Особенности выбора в зависимости от причин
Выбор методов воспитания
Нет методов хороших или плохих, ни один путь воспитания не может быть заранее объявлен эффективным или неэффективным без учета тех условий, в которых он применяется.
Рассмотрим общие основы выбора методов воспитания. Какими причинами детерминируется применение того или иного метода? Какие факторы влияют на выбор метода и заставляют воспитателя отдавать предпочтение тому или иному пути достижения Цели? Только на первый взгляд и то очень несведущему человеку может показаться, что воспитатель свободен в выборе методов и определяет пути воспитания произвольно, как ему заблагорассудится. На самом деле выбор методов жестко детерминирован, ибо он глубоко причинно обусловлен. Чем глубже воспитатель понимает причины, по которым он использует те или иные методы, чем лучше знает специфику самих методов и условия их применения, тем правильнее он намечает пути воспитания, выбирает наиболее эффективные методы.
На практике всегда стоит задача не просто применить один из методов, а выбрать наилучший – оптимальный. Выбор метода – это всегда поиск оптимального пути воспитания. Оптимальным называется наиболее выгодный путь, позволяющий быстро и с разумными затратами энергии, средств достичь намеченной цели. Избрав показатели этих затрат в качестве критериев оптимизации, можно сравнивать между собой эффективность различных методов воспитания.
Чтобы прояснить сущность оптимального выбора методов воспитания, применим формализованный подход. В теоретически очищенном виде процедура оптимизации представляется такой. В распоряжении педагога множество методов воспитания, которые он может использовать для достижения поставленной цели. Имеется (задано) также множество конкретных условий, в которых эти методы применяются. Принимается критерий оптимизации, в качестве которого выступают наиболее важные, с точки зрения воспитателя, показатели, как, например, время достижения цели, затраты сил или средств, качество воспитания (воспитанность) и др. Оптимизировать методы по всем критериям одновременно невозможно. Оптимизация – это разумный компромисс, где приходится поступаться одними показателями, чтобы улучшить другие и получить в результате максимальный суммарный эффект.
Каждый метод проверяется «на пригодность» в конкретных условиях. Тот метод, который набирает максимальное количество выборов по принятому критерию оптимизации, признается оптимальным. Такова формальная процедура выбора методов воспитания. На практике все обстоит гораздо сложнее. Многие веские причины затрудняют процесс логического перебора методов воспитания и определения оптимальных.
Среди этих причин следующие:
1. Нечеткость множества методов. В настоящее время методы воспитания строго не зафиксированы, однозначно не описаны. Каждая педагогическая школа вкладывает в содержание одинаковых по названию методов различный смысл.
2. Множественность условий применения методов.
3. Единственный надежный критерий оптимизации – время, но этот критерий применяется редко. Ценить время мы еще не научились. Заключаем: примерная система методов, спроектированная на размытое множество условий с применением аморфных критериев, не может обеспечить высокую логическую надежность выбора.
Что же остается? Испытанный веками опытный путь решения проблем, основанный на педагогическом чутье, интуиции, глубоком знании особенностей методов и причин, вызывающих определенные последствия. Тот воспитатель, который лучше учел конкретные условия, использовал адекватное им педагогическое действие и предвидел его последствия, всегда достигнет более высоких результатов воспитания. Выбор методов воспитания – высокое искусство. Искусство, опирающееся на науку.
Рассмотрим общие причины (условия, факторы), определяющие выбор методов воспитания.
В первую очередь должны быть учтены следующие:
1. Цели и задачи воспитания. Цель не только оправдывает методы, но и определяет их. Какова цель, такими должны быть и методы ее достижения.
2. Содержание воспитания. Надо иметь в виду, что одни и те же задачи могут быть наполнены различным смыслом. Очень важно поэтому правильно увязать методы не с содержанием вообще, а с конкретным смыслом. Поскольку содержательная характеристика методов очень важна, она также учитывается при классификации.
3. Возрастные особенности воспитанников. Одни и те же задачи решаются различными методами в зависимости от возраста воспитанников. Возраст – это не просто число прожитых лет. За ним приобретенный социальный опыт, уровень развития психологических и нравственных качеств. Формировать чувство ответственности нужно в любом школьном возрасте, но методы воспитания должны меняться. Те, которые подходят первокласснику, снисходительно воспринимаются в третьем и отвергаются в пятом классе.
4. Уровень сформированности коллектива. По мере развития коллективных форм самоуправления методы педагогического воздействия не остаются неизменными: гибкость управления необходимое условие успешного сотрудничества воспитателя с воспитанниками.
5. Индивидуальные и личностные особенности воспитанников. Общие методы, общие программы лишь канва воспитательного взаимодействия. Необходима их индивидуальная и личностная корректировка. Гуманный воспитатель будет стремиться применять такие методы, которые дают возможность каждой личности развить свои способности, сберечь свою индивидуальность, реализовать собственное «Я».
6. Условия воспитания. К условиям воспитания относятся и отношения, складывающиеся в классе: климат в коллективе, стиль педагогического руководства и др. Абстрактных условий, как известно, не бывает, они всегда конкретны. Их сочетание порождает конкретные обстоятельства. Обстоятельства, в которых совершается воспитание, получили название педагогических ситуаций.
7. Средства воспитания. Методы воспитания становятся средствами, когда выступают компонентами воспитательного процесса. Кроме методов существуют и другие средства воспитания, с которыми методы тесно взаимосвязаны и применяются в единстве. Например, наглядные пособия, произведения изобразительного и музыкального искусства, средства массовой информации – необходимое подспорье для эффективного применения методов.
К средствам воспитания относятся также различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая), педагогическая техника (речь, мимика, движения и т. д.), средства, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность учителей и учеников. Значение этих факторов незаметно до тех пор, пока они находятся в пределах нормы. Но как только норма нарушается, их влияние на выбор методов воспитания может стать определяющим. Всем известно, например, какие послабления делаются для больных детей. Невыспавшийся, нервничающий воспитанник требует иных методов, чем воспитанник здоровый и бодрый. Отсутствие необходимых наглядных пособий вынуждает воспитателя корректировать методы, обходиться тем, что есть.
8. Уровень педагогической квалификации. Воспитатель выбирает только те методы, с которыми он знаком, которыми владеет. Многие методы сложны, требуют большого напряжения сил: незаинтересованные педагоги предпочитают обходиться без них. Следствие – гораздо более низкая эффективность воспитания, чем она могла бы быть при использовании разнообразных и адекватных целям, задачам и условиям методов.
9. Время воспитания. Когда времени мало, а цели большие, применяются «сильнодействующие» методы, в благоприятных условиях используются «щадящие» методы воспитания. Деление методов на сильнодействующие и щадящие условно: первые связаны с наказаниями и принуждениями, вторые – это увещевания и постепенное приучение. Сильнодействующие методы используются обычно при перевоспитании, когда за возможно более короткое время требуется искоренить негативные стереотипы поведения. Единой точки зрения относительно того, достаточно ли школьного времени для формирования устойчивых качеств личности, нет. Как бы там ни было, фактор времени остается очень важным при проектировании и выборе методов воспитания.
10. Ожидаемые последствия. Выбирая методы, воспитатель должен быть уверен в успехе. Для этого необходимо предвидеть, к каким результатам приведет их применение.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Выбор пранаямы в зависимости от индивидуальных особенностей человека. С.Панина
Известно, что в повседневной жизни человек дышит не эффективно. Из всего объема вдыхаемого воздуха, 80% покидает пределы тела, так и не будучи использованным. Примерно такая же ситуация и с усваиванием праны в процессе дыхания обычного человека. Причина — в поверхностном, учащенном дыхании с низким коэффициентом полезного действия.
Практика пранаям позволяет через дыхание управлять тонкими процессами, растягивая вдох (пурака) и выдох (речака), либо используя длительные задержки между ними (кумбхака). Это позволяет с одной стороны более эффективно впитать прану, а с другой – повлиять на ее ток по телу. Отличия между пранаямами лишь в разных комбинациях длительности вдоха/ задержки/ выхода/ задержки. Именно задержки позволяют трансформировать энергии внутреннего мира и повлиять на его тенденции. Важно: дыхание с длительными задержками новичку практиковать не рекомендуют, это может иметь опасные последствия для здоровья и психики!
Что можно предложить начинающему? В первую очередь, необходимо наладить контакт со своим дыханием, научиться его осознавать. Для этого хорошо подойдет практика наблюдения за дыханием. Кроме того, что она подготавливает к дальнейшим дыхательным техникам, она также позволяет переключить внимание на внутренние ощущения и успокаивает ум. На ряду с этим, необходимо готовить тело к длительному пребыванию сидя с прямой спиной и скрещенными ногами.
Постепенно можно осваивать полное йоговское дыхание, которое включает в работу весь объем легких. У этой техники нет противопоказаний, ее можно выполнять в любое время и в любом месте. Очень хорошо, если этот тип дыхания войдет в повседневную жизнь начинающего практика. Суть этого дыхания в том, что вдох начинается с живота, затем плавно перетекает в грудной отдел и в ключицы, а выход в обратном порядке – опускаются ключицы, сужаются реберные дуги и опустошается живот. Если на первых порах сложно выполнять такое плавное трехфазное дыхание, то следует какое-то время практиковать брюшное, грудное и ключичное дыхание по отдельности. Результатом освоения и использования данного типа дыхания станет увеличение объема легких, успокоение нервной системы, нормализация давления и стимуляция органов желудочно-кишечного тракта за счет большего диапазона движения диафрагмы.
Параллельно с осваиванием полного йоговского дыхания, можно учиться растягивать длину выдоха по отношению к вдоху. На первых порах стремиться добиться соотношения 1:2.
Когда подготовительные дыхательные техники освоены можно подходить к пранаямам, описанным в классических источниках.
Какую пранаяму не выбрал бы для себя практик – важно следовать ряду правил:
— не допустимо практиковать, основываясь только на информации, почерпнутой из книг. Осваивать дыхательные техники необходимо под руководством опытного специалиста. Только он сможет объяснить неочевидные тонкости и в случае не правильного выполнения подкорректировать технику
— пранаяма выполняется в чистом, проветриваемом помещении, но не на сквозняке. Если позволяют погодные условия — на природе. Если практикуются задержки – вдали от мест скопления людей и животных
— пранаяма выполняется на пустой желудок в медитативной позе с прямой спиной и скрещенными ногами. Это обеспечивает оптимальное движение пранических токов по энергетическим каналам
— пранаяма всегда начинается с полного выдоха, это позволяет очистить легкие от застоявшегося воздуха и подготовить их к предстоящей практике
— до выполнения дыхательной техники необходимо ознакомиться с противопоказаниями к ней
— в освоении пранаям важна умеренность и последовательность. Нужно уметь определить свое реальное состояние и соотнести с целями практики.
Выбор пранаямы для каждого конкретного случая будет продиктован целью, с которой приступают к практике. Все дыхательные техники, предложенные классическими источниками, можно классифицировать в зависимости от преобладающего эффекта.
Успокаивающие. Стимулируют парасимпатическую нервную систему, расслабляют, обращают внимание вовнутрь. Они выполняются перед практиками асан или концентрации. Также имеет смысл их выполнять вечером перед сном либо в любой ситуации, когда нужно взять эмоции под контроль. К этому виду пранаям относятся: полное йоговское дыхание, удджайи, брамари.
Энергетические. Приводят к гармонизации работы центральной нервной системы, ускоряют движение праны, увеличивают физическую жизнеспособность. Как правило, выполняются утром перед практикой асан для разогрева всего тела и ясности ума. Можно рекомендовать при сезонной депрессии, сонливости. Типичным представителем данного вида пранаям является бхастрика.
Очищающие. Уравновешивают симпатическую и парасимпатическую нервные системы, очищают энергетические каналы, повышают уровень жизненных сил, устраняют стрессы и тревожность. Полезно выполнять перед техниками расслабления или медитации. Можно рекомендовать при бессоннице. Одна из таких праноям известна как нади шодхана.
Согревающие. Стимулируют симпатическую нервную систему, способствуют пробуждению тела и ума. Стимулируют пищеварение. Выполняют в утреннее время. К этому виду относят сурья бхедана.
Охлаждающие. Успокаивают и охлаждают физическое тело и ум. Уменьшают чувство голода и жажды. В жару — хорошее средство от перегрева. Можно выполнять после бхастрики чтобы уравновесить избыточное выделение тепла в теле. К охлаждающим относят: ситали, ситкари.
Пранаяма – мощный инструмент работы с телом, умом и сознанием для человека, прошедшего подготовительные ступени йоги. Мне очень понравилось сравнение пранаямы с огромным тигром, подчинив которого можно верхом легко и быстро взобраться на вершину и достичь успеха, но слабый и не подготовленный, будет уничтожен им, едва к нему приблизившись. Понятно, что здесь речь идет о достаточно серьезных дыхательных техниках, которые не передаются кому попало. Но, тем не менее, практика пранаям требует серьезного к себе отношения от каждого приступающего к ее выполнению!
17 различий, которые больше не поставят нас в тупик
Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте
Время от времени приходится задумываться, а чем отличаются, например, суши от роллов. Или балкон от лоджии. Или проспект от бульвара. Или маслины от оливок.
AdMe.ru решил разобраться в этой путанице и ответить на все популярные вопросы о «разнице между» в одном месте.
1. Маслины и оливки
Вопреки расхожему мнению, маслины и оливки — это плоды одного дерева. Во всем мире, кроме России и стран СНГ, плоды оливкового дерева называют оливками (зелеными или черными).
В русском языке под маслинами подразумевают черные оливки, достигшие полной зрелости. Именно их используют для производства оливкового масла.
2. Суши и роллы
Суши (суси) — это общее название популярного блюда японской кухни из клейкого риса и морепродуктов. Роллы — один из видов суши.
Классические суши представляют собой комочки риса, накрытые рыбой. А роллы — это рулеты из риса с начинкой, завернутые в лист водорослей нори.
В отличие от суши, в состав роллов могут входить любые начинки, в то время как суши готовят только с морепродуктами.
Суши готовят руками, а роллы — при помощи специального коврика-макису.
3. Фортепиано, пианино и рояль
Фортепиано — это общее название класса инструментов, имеющих клавиши и молоточковую механику.
Пианино, как и рояль, — это разновидности фортепиано.
Между собой пианино и рояль отличаются формой и внутренним устройством. В пианино струны, дека и механическая часть расположены вертикально, а не горизонтально, поэтому пианино меньше, чем рояль.
4. Проспект и бульвар
Проспект является широкой проезжей улицей, предназначенной для движения транспорта. Проспектами, как правило, называют центральные улицы или те, которые соединяют важные части города.
Бульвар представляет собой аллею с обязательной пешеходной зоной и зелеными насаждениями. Бульвары могут находиться в любой части города, часто являясь зеленой «отдушиной» в промзонах или возле загруженных дорог.
5. Балкон и лоджия
Существует ошибочное мнение, что лоджия — это застекленный балкон. На самом деле балкон и лоджия различаются более существенно.
Балкон — это навесная площадка, выступающая за пределы стены дома и открытая с трех сторон.
Лоджия — это встроенная в помещение площадка, которая с трех сторон ограждена стенами здания и только с одной стороны открыта.
И балкон, и лоджия могут быть остеклены.
6. Скороварка, мультиварка и пароварка
Скороварка — это универсальная кастрюля с толстыми стенками и герметичной крышкой. Продукты внутри скороварки находятся под высоким давлением, что помогает им готовиться в два-три раза быстрее. Скороварку можно использовать и на плите, и от сети.
Мультиварка — прибор, оснащенный электронной начинкой, которая контролирует все процессы приготовления еды. Мультиварка отличается от скороварки более богатым функционалом и технологией приготовления пищи. В мультиварке нет высокого давления.
Пароварка представляет собой устройство, состоящее из нескольких соединенных между собой емкостей, которое готовит еду на пару. В пароварке, в отличие от мультиварки и скороварки, можно готовить одновременно несколько блюд.
7. Окружность и круг
Окружность представляет собой замкнутую линию. Круг — это пространство, ограниченное окружностью.
Окружность является границей круга. У окружности есть длина, а у круга ее нет.
8. Оса и пчела
Внешне оса отличается от пчелы более стройным телом и менее густым волосяным покровом. Осы не собирают пыльцу и не опыляют растения, в отличие от пчел, чье главное назначение в природе состоит в опылении цветков. Все пчелы производят мед. Среди ос это могут делать только некоторые виды.
9. Близнецы и двойняшки
С медицинской точки зрения понятия «двойняшки» не существует. Двух и более детей, которые родились у одной матери практически одновременно, называют близнецами. При этом различают однояйцевых и разнояйцевых близнецов.
Однояйцевые близнецы получаются при оплодотворении одной яйцеклетки, которая потом поделилась. Разнояйцевые получаются при оплодотворении двух яйцеклеток двумя сперматозоидами. Именно их в народе называют двойняшками.
Однояйцевые близнецы всегда одного пола и практически одинаковы внешне. Разнояйцевые близнецы могут быть похожи между собой не больше, чем обычные братья и сестры.
10. Англия и Великобритания
Великобритания — это островное государство в Северо-Западной Европе, которое включает в себя четыре исторических региона — Англию, Шотландию, Уэльс и Северную Ирландию.
Таким образом, Англия — это часть Великобритании. В английском языке «регионы», входящие в состав Великобритании, называются «countries», что переводится как «страны». Возможно, в этом причина возникшей путаницы.
11. Фэнтези и фантастика
Фантастика — жанр в художественной литературе и искусстве, для которого характерно нарушение границ реальности, описание вымышленных миров. Современная фантастика включает в себя такие жанры, как научная фантастика, фэнтези, ужасы, магический реализм и многие другие.
Фэнтези — это жанр фантастики, основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов. Для мира фэнтези характерны волшебные существа (колдуны, эльфы, гномы, драконы) и сверхъестественные явления. Принципиальное отличие чудес фэнтези от их сказочных аналогов в том, что они являются нормой описываемого мира и действуют системно, как законы природы.
Когда говорят об отличиях между фэнтези и фантастикой, чаще всего под фантастикой подразумевают другой фантастический жанр — научную фантастику.
12. Бандероль и посылка
Бандероль и посылка различаются, в первую очередь, своей массой и объемом. Бандероль — это малогабаритное почтовое отправление, вес которого не превышает двух килограммов. Посылкой можно отправить крупные вещи весом до 10 (иногда и больше) килограммов.
13. Дезодорант и антиперспирант
Дезодоранты отличаются от антиперспирантов составом и способом действия. Механизм действия дезодорантов заключается в предотвращении размножения бактерий во влажной среде. Дезодоранты в основном маскируют или ослабляют запах пота.
Антиперспиранты устраняют причину неприятных запахов, блокируя потовые железы. Время действия дезодорантов обычно несколько часов, тогда как антиперспиранты способны обеспечить защиту до суток. Использовать антиперспиранты нужно более осторожно из-за их химического состава.
14. Эпиляция и депиляция
Эпиляция — удаление волос посредством разрушения волосяных луковиц. Существуют разные виды эпиляции: лазерная, фото-, электроэпиляция и другие.
Депиляция — удаление видимой части волос. Различают бритье и химическую депиляцию (с помощью крема).
Эпиляция избавляет от волос на более длительное время. Однако способа избавиться от лишних волос навсегда сегодня не существует.
15. Духи, парфюмерная вода, туалетная вода
Духи, парфюмерная вода и туалетная вода — это виды парфюмерии, различающиеся концентрацией парфюмерного экстракта.
Наиболее высокая концентрация ароматической композиции в духах (15-30 % и более). Это делает духи наиболее стойким и дорогим видом парфюмерии. Духи из-за их сильного аромата рекомендуется использовать в вечернее время и зимой.
Парфюмерная вода — парфюмерия, содержащая 10-20 % ароматических масел. Парфюмерную воду часто называют дневными духами, запах сохраняется около 4 часов.
Туалетная вода — легкий вид парфюмерии, с содержанием 4-10 % аромамасел. Туалетной водой можно пользоваться несколько раз в день. Туалетная вода отлично подходит для теплого времени года.
16. Гостиница и отель
В индустрии туризма гостиницу и отель принято различать по количеству и разнообразию услуг.
Гостиницами называют заведения для временного проживания, где предложен весь необходимый минимум услуг, нужный гостю.
Отели предлагают более высокий уровень комфорта и как можно более широкий набор дополнительных услуг, в том числе и эксклюзивные услуги.
17. Макароны и паста
Макароны — это изделия из высушенного теста разнообразной формы. Обычно макароны изготавливаются из пшеничной муки.
Паста — европейское название макарон и одноименное название популярного итальянского блюда из них же.
По сути макароны и паста — это синонимы. В некоторых странах (например, в Италии) пастой (макаронами) называются изделия, изготовленные только из твердых сортов пшеницы.
Причины возникновения зависимости
Причины возникновения зависимости индивидуальны, но в то же время зависят от внешних факторов.
Чтобы лечение наркомании или алкоголизма было успешным, важно разобраться в причинах формирования зависимости в конкретном случае.
Что способствует возникновению зависимости
В основе механизма возникновения зависимости лежит неудовлетворенная потребность, несоответствие реальности желаемому и неспособность разрешить эту ситуацию.
Склонность к зависимости может возникать на физиологическом уровне при нарушении выработки естественных гормонов, отвечающих за настроение, приятные переживания. Однако физическая предрасположенность совсем не означает, что человек обязательно станет наркоманом или алкоголиком.
В развитии зависимости участвует ряд факторов, наиболее существенны — психологические:
- Нарушения психики. У лиц, страдающих психопатологиями, риск стать химически зависимыми повышен.
- Зависимость у родителей. Если ребенок с раннего детства наблюдает за родителями-алкоголиками или наркоманами, он перенимает их модель поведения. В большинстве случаев такие дети также становятся зависимыми. Нередко сами родители дают ребенку алкоголь, наркотики.
- Подростковый возраст. Этот период особенно опасен. Подростки начинают употреблять алкоголь и наркотики, желая выглядеть взрослыми, преодолеть проблемы в общении, быть такими же, как их друзья.
- Сильный стресс, депрессия. Человек в стрессовом состоянии часто начинает употреблять психоактивные вещества, чтобы облегчить свое состояние, расслабиться.
- Отрицание общественных норм, стремление противопоставить себя социуму. Такая мотивация употребления наркотиков часто встречается среди подростков, а также незрелых личностей.
- Низкая самооценка, неуверенность в себе, проблемы в общении. Еще одна частая причина зависимости, которая также встречается у подростков, но бывает и у взрослых.
Значительное влияние на формирование зависимости оказывает окружение — семья, друзья, школа и др.
Причины алкозависимости
Алкогольная зависимость человека часто возникает на фоне генетической предрасположенности к алкоголизму, которая бывает у детей алкоголиков. Предрасположенность не становится единственной причиной зависимости, обычно болезнь возникает при сочетании различных факторов.
Физиологически предрасполагать к алкоголизму могут также некоторые особенности обмена веществ, нарушения гормонального фона, заболевания или травмы мозга.
Психологическими причинами появления алкогольной зависимости могут быть:
- Нарушения психики;
- Скука, отсутствие интересов в жизни;
- Желание отдохнуть, расслабиться, облегчить общение;
- Чувство одиночества;
- Тревога, страхи;
- Низкая самооценка, чувство собственной неполноценности;
- Стремление привлечь к себе внимание окружающих.
Алкоголизм часто развивается незаметно без видимых причин. Человек часто выпивает, чтобы расслабиться, чем-то себя занять, потому что пригласили на какое-то мероприятие и т.п. Так как в нашей культуре это считается нормальным, ни сам выпивающий, ни его близкие не замечают, когда употребление алкоголя выходит за рамки разумного. Таким образом, выпивка «за компанию» становится провоцирующим фактором зависимости. Но основная причина злоупотребления алкоголем в этом случае более глубокая — удовлетворенный жизнью человек не склонен к пьянству.
Толчком к злоупотреблению могут стать социальные факторы:
- Сложные семейные взаимоотношения, конфликты с близкими;
- Трудности на работе, низкооплачиваемая, неинтересная, тяжелая, не приносящая морального удовлетворения работа;
- Проблемы в личной жизни;
- Финансовые, жилищные проблемы.
Женщины часто начинают пить вместе с мужем-алкоголиком. У женщин зависимость от алкоголя формируется стремительно, что обусловлено физиологическими особенностями и повышенной эмоциональностью. Подростки начинают употреблять алкоголь под влиянием друзей, из-за трудностей в школе или дома.
Причины возникновения зависимости от наркотиков
Наркотическая и алкогольная зависимости имеют схожие причины. Физиологическая предрасположенность к наркомании также существует. При недостатке в головном мозге веществ, отвечающих за хорошее настроение, у человека развивается депрессия, беспокойство. Чтобы избавится от неприятного состояния, человек может прибегнуть к приему наркотических веществ. Дети наркоманов часто зависимы от рождения, так как подвергаются наркотизации в организме матери.
К психологическим факторам, провоцирующим наркотическую зависимость, относятся:
- Семейные трудности. Чрезмерная опека ребенка связана с высоким риском наркомании в будущем. Ребенок не имеет никакой свободы и возможности действовать самостоятельно, что приводит либо к желанию делать все назло, либо к инфантилизму и безответственности. И то, и другое может послужить причиной употребления наркотиков. Обратная ситуация, когда ребенку не уделяют достаточного внимания, не интересуются им, наказывают физически, также способствует поиску способа уйти от переживаний, употребляя психоактивные вещества.
- Любопытство. Человек часто пробует наркотики просто из желания испытать что-то новое. Эта мотивация более характерна для подростков и молодых людей, но встречается и в более зрелом возрасте. Обычно, приняв наркотик один раз, хочется повторить приятный опыт снова и снова. Так и формируется зависимость.
- Творческая сфера деятельности. Люди творческих профессий часто страдают наркозависимостью. Начинается употребление наркотиков с желания выйти за рамки привычного сознания с целью получения вдохновения.
- Подражание своим товарищам или известным личностям. Подростки могут принимать наркотики только потому, что так делает их кумир или их окружение, в котором они хотят быть своими.
- Страхи, неуверенность, тревожность, недовольство жизнью. Психологические проблемы, потрясения могут подтолкнуть человека к наркотикам.
Пристрастие к наркотикам чаще всего формируется в подростковом или молодом возрасте. Взрослый человек реже прибегает к приему психоактивных веществ, если не страдал наркозависимостью ранее. Женщины обычно начинают употреблять наркотики вместе со своим мужчиной, самостоятельно они редко ищут возможности приобрести запрещенные вещества.
Хотя причины любой зависимости в каждом случае свои, в основе всегда лежит неудовлетворенность существующим положением при невозможности его исправить. Химические вещества применяются с целью решить этот внутренний конфликт, но это деструктивный способ, применение которого говорит о незрелости личности.
Выявление причины наркотической зависимости играет существенную роль в лечении наркомании. Выяснив, что послужило толчком к употреблению психоактивных веществ в конкретном случае, психолог может подобрать оптимальную тактику реабилитации наркомана.