16 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Особенности зрительного восприятия

Особенности зрительного восприятия

С помощью зрительного восприятия человек получает большую часть информации об окружающем мире.

Зрительное восприятие симультанно, т. е. целостно, воспринимается целостная картина, образ, который затем может анализироваться. Обратный процесс — создание образа из отдельных элементов происходит в основном в случае затрудненного восприятия (при помехах, недостаточной освещенности и т. п.).

Рис. 3. Выделение фигуры из фона. А — ваза или 2 профиля? Б — здесь 5 профилей среди иветов; В — треугольник виден, но его контура нет; Г — если линии не замкнуты — виден куб, если они замкнуты — видны изолированные

Факторы, содействующие созданию целостного образа («гештальта») по Вертгеймеру:

  • 1. Близость элементов в поле зрения.
  • 2. Сходство, похожесть.
  • 3. Естественное продолжение, заполнение пробелов у знакомых фигур.
  • 4. Замкнутость и стремление к ней.

Элементы в поле зрения не равнозначны, они разделяются на фигуру и фон. Объекты, имеющие свойства гештальтов, легче образуют фигуры, но в каждом случае выделение фигуры из фона зависит и от предварительной установки наблюдателя. Некоторые примеры приведены на рис. 3 и 4.

Рис. 4. Двойные изображения. А — старый и молодой ковбой;

Б — осел и тюлень

Характеристики зрительного восприятия служат адаптации человека к внешнему миру, но их следствием могут быть и зрительные иллюзии (рис. 5), возникновение которых связано не со свойствами зрения, а с ранним жизненным опытом. Так, зрительных иллюзий нет у племен, которые живут в круглых жилищах и не имеют опыта восприятия вертикалей, горизонталей и углов.

Люди довольно часто встречаются со зрительными иллюзиями в повседневной жизни, даже не зная об этом. Так, иллюзии стрел используется в архитектуре. Всем женщинам и дизайнерам известно, что горизонтальные полоски на одежде зрительно расширяют фигуру, а на шторах — увеличивают размер комнаты, но уменьшают ее высоту; ткани в вертикальную полоску производят обратное впечатление.

Восприятие формы зависит от трех групп факторов:

  • 1. Физиологических причин — наличия в мозге специальных клеток-детекторов (часть из них врожденная, часть формируется в раннем возрасте под влиянием опыта активного исследования внешнего мира).
  • 2, Жизненного опыта, особенно опыта, полученного при ощупывании предметов разной формы.
  • 3. Законов гештальта.

Восприятие величины зависит не только от размера проекции объекта на сетчатку, но и от представлений о пространстве, глубине, т. е. оно не абсолютно, а относительно. Маленький объект вблизи и большой вдали видятся одинаковыми. Но человек создает представление о реальном размере объекта исходя из прошлого опыта. Первоначально представление о величине предметов, расстояниях и их взаимосвязи познается ребенком еще в раннем возрасте в движении, когда ребенок тянется за предметами, берет их (или не может взять), рассматривает и т. п. Если условия восприятия необычные, возможны иллюзии и искажения восприятия (рис. 6).

При восприятии пространства началом координат служит собственное тело. Зрительное восприятие пространства различается в зависимости от того, осуществляется оно одним глазом (монокулярно) или двумя глазами (бинокулярно).

На сетчатке каждого глаза область центрального зрения охватывает относительно небольшую площадь в 2°—4°. В этой

Рис. 5. Примеры зрительных иллюзий: А — горизонтальные отрезки равны (иллюзия стрел или Мюллера-Лайера); Б — вертикальный размер кажется больше, чем горизонтальный; В — это параллельные прямые

Рис. 6. Иллюзии восприятия пространства. А — все фигуры равны, но третья кажется значительно больше, т. к. она не уменьшилась и пересекает больше

линий фона; Б — кусок вырезан из головки сыра или приставлен к ней?

области острота зрения максимальна — можно заметить линии толщиной в одну угловую секунду (менее толщины человеческого волоса) и отличить друг от друга элементы изображений размером 15 угловых секунд. Область ясного видения на сетчатке каждого глаза занимает 30 е —35°, а перефериче- ского — 75°—90°. При повороте глазной оси, но при неподвижной голове границы поля зрения одного глаза составляют: по горизонтали к виску — 90 е —100°, к носу — 50°—60° (всего 140 е —160°), по вертикали вверх 50 е —60 е и вниз 60 е —75° (всего 110°-135°).

Общее поле зрения двух глаз (бинокулярное) составляет приблизительно круг диаметром 70 е . Всего одновременно двумя глазами человек может охватить 180° по горизонтали и 120° по вертикали, хотя при этом переферическая часть изображений лежит вне поля ясного видения.

Основой зрительного восприятия глубины трехмерного пространства служит наличие у человека бинокулярного и монокулярного полей зрения и следующих свойств зрительной системы:

  • аккомодации — изменение кривизны хрусталика при восприятии далеких и близких объектов (наводка на резкость), действует на расстоянии 5-6 метров.
  • конвергенции — сведение и разведение осей зрения при восприятии объектов разной глубины. О глубине информирует угол между осями. Действует на расстоянии до 450 м.

Возможно определение расстояния до двух с половиной км по различиям изображений на двух сетчатках. Изображение, которое попадает на симметричные точки на сетчатках обоих глаз, воспринимается как видимое единым, «циклопическим» глазом. При небольшом расхождении изображений на сетчатках обоих глаз возникает стереоэффект, при большом расхождении изображений — двоение. При еще большем несовпадении изображений на двух сетчатках происходит диспаратное соревнование — человек видит то одно, то другое изображение.

Восприятие глубины возможно и одним глазом благодаря линейной перспективе (уменьшению видимого размера предметов) и загораживанию ближними деталями дальних.

Уменьшение размеров предметов при их удалении используется для отображения глубины пространства на плоскости картины или экрана. Этот способ изображения пространства кажется естественным, но он используется в полной мере только в европейской культуре и при том относительно недавно. Правила рисования в перспективе впервые сформулировал Леонардо Да Винчи. Согласно этим правилам, уменьшение размеров происходит линейно (т. е. размер уменьшается обратно пропорционально расстоянию — чем дальше объект, тем его видимый размер меньше, и величина этого уменьшения постоянна на всем видимом пространстве от ближайшего плана до горизонта. В 70—80-х г. XX в. академик Б. Раушенбах доказал, что линейная перспектива — не единственно возможная. Свойствам человеческого зрения больше соответствует перцептивная перспектива, при которой объекты на переднем плане изображаются несколько меньшими, а на заднем плане — несколько большими, чем при линейной перспективе.

С монокулярным восприятием пространства связана иллюзия Луны — в полнолуние кажется, что у горизонта размер лунного диска гораздо больше, чем в зените. Эта иллюзия из- вестна людям очень давно, она описана еще в древнеегипетских папирусах. Эксперименты с фотографиями Луны на разной высоте над горизонтом показали, что иллюзия объясняется тем, что у горизонта Луна видна в одном поле зрения с земной поверхностью и предметами на ней, а в зените — только на фоне звезд.

Восприятие движения во многом определяется физиологическими факторами. Наличие или отсутствие движения замечается человеком очень быстро при появлении изображения объекта в любом месте в поле зрения, так как в мозге имеются для этого специальные детекторы новизны. Направление движения оценивается по перемещению изображения объекта по сетчатке и по последовательности работы мышц, направляющих движения глаз и шеи при прослеживании и компенсации движения объекта. По скорости этих процессов определяется скорость движения.

Фи-феномен — иллюзия перемещения возникает, если промежуток между двумя последовательно возникающими положениями объекта составляет менее 0,1 сек. Это свойство зрения составляет основу кино.

Восприятие яркости и цвета. Зрение человека может осуществляться в огромном диапазоне яркостей — от приблизительно 10—6 кд/м 2 (абсолютный порог) до 106 кд/м 2 (болевой порог). Наилучшие условия для зрения складываются при уровне освещенности от нескольких десятков до нескольких сотен кандел на квадратный метр и при отношении яркости объекта к яркости фона (контрасте) в пределах 0,6—0,95.

Специальные светочувствительные клетки распределены по сетчатке неравномерно. Клетки, которые называются колбочками, полностью занимают центральную часть сетчатки и частично — примыкающую к ней область ясного видения. Колбочки обладают высокой остротой зрения и способны различать цвета. Но они относительно мало чувствительны и включаются только при достаточно большом освещении, поэтому такое зрение называют дневным. Другие светочувствительные клетки — палочки — находятся в зоне ясного видения совместно с колбочками и в периферических областях сетчатки. Они обладают высокой чувствительностью к свету, особенно белому, голубому, и к контрасту. С их помощью человек может видеть при слабом освещении, поэтому такое зрение еще называют сумеречным. Однако острота такого зрения относительно невелика и палочки не различают цветов. (Это точно подмечено в пословице: «Ночью все кошки серы».)

Чувствительность глаза к свету может изменяться в очень широких пределах. Если человек долго (более одного часа) находится в темноте, происходит темповая адаптация — чувствительность зрения повышается в несколько тысяч раз. Болевой порог к яркому при этом уменьшается, т. е. в состоянии темновой адаптации человек видит при минимальной освещенности, почти в темноте, но обычное освещение становится для него слишком ярким, вызывает боль в глазах.

Разложение белого луча в цветной спектр в природе можно видеть в радуге. В лаборатории это первым сделал великий физик И. Ньютон, пропустив солнечный луч через призму и спроецировав изображение на белый экран. При этом границы между цветами размыты, и определить их точно на глаз нельзя. Но Ньютон произвольно установил, что цветов семь, так как считал это число мистическим.

Человеческий глаз чувствителен к электромагнитым волнам длиной от 380 до 760 мм. Именно этот диапазон называют видимым светом. Световой поток, в котором смешаны лучи с разной длиной волны, воспринимается как белый. Наиболее короткие волны воспринимаются как фиолетовые, наиболее длинные — как красные. Глаз максимально чувствителен к желто-зеленым тонам, длина волны которых около 550 мм. Имеются еще два пика чувствительности — в синей и в красной областях. Все остальные цвета определяются в мозге из сочетания этих цветов и белого. Свойства цветного зрения человека учитывались при создании цветного телевидения — все цвета на экране формируются из смешения красного, зеленого, синего, желтого и белого лучей.

Читать еще:  Меняется ли цвет глаз у новорожденных детей

Цвета, близкие к синему, воспринимаются и палочками, и колбочками, а близкие к красному — только колбочками. При ярком дневном свете красные цвета кажутся более яркими, чем синие. Но при слабом сумеречном освещении, когда работа колбочек ослабевает, красные цвета кажутся темными, почти черными, а синие — более яркими. Это явление используют, например, визажисты. Они советуют использовать в декоративной косметике днем теплые тона для подчеркивания и синие — для теней, а вечером, особенно при слабом освещении — наоборот.

Условия для зрительного восприятия естественных объектов изучает видеоэкология. В рамках этих исследований было показано, что для процесса зрения важны не только освещенность, контраст и цветовая гамма, но и условия для организации движений глаз. Давно было известно, что при зрительном восприятии глаза человека находятся в непрерывном движении, которое состоит из плавного «дрейфа» и быстрых скачков («саккад»), между которыми глаза сохраняют относительную неподвижность в течение 0,2—2 сек. При восприятии объектов или картин глаза движутся по наиболее информативным точкам (например, при осматривании лица или его изображения — прежде всего по губам и глазам). Маршруты движений глаз по объектам у разных людей в принципе сходны, но есть и различия между людьми, индивидуальные стили осматривания.

Видиоэкологические исследования современных городов продемонстрировали, что равномерная, гомогенная зрительная среда, в которой глазам «не за что зацепиться» (например, длинные коридоры, гладкие стены домов с равномерными рядами окон и т. п.) вовлекает глаза в несвойственные им ритмические движения. Это приводит к обеднению восприятия, создает ситуацию частичной сенсорной депривации — лишения информации. При этом человек начинает бессознательно стремиться к поиску дополнительной информации и к разрушению условий, которые видеоэкология определяет как агрессивную зрительную среду.

Особенности зрительного восприятия

В настоящее время невозможно представить свою жизнь без зрительной системы. В работе изучается негативное влияние на зрительную систему и найти способы сохранения здорового зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Исследовательская работа «Особенности зрительного восприятия»2.31 МБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ

Выполнила: учащаяся 10А

Чеботарёва Юлия Евгеньевна

Федоркова Елена Васильевна

  1. Строение человеческого глаза. 5
  2. Физиология зрения человека……………………………. ………. 7
  1. Цветовое зрение. 7
  2. Бинокулярное и стереоскопическое зрение. 8
  1. Основные свойства зрения. 9
  1. Световая чувствительность человеческого глаза. 9
  2. Острота зрения. 10
  3. Поле зрения. 11
  4. Бинокулярность. 12
  5. Контрастная чувствительность. 14
  6. Адаптация зрения. 15
  1. Дефекты зрения. 16
  1. Близорукость. 16
  2. Дальнозоркость. 17
  3. Астигматизм . 18
  1. Способы улучшения зрения. 19
  1. Инструментальные методы. 19
  2. Хирургическая коррекция. 20
  1. Практическая часть. 21

Список литературы. 24

В настоящее время невозможно представить свою жизнь без зрительной системы. Любой человек получает основную массу нужных ему сведений именно с помощью зрительного анализатора.

В современном мире, мире инновационных технологий, многие технологические разработки непосредственно влияют на зрение человека и приносят некоторые изменения в зрительной системе, зачастую негативные. Как правило, в доме у каждого обязательно стоят телевизор и компьютер, а в карманах у любого школьника, будь то первоклассник или десятиклассник, лежит мобильный телефон, плеер и т.д.
Естественно, что родители проводят большую часть дня на работе и не могут контролировать своих детей, когда те приходят домой. А ведь основным любимым занятием любого школьника – это брожение на просторах интернета, игра в онлайн игры, просмотр телевизора и прочее.
Но без всех этих предметов ни один человек, ни ребёнок, ни его родители, не представляет своей жизни..
Для того, чтобы продолжать пользоваться всеми новыми технологиями, нужно без сомнения соблюдать правила пользования ими и принимать меры предотвращения ухудшения зрения. Но, если всё-таки зрение нарушено, следует прибегнуть к методам коррекции зрения.

Исходя из всего этого, и возникла необходимость данной работы.

Большую часть информации из окружающего мира человек получает через органы зрения.

Современные информационные технологии зачастую губительно влияют на зрение человека.

Поэтому люди должны знать особенности зрительного восприятия, чтобы сохранить зрительный анализатор здоровым.

Изучить негативное влияние на зрительную систему и найти способы сохранения здорового зрения.

  1. Изучить особенности зрительного восприятия человека.
  2. Изучить причины ухудшения зрения.
  3. Предложить альтернативный способ восстановления зрения

В ходе исследования представленных задач мы выясним, как устроен зрительный анализатор, что оказывает на него негативное действие и сможем предложить альтернативный способ восстановления зрения.

  1. Строение человеческого глаза [1]
  • Роговица — прозрачная оболочка, покрывающая переднюю часть глаза. В ней отсутствуют кровеносные сосуды, она имеет большую преломляющую силу. Входит в оптическую систему глаза. Роговица граничит с непрозрачной внешней оболочкой глаза — склерой.
  • Передняя камера глаза — это пространство между роговицей и радужкой. Она заполнена внутриглазной жидкостью.
  • Радужка — по форме похожа на круг с отверстием внутри (зрачком). Радужка состоит из мышц, при сокращении и расслаблении которых размеры зрачка меняются. Она входит в сосудистую оболочку глаза. Выполняет ту же функцию, что диафрагма в фотоаппарате, регулируя светопоток.
  • Зрачок — отверстие в радужке. Его размеры обычно зависят от уровня освещенности. Чем больше света, тем меньше зрачок.
  • Хрусталик — «естественная линза» глаза. Он прозрачен, эластичен — может менять свою форму, почти мгновенно «наводя фокус», за счет чего человек видит хорошо и вблизи, и вдали. Располагается в капсуле, удерживается ресничным пояском. Хрусталик, как и роговица, входит в оптическую систему глаза.
  • Стекловидное тело — гелеобразная прозрачная субстанция, расположенная в заднем отделе глаза. Стекловидное тело поддерживает форму глазного яблока, участвует во внутриглазном обмене веществ. Входит в оптическую систему глаза.
  • Сетчатка — состоит из фоторецепторов (они чувствительны к свету) и нервных клеток. Клетки-рецепторы, расположенные в сетчатке, делятся на два вида: колбочки и палочки . В этих клетках, вырабатывающих фермент родопсин, происходит преобразование энергии света (фотонов) в электрическую энергию нервной ткани, т.е. фотохимическая реакция.
  • Палочки обладают высокой светочувствительностью и позволяют видеть при плохом освещении, также они отвечают за периферическое зрение. Колбочки, наоборот, требуют для своей работы большего количества света, но именно они позволяют разглядеть мелкие детали (отвечают за центральное зрение), дают возможность различать цвета. Наибольшее скопление рецепторов находится в центральной ямке (желтое пятно), отвечающей за самую высокую остроту зрения. Сетчатка прилегает к сосудистой оболочке, но на многих участках неплотно. Именно здесь она и имеет тенденцию отслаиваться при различных заболеваниях сетчатки.
  • Склера — непрозрачная внешняя оболочка глазного яблока, переходящая в передней части глазного яблока в прозрачную роговицу. К склере крепятся шесть глазодвигательных мышц. В ней находится небольшое количество нервных окончаний и сосудов.
  • Палочковые клетки (палочки), светочувствительные клетки (фоторецепторы) в сетчатке глаза человека и позвоночных животных, обеспечивающие сумеречное зрение; в отличие от колбочковых клеток обладают большей чувствительностью, но не воспринимают цвета.
  • Колбочковые клетки (колбочки), светочувствительные колбообразные клетки (фоторецепторы) в сетчатке глаза человека и позвоночных животных; воспринимают дневной свет и обеспечивают цветовое зрение.

2. Физиология зрения человека

2.1 Цветовое зрение

В сетчатке глаза человека есть три вида колбочек, максимумы чувствительности которых приходятся на красный, зелёный и синий участки спектра. Ещё в 1970-х годах было показано, что распределение типов колбочек в сетчатке неравномерно: «синие» колбочки находятся ближе к периферии, в то время как «красные» и «зеленые» распределены случайным образом, что было подтверждено более детальными исследованиями в начале XXI века. Соответствие типов колбочек трём «основным» цветам обеспечивает распознавание тысяч цветов и оттенков.

Равномерное раздражение всех трёх элементов, соответствующее средневзвешенному дневному свету, вызывает ощущение белого цвета.

За цветовое зрение человека отвечают гены, кодирующие светочувствительные белки опсины. По мнению сторонников трёхкомпонентной теории, наличие трёх разных белков, реагирующих на разные длины волн, является достаточным для цветового восприятия. У большинства млекопитающих таких генов только два, поэтому они имеют двухцветное зрение. В том случае, если у человека два белка, кодируемые разными генами, оказываются слишком схожи, или один из белков не синтезируется, развивается дальтонизм. Николай Николаевич Миклухо-Маклай установил, что у папуасов Новой Гвинеи, живущих в гуще зелёных джунглей, отсутствует способность различать зелёный цвет.

Трёхсоставную теорию цветового зрения впервые высказал в 1756 году Михаил Васильевич Ломоносов, когда он писал «о трёх материях дна ока». Сто лет спустя её развил немецкий учёный Герман Гельмгольц.

Различные патологические изменения, нарушающие цветовосприятие, могут происходить на уровне зрительных пигментов, на уровне обработки сигналов в фоторецепторах или в высоких отделах зрительной системы, а также в самом диоптрическом аппарате глаза. Случаи нарушения цветовосприятия только одним глазом крайне редки. В этом случае больной имеет возможность описывать субъективные феномены нарушенного цветового зрения, поскольку может сравнивать свои ощущения, полученные с помощью правого и левого глаза.

2.2 Бинокулярное и стереоскопическое зрение

Зрительный анализатор человека в нормальных условиях обеспечивает бинокулярное зрение, то есть зрение двумя глазами с единым зрительным восприятием. Основным рефлекторным механизмом бинокулярного зрения является рефлекс слияния изображения — фузионный рефлекс (фузия), возникающий при одновременном раздражении функционально неодинаковых нервных элементов сетчатки обоих глаз. Вследствие этого возникает физиологическое двоение предметов, находящихся ближе или дальше фиксируемой точки (бинокулярная фокусировка). Физиологичное двоение (фокус) помогает оценивать удалённость предмета от глаз и создает ощущение рельефности, или стереоскопичности, зрения.

При зрении одним глазом (монокулярное зрение) — посредством монокля, телескопа, микроскопа и т. п. — стереоскопичность зрения невозможна и восприятие глубины (рельефной удалённости) осуществляется главным образом благодаря вторичным вспомогательным признакам удаленности (видимая величина предмета, линейная и воздушная перспективы, загораживание одних предметов другими, аккомодация глаза и т. д. и т. п.).

Глаза человека функционально несколько различаются, поэтому выделяют ведущий и ведомый глаз. Определение ведущего глаза важно для охотников, видео операторов и лиц других профессий. Если посмотреть через отверстие в непрозрачном экране (дырочка в листе бумаги на расстоянии 20—30 см) на отдалённый предмет, а затем, не смещая голову, поочередно закрывать правый и левый глаз, то для ведущего глаза изображение не сместится.

Бинокулярность — способность одновременно чётко видеть изображение предмета обоими глазами; в этом случае человек видит одно изображение предмета, на который смотрит, то есть это зрение двумя глазами, с подсознательным соединением в зрительном анализаторе (коре головного мозга) изображений полученных каждым глазом в единый образ. Создаёт объёмность изображения. Бинокулярное зрение также называют стереоскопическим.

Если бинокулярное зрение не развивается, возможно зрение только правым или левым глазом. Такое зрение называется монокулярным.

Возможно попеременное зрение: то правым, то левым глазом — монокулярное альтернирующее. Иногда встречается зрение двумя глазами, но без слияния в один зрительный образ — одновременное.

3. Основные свойства зрения

3.1 Световая чувствительность человеческого глаза

Способность глаза воспринимать свет и распознавать различные степени его яркости называется светоощущением, а способность приспосабливаться к разной яркости освещения — адаптацией глаза; световая чувствительность оценивается величиной порога светового раздражителя.

Человек с хорошим зрением способен разглядеть ночью свет от свечи на расстоянии нескольких километров.

Максимальная световая чувствительность палочек глаза достигается после достаточно длительной темновой адаптации. Её определяют под действием светового потока в телесном угле 50° при длине волны 500 нм (максимум чувствительности глаза).

Максимальные изменения зрачка для здорового человека — от 1,8 мм до 7,5 мм, что соответствует изменению площади зрачка в 17 раз. Однако, реальный диапазон изменения освещённости сетчатки ограничивается соотношением 10:1, а не 17:1, как следовало бы ожидать исходя из изменений площади зрачка. На самом деле освещённость сетчатки пропорциональна произведению площади зрачка, яркости объекта и коэффициенту пропускания глазных сред.

Вклад зрачка в регулировку чувствительности глаза крайне незначителен.

Чувствительность глаза зависит от полноты адаптации, от интенсивности источника света, длины волны и угловых размеров источника, а также от времени действия раздражителя. Чувствительность глаза понижается с возрастом из-за ухудшения оптических свойств склеры и зрачка, а также рецепторного звена восприятия.

Максимум чувствительности при дневном освещении лежит при 555—556 нм, а при слабом вечернем/ночном смещается в сторону фиолетового края видимого спектра и равен 510 нм, а в течение суток колеблется в пределах 500—560 нм. Объясняется это (зависимость зрения человека от условий освещённости при восприятии им разноцветных объектов, соотношение их кажущейся яркости — эффект Пуркинье) двумя типами светочувствительных элементов глаза — при ярком свете зрение осуществляется преимущественно колбочками, а при слабом задействуются предпочтительно только палочки.

Острота зрения — способность глаза воспринимать раздельно две точки, расположенные друг от друга на некотором расстоянии ( детализация, мелкозернистость, разрешётка ). Мерилом остроты зрения является угол зрения, то есть угол, образованный лучами, исходящими от краёв рассматриваемого предмета к узловой точке глаза. Острота зрения обратно пропорциональна углу зрения, то есть, чем он меньше, тем острота зрения выше. В норме глаз человека способен раздельно воспринимать объекты, угловое расстояние между которыми не меньше 1′ (1 минута).

Острота зрения — одна из важнейших функций зрения. Острота зрения человека ограничена его строением. Глаз человека в отличие от глаз головоногих, например, это обращённый орган, то есть, светочувствительные клетки находятся под слоем нервов и кровеносных сосудов.

Острота зрения зависит от размеров колбочек, находящихся в области жёлтого пятна, сетчатки, а также от ряда факторов: рефракции глаза, ширины зрачка, прозрачности роговицы, хрусталика (и его эластичности), стекловидного тела (кои составляют светопреломляющий аппарат), состояния сетчатой оболочки и зрительного нерва, возраста.

Остроту зрения или Световую чувствительность часто также называют разрешающей способностью простого (невооруженного) глаза.

Строй-справка.ру

Отопление, водоснабжение, канализация

Навигация:
Главная → Все категории → Архитектура инженерных сооружений

При зрительном восприятии не всегда улавливаются действительные размеры зданий, их отдельные части и элементы. Возможны сокращения в перспективе, искажения, оптические иллюзии и т. д. Следовательно, ортогональные изображения фасада не всегда отвечают действительному восприятию, особенно высоких объектов.

Еще древние греки отмечали особенности зрительного восприятия. Многие коррекции, сделанные ими, имели целью исправить ошибочное восприятие или усилить эмоциональное воздействие с тем, чтобы достичь большей монументальности.

Восприятие конкретной формы зависит от положения ее в пространстве и точки наблюдения.

Оно определяется:
— горизонтальным углом, под которым воспринимается объект: показан ли он фронтально или под углом, т.е. вопринимаются ли два фасада, и который из них — длинный или короткий показан в большем ракурсе; увеличивает ли этот ракурс разницу в длинах двух фасадов или выравнивает их, или, наоборот, создает обратный неправильный эффект;
— положением объекта: находится ли он выше или ниже линии горизонта. Если объект расположен под линией горизонта, получаем более цельное представление о нем, так как он воспринимается в трех измерениях (с птичьего полета). Если объект проектируется на линию горизонта, желательно, чтобы она не делила его на равные части; если он проектируется выше линии горизонта, то выглядит крупнее и выразительнее;
— дистанцией, благодаря чему воспринимается только деталь здания, целое здание или его средняя часть. Человек точнее оценивает размеры в ширину, чем в высоту. Качество восприятия объекта зависит от того, попал ли он в зону центрального зрения наблюдателя. Если объект не умещается в конусе центрального зрения, то он не воспринимается целиком. При приближении к объекту ракурс увеличивается, что усиливает выразительность объекта. Но при очень близком расстоянии объект воспринимается в искаженном виде. При большом отдалении от предмета ракурс уменьшается, и сам предмет воспринимается совместно с окружением.

Рис. 1. На зрительное воприятие оказывают влияние угол зрения (ракурс) (а), высота горизонта (б), расстояние до сооружения (в), углы центрального и периферического зрения (г)

Масштабность и масштаб. Масштабность — это не только элемент архитектурной композиции, но и ее качественная характеристика. Понятия «масштаб» в архитектурной композиции, «масштаб» в геодезии и картографии не идентичны.

Различают следующие виды масштабов:
— человеческий, когда элементы соразмерны с ростом человека или ассоциативно связаны с привычными для него представлениями: дверь, окно, ступень и т. д. Рост человека (170—180 см) служит своеобразным модулем для сравнения. Такая масштабность показывает соотношение между элементами композиции и наблюдателем;
— оптический, который зависит от природного или архитектурного окружения. Одно и то же здание в разной среде будет выглядеть различным по размеру; один и тот же архитектурный элемент вне интерьера выглядит меньшим, а внутри — большим. Его размеры будут еще больше, если окружающие элементы меньше (например, человек по отношению к мебели в детским саду). Это свойство с успехом используется в качестве композиционного средства для выделения каких-либо объектов, оригинальных по архитектуре. Имеют значение также абсолютные размеры, масса, фактура, колорит и др. Масштабность изменяется при некоторых оптических иллюзиях: в глубину или в высоту, в перспективе или при неравенстве в расчленении в глубину или в высоту. Таким образом, изменяется восприятие. Оптическую иллюзию можно использовать для усиления архитектурной выразительности;
— относительный, который зависит от степени расчлененности композиции, соотношения объемов и плоскостей композиционных элементов ко всей композиции, моделирования деталей, силы цвета и фактуры материала. Можно расчленить малый объект на крупные объемные элементы, и наоборот, большой объект на малые элементы, что зависит от структурной системы сооружения.

Рис. 2. Виды масштаба
а — соизмеримый с ростом человека; б — оптический; в — относительный

Восприятие и перспектива. Большой ракурс может усилить перспективу, оптически удлинить сооружение, увеличить воздействие другого объекта в глубине путем усиления контраста между ним и другими объектами.

Перспектива может и приблизить объект, зрительно уменьшив его. При меньшем ракурсе перспектива усиливает эмоциональное воздействие заднего плана.

Характер перспективы зависит от формы (например, скошенная часть дымовой трубы усиливает перспективу), места расположения элементов и различного разделения на плоскости. Сочетание вышеуказанных факторов может привести к преувеличению одних форм и к неестественному уменьшению размеров других, а также к искажению всей картины.

Профиль и рельеф участка, на котором стоит объект, могут усилить или ослабить воздействие. В принципе выпуклая поверхность земли увеличивает, а вогнутая уменьшает это воздействие. Здесь сказывается влияние линии горизонта: оно положительно, если объект находится над горизонтом, и наоборот.

На восприятие расчлененного объекта оказывает влияние и местоположение более высоких элементов. Поэтому следует проверять, какая часть объекта остается видимой. Если желательно подчеркнуть элемент, его поднимают на необходимую высоту, хотя это может отразиться неблагоприятно на внешнем облике застройки. Однако фасад не является самоцелью, это — только часть общего решения в процессе строительства сооружения.

Обработка объемов и плоскостей. При восприятии внешних объемов оказывают влияние способ обработки объемов и плоскостей, общее соотношение светлых и темных пятен, массы, фактуры материала, освещения и колорита. При разработке внутреннего пространства имеет значение местоположение светлых пятен в интерьере, различных установок и т. д.

Масса любого объема в художественном отношении может быть выражена различно и определяется:
— абсолютными размерами сооружения;
— размещением данного объема в пространстве по отдельным координатам, как, например, плоская плита, куб или шар;
— степенью насыщенности, т. е. заполнением плотными частями или степенью плотности структуры: например сооружение с одним общим внутренним пространством (резервуар); с большим числом, но меньшими по объему внутренними пространствами (силос) или сплошным массивным объемом (дамба). Имеет значение и степень заполнения отдельных плоскостей: одна и та же по размеру плоскость, но насыщенная в большей степени элементами, кажется большей;
— видом используемых элементов. В зависимости от них плоскости могут выглядеть более стройными, более тяжелыми или легкими. При больших объемах их массы должны находиться в зрительном равновесии, чтобы они воспринимались как единая композиция.

При восприятии массы имеет значение явление «иррадиации» (по Гельмгольцу): один и тот же элемент на светлом фоне выглядит меньшим, чем на темном; светлый интервал кажется больше, чем темный. Светлый фон как будто бы поглощает часть элемента, например колонны. Принимая во внимание эти явления, древние греки специально утолщали колонны («энтазис»), наклоняли угловые колонны.

При восприятии данного элемента оказывает влияние и ряд оптических иллюзий: стрелок (по Мюллеру—Лиеру), площадей (по Венду), диагоналей, параллельных линий при штриховке предметов с различными вариантами искривления (по Целнеру) концентрических кругов, кривых различных радиусов и т. д.

Выбор материала существенно сказывается на формировании внешнего облика данного сооружения. Наряду с техническими свойствами (конструктивные, изоляционные и др.) он обладает и эстетическими качествами (структура, фактура, цвет). При подборе материала нужно помнить, что он должен удовлетворять одновременно двум требованиям: техническому и эстетическому. Только тогда может быть достигнуто необходимое единство.

Фактура определяет поверхностный слой материала. Один и тот же материал может получить различную внешнюю обработку, различную фактуру.

Рис. 3. Влияние перспективы

Рис. 4. Влияние поперечного профиля участка застройки на восприятие
а — при вогнутом и выпуклом профиле; б — при террасовидном профиле

Рис. 5. Влияние профиля сооружения на восприятие массы (а), зрительное сокращение при наблюдении на уровне глаз (б)

Рис. 6. Влияние формы, объема и способа обработки» плоскостей
а — различное видоизменение одной и той же массы; б — влияние способа обработки плоскостей и степени их заполнения

Различные фактуры -— средство гармонии в архитектурной композиции. Все они тектоничны, поскольку получаются при обработке конструктивного материала, а не за счет облицовочных материалов.

Характер фактуры определяется:
— числом и размером составных деталей в единице площади. При их бесконечном количестве фактура выглядит гладкой, тогда как при малом количестве, но при крупных размерах они воспринимаются как отдельные формы;
— глубиной рельефа и шириной интервала. Когда интервал бесконечно мал, плоскость также воспринимается гладкой;
— расстоянием от места наблюдения, углом обзора и остротой зрения.

Рис. 7. зрительное восприятие фактур

Рис. 8. Некоторые оптические иллюзии при рассмотрении сооружений
1,2 — для длин отрезков со стрелками (иллюзия Мюллера — Лиера); 3 для высоты зданий (перспектива); 4 — иллюзия кривых; 5 — иллюзия деления пополам; 6 — иллюзия площади; 7 — иллюзия заштрихованных параллельных линий (иллюзия Целнера); 8 — иллюзия пересечения (иллюзия Погендофа); 9 — иллюзия «малых» прямых; 10 — уменьшение размеров в перспективе

Освещенность. Степень освещения определяется:

1) направленностью освещения по отношению к оси восприятия горизонтальным и вертикальным углам падения световых лучей по отношению к объекту, т. е. тенями. Направлением освещения можно подчеркнуть определенную характеристику рельефа, увеличить его объемность и пластичность, облегчить его массу. Но освещение может также и лишить объект пластичности (если оно совпадает с осью восприятия), и до неузнаваемости изменить его внешний вид.

Оптимальное освещение определяется в соответствии с видом освещаемого элемента (горизонтальный, вертикальный, наклонный). Для зданий и сооружений оптимальный горизонтальный угол, под которым следует направлять световые лучи, лежит в пределах от ±20 до ±60”, а вертикальный — от ±10 до ±30°. Но такой угол может быть обеспечен только при специальном архитектурном искусственном освещении. При естественном (дневном) освещении соотношения между освещенными частями объекта и частями, находящимися в тени, изменяются в течение дня. Специальные исследования должны выявить возможности пластических средств объектов в часы наиболее частых наблюдений за ними <обеденный перерыв, часы пересменок и т. д.);

2) контрастностью освещения, соотношением между прямым и диффузным освещением. Наиболее точно контрастность определяется яркостью, L, т. е. L = Eр, где L зависит от освещенности Е и отражающей способности р плоскостей. При малом контрасте уменьшается объемная выразительность объекта. Но очень большой контраст также вреден:без светотени вообще нет объемного восприятия. Оптимальное соотношение Lj,I(j>: (Ьар—Ьтф) =0,25-4-0,60. Для районов, где контрастность естественного освещения недостаточна, необходимо использование колорита.

Цвет и окраска в сооружениях выполняют различное назначение. Они могут быть функциональными, психофизиологическими и эстетическими. Для сооружений наиболее часто применяют функциональную и сигнально-предупреждающую окраску. Первая подчеркивает технологическое назначение оборудования и коммуникаций (например, трубопровод для холодной или теплой воды, газа, кислоты, сжатого воздуха и т. д.). Сигнально-преду-преждающая окраска в виде чередующихся полос (черные и желтые, черные и красные, красные и белые и т. д.) используется в целях охраны труда, например для обозначения движущихся частей.

Цвет используется для обозначения направления движения — маршрутов транспортных и людских потоков и т. д. Цвет способен поглощать или отражать солнечную радиацию. Строительные материалы в зависимости от своего цвета и фактуры имеют различное альбедо: более светлые — большее, темные с неровной фактурой — меньшее. Темные слабо отражают солнечную радиацию. Они поглощают значительный процент энергии и нагреваются. Вот почему для избежания перегрева (особенно для резервуаров с огнеопасными жидкостями и др.) рекомендуются светлые тона и гладкая поверхность.

Цвет обладает психофизиологическим воздействием. Различные цвета по-разному влияют на производительность труда, на самочувствие рабочего. Они оптически коррегируют пространство путем приближения или удаления цветовых сочетаний, создают чувство простора и, наоборот, могут уменьшать пространство. Цвета оптически коррегируют масштаб и массу элементов архитектурной композиции, делают эти элементы более легкими или тяжелыми и т. д.

Цвета с эстетической точки зрения могут:
— усиливать воздействие данного сооружения, его зрительное впечатление. Окрашенные в темные тона элементы на светлом фоне четко очерчены по форме и размерам; наоборот, на темном фоне светлые элементы выглядят менее контрастно;
— создавать и усиливать ритм, подчеркивать пропорции (с учетом иррадиации при необходимости светлые пятна должны быть меньше темных);
— обеспечивать единство, гармонию или дисгармонию, т. е. усиливать воздействие целой архитектурной композиции или, наоборот, уменьшать его.

Навигация:
Главная → Все категории → Архитектура инженерных сооружений

Особенности восприятия визуальной информации

Понимание того, как мы интерпретируем то, что мы видим, может помочь в разработке и организации визуальной информации.

Рассмотрим несколько психологических исследований, которые раскрывают некоторые идеи о том, как люди воспринимают визуальную информацию.

Теория визуального предположения Грегори

Психолог Ричард Грегори считал, что зрительное восприятие опирается на обработку по принципу «сверху вниз».

Нисходящая обработка, также известная как концептуальная обработка, происходит, когда мы формируем наше восприятие, начиная с общей картины. Мы делаем предположение о том, что видим, основываясь на ожиданиях, предшествующих знаниях и прошлом опыте. Другими словами, мы делаем расчетные предположения. По словам Грегори, мы обычно правы в этих предположениях.

Эксперимент с полым лицом

Один из тестов, который провел Грегори, чтобы проверить свою теорию, был назван экспериментом с полой маской.

Он использовал вращающуюся маску Чарли Чаплина, чтобы показать: мы воспринимаем полую поверхность маски как выступающую, основываясь на наших ожиданиях.

Наше представление о нормальном лице состоит в том, что нос объёмный. Мы подсознательно восстанавливаем полое лицо до состояния нормального.

Основываясь на теориях Григория, мы можем сказать, что:

  • Почти 90% того, что мы видим, теряется к тому моменту, как достигает нашего мозга. Из-за этого мозгу остаётся делать догадки, основываясь на прошлом опыте или знаниях.
  • Визуальная информация, которую мы наблюдаем, объединяется с ранее сохраненной информацией о мире, которую мы создали в результате опыта.
  • Наше окружение помогает обеспечить контекст для визуальной информации, которую мы поглощаем.

Эксперимент Саноки и Салмена

Исследования показали, что группа похожих цветов считается гармоничной и приятной, а контрастные цвета ассоциируются с хаосом.

В 2011 году Томас Саноки и Ноа Салмен провели эксперимент, измерив влияние цвета на визуальную кратковременную память.

Было проведено четыре серии испытаний с использованием как гармоничной, так и дисгармоничной цветовой палитры. В каждом испытании наблюдателям были представлены два набора цветовых рисунков, и им было предложено сравнить их.

Участникам предложили оценить, были ли показанные схемы «одинаковыми» или «различными». Наблюдатели также должны были оценить, была ли модель гармоничной.

Основываясь на результатах исследования, Саноки и Салмен смогли показать:

  • Люди лучше запоминают цветовые узоры, когда цветовая палитра гармонична.
  • Люди запоминают узоры с меньшим количеством цветов (двухцветные палитры), чем узоры с большим количеством цветов (четырехцветные палитры).
  • Контраст окружающих цветов влияет на то, насколько хорошо мы помним цветовой узор. Другими словами, цветовые различия между контентом и фоном могут улучшить нашу способность сосредоточить наше внимание на самом контенте.

Феномен бинокулярного противоречия

Бинокулярное противоречие происходит, когда наши глаза видят два разных изображения в одном и том же месте. Одно изображение доминирует, а другое подавляется. Степень преобладания изображений периодически меняется, поэтому вместо того, чтобы видеть одну и ту же комбинацию обоих визуалов, мы видим чередование изображений с течением времени, поскольку два визуальных элемента конкурируют за доминирование.

В 1998 году Фрэнк Тонг, Кен Накаяма, Дж. Томас Воган и Нэнси Канвишер наблюдали это явление.

В эксперименте четырем участникам было продемонстрировано через очки с красно-зелёным фильтром изображение лица и дома. Каждый глаз мог видеть одно изображение за один раз. Визуально-избирательные ответы наблюдателей контролировали с использованием функциональной магнитно-резонансной томографии (МРТ).

Согласно их эксперименту,

  • ФМРТ для всех наблюдателей указывает на сильное бинокулярное противоречие при представлении разнородных изображений.
  • Бинокулярное противоречие происходит на этапе визуальной обработки. Другими словами, в течение короткого периода времени, когда наши глаза останавливаются на двух разных изображениях, которые находятся близко друг к другу, мы не сможем определить, что мы на самом деле видим.

Влияние типографии и эстетики на чтение

Знаете ли вы, что типография может повлиять на ваше настроение и способность решать проблемы?

В эксперименте, проведенном Кевином Ларсоном из Microsoft и Розалинд Пикард в Массачусетском технологическом институте, исследователи определили, что типография может влиять на настроение читателя и его когнитивные способности.

В двух разных исследованиях участники были разделены на отдельные группы, и им было дано 20 минут на чтение печатного номера журнала The New Yorker на планшетном ПК. Одна из групп работала ​​с плохо набранной версией, а другая — с правильно набранной.

Во время сеанса участников прервали, и им было предложено оценить количество времени, которое, по их мнению, прошло с начала эксперимента.

Результаты исследования показали:

  • Участники обеих групп недооценили время чтения. Это означает, что чтение является увлекательной задачей.
  • Участники, которые читали корректный экземпляр, сильно недооценили время чтения по сравнению с участниками, которые читали выпуск с плохой типографикой. Это подразумевает, что хорошая типографика делает чтение еще более увлекательным.

Как визуальное восприятие влияет на дизайн

Понимание того, как люди воспринимают визуальную информацию, открывает много возможностей по созданию интересного увлекательного контента.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector