10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Особенности зрения у грудничков по месяцам

Этапы формирования зрения у новорождённых и возможные нарушения

Зрение у новорождённых во многом отличается от обычной способности видеть окружающий мир взрослыми. Зрительный аппарат начинает своё формирование ещё во внутриутробном периоде, на 3-й неделе развития плода. После рождения глаза малыша продолжают совершенствоваться и приспосабливаться к окружающему миру. Полноценная зрительная функция у детей формируется постепенно, а её развитие состоит из нескольких этапов.

Особенности зрения у новорождённых

Зрение грудного ребёнка имеет существенные отличия от зрительного восприятия взрослого человека. Такое состояние является для младенцев нормальным и связывается с особенностями строения основных глазных структур.

Органы зрения грудничков имеют следующие характеристики:

  • небольшое глазное яблоко (весом 4–5 г);
  • тонкую роговицу, пронизанную большим количеством кровеносных сосудов, обладающую малой преломляющей силой;
  • не до конца сформированные слёзные протоки;
  • ограниченное количество красящего пигмента (меланина) в радужной оболочке;
  • зрачок диаметром 2–4 мм;
  • сетчатку, включающую в себя 10 слоёв (во взрослом возрасте их становится 6);
  • развитое на 50–60% жёлтое пятно (участок, находящийся в области ретины).

Важная особенность младенческого возраста – отсутствие слёз. Эта жидкость не вырабатывается организмом в первый месяц жизни.

По причине того что глазные яблоки новорождённого имеют небольшие размеры, изображение фокусируется не на сетчатке, а в области, находящейся за ней. На фоне такого состояния глаз у младенцев развивается физиологическая дальнозоркость, исчезающая со временем.

Существует неправильное мнение относительно того, что грудные дети обладают склонностью к перевёрнутому зрению. Подобное явление может иметь место только при патологиях головного мозга, врождённых дефектах в развитии. Для здоровых малышей окружающие предметы пребывают в нормальном положении.

Важная особенность зрительной системы младенцев – повышенная уязвимость, в связи с чем новорождённые часто подвергаются воспалительно-инфекционным процессам в области глаз (конъюнктивитам, кератитам).

Первые дни жизни

В первые сутки после рождения зрительная функция во многом ограничена. Ребёнок может видеть только на самом близком расстоянии (до 40 см). Предметы, находящиеся дальше, малышу рассмотреть не удаётся. Фокусировка взгляда ещё отсутствует.

Специалисты утверждают – на начальном этапе жизни младенец воспринимает мир в чёрно-белых тонах, а все окружающие объекты видятся новорождённому в виде нечётких пятен.

Несмотря на несовершенство зрительного аппарата, после рождения грудничок уже способен различить свет и темноту. Под воздействием яркого освещения кроха часто моргает и жмурится, может предпринимать попытки закрыть глазки ручкой. При наличии яркого, резкого света чувствительные дети вздрагивают всем телом, могут реагировать на данный раздражитель плачем.

Подобные реакции принадлежат к группе безусловных рефлексов. Их наличие у младенца проверяется ещё во время пребывания в родильном отделении.

Первый месяц

На протяжении 1-го месяца жизни уровень остроты зрения по-прежнему низкий. Окружающая действительность остаётся для крохи расплывчатой, имеющей области с различной освещённостью.

Спустя 10 дней после появления на свет малыш приобретает способность удерживать взгляд на движущемся объекте вплоть до нескольких секунд. В 1 месяц педиатры рекомендуют начинать показ крупных картинок для развития зрения, обеспечивающих более быстрое формирование зрительной системы (с этой целью применяются чёрно-белые изображения).

Клетки сетчатки, отвечающие за восприятие глазом различных цветов, полностью не сформированы, в связи с чем новорождённый по-прежнему видит всё в ограниченной цветовой гамме.

2–3-й месяцы

С наступлением второго месяца взгляд младенца приобретает большую осмысленность. Крохе удаётся непродолжительно фиксировать взор на разнообразных предметах. Малыш начинает эмоциональнее реагировать на окружающую обстановку, присутствующих рядом с ним людей. Если расположенный вблизи объект ускользает из поля зрения, ребёнок пытается найти его глазами.

В начале 3-го месяца можно заметить, что движения детских глазных яблок приобретают большую плавность и согласованность. В этот период новорождённый уже способен различать объекты, расстояние до которых достигает 3 метров. Трёхмесячные дети хорошо знают лицо мамы, уверенно следят за передвигающимися объектами. Физиологическая дальнозоркость на этом этапе ещё сохраняется.

Дети, достигшие 3 месяцев, различают формы и объём предметов. Эти малыши уже видят основные цвета (красный, зелёный, синий, жёлтый).

От 3 месяцев до года

Между 3 и 12 месяцами происходят следующие изменения:

  • совершенствуется цветовое восприятие, по причине чего малыш начинает проявлять интерес к разноцветным, ярким игрушкам;
  • формируется объёмное зрение;
  • появляется начальное представление о формах предметов.

В 4 месяца младенец успешно фиксирует взгляд на объектах, удалённых от него или расположенных близко. Малыш осматривается вокруг себя, играет с ручками и ножками.

На 5–7 месяцах ребёнок различает мелкие предметы, способен видеть на расстоянии 4–5 м. К полугоду структуры, обеспечивающие фокусировку изображения на ретине, полностью сформированы. Малыш активно осваивает пространство, начинает оценивать расстояние между объектами.

К 7–8 месяцам зрение новорождённого достигает нормального уровня. Ребёнок умеет различать некоторые оттенки, воспринимать предметы в целостности и по частям.

В 12 месяцев кроха способен быстро отыскать игрушку, пропавшую из поля его зрения. У малыша хорошо развиты движения глазных яблок и всего тела. Глаза годовалого малыша приобретают постоянный цвет.

Этапы развития зрительного восприятия недоношенного ребёнка

У детей, рождённых раньше положенного срока, нередко наблюдается более позднее формирование зрительного аппарата. Этапы развития зрения по месяцам выглядят следующим образом:

  • фиксация взгляда на крупных объектах – в 3–4 месяца;
  • узнавание лица мамы – с 4 месяцев;
  • различие цветов – с 5-месячного возраста.

Более чёткое видение окружающих предметов у недоношенных деток формируется к 2 годам. К этому же возрасту малыши приобретают способность узнавать различные цвета. В 3–4 года у преждевременно рождённого ребёнка появляется бинокулярное зрение (способность полноценно видеть обоими глазами).

В 2 года острота зрения недоношенного малыша часто не превышает 50%. При отсутствии офтальмологических заболеваний она становится 100% к 4–5 годам.

Вероятные проблемы с глазами

Возможные причины проблем со зрением могут быть обусловлены наследственной предрасположенностью к глазным болезням, инфицированием плода во время пребывания в утробе, воздействием на него радиации, агрессивных химических соединений. Патологии зрительной системы нередко наблюдаются у новорождённых детей, чья мама злоупотребляла при беременности алкоголем, никотином, наркотиками, проходила лечебный курс с запрещёнными лекарственными препаратами.

К возникновению проблем с глазами также способны приводить иммунодефицитные состояния, бактериальные инфекции, поражающие детский организм на первом году жизни.

В грудничковом возрасте встречаются следующие виды нарушений:

  • Косоглазие.
  • Врождённая форма миопии.
  • Дальнозоркость.
  • Нистагм.
  • Глаукома.
  • Птоз.

Косоглазие

Косоглазие (страбизм) может иметь врождённый или приобретённый характер. При наличии данной патологии нормальное положение глазных яблок меняется. Подобное явление связывают с ослабленными глазодвигательными мышцами, неспособными выполнять функцию фиксаторов.

Косоглазие является не только косметическим дефектом – в будущем данное нарушение способно становиться причиной несвоевременного развития ребёнка. Чаще всего специалисты рекомендуют устранять страбизм при первых признаках его развития (методом массажа, гимнастики или выполнения операции).

Врождённая миопия

При наличии врождённой миопии (близорукости) ребёнок рождается с глазными яблоками, имеющими удлинённую форму. В результате имеющегося нарушения изображение фокусируется не на сетчатке, а перед ней.

Близорукие малыши также отстают в развитии от здоровых ровесников – проблематично фиксируют взгляд на предметах, не всегда узнают родителей, могут пугаться частей собственного тела. Современная офтальмология владеет средствами устранения младенческой миопии и в случае её своевременного обнаружения позволяет эффективно пролечить кроху, избавив от проблем в будущем.

Дальнозоркость

Если физиологическая дальнозоркость не исчезает к 6–7 месяцам, её начинают рассматривать как патологическую. При таком заболевании младенец хорошо видит вдали, но не способен ориентироваться в предметах, расположенных в непосредственной близости от него.

Дальнозоркий малыш беспокоит родителей тем, что не рассматривает свои конечности, не реагирует на близко находящиеся игрушки. При этом он хорошо фиксирует взор на предметах, расстояние до которых составляет более 60–70 см.

Нистагм

Отклонение проявляется в непроизвольном движении глазных яблок, возникающем при отсутствии провоцирующих факторов. Данное нарушение возникает в случае недоразвития глазодвигательной мускулатуры, удерживающей глаз в правильном положении. Патология провоцирует трудности с фиксацией взгляда, сосредоточением на каких-либо объектах.

Физиологический нистагм имеет место на протяжении первых 10 дней жизни крохи. Если по истечении данного периода явление сохраняется, стоит показать малыша специалисту.

Глаукома

При глаукоме повышается внутриглазное давление, последствиями чего становятся дегенеративные и дистрофические процессы в глазных тканях, ухудшение зрения. На присутствие этого заболевания указывают:

  • помутнение роговицы;
  • аномальная реакция зрачка;
  • слезотечение при ярком свете;
  • отсутствие нормальной фиксации взгляда.

Врождённые формы глаукомы устраняются в процессе хирургического вмешательства. После операции восстановление нормальных показателей зрения происходит на протяжении нескольких месяцев.

Нарушение, представляющее собой опущение верхнего века, чаще развивается у недоношенных младенцев. Патология препятствует полноценному обзору, затрудняет отхождение слёзного секрета.

В большинстве случаев глаз с опущенным веком развивается медленнее, острота зрения на нём часто понижается, в уголке скапливаются отложения жира и белка. Для лечения тяжёлых форм птоза применяются хирургические методы, состоящие в уменьшении объёма века, его подрезании и подтяжке внутриглазной мускулатуры.

Наиболее тяжёлым нарушением становится слепота, способная иметь односторонний или двусторонний характер. Иногда восстановить зрительную функцию удаётся благодаря своевременному проведению качественной операции.

Как проверить зрение малыша дома

Чтобы выяснить, насколько развито зрительное восприятие у малыша, можно провести несложное исследование в домашних условиях. При этом необходимо учесть, что полученные результаты не станут на 100% достоверными – составить точную картину о состоянии глаз ребёнка способен только детский офтальмолог.

Для проверки зрения под рукой необходимо иметь:

  • большую карточку, на которой изображён крупный предмет (квадрат, круг и т. д.);
  • игрушку, которую больше всего любит младенец (погремушку).

В комнате должен присутствовать источник света, который не будет отбрасывать тени.

Удерживая в правой руке карточку, её помещают на расстоянии 40–60 см от глаз ребёнка. После того как малыш полностью сосредоточится на изображении, его начинают медленно двигать в различные стороны. Когда зрение малыша пребывает в норме, он следит за перемещением картинки. Если после нескольких попыток ребёнку не удаётся отследить движение объекта, могут иметь место зрительные нарушения.

Игрушку располагают напротив малыша. Прикрыв один глаз ребёнка, погремушку медленно убирают из поля зрения, наблюдая за детской реакцией. Если после того как игрушка исчезнет, младенец никак не реагирует, подобное говорит о возможной патологии в одном из органов зрения.

При наличии любых явлений, способных указывать на имеющиеся нарушения в области глаз, рекомендуется показать новорождённого специалисту.

В каких случаях обратиться к офтальмологу

Родители должны принимать во внимание, что детский зрительный аппарат обладает повышенной чувствительностью к воздействию различных факторов и требует постоянного наблюдения. Обращаться за медицинской консультацией следует при обнаружении у грудного ребёнка:

  • гнойного отделяемого из органов зрения;
  • покраснений, обильного слезотечения;
  • опухания век;
  • закисания глаз после ночного сна;
  • отсутствия в зрачках реакции на свет, наличия у них неодинаковой величины.
Читать еще:  Отек верхнего и нижнего века

Отправиться к врачу стоит, если 2–3-месячный кроха не следит за движением предметов, не способен задерживать взгляд в определённой точке. В медицинском обследовании нуждаются дети с неестественно выпуклыми глазами, получившие травмы в области органов зрения.

Если после диагностики врач назначит маленькому пациенту корректирующую оптику в виде очков, носить её можно будет не ранее 9-месячного возраста.

Чтобы предотвратить возникновение проблем со зрением, с первых дней жизни малыша необходимо регулярно осуществлять гигиену глаз, защищать их от возможного травмирования, попадания мелких инородных предметов. До достижения ребёнком одного года не рекомендуется допускать его нахождения перед монитором компьютера, экраном телевизора.

Особенности зрения у грудничков по месяцам

После рождения малыш начинает адаптироваться к условиям окружающего мира. При этом нужно понимать, что у новорожденных многие органы функционируют достаточно слабо, а зрение не является исключением из этого правила. Медицинские исследования показывают, что в большинстве случаев зрение у детей развивается в течение первых четырех лет жизни, а самый активный период развития приходится на первые 6 месяцев жизни. Но как именно развивается зрение у новорожденного? Как устроен глаз малыша? И о каких советах должны помнить родители при обустройстве детской комнаты? Ниже эти вопросы будут рассмотрены.

Общее развитие зрения у малыша

Многие люди полагают, что развитие зрения у ребенка начинается только после рождения. Однако некоторые исследования показывают, что органы зрения начинают воспринимать свет еще во время внутриутробного развития. Недоношенные дети, которые появились на свет на 28-ой неделе беременности, воспринимают яркий свет, однако они еще не могут на него реагировать. Если же ребенок родился позже (на 32-38 неделе), то в таком случае после рождения он будет не только воспринимать свет, но и реагировать на него. Основные реакции – если свет слишком яркий, то ребенок будет закрывать глаза; если свет заинтересовал ребенка, то он будет следить глазами за источником света и так далее.

Однако все ученые согласны с тем, что сразу же после рождения зрение у ребенка начинает развиваться ускоренным темпами. Ученые предполагают, что в первые месяцы жизни у ребенка развиваются как сами органы зрения, так и особые отделы мозга, которые анализируют и обрабатывают зрительную информацию. Также в мозге начинается постепенное накопление зрительной информации – это нужно для того, чтобы ребенок не только воспринимал окружающий мир, но и мог различать предметы. Исследования показывают, что подавляющее количество людей ничего не помнят о своем раннем детстве. Предполагается, что в раннем возрасте у детей очень плохо развиты специальные отделы мозга, которые ответственны за формирование долгосрочной памяти, где хранятся сведения о различных событиях, явлениях, предметах и так далее.

Одновременно с этим другие исследования показывают, что даже в самом раннем возрасте мозг детей уже способен воспринимать свет и различать предметы, а по достижении определенного возраста ребенок может запоминать так называемую “пространственную информацию” (так называют сведения о том, где располагается тот или иной объект). Поэтому ученые предполагают, что ребенок в раннем возрасте обрабатывает информацию не только очень быстро, но и полностью на бессознательном уровне, поэтому люди очень плохо помнят свое детство.

Развитие зрения у малыша в первые 6 месяцев

Давайте теперь узнаем, как работает зрение у малыша в возрасте до 6 месяцев. В первые 2 недели после рождения ребенок достаточно слабо реагирует на свет. Если на ребенка посветить слабым источником света, то в таком случае практически никакой реакции от ребенка не будет. Если же на ребенка посветить ярким светом, то в таком случае у ребенка сузятся зрачки, однако при этом его взгляд будет все равно блуждающим.

Многие ученые считают, что распознавание овальных предметов является адаптационным механизмом, который был поддержан естественным отбором – ведь лицо человека обладает овальной формой, поэтому вполне возможно, что овальные предметы напоминают ребенку лицо матери или отца. При этом обратите внимание, что в таком раннем возрасте дети хоть и воспринимают овальные предметы, однако они очень слабо запоминают лица (поэтому не нужно переживать в том случае, если ребенок не может запомнить лицо матери или отца). Еще одной особенностью детского зрения является то, что зрительное поле у ребенка достаточно сильно сужено, поэтому дети могут видеть только те предметы, которые располагаются прямо перед ними. Например, ваше лицо располагается напротив детского лица – в таком случае весьма вероятна ситуация, что ребенок вас увидит; если же вы уведете лицо в сторону, то вполне вероятна ситуация, что вы покинете зрительную область ребенка и он перестанет вас видеть.

Где-то на 2-4 неделе после рождения ребенок начинает видеть не только сильный, но и слабый свет. Исследования показывают, что в 90% случаев младенцы в таком возрасте уже могут фиксировать взгляд на любом световом источнике (в остальных 10% случаев эта способность появляется где-то на 5 неделе жизни). Также в этом возрасте у ребенка немного улучшается качество зрения и он начинает различать предметы различной формы (не только овальной). Однако при этом нужно понимать, что в таком возрасте у ребенка зрение все равно еще очень слабое, поэтому никаких откровений от него ждать не нужно.

Где-то на пятой неделе ребенок уже может фиксировать взгляд на глазах родителя (однако зрение все равно остается еще очень слабым). При этом нужно учитывать, что эта способность обычно распространяется только на мать, поскольку в подавляющем большинстве случаев именно мама занимается уходом за ребенком (однако если отец будет активно принимать участие в уходе, то в таком случае ребенок научится ловить и его взгляд). Также в этом возрасте возрастает координация глазных мышц, поэтому ребенок в таком возрасте уже может различать кое-какие предметы в горизонтальном направлении. Однако в целом координация еще очень слабая, поэтому зрение у ребенка в этом возрасте еще очень сильно “блуждает” от одного предмета к другому (однако он уже может ненадолго задерживать взгляд на предмете, который его заинтересовал). Также нужно учитывать, что ребенок в возрасте до месяца имеет очень маленький сектор обзора, а различать ребенок может только те предметы, которые располагаются очень близко к нему.

На втором месяце жизни ребенок уже может хорошо воспринимать все предметы, которые располагаются близко к нему (не более 40 сантиметров). Он может легко сфокусироваться на лице матери, на игрушках, на необычных предметах с контрастным окрасом и так далее. Также в этом возрасте происходит синхронизация между различными органами чувств – теперь слух, осязание и зрение органично дополняют друг друга, а не живут отдельно друг от друга.

Также в этом возрасте ребенок начинает активно реагировать на движущиеся предметы – он поворачивает голову, фокусирует на них взгляд и так далее (но при этом обратите внимание, что ребенок не может долго фокусировать взгляд на движущемся предмете). Еще в этом возрасте у ребенка резко улучшается цветовое зрение (до этого возраста дети воспринимают цвет достаточно слабо).

На третьем месяце жизни острота зрения продолжает повышаться. Ребенок без проблем может сфокусироваться на покоящемся предмете; если предмет двигается, то ребенок может неотрывно наблюдать за ним в течение 5-10 секунд (однако если предмет движется по какой-то сложной траектории, то ребенку будет сложно сфокусировать на нем взгляд). Исследования показывают, что в этом возрасте ребенок может хорошо различать предметы, которые располагаются перед ним на расстоянии до 1 метра. Также у ребенка активно развивается объемное мышление, однако в целом малыш плохо воспринимает объемность. Например, в таком возрасте малыш может попытаться ухватить двумерный узор в виде цветка на одежде матери, думая, что это объемный объект. Другой пример – малыш может попытаться поднять и поднести к себе какой-либо предмет, но так как объемное зрение развито еще очень слабо, то он будет часто промахиваться.

В возрасте четырех-пяти месяцев у малыша уже очень острое зрение, поэтому он уже может воспринимать даже самые мелкие предметы и детали. Также у ребенка в этом возрасте обычно хорошо функционирует объемное мышление, а во время хватания предметов он не промахивается (однако у некоторых детей объемное восприятие формируется на пару месяцев позже, что является нормой). Также у ребенка начинает активно развиваться так называемое стереотипное зрительное мышление – например, если ребенок видит бутылочку с молоком, то он понимает, что его сейчас будут кормить. Также у малыша в этом возрасте уже хорошо развита зрительно-пространственная память: например, ребенок поиграл немного погремушкой и оставил ее в коробке – когда он захочет с ней поиграть в следующий раз, он начнет свои поиски погремушки именно с коробки.

На шестом месяце жизни зрение становится достаточно острым и ребенок начинает активно исследовать ближайшее окружение и предметы. При этом для него очень важны воспоминания о пространстве и предметах, которые его окружают – поэтому, например, если ребенок окажется в неизвестном месте или увидит новый необычный предмет, он может испугаться и заплакать.

Формирование зрения у малыша в возрасте старше 6 месяцев

Активное развитие зрения у ребенка происходит в первые 6 месяцев жизни, а потом зрение лишь постепенно совершенствуется. Давайте теперь кратко рассмотрим вопрос того, как развивается зрение у ребенка в возрасте старше 6 месяцев:

  • 7-8 месяцы. В этом возрасте у ребенка серьезно улучшается общая зрительная память и острота зрения. Многие дети в этом возрасте начинают понимать, что изображено на их простыне и одеяле. Также в этом возрасте ребенок активно изучает взаимосвязь между предметами;
  • 9-12 месяцы. В этом возрасте у ребенка формируется представление о том, что предметы можно воспринимать не только целиком, но и по частям. Поэтому в этом возрасте многие дети пытаются разобрать или даже сломать предметы. Зрение в этом возрасте у ребенка очень острое, поэтому он начинает “считывать” мимику с лица родителей. Также из-за улучшения остроты зрения ребенок начинает понимать, кто “чужой”, а кто “свой”;
  • 1-2 год жизни. В этом возрасте завершается синхронизация между движениями глаз и рук. В этом возрасте большинство детей способны воспринимать жесты (сперва они воспринимают всего 2-3 жеста, однако со временем их “библиотека жестов” серьезно увеличивается). В этом возрасте дети также начинают проявлять интерес к рисованию;
  • 3-4 год жизни. В этом возрасте зрение ребенка завершает формирование. Где-то в конце 4 года жизни у ребенка зрение уже точно такое же, как и у взрослого.
Читать еще:  Почему двоится в глазах что делать

Рекомендации относительно благоустройства детской комнаты

У ребенка строение глаз немного отличается, поэтому при благоустройстве детской комнаты нужно помнить о некоторых правилах. Самое главное правило – это постоянное наличие в комнате солнечного света утром и днем. Вечером рекомендуется включать люстру, чтобы покрыть недостаток дневного света. А вот на ночь не рекомендуется включать в детской комнате свет за исключением небольшого ночника, который обязательно должен гореть ночью.

Также необходимо помнить о дополнительных правилах:

  1. Окрашивать стены рекомендуется в умеренно-яркие цвета. Идеально подойдут следующие оттенки – персиковый, сиреневый, желтый, бирюзово-голубой, светло-голубой, розовый и так далее. А вот некоторые цвета для покраски стен противопоказаны – красный, черный, коричневый и темно-фиолетовый. При этом обратите внимание, что стены не рекомендуется окрашивать исключительно в белый цвет, поскольку это может плохо повлиять на психику ребенка (однако разрешается использовать белый цвет в качестве вспомогательного цвета – например, вы можете окрасить стену в два цвета, оставив между ними широкую белую полосу).
  2. Необходимо помнить о вспомогательных элементах комнаты. Обязательно повесьте над кроватью игрушки и светильник, покрасьте оконную раму и дверь, повесьте несколько детских картин на стену, постелите на пол чистый ковер, разместите в комнате несколько низких стульчиков, поставьте коробку с игрушками и так далее.
  3. Особое внимание уделите игрушкам – во-первых, их должно быть много, во-вторых, они должны стимулировать когнитивное развитие малыша. В раннем возрасте рекомендуется покупать ребенку погремушки и мягкие игрушки в виде животных (кошки, собаки, коровы, медведи и так далее). Когда ребенок немного подрастет, купите ему конструктор, чтобы у него развивалось абстрактное мышление (при этом отдайте свое предпочтение крупному конструктору, чтобы ребенок не смог проглотить мелкие детали). Когда ребенок подрастет, купите ребенку кукол или солдатиков, железную дорогу, машинку на радиоуправлении и так далее.
  4. Также не забывайте о прогулках на свежем воздухе, поскольку на улице ребенок может познакомиться с интересными объектами, а также с другими детьми. Идеальный вариант для прогулок – детские площадки и песочницы. Если ребенку менее 1 года, то в таком случае ребенок во время прогулок должен быть в коляске; когда же ребенок научится ходить, то в таком случае он должен ходить по улице самостоятельно (однако родители обязаны его держать за руку, чтобы он не упал или не попал под машину). Прогулки следует совершать в светлое время суток при теплой погоде, а вот зимой, поздней осенью или ранней весной гулять нужно очень аккуратно, чтобы ребенок не заболел.

Заключение

Давайте подведем итоги. У новорожденных детей зрение развито очень слабо, однако по мере роста и развития оно интенсивно развивается. После рождения ребенок может слабо реагировать на яркий свет, однако он плохо различает очертание предметов, не различает цвета, не воспринимает объемность и не может следить за источником света. Где-то на третьем месяце ребенок уже воспринимает цвета и форму предметов, а также может узнавать маму; также он может следить за источником света, однако он не воспринимает объемность предметов. К шести месяцам зрение становится достаточно острым, у ребенка формируется представление об объемности и он начинает узнавать людей. В возрасте 1 года ребенок может “считывать” эмоции родителей; также в это возрасте он учится воспринимать жесты. Где-то на 3-4 году жизни зрение у ребенка такое же самое, как и у взрослого человека.

Зрение у новорожденных: этапы развития

Рождение ребенка важный этап в жизни каждого человека, и у всех новоиспеченных родителей много вопросов о состоянии здоровья своего малыша. Многие родители задаются вопросом о том, какое зрение у их малыша и видит ли он вообще.

Когда появляется зрение у новорожденных?

Формирование зрительного анализатора начинается уже с 3 недели внутриутробного развития и продолжается в течение всей беременности. К моменту родов глаз анатомически сформирован, но некоторые структуры еще до конца не созрели.

Зрение новорожденного ребенка обусловлено следующими состояниями:

  • незрелостью сетчатки;
  • незрелостью нейронных связей зрительного нерва с головным мозгом;
  • незрелостью зрительных центров коры головного мозга;
  • слабостью цилиарной мышцы;
  • незавершенным развитием глазодвигательных нервов.

Учитывая незрелость многих структур, отвечающих за зрение, новорожденный видит только свет и тень, то есть его зрение на уровне светоощущения. По мере роста и развития происходит формирование зрительного анализатора, что приводит к улучшению зрительных функций.

Развитие зрения у новорожденных по месяцам

Острота зрения и зрительные функции

  • различает только свет и тень — светоощущение;
  • зрачки реагируют на свет;
  • возможно наличие периодического содружественного косоглазия.
  • ребенок видит предметы на расстоянии примерно 30 см;
  • возможна кратковременная задержка взгляда на источнике света;
  • периодически может появляться косоглазие.
  • ребенок видит ближнее пространство, то есть предметы, располагающиеся на расстоянии до 80 см;
  • предметы двухмерные (ширина и высота);
  • начинает распознавать контрастные рисунки (черно-белые полосы или круги);
  • начинает распознавать цвета: сначала красный;
  • длительно задерживает взгляд на игрушке;
  • пытается следить за движущейся игрушкой;
  • начинает формироваться бинокулярное зрение;
  • может сохраняться периодическое косоглазие.
  • ребенок продолжает осваивать ближнее пространство;
  • изображения становятся трехмерными (ширина, высота, глубина);
  • начинает распознавать разные цвета;
  • задерживает взгляд на игрушке и следит за движущимися предметами;
  • узнает родителей, видит себя в зеркале;
  • к 6 месяцам формируется бинокулярное зрение.
  • ребенок осваивает дальнее пространство – до 7-8 метров;
  • увеличивается острота зрения, ребенок видит мелкие предметы;
  • ориентируется в пространстве;
  • малыш способен оценивать расстояние до предметов;
  • видит предмет, дотягивается до него или подходит к нему и хватает;
  • не должно быть эпизодов косоглазия.

По мере роста и развития ребенка происходит совершенствование зрительных функций. Острота зрения новорожденного достигнет уровня взрослого только к школьному возрасту, примерно к 7 годам.

Важно! Если после того, как у новорожденного сформировалась фокусировка зрения, наблюдается отклонение глаз в какую-либо сторону нужно обратиться к врачу для определения причины косоглазия.

Существует мнение, что у новорожденного перевернутое зрение. Но это не так — зрительный центр коры головного мозга, обрабатывая информацию от сетчатки, переворачивает изображение в то положение, которое нужно.

Как проверяют зрение у новорожденного?

Здоровый ребенок впервые осматривается врачом-офтальмологом в возрасте 1 месяц, если же в роддоме у неонатолога появляются какие-либо сомнения по поводу состояния глаз, то он назначает консультацию специалиста.

Существуют различные методы определения зрительных функций у детей, возможность их применения зависит от возраста ребенка.

Определить остроту зрения у новорожденного в роддоме и в 1 или 2 месяца невозможно из-за возраста. Для оценки состояния зрительного анализатора проводят внешний осмотр и офтальмоскопическое исследование. При офтальмологическом осмотре обращают внимание на следующие особенности:

  • форма и подвижность век;
  • расположение глазного яблока в полости глазницы;
  • симметричность расположения глаз;
  • оценка движения глазных яблок. До того как ребенок научится следить за предметом, движения глаз определяются путем изменения положения головы ребенка (повернуть голову вправо, влево);
  • определяют наличие косоглазия;
  • оценивают размер зрачков, их реакцию на свет;
  • проверяют прозрачность сред глаза: роговицы, влаги передней камеры, хрусталика, стекловидного тела;
  • оценивают состояние сетчатки, ретинальных сосудов и диска зрительного нерва.

После того, как ребенок научится задерживать взгляд на предмете, то можно определить величину рефракции. Рефракцию определяют следующими способами:

  • скиаскопическое исследование;
  • с помощью педиатрического авторефрактометра PlusOptix.

Очень важно вовремя выявлять наличие патологии глаз у детей. Поэтому родители должны знать, как проверить зрение новорожденного в домашних условиях. Для этого нужно пристально следить за развитием малыша:

  • смотреть реагирует ли ребенок на свет, обращает ли внимание на маму, какого размера зрачки, есть ли косоглазие;
  • у детей старше 1 месяца дополнительно нужно обращать внимание на то, как следит малыш за игрушками, видит ли мелкие детали.

Для проверки зрения дома можно провести следующий тест: прикрыть ладонью сначала один глаз ребенка, затем другой и показывать игрушку. Если ребенок смотрит и следит за игрушкой и не пытается убрать вашу руку, то значит что зрение нормальное.

Зрение у недоношенных новорожденных

Глаз недоношенного ребенка отличается не только своей функциональной незрелостью, но и незавершенным анатомическим строением. Именно недоразвитие сосудов сетчатки играет важную роль в развитии такого грозного заболевания как ретинопатия недоношенных.

Дети с ретинопатией недоношенных входят в группу риска по развитию слабовидения и слепоты среди детского населения. Недоношенный ребенок, рожденный на сроке менее 35 недель гестации и/или массой менее 2000 г, должен быть осмотрен офтальмологом не позднее 4 недели жизни. При осмотре внимание уделяется прозрачности сред глаза, состоянию сетчатки и ретинальных сосудов.

Формирование сетчатки и зрения у недоношенных детей происходит по мере роста и развития, но возможно некоторое отставание в развитии зрительных функций по отношению к доношенным деткам.

Тренировка зрения у новорожденных

Основной стимул для развития зрения — это наличие солнечного света. Поэтому детская комната обязательно должна быть с окном, чтобы пропускать солнечный свет.

Для зрения важно наличие зрительных стимулов – ярких игрушек, на которые ребенок мог бы обратить внимание, а по мере роста – дотянуться до них. С 2-3 месяцев можно показывать картинки для тренировки зрения для новорожденных – контрастные черно-белые рисунки.

Юлия Чернова, врач-офтальмолог, специально для Mirmam.pro

Полезное видео

Зрение у новорожденных с первых дней жизни — таблица

Новорожденный совершенно беспомощен, целиком зависит от родителей. Несовершенны все его системы, в том числе зрительная. Как грудничок видит сразу после рождения, и как меняется его зрение к году, расскажет эта статья.

Особенности зрительного аппарата новорождённых

Вокруг периода новорожденности много мифов. Например, люди долгое время верили, что у только рожденного младенца мир перевернут вверх ногами. Так как узнать у самого ребенка, что он чувствует, ощущает невозможно, родители и медики пытались найти объяснение несовершенности зрения грудничка самостоятельно.

Конечно, новорожденный очевидно отличается от взрослого. Все потому, что доношенный до нужного срока внутри материнской утробы после рождения он оказывается неприспособлен к внешнему миру. Детский мышечный каркас не может держать на весу тело, моторика не позволяет взаимодействовать с предметами вокруг, язык не обладает пластичностью для говорения. Зрение новорожденного не дает ничего рассмотреть.

Читать еще:  Мушки пелена перед глазами

Как видит грудной ребенок

Зрение крохи до года несовершенно. До рождения оно ему не было нужно, потому и не развивалось. Теперь новорожденный только учится им пользоваться, ближе к году ребенок осваивает умение целиком. Для взрослого не понятно, как можно не уметь видеть, но это только потому, что он давно уже выработал эту привычку. Крохе же нужно научиться сосредотачивать взгляд на интересующих предметах, обрабатывать поток информации, поступающий через зрительный канал. Это долгий и сложный процесс.

Зрение в первые дни жизни

Вопреки широко известному мифу про перевернутость, маленький ребенок видит все прямо, только недалеко и без красок. Зрение только рожденного младенца позволяет впервые увидеть мир вокруг серым и расплывчатым. Фокусировать свой взгляд кроха еще не умеет и не различает цвета (для него пока все черно-белое). Мир дальше 20 сантиметров от его глаз вовсе не существует – грудничок в первые дни жизни его не видит.

С возрастом это меняется. Так, зрение ребенка в 1 месяц позволяет на лице мамы, склоненной над малышом, увидеть рот и глаза. В два месяца дальность зрения увеличивается до пары метров. Постепенно появляются краски, развивается умение концентрироваться на определенном предмете.

Новорожденный смотрит на игрушку

Когда у ребенка фокусируется взгляд

Родителей интересует, когда у новорожденных фокусируется взгляд. Ждать этого сразу после родов не следует. Все развивается постепенно:

  • Первые попытки напрячь свое зрение ребенок сделает примерно к первому месяцу своей жизни, но только на предмете или человеке на расстоянии в 20-30 сантиметров от его глаз. Именно тогда младенец начинает различать глаза и рот, самые крупные части родительских лиц, чаще других наклоненных над крохой.
  • К возрасту двух-трех месяцев дальность фокусирования увеличивается до пары метров. Теперь младенец может рассмотреть погремушку, лежащую в шаге от него.
  • К четырем месяца кроха будет замечать еще более далеко расположенные или мелкие детали: заинтересуется картиной на стене или видом из окна.
  • В периоде 7 месяцев-год младенец учится фокусировать взгляд так же, как и взрослый, если нет никаких нарушений в развитии зрительной системы.

Интересно. Когда у новорожденного младенца фокусируется зрение, увиденное он долго и внимательно рассматривает. Так кроха знакомится с миром, учится обрабатывать новый поток информации. Позже, когда его моторика позволит дотронуться, схватить нужный предмет, он будет не только рассматривать его, но и щупать, крутить, облизывать, грызть.

Новорожденный изучает игрушку

Как развивается зрение

Этапы развития зрения у новорожденного можно разделить помесячно. Оно развивается постоянно, как и все системы организма. Значит, непрерывно появляются какие-то новые умения, достижения.

Таблица развития зрения

Все нормы достаточно условны – просчитать такой важный момент, как индивидуальность каждого ребенка, невозможно. Как в среднем развивается умение малыша видеть, показано в таблице ниже.

Нормы развития зрения у новорожденных по месяцам

НоворожденностьЗрение характеризуется расплывчатостью, нечеткостью, черно-белыми цветами.
1 месяцМир становится четче. Младенец начинает различать крупные детали предметов на расстоянии 20-30 сантиметров. Цвета все так же отсутствуют.
2 месяцаРазвивается фокусирование. Зрение еще черно-белое. Малыш может стараться сконцентрироваться на предмете в паре метров от него, видит еще нечетко. Появляется умение следить за медленно передвигающимся влево-вправо предметом.
3 месяцаЧеткость изображения улучшается. Начинают различаться цвета, в первую очередь – красный. Появляются попытки скоординировать свои движения с увиденным (например, стремление схватить погремушку, на которую ребенок смотрит).
4 месяцаПредметы вдали становятся все более четкими. Начинают появляться остальные краски, улучшается цветовосприятие.
5 месяцевВажная веха – развивается восприятие глубины пространства. То есть теперь малыш будет стараться следить не только за перемещающимися из стороны в сторону предметами, но и за теми, что движутся от него и к нему. Также улучшается четкость зрения вместе с внимательностью. Младенец может увидеть и мелкие детали.
6 месяцевК полугоду цветовосприятие почти сформировано. Грудничок различает все цвета и даже многие их оттенки. Можно начинать знакомство с ними, как предлагают многие педагоги.
7 месяцевЗрение семимесячного младенца уже практически полностью сформировано. Он умеет видеть предметы вдали, отмечает разницу всех цветов, умеет обрабатывать поступающую из визуального канала информацию.
8 месяцевУлучшаются аналитические способности. Люди для ребенка начинают делиться на известных и неизвестных. Малыш внимательно рассматривает лицо взрослого. Осознав, что перед ним незнакомый, кроха может расплакаться. Увидев родителей, он выразит радость.
9-10 месяцевЧеткость становится выше, различается все больше оттенков.
11 месяцевПримерно в этом возрасте появляется интерес к наблюдению за постоянными изменениями цветов и форм. Потому многие детки начинают увлеченно следить за происходящим на экране телевизора, планшета, телефона.
12 месяцевРазвитие зрения крохи практически завершено.

Проверка зрения у малышей

Так как младенец только развивается, важно уже на этом этапе отслеживать правильность формирования всех систем организма. Если имеется какая-то патология, исправить проблему сейчас будет гораздо проще, чем когда зрение уже сформировано. Именно поэтому грудничкам назначаются плановые походы к врачу-офтальмологу.

Важно! Зрение у новорожденных проверяют только детские специалисты. Взрослый окулист не сможет в полной мере оценить правильность развития зрительного аппарата крохи. Специфика работы именно детского офтальмолога в том, что орган зрения грудничков находится в стадии безостановочного развития.

Самый первый осмотр глаз маленького пациента проводится еще в роддоме. Неонатолог проверяет отсутствие кровоизлияний, целостность сетчатки. Особенно важно это для детей, рожденных раньше срока. На первом приеме у участкового педиатра определяется график дальнейших посещений окулиста. Его назначают в такие сроки:

  1. 1 месяц. Этот прием назначается не всем, а только тем детям, которые имеют для него показания: патологии развития, недоношенность, родовые травмы, а также близких родственников с серьезными проблемами со зрением.
  2. 3 месяца. Плановый прием для всех грудничков. Проводится скиаскопия, смотрится глазное дно. Врач проверит глаза ребенка визуально, кроме того, опросит родителей.
  3. 6 месяцев. Проводятся все те же процедуры, что и в три месяца.
  4. Год. Методы исследования те же.

После года плановые посещения офтальмолога сводятся до раза в год. По необходимости количество приемов может быть увеличено.

У взрослого человека зрение проверяют с помощью специальных таблиц и аппаратов. В случае с грудничками эти методы невозможны. Тогда проверка зрения проводится так:

  • Визуальный осмотр. Позволяет отследить правильность формирования глазных яблок, отсутствие покраснений, воспалений.
  • Проверка способности фиксировать взгляд на статичном и движимом предметах. Применяется не ранее, чем с трех месяцев ребенка.
  • Проводится скиаскопия, то есть определяется острота зрения. В глаза малышу направляется луч света, который пропускается через линзы (врач подносит их к лицу младенца). Цель офтальмолога – отслеживать перемещения тени в зрачке и подобрать ту линзу, при которой тень исчезает. Для новорожденного нормальный показатель – до 0,03, для годовалого – уже 0,3-0,6.
  • Офтальмоскопия – оценка глазного дна. Врач осмотрит глазки младенца с помощью специального приспособления. В это же время оценивается прозрачность хрусталика.

Возможные нарушения развития, их причины

Зрение новорожденного может развиваться с патологиями. Они могут появляться по одной из трех причин:

  1. Наследственность. Ребенок попадает в зону риска, если его родители или бабушки, дедушки имеют проблемы с глазами (анамнез собирается по описанию родителей в первый прием у педиатра). Возможные заболевания – глаукома, катаракта, дальтонизм, помутнение роговицы и др.
  2. Врожденные. Могут появиться в период внутриутробного развития из-за негативного влияния на плод (вирусные или хронические болезни матери, отравления и т.д.).
  3. Приобретенные. Появляются уже после родов из-за внешних причин: травм, плохого питания, неправильной гигиены, инфекционных и вирусных заболеваний и пр. Сюда же относятся проблемы из-за недоношенности.

Любая из вышеприведенных проблем может быть найдена как сразу после рождения, так и появиться в течение какого-то времени после него. У малышей из группы риска по генетике или недоношенности именно поэтому плановые приемы у окулиста назначаются чаще. Если в течение года от рождения зрение в норме, риск возникновения патологий в таком случае снижается, но не исчезает до конца.

Профилактика правильного развития зрительного аппарата

Чтобы зрение у младенца развивалось правильно, об этом следует заботиться еще до того, как офтальмолог обнаружит патологии. Известный педиатр Евгений Комаровский рекомендует делать так:

  • Обеспечить достаточную освещенность в детской комнате в периоды бодрствования ребенка. В противном случае цвета он научится определять позже, оттенки различать будет хуже.
  • Игрушки обязательно должны быть крупными и контрастными. Нежные оттенки, так любимые мамами, хуже развивают цветовосприятие малыша. В первом полугодии Евгений Олегович рекомендует больше обращать внимание на зеленые и желтые оттенки, но и остальные цвета должны присутствовать в быту крохи тоже.
  • Популярную игрушку – мобиль вешать следует не прямо над головой грудничка, а чуть в стороне. Первые три месяца любые предметы на расстоянии 40 см над лицом малыш не рассмотрит все равно. Такое близкое расположение может спровоцировать развитие косоглазия.

Правильно расположенный на кроватке мобиль

Другие педиатры и офтальмологи дополняют список Комаровского следующими рекомендациями:

  • Первые два месяца жизни лучше использовать черно-белые игрушки. Когда у новорожденного впервые фокусируется зрение, лучше, чтобы предметы вокруг были максимально контрастными.
  • Избегать направленного в лицо малышу яркого света (за исключением приема у офтальмолога). Это неприятно и создает нагрузку на глазки ребенка. Если речь идет о прогулках летом, в разгар дня, то лучше поднять капюшон коляски так, чтобы тень падала на лицо. При непрямых солнечных лучах (например, вечером) этого можно не делать.
  • Заниматься с новорожденным. Маме рекомендуется почаще склоняться над ним, разговаривать, давая младенцу изучать ее лицо. То же должен делать папа. По мере взросления ребенка подключаются простые игры с погремушкой. К трем-четырем месяцам можно давать светящиеся игрушки.
  • На улице в периоды бодрствования с трех месяцев кроху можно брать на руки, подходить, например, к деревьям, давать рассмотреть их.

Лучшая профилактика правильного развития зрения у новорожденного – внимание родителей к своему чаду, а также соблюдение всех врачебных рекомендаций. В таком случае шанс возникновения у грудничка серьезной патологии существенно снижается.

Видео

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector