. Маленькие дети, особенно если они чем-то огорчены (неважно, по какой причине), вполне способны нанести малышу вред, как понимая, что делают, так и не имея об этом ни малейшего представления. Дети, которые уже начали ходить, в особенности двухлетки, не в состоянии понять моральных и физических причин, почему они не должны вести себя агрессивно по отношению к новорожденному, хотя и для них неравно нужно установить определенные запреты. Родители и другие люди, ухаживающие за ребенком, должны постоянно быть начеку, чтобы успеть защитить малыша от старших братьев и сестер, которые сами не так давно были новорожденными.

Те же самые правила о простудах и прочих острых заболеваниях распространяются и на родственников, и на друзей, которые могут захотеть понянчиться с малышом. Поскольку его иммунная система еще не настолько сильна, как это будет спустя несколько месяцев, надо как можно тщательнее уберегать его от инфекций. Это означает следующее: рискуя огорчить исполненного самых лучших намерений родственника или друга, нужно твердо настоять на том, что, раз уж они больны, чихают и кашляют, им необходимо держаться от новорожденного как можно дальше (потому что они распространяют вокруг себя заразу). Пусть уж лучше взрослые и старшие дети испытают временное разочарование, чем ваш ребенок подхватит инфекцию, — ему в этом случае придется гораздо хуже. В первые два-три месяца жизни новорожденного вы должны постоянно помнить, что вам с ним надо избегать мест скопления людей вообще и яслей или любых групп по уходу за младенцами в частности, если только это не абсолютно необходимо.

Если вы совершенно поглощены своими новыми обязанностями, без малейших колебаний просите доброжелателей заглянуть как-нибудь попозже. Тем более, если ребенок беспокоен, вы мало спите и измотаны, сведите все визиты к минимуму. Повесьте на дверь табличку с вежливой просьбой не беспокоить, и пусть за вас отдувается автоответчик, а вы тем временем немного отдохните.

У вас еще будет много времени и возможностей для того, чтобы явить миру переполняющую вас радость.

Читать еще:  Первопричины мушек перед глазами
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector