1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему возникает нарушение и его разновидности

Виды психологических расстройств и их признаки

Психологические расстройства представляют собой различные разлады психики человека, обусловленные рядом биологических, социальных или психологических факторов. Подверженные психическим расстройствам индивиды не могут приспособиться к существующим условиям жизни, самостоятельно решить свои проблемы. Таким людям бывает трудно восстановиться после выпавших на их долю неудач. В их мышлении, поступках и поведении есть признаки неадекватности.

Что такое психологическое расстройство?

Психическое расстройство — это болезненное состояние, для которого характерны различные деструктивные изменения в психике индивида. Есть немало нарушений психики, но все они проявляются по-разному. У индивидов, подверженным психологическим расстройствам, появляются абсурдные идеи, они неадекватно мыслят, ведут себя, неправильно реагируют на различные события. Некоторые виды психических заболеваний вызывают соматические нарушения.

Болезни психики чаще встречаются у женщин, чем у мужчин. Это связано с большим числом провоцирующих факторов у представительниц слабой половины человечества (беременность, роды, климакс).

В состоянии психического расстройства индивид, в отличие от здорового человека, не может справиться с обыкновенными бытовыми проблемами, выполнять должным образом свои профессиональные задачи. Нарушения психики сказываются на мыслительной, умственной способности индивидуума и на поведении.

Виды психологических расстройств

Виды и характеристики психических расстройств:

  1. Органические психические нарушения. Вызваны, как правило, органическими болезнями мозга. Нарушения психики возможны после сотрясения мозга, ушиба головы, инсульта, разного рода системных заболеваний. У индивида наблюдаются деструктивные изменения, негативно влияющие на память, мышление, а также появляются галлюцинации, бредовые мысли, перепады настроения.
  2. Психические и поведенческие дисфункции, связанные с употреблением спиртных и психотропных препаратов. Нарушения вызваны приёмом психоактивных веществ, которые не являются наркотиками. К ним относятся снотворные, седативные, галлюциногенные препараты.
  3. Шизофрения, шизотипические и бредовые состояния. Психические заболевания, сказывающиеся на психоэмоциональном состоянии личности. Индивид совершает нелогические поступки, он невменяем, не понимает, что происходит вокруг. У индивидуума снижена работоспособность и социальная адаптация.
  4. Аффективные расстройства. Болезнь приводит к ухудшению настроения. Проявления нарушения: биополярное аффективное расстройство, мания, депрессия, циклотимия, а также дистимия и другие.
  5. Нарушения психики, спровоцированные стрессовой ситуацией. Неврозы, приступы паники, боязни, фобии, постоянный стресс, паранойя. У индивида возникают страхи к различным предметам или явлениям.
  6. Поведенческие нарушения, вызванные физическими и физиологическими факторами. Различные нарушения психики, связанные с едой и употреблением продуктов питания (переедание, анорексия), а также проблемы со сном и сексом.
  7. Поведенческие, а также личностные расстройства зрелого возраста. Проблемы с половой идентификацией, сексуальные расстройства (педофилия, садомазохизм), патологическая зависимость от азартных игр, вредные привычки.
  8. Умственная отсталость. Врождённое состояние, проявляющееся задержкой развития личности. У индивида ухудшается мыслительный процесс, память, адаптация в социуме. Нарушение развивается вследствие генетической предрасположенности или проблем во время беременности и родов.
  9. Нарушения в психологическом развитии. Проявляются в виде проблем с речью, замедления общего развития индивида, задержке моторных функций и пониженной способностью к учению. Проблемы появляются в раннем детстве и связаны с поражением мозга.
  10. Детские и подростковые психологические расстройства. Нарушения, которые характерны для детского и подросткового возраста. Непослушание, гиперактивность, агрессивность, проблемы с концентрацией внимания.

У 20 процентов земного населения на протяжении жизни появляются расстройства, связанные с разного рода фобиями. Правда, страх порой возникает как реакция на угрожающую обстановку. Ещё одним распространённым нарушением психики является депрессия. Она возникает у 7 процентов женской половины населения земного шара и у 3 процентов мужской. Хотя бы раз в жизни каждый житель планеты страдает депрессией.

Часто встречающимся сбоем в мышлении и поведении человека является шизофрения. Люди, подверженные этому заболеванию, нередко находятся в депрессивном состоянии и стараются отгородиться от общественной жизни.

Психические нарушения зрелого возраста проявляются в виде алкогольной зависимости, сексуальных отклонений, иррационального поведения. Правда, многие из них продиктованы психологическими травмами детского и подросткового периода.

Симптомы психических расстройств

Основными проявлениями всевозможных психических расстройств являются нарушения мыслительной активности, психоэмоционального состояния, поведенческих реакций, которые существенно выходят за рамки существующих порядков и этических норм. У людей, которые страдают психологическими расстройствами, имеются различные нарушения физического, когнитивного, эмоционального характера. Например, человек может чувствовать себя слишком счастливым или, наоборот, обездоленным, что не совсем согласуется с происходящими вокруг него событиями.

Различного рода психические заболевания имеют свои характерные особенности. Клинические проявления одного и того же расстройства у разных людей могут разниться. В зависимости от тяжести состояния индивида и нарушений в его поведении выбирается определённая тактика терапии.

Основные симптомы психических расстройств:

1. Астенический синдром.

У индивида наблюдается сильная утомляемость, истощение, понижение работоспособности. Для данного состояния характерна неустойчивость настроения, повышенная раздражительность, сентиментальность, слезливость. Астения сопровождается постоянными головными болями, проблемами со сном. Астенический симптом наблюдается при разнообразных психических нарушениях, а также после перенесённых инфекционных заболеваний или при утомлении.

2. Навязчивость.

У людей независимо от воли возникают навязчивые переживания, тревоги, страхи, фобии. Неоправданные сомнения изводят индивида. Он терзает себя беспочвенными подозрениями. Соприкасаясь с пугающей ситуацией или явлением, человек испытывает нервное напряжение. Навязчивые страхи заставляют индивида иррационально действовать, например, боясь микробов постоянно мыть руки.

3. Аффективный синдром.

Проявляется в виде стойкого изменения настроения (депрессия, мания). Данный симптом обычно встречается вначале психического заболевания. Впоследствии остаётся преобладающим на протяжении всей болезни или усложняется другими расстройствами психики.

Депрессия характеризуется чувством подавленности, понижением физической активности, болью в области сердца. В этом состоянии индивид говорит медленно, плохо мыслит, не может понять суть прочитанного или услышанного. У индивида появляется слабость, вялость, заторможенность. Во время депрессии человек испытывает чувство вины, отчаяния, безысходности. Порой у индивида возникают суицидальные мысли.

Маниакальное состояние, наоборот, характеризуется повышенным оптимизмом, весёлостью и беззаботностью. У человека появляется огромное количество планов и идей. Он слишком оживлённый, подвижный, говорливый. В маниакальном состоянии люди испытывают избыток энергии, творческий подъём, повышение интеллектуальной деятельности и работоспособности. Однако впоследствии гиперактивность может привести к необдуманным, неадекватным поступкам, что сказывается на состоянии индивида. На место весёлого настроения приходит злость и вспыльчивость.

4. Сенестопатия.

Проявляются в виде неприятных ощущений по всему телу. Человек чувствует покалывание, боль, жжение, стягивание, однако все эти симптомы не связаны с внутренними болезнями органов. Индивиду кажется, будто его горло сдавливает какая-то сила или под рёбрами что-то шуршит.

5. Ипохондрический синдром.

Человеку постоянно кажется, будто он чем-то болен. Индивид чувствует неприятные ощущения, хотя на самом деле никаких патологий у него не наблюдается. Ипохондрия нередко развивается на фоне депрессивного состояния.

6. Иллюзия.

Когда у индивида возникают иллюзии, он реальные вещи воспринимает ошибочно. Такое зрительное расстройство может быть вызвано особенностями освещения или другими оптическими явлениями. Например, под водой все вещи кажутся больше, чем в реальности. В тёмную пору силуэты предметов можно принять за монстров.

7. Галлюцинация.

Нарушения психики приводят к тому, что индивид видит, слышит и чувствует то, чего не происходит в реальности. Галлюцинации могут быть зрительными, обонятельными, слуховыми, тактильными. Слуховые бывают различными по содержанию: индивид слышит чей-то голос или беседу несуществующих людей. Голоса в голове могут отдавать приказы, заставлять что-то сделать, например, убить, молчать, куда-то уехать. Зрительные галлюцинации приводят к тому, что индивид какое-то мгновение видит предметы, которые реально не существуют. Обонятельные заставляют чувствовать запах гниения, продуктов или одеколона. Тактильные вызывают неприятные ощущения.

8. Бредовые расстройства.

Бред есть основным признаком психоза. Индивид строит свои умозаключения на оторванных от действительности фактах. Его тяжело разубедить в неправильности его идей. Человек находится в плену своих бредовых фантазий и убеждений, постоянно старается доказать свою правоту.

9. Кататонический синдром.

Проявляется в форме двигательной заторможенности, ступора или, наоборот, сильного возбуждения. Во время оцепенения индивид не способен двигаться и говорить. Кататоническое возбуждение, наоборот, характеризуется хаотическими и часто повторяющимися движениями. Подобное нарушение может возникнуть в обычном состоянии в случае сильного стресса или в результате тяжёлого расстройства психики.

10. Помрачение сознания.

У индивида нарушается адекватное восприятие реальности. Человек чувствует себя отрешённым от действительности и не понимает, что вокруг происходит. Индивид теряет способность логически мыслить, не ориентируется в ситуации, во времени и пространстве. Человеку бывает трудно запомнить новую информацию, также наблюдается частичная или полная амнезия.

11. Деменция.

У индивида снижаются интеллектуальные функции. Он теряет способность к приобретению различных знаний, не понимает, как действовать в сложной ситуации, не может найти себя и приспособиться к условиям жизни. Деменция может возникнуть в ходе прогрессирования психического заболевания или быть врождённой (олигофрения).

Почему возникают?

К сожалению, причины многих психических расстройств по сей день не выяснены. Правда, в зависимости от вида нарушений существуют определённые факторы, провоцирующие развитие болезней. Выделяют биологические, психологические и социальные причины расстройств психики.

Нарушения психического состояния вызваны, как известно, изменениями структуры или функций мозга. Принято считать, что на возникновение расстройств психики влияют экзогенные или эндогенные факторы. К экзогенным относятся отравляющие препараты, алкоголь, инфекции, психологические травмы, ушибы, сотрясения, заболевания сосудов мозга. На подобного рода расстройства влияют стрессовые ситуации, спровоцированные семейными или социальными проблемами. К эндогенным факторам относятся нарушения в хромосомах, генные мутации или наследственные заболевания генов.

Психологические отклонения, независимо от причин возникновения, несут много проблем. Больному человеку свойственно неадекватное мышление, неправильное реагирование на некоторые жизненные ситуации и часто иррациональное поведение. У таких индивидов повышена склонность к суициду, преступности, формированию алкогольной или наркотической зависимости.

Психологические расстройства у детей

В процессе взросления ребёнок претерпевает ряд физиологических и психологических изменений. На формировании мировоззрения детей откладывают отпечаток многие факторы, в том числе и отношение к ним родителей. Если взрослые правильно воспитывают ребёнка, он вырастает психически здоровым человеком, умеющим правильно вести себя в обществе и в любой ситуации.

Дети, которые в раннем возрасте ежедневно подвергались насилию, воспринимают такое поведение родителей как норму. Повзрослев, они будут демонстрировать подобное поведение на других людях. Все негативные моменты в воспитании маленьких детей дают о себе знать во взрослой жизни.

Известный психиатр Д. Макдональд выявил самые опасные признаки в психическом состоянии ребёнка, на которые необходимо обращать внимание как можно раньше. Если взрослые проигнорируют эти факторы и не отведут своих детей к психиатру, в будущем им придётся столкнуться с рядом серьёзных проблем.

Признаки психологических нарушений у детей:

  • зоосадизм — жестокое отношение к животным (убийство котят, рыбок);
  • неумение сопереживать чужой боли;
  • холодность в проявлении чувств;
  • постоянное враньё;
  • энурез;
  • побеги из дома, любовь к бродяжничеству;
  • кража чужих вещей;
  • раннее пристрастие к курению, наркотикам, алкоголю;
  • желание устраивать поджоги;
  • издевательства над слабыми ровесниками.
Читать еще:  Правила гигиены зрения для детей и взрослых уход за глазами

Если ребёнок демонстрирует девиантное поведение, значит, родители допустили какую-то ошибку в его воспитании. Негативные поступки указывают на симптомы психических расстройств лишь в том случае, когда они повторяются регулярно. Родителям необходимо серьёзно отнестись к девиантному поведению и не пускать ситуацию на самотёк.

Как правильно лечить?

Прежде чем лечить человека от психологического расстройства, специалист должен правильно установить диагноз и выявить причину, повлиявшую на развитие заболевания. В первую очередь необходима консультация психолога. Специалист беседует с клиентом в спокойной обстановке, проводит тесты, назначает задания и внимательно наблюдает за реакциями и поведением индивида. Проведя психологическую диагностику, психолог выявляет нарушения в психике клиента и определяет способ коррекционной помощи.

Если человек столкнулся с рядом жизненных трудностей, вследствие которых у него возникли психологические расстройства, он может обратиться за помощью к психологу-гипнологу Никите Валерьевичу Батурину.

Важно обратиться к психотерапевту как только появятся первые симптомы неадекватного поведения. Если болезнь запустить, придётся прибегнуть к помощи психиатра и даже принудительно госпитализировать человека в психиатрический стационар. Душевнобольная личность требует срочного лечения в лечебном учреждении, если у неё наблюдается психическое расстройство в острой фазе или человек находится в состоянии сильного возбуждения, склонен к насильственным действиям или проявляет суицидальные намерения.

ВИДЫ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ, ИХ ПРИЧИНЫ И МЕХАНИЗМЫ

Как свидетельствует мировой и отечественный опыт, число детей с отклонениями в развитии велико и неуклонно возраста­ет. Этому есть ряд причин: дестабилизация общества и отдель­ных семей, отсутствие в ряде случаев нормальных гигиениче­ских, экономических, экологических условий для будущих ма­терей и детей разных возрастных групп. У многих детей возни­кают психическая, познавательная депривация, недостаточность удовлетворения сенсорных и эмоциональных контактов и по­требностей. Эти и многие другие патологические факторы при­водят к различным заболеваниям и отклонениям в развитии.

Понятие «аномалия развития» входит в круг понятий, объ­единяемых термином «дизонтогенез», которым обозначают различные формы нарушений онтогенеза, т. е. развития инди­вида в отличие от развития вида (филогенез). Многочислен­ными психолого-педагогическими исследованиями доказано, что ранняя диагностика и коррекция отклонений психомо­торного развития детей являются главными условиями их эффективного обучения и воспитания, предупреждения у них более тяжелых нарушений (вплоть до инвалидности) и соци­альной депривации.

На начальных этапах развития проблемного ребенка глав­ным препятствием к его обучению и воспитанию является первичный дефект. При отсутствии коррекционного воздей­ствия в дальнейшем ведущее значение начинают приобретать вторичные наслоения (отклонения), и именно они мешают социальной адаптации ребенка. Возникают педагогическая шпущенность, расстройства эмоционально-волевой сферы и поведения, что обусловлено эмоционально-личностными осо­бенностями на фоне дефицита общения, комфортности и ощу­щениями неуспеха.

В настоящее время единых принципов классификации нарушений в развитии не существует. Некоторые исследова-

тели выделяют следующие группы детей с отклонениями в развитии:

1) дети с сенсорной неполноценностью (с нарушениями
слуха, зрения, речи, функций опорно-двигательного аппарата
и сенсомоторики);

2) дети с задержкой психического развития;

3) дети с астеническим или реактивным состоянием и кон­
фликтными переживаниями;

4) дети с психопатоподобными (психопатическими) фор­
мами поведения (эмоциональные нарушения поведения);

5) умственно отсталые дети (олигофрены в степени де-
бильности, имбецильности, идиотии);

6) дети с начальными проявлениями психических заболе­
ваний (шизофрения, эпилепсия, истерия и др.).

Эта классификация детей с отклонениями в развитии пред­ставлена в работе М.А.Власовой и М.С.Певзнер «Учителю о детях с отклонениями в развитии» (М., 1967).

Возможно и другое подразделение на группы:

1) дети с отклонениями развития в связи с органическими
нарушениями;

2) в связи с функциональной незрелостью;

3) дети с отклонениями в развитии на почве психических
деприваций (См.: Усанова О.Н. Дети с проблемами психи­
ческого развития. — М., 1995).

В монографии В.А.Лапшина и Б.П.Пузанова «Основы дефектологии» (М., 1990) приводится следующая классифика­ция детей с нарушениями развития:

1) дети с сенсорными нарушениями (нарушения слуха и
зрения);

2) дети с интеллектуальными нарушениями (умственно от­
сталые и дети с задержкой психического развития);

3) дети с нарушениями речи;

4) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

5) дети с комплексными (комбинированными) дефектами
развития;

6) дети с искаженным (или дисгармоничным) развитием.

Психомоторное развитие ребенка — сложный диалектиче­ский процесс, в нем отмечаются последовательность и нерав­номерность формирования отдельных психических процессов и функций. На каждой из усложняющихся стадий развития выявляется ее связь с предшествующей и последующими ста­диями, каждый возрастной этап характеризуется качествен­ным своеобразием, отличающим его от других этапов.

Нарушения развития детей могут быть вызваны разными факторами. Неблагоприятное воздействие в период внутриут­робного развития называется пренаталъным, в период родо­вой деятельности мотальным, а после рождения — постнаталь-ным воздействием. Соответственно называются и нарушения. Сочетание внутриутробной и природовой патологии называ­ется перинатальным повреждением (например, перинатальная энцефалопатия).

Вызвать отклонения в развитии могут различные патоло­гические факторы, действующие во внутриутробный период: генетические отклонения, отягощенная наследственность, хронические заболевания родителей; злоупотребление роди­телей алкоголем, наркотиками, курением; физические и пси­хические травмы женщины в период беременности; инфекци­онные, вирусные заболевания, токсоплазмоз; конфликт по резус-фактору; нефропатия — недостаточность деятельности почек, токсикозы и интоксикация (отравления); внешнесредо-вые факторы — неблагоприятная экологическая ситуация, про­фессиональные вредности у родителей до рождения ребенка и многие другие неблагоприятные факторы.

Другая группа причин — патология родовой деятельности: быстрые, стремительные роды, длительные роды со стимуля­цией, использование щипцов, обвитие ребенка пуповиной, что приводит к рождению в асфиксии (удушье), неквалифициро­ванное оказание акушерской помощи и другие природовые травмы.

Нарушения развития ребенка могут быть вызваны и раз­личными прижизненными факторами: опухоли мозга (менин-гиома), нейроинфекции (менингиты и энцефалиты), инфекци­онные болезни с осложнением на мозг, открытые и закрытые травмы черепа, сотрясения мозга, контузии и т.д.

В ряде случаев отмечается действие не одного какого-либо патологического фактора, а их сочетание — полиэтиология. Проявляется наследственная отягощенность: через специаль­ные структуры половых клеток родителей — хромосомы -передается информация о признаках отклонений (аномалий) развития. Хромосомные нарушения (аберрации) приводят к умственной отсталости ребенка, нарушениям слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата и т.д. По данным со­временной науки, на 1000 новорожденных приходится 5-7 де­тей с хромосомными аномалиями.

Нарушения психомоторного развития ребенка могут иметь место при нарушениях питания и сна детей, при дли­тельных соматических заболеваниях, вызывающих истоще-

ние ребенка и поражение центральной нервной системы. Вероятность возникновения отклонений в развитии повы­шается у недоношенных детей, родившихся раньше срока или с малым весом тела.

Нарушения развития, связанные с органическим пораже­нием центральной нервной системы, называются органически­ми нарушениями.

Дефекты развития могут быть вызваны функциональными, а не органическими причинами, тогда говорят о дефииитар-ном развитии. В их числе: социально-педагогическая запу­щенность, эмоциональная депривация (недостаточность эмо­ционально положительного контакта ребенка со взрослым), двуязычие (или многоязычие) в семье, нарушения речи окру­жающих, ограниченность речевых контактов ребенка и др.

Установлено, что благополучное развитие ребенка бывает только в случаях равновесия между внутренними и внешними условиями формирования организма. По словам И.П.Павло­ва, болезнь возникает там и тогда, когда нарушается равнове­сие внутренних и внешних условий жизни организма, когда на неблагоприятное воздействие окружающей среды ребенок не может дать соответствующую ответную реакцию, не может приспособиться к этому воздействию. Функциональные нару­шения обычно являются более легкими по сравнению с ор­ганическими, и при устранении неблагоприятных факторов развитие интенсифицируется, а при проведении специальной коррекционной работы ребенок может догнать в развитии сверстников. Функциональные нарушения обратимы и при своевременно проведенных коррекционных мероприятиях обычно проходят бесследно.

Л.С.Выготский выдвинул тезис об общности закономер­ностей развития нормального и аномального ребенка, что было подтверждено рядом более поздних исследований. И в норме, и при патологии психическое развитие имеет поступа­тельный, поэтапный характер. Каждый этап завершается формированием новых, более совершенных по сравнению с предыдущими качеств, что является основой для будущего скачка в развитии. Свойства психики формируются на основе чередования эволюции признаков с революционным, скачко­образным формированием новых качеств. Динамика развития нормального и аномального ребенка подчинена единым об­щим закономерностям, при этом каждый вид аномального развития характеризуется своими специфическими особенно­стями. Дети с отклонениями по всем параметрам отличаются * от детей с нормальным развитием.

Каждый вид аномального развития характеризуется сис-и’мным проявлением, в котором выделяются первичные и н i оричные отклонения.

При разных видах отклонений в развитии доминирующим ниляется нарушение речевого общения, когда у ребенка нару­шена способность к приему и переработке информации. Это общая закономерность для всех аномальных детей. При ана-пизе конкретного вида нарушенного развития важно учиты-нать общие для нормального и аномального развития зако­номерности и тенденции, общие для всей группы проявления нарушений, а также индивидуальные характерологические особенности каждого ребенка. Одна категория аномальных проявлений отличается от другой по ряду диагностических и прогностически значимых показателей.

Важной закономерностью психического развития ано­мальных детей являются трудность их социальной адаптации, (атруднения во взаимоотношениях и взаимодействиях с соци­альной средой.

Воспитание детей с отклонениями в развитии отличается своеобразием, которое проявляется в коррекционной направ­ленности, в неразрывной связи коррекционного воздействия с формированием практических навыков и умений. Особенно­сти воспитания конкретного ребенка зависят от характера имеющегося у него дефекта, от степени выраженности нару­шений отдельных психических процессов и функций, от воз­растных и компенсаторных возможностей ребенка, от харак­тера медико-педагогического воздействия, от условий жизни и воспитания ребенка и ряда других факторов. Одни дети нуждаются только в психолого-педагогическом воздействии, другим требуется и серьезная лечебно-оздоровительная по­мощь. Все это подчеркивает необходимость ранней диагно­стической и коррекционной работы, ибо раннее выявление нарушений — залог эффективности их преодоления.

Нарушения развития у детей многоплановы и многоас­пектны. Они выражаются в интеллектуальной, двигательной, речевой или сенсорной неполноценности. Отклонения в раз­витии бывают разных форм и разной степени выраженности. Часто они становятся заметными, и если своевременно не приняты необходимые лечебно-оздоровительные и педагоги­ческие меры, могут возникнуть вторичные отклонения в структуре дефекта. Поэтому очень важно своевременно обна­ружить отклонение в развитии и оказать ребенку необходи­мую помощь. Родители и воспитатели не всегда могут адек­ватно оценить состояние ребенка, обнаружить имеющиеся у

него проблемы и отклонения в развитии, поэтому педагогам общеобразовательных учреждений необходимо иметь опреде­ленный запас сведений по специальной психологии и коррек-ционной педагогике и владеть навыками коррекционно-воспитательного воздействия.

Организм ребенка, его здоровье, личностные особенности рассматриваются современной наукой системно, целостно, многоаспектно.

Педагог должен иметь четкое представление о закономер­ностях формирования индивида, личности, при этом важно абстрагироваться от частностей и деталей. У педагога должно быть сформировано системное представление, системное мышление и в целом системная парадигма в изучении, обуче­нии и воспитании ребенка, в том числе и ребенка с отклоне­ниями в развитии.

Читать еще:  Маски в домашних условиях для кожи вокруг глаз

Современный подход к коррекции и компенсации откло­нений в развитии может быть охарактеризован как комплекс­ный и личностно-ориентированный, т.е. при оценке состояния ребенка должны учитываться данные разных специалистов, характеризующие разные стороны психического и физическо­го состояния ребенка, и оказываемая ребенку помощь должна быть многоплановой. При этом учитываются индивидуально-личностные особенности каждого ребенка, т.е. коррекционно-воспитательное воздействие не может и не должно быть стан­дартизированным.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

«Виды речевых нарушений и причины их возникновения»

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

« Виды речевых нарушений и причины

Воспитатель Остапович А.Ю.

Нарушение речи определяется отклонением речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде. Возникнув, речевые нарушения самостоятельно не исчезают, а закрепляются, не соответствуют возрасту говорящего, требуют того или иного логопедического вмешательства. Неправильная речь ребенка может отражаться на его дальнейшем развитии, задерживая и искажая его, может затруднять обучение в школе.

Современные классификации речевых нарушений ориентированы, в первую очередь, на дифференциацию первичных нарушений.

Все виды нарушений, рассматриваемые в данной классификации, на основе психолого-лингвистических критериев можно подразделить на две большие группы в зависимости от того, какой вид речи нарушен: устная или письменная .

Нарушения устной речи могут быть разделены на два типа: 1) фонационного (внешнего) оформления высказывания, которые называют нарушениями произносительной стороны речи, и 2) структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания, которые в логопедии называют системными или полиморфными нарушениями речи.

Нарушения письменной речи п одразделяются на две группы в зависимости от того, какой вид ее нарушен. При нарушении продуктивного вида отмечаются расстройства письма, при нарушении рецептивной письменной деятельности — расстройства чтения.

1. Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения. Проявляется в затруднениях опознания и узнавания букв; в затруднениях слияния букв в слоги и слогов в слова, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова; в аграмматизме и искажении понимания прочитанного.

2. Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма. Проявляется в нестойкости оптико-пространственного образа буквы, в смешениях или пропусках букв, в искажениях звукослогового состава слова и структуры предложений. В случае несформированности процессов чтения и письма (в ходе обучения) говорят об алексии и аграфии.

Познакомимся с различными видами речевых нарушений:

Дисфония (афония) — отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Проявляется либо в отсутствии фонации (афония), либо в нарушении силы, высоты и тембра голоса (дисфония).

Брадилалия — патологически замедленный темп речи.

Тахилалия — патологически ускоренный темп речи.

Заикание – нарушение темно-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Является центрально обусловленным, имеет органическую или функциональную природу, возникает чаще всего в ходе речевого развитие ребенка.

Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Проявляется в неправильном звуковом оформлении речи: в искаженном произнесении звуков, в заменах звуков или в их смешении. Дефект может быть обусловлен тем, что у ребенка не полностью сформировалась артикуляторная база (не усвоен весь набор артикуляционных позиций, необходимых для произнесения звуков) или неправильно сформировались артикуляторные позиции, вследствие чего продуцируются ненормированные звуки. Особую группу составляют нарушения, обусловленные анатомическими дефектами артикуляционного аппарата.

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннвервации речевого аппарата.

Дизартрия является следствием органического нарушения центрального характера, приводящего к двигательным расстройствам. По локализации поражения ЦНС выделяют различные формы дизартрии. По тяжести нарушения различают степень проявления дизартрии.

Ринолалия – нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Проявляется в патологическом изменении тембра голоса, который оказывается избыточно назализованным вследствие того, что голосо-выдыхательная струя проходит при произнесении всех звуков речи в полость носа и в ней получает резонанс. При ринолалии наблюдается искаженное произнесение всех звуков речи (а не отдельных, как при дислалии).

Нарушения структурно — семантического (внутреннего) оформления высказывания представлены двумя видами: алалией и афазией.

Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Наблюдаются грубые семантические дефекты. Нарушено управление речевыми движениями, что отражается на воспроизведении звукового и слогового состава слов. Встречается несколько вариантов алалии в зависимости от того, какие речевые механизмы не сформированы и какой из их этапов (уровней) преимущественно страдает.

Афазия — полная или частная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. У ребенка теряется речь в результате черепно-мозговых травм, нейроинфекции или опухолей мозга после того, как речь уже была сформирована.

Психолого-педагогическая классификация появилась с той целью, чтобы определить степень возможного влияния на исправления нарушений речи ребенка во время педагогического процесса (занятий с логопедом).

Нарушения речи в данной классификации подразделяются на две группы.

Первая группа — нарушение средств общения:

1. Фонетическое недоразвитие речи – дети не произносят отдельные звуки, других отклонений у них не наблюдается.

2. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

3. Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. В качестве общих признаков отмечаются: позднее начало развития речи, скудный словарный запас, аграмматизм, дефекты произношения, дефекты фонемообразования. Недоразвитие может быть выражено в разной степени: от отсутствия речи или лепетного ее состояния до развернутой, но с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. В зависимости от степени сформированности речевых средств у ребенка общее недоразвитие подразделяется на три уровня.

Вторая группа — нарушения в применении средств общения

Сюда относится заикание , которое рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с общим недоразвитием речи.

Причины речевых нарушений. В специальной и справочной литературе описываются причины, предрасполагающие к возникновению речевых нарушений. Их принято делить на две группы:

органические (приводящие к нарушению механизмов в центральном или периферическом речевом аппарате);

функциональные (нарушающие нормальную работу речевого аппарата).

В группу органических причин включают следующие неблагоприятные обстоятельства:

1. Внутриутробная патология, приводящая к нарушению развития плода.

Влияние вредного фактора или их сочетания в этот период может приводить к недоразвитию или повреждению центральной нервной системы ребенка, в том числе и речевых зон коры головного мозга. К таким факторам относятся:

Внутриутробная гипоксия плода (кислородное голодание), причины

которой могут быть разными — гестоз (токсикоз) первой и второй половины

беременности, нефропатия, угроза выкидыша, патология плаценты, повышение

артериального давления, соматические (общие) заболевания матери (сахарный

диабет, нефрит, заболевания сердечно-сосудистой системы).

Вирусные заболевания , перенесенные матерью в период беременности

(краснуха, грипп, скарлатина, корь, инфекционный гепатит, туберкулез,

полиомиелит, токсоплазмоз, герпес, сифилис, ВИЧ-инфекция). К заболеваниям,

наносящим наибольший вред для плода, относится, в первую очередь, краснуха .

Заболевание краснухой в первые месяцы беременности может служить причиной

тяжелых пороков развития ребенка (глухоты, слепоты, умственной отсталости,

пороков сердечно-сосудистой системы). Опасным повреждающим действием на

плод обладает цитомегаловирус . Инфицирование этим вирусом на ранних стадиях беременности приводит к гибели эмбриона и самопроизвольному аборту.

Травмы, падения и ушибы матери . Особенно, если ушиб приходился на

область живота. Могут приводить к отслойке плаценты и преждевременным родам.

Несовместимость крови матери и плода . Проникая через плаценту,

антитела вызывают распад эритроцитов плода, выделение токсического вещества –непрямого билирубина. Его действие поражает отделы мозга, что приводит к

врожденной патологии слуха и речи.

Нарушения сроков вынашивания плода (гестации) — недоношенность

(менее 38 недель) и переношенность (более 40 недель)

Курение, прием алкоголя и наркотических веществ .

Прием лекарственных препаратов . Существуют лекарственные средства, которые противопоказаны при беременности, или должны применяться с осторожностью.

Профессиональные вредности (повышенные физические нагрузки, работа с химически активными вредными веществами, воздействие различных видов излучения — ультрафиолетового, ионизирующей радиации).

Стрессовые состояния матери во время беременности могут приводить к гипоксии плода.

Наследственная предрасположенность, генетические аномалии.

По наследству могут передаваться особенности строения речевого аппарата. Например, неправильная посадка и комплектация зубов, форма прикуса, предрасположенность к дефектам строения твердого и мягкого неба (расщелины неба), а также особенности развития речевых зон головного мозга. Выявлена наследственная предрасположенность к возникновению заикания.

3. Вредности родового периода:

Родовые травмы , приводящие к внутричерепным кровоизлияниям.

Причины родовых травм могут быть разные — узкий таз матери, механическая

стимуляция, применяющаяся во время беременности (наложение щипцов на головку ребенка, выдавливание плода). Внутричерепные кровоизлияния, вызванные этими обстоятельствами, могут затрагивать речевые зоны головного мозга.

Асфиксия – недостаток снабжения головного мозга кислородом вследствие нарушения дыхания, например, при обвитии пуповины. Вызывает минимальные органические повреждения головного мозга.

Малая масса тела новорожденного (менее 1500 г) и последующее

проведение интенсивных реанимационных мероприятий (например, искусственная вентиляция легких, длящаяся более 5 дней).

Низкий балл по шкале Апгар (общепринятый метод оценки состояния

новорожденного непосредственно после рождения).

4. Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни. В раннем возрасте неблагоприятными для речевого развития являются следующие

Инфекционно-вирусные заболевания, нейроинфекции (менингоэнцефалит, менингит), приводящие к повреждению центральной нервной системы, снижению или потере слуха.

Травмы и ушибы головного мозга , в тяжелых случаях приводящие к

внутричерепным кровоизлияниям, нарушению речевого развития или утрате

имеющейся речи. Тип и тяжесть речевого нарушения будет зависеть от локализации (очага) повреждения головного мозга.

Травмы лицевого скелета , приводящие к повреждению периферического

отдела речевого аппарата (перфорация неба, выпадение зубов). Приводят к

нарушению произносительной стороны речи ребенка.

Длительные простудные заболевания, воспалительные заболевания

среднего и внутреннего уха, приводящие к временному или постоянному

снижению слуха, нарушению речевого развития ребенка.

В группу функциональных нарушений включают факторы, которые приводят к нарушению речевого развития ребенка под влиянием:

1. Неблагоприятных социально-бытовых условий жизни ребенка ,

приводящих к педагогической запущенности. Для того, чтобы научиться говорить, ребенку необходимо слышать речь окружающих, иметь возможность видеть окружающие предметы, запоминать названия, произнесенные взрослыми. В сороковых годах прошлого столетия появился термин – синдром госпитализма. Это понятие возникло в домах ребенка, где находились дети – сироты, родители которых погибли во второй мировой войне. Несмотря на хорошие бытовые условия содержания, среди прочих проблем у этих детей отмечалась задержка речевого развития, связанная с недостатком речевого общения – обслуживающий персонал не мог уделить детям такое же внимание, как это делала бы мать.

Читать еще:  Какой макияж подойдет к зеленым глазам

2. Соматической ослабленности – длительно болеющие и часто госпитализируемые дети могут начать говорить позже своих сверстников.

3. Психологических травм , вызванных испугом или стрессом; психических заболеваний, которые могут стать причиной серьезных речевых нарушений –

заикания, задержки речевого развития, мутизма (прекращения речевого общения с окружающими под влиянием психической травмы).

4. Подражания речи окружающих людей. Общаясь с людьми, страдающими

нарушениями речи, ребенок может усвоить неправильные варианты произношения некоторых звуков, например, звуков р и л ; ускоренный темп речи. Известны случаи появления заикания по подражанию. В дошкольном возрасте речь ребенка ранима и легко может подвергаться перечисленным неблагоприятным воздействиям.

Для правильного речевого развития и профилактики речевых нарушений у детей необходимо здоровое речевое окружение с самого рождения. Будьте другом и помощником ребёнку, вместе с ним совершенствуйте свою речь.

Виды нарушения развития

Виды нарушения развития, их причины и механизмы

Отклоняющееся развитие — это любое отклонение отдельной функции или системы психической функции от программы развития в независимости от знака этого изменения + или — (опережение или запаздывание) выходящее за пределы социально-психологического норматива определяемого для данной образовательной, социокультурной или этнической ситуации и данного возраста ребенка.

Закономерности, общие для всех типов аномального развития — модально не специфические:

1. нарушение работы с информацией- для всех детей независимо от специфики первичного нарушения является снижение способности к приему и переработке, хранению и использованию информации. Эта особенность может наблюдаться на протяжении длительного времени или быть характерной только для определенного периода онтогенеза, например: замедляется скорость переработки информации при зрительном восприятии у детей с нарушением слуха отмечается в дошкольном и младшем школьном возрасте.

2. трудность словесного опосредования — разрыв между словом и действием, словом и образом.

3. замедление процесса формирования понятий- что напрямую связано с недоразвитием второй сигнальной системы и замедленным установлением условных связей

4. специфической закономерностью характерной для всех нарушения физического или сенсорного развития является ретардация — незавершенность формирования психических функций данного периода отсутствие эволюции ранних форм психических функций, например: при общем недоразвитии речи это выражается в длительном сохранении автономной речи (уровня характерного для 2−3-его года жизни и затем сменяющегося нормативной речью).

При этом развитие речи ребенка происходит не в результате смены автономной речи на обычную, а внутри самой автономной речи за счет накопления словаря автономных слов, фиксируется один из низших этапов развития речи.

Я группа — новорождённые с риском развития трофических нарушений и эндокринопатий

. 3-месячном возрасте. 3-я группа — новорождённые с риском развития трофических нарушений и эндокринопатий Факторы риска: экстрагенитальная патология матери (сахарный диабет, гипотиреоз . направленности риска. Оценка сведений за период, предшествующий осмотру. Оценка физического развития. Диагностика и оценка нервно-психического развития, в том числе: диагностика нервно .

5. соц — психологическая дезадаптированность — низкий уровень основных психических процессов (внимание, предметного и соц восприятия и представлений, памяти, мышления), недостаточная сформированность мотивацио-потребностной сферы и эмоц-волевой сферы, недостаточность моторного развития, произвольности психических процессов, деятельности и поведения

Наиболее уязвимыми периодами детства является период «первичной незрелости» организма в период до трех лет, а также период перестройки организма в период пубертата, когда уже гармонически сформировавшиеся системы детского организма вновь утрачивают состояние равновесия, перестраиваясь на «взрослое» функционирование.

Согласно клинико-психологическим материалам, наиболее грубое недоразвитие психических функций возникает вследствие воздействия повреждающих вредностей в период интенсивной клеточной дифференциации структур головного мозга, на ранних этапах эмбриогенеза, в первой трети беременности.

В период дошкольного и младшего школьного возраста (3 — 11 лет) детский организм представляет собой систему, более устойчивую к стойким необратимым отклонениям.

Каждый возраст накладывает свой отпечаток на характер реагирования в случае патогенного воздействия. Это так называемые уровни нервно-психического реагирования детей и подростков на различные патогенные воздействия:

— сомато-вегетативный (от 0 до 3 лет) — на фоне незрелости всех систем организм в этом возрасте на любое патогенное воздействие реагирует комплексом сомато-вегетативных реакций, таких, как общая и вегетативная возбудимость, повышение температуры тела, нарушение сна, аппетита, желудочно-кишечные расстройства;

— психомоторный (4 — 7 лет) — интенсивное формирование корковых отделов двигательного анализатора, и в частности лобных отделов головного мозга, делает данную систему предрасположенной к гипердинамическим расстройствам различного генеза (психомоторная возбудимость, тики, заикание, страхи).

Травмы мозга. Психические расстройства в остром и отдаленном периодах травм мозга

. головного мозга и травмы взрывной волной. Психические расстройства, непосредственно обусловленные черепно-мозговой травмой, формируются поэтапно, характеризуются полиморфизмом психических синдромов и, как правило, регрессивным их развитием .

Возрастает роль психогенных факторов — неблагоприятных травмирующих отношений в семье, реакций на привыкание к детским образовательным учреждениям, неблагоприятных межличностных отношений;

— аффективный (7−12 лет) — на любую вредность ребенок реагирует с заметным аффективным компонентом — от выраженной аутизации до аффективной возбудимости с явлениями негативизма, агрессии, невротическими реакциями;

— эмоционально-идеаторный (12−16 лет) — ведущий в препубертатном и пубертатном возрасте. Характеризуется патологическим фантазированием, сверхценными увлечениями, сверхценными ипохондрическими идеями, такими, как идеи мнимого уродства (дисморфофобия, нервная анорексия), психогенными реакциями протеста, оппозиции, эмансипации.

В основе наиболее широко использующейся в настоящее время классификации видов психического дизонтогенеза, предложеной В.В.Лебединским, лежат представления отечественных и за рубежных ученых (Л.С.Выготский, Г. Е.Сухарева, В.В.Ковалева Л. Каннер) об основных направлениях качественно несводимым друг к другу нарушений психического развития человека:

  • ретардация (задержанное развитие) — запаздывание или при остановка всех сторон психического развития или преимуществен, но отдельных компонентов;
  • дисфункция созревания связана с морфофункциональной возрастной незрелостью центральной нервной системы и взаимодействием незрелых структур и функций головного мозга с неблагоприятными факторами внешней среды;
  • поврежденное развитие — изолированное повреждение какой-либо анализаторной системы или структур головного мозга;
  • асинхрония (искаженное развитие) — диспропорциональное психическое развитие при выраженном опережении темпа и сроков развития одних функций и запаздывании или выраженном отставании других.
  • общее стойкое недоразвитие (умственная отсталость различной степени тяжести), задержанное развитие (задержка психического развития).

Классификация видов психического дизонтогенеза В.В.Лебединского.

Психолого-педагогические причины нервно-психических отклонений

Психолого-педагогические причины нервно-психических отклонений Развитию нервно-психических отклонений способствуют биологические, филогенетические и психологические факторы. Человеческое существо рождается биологически . . Психологи давно доказали, что для успешного развития ребенка его не следует сравнивать с другим и детьми. Сравнение должно вестись только по отношению к .

  • Первая группа дизонтогений включает в себя отклонения по типу ретардации (задержанное развитие) и дисфункцию созревания:
  • Вторая группа дизонтогений включает в себя отклонения по типу повреждения:

— поврежденное развитие (органическая деменция),

— дефицитарное развитие (тяжелые нарушения анализаторных систем: зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, речи, развитие в условиях хронических соматических заболеваний).

  • Третья группа дизонтогений включает в себя отклонения по типу асинхронии с преобладанием эмоционально-волевых нарушений:

— искаженное развитие (ранний детский аутизм),

— дисгармоническое развитие (психопатии).

Дефекты развития могут быть вызваны функциональными, а не органическими причинами, тогда говорят о дефицитарном развитии. В их числе: социально-педагогическая запущенность, эмоциональная депривация (недостаточность эмоционально положительного контакта ребенка со взрослым), двуязычие (или многоязычие) в семье, нарушения речи окружающих, ограниченность речевых контактов ребенка и др.

Каждый вид аномального развития характеризуется систематичным проявлением, в котором выделяются первичные и вторичные отклонения.

При разных видах отклонений в развитии доминирующим является нарушение речевого общения, когда у ребенка нарушена способность к приему и переработке информации. Это общая закономерность для всех аномальных детей. При анализе конкретного вида нарушенного развития важно учитывать общие для нормального и аномального развития закономерности и тенденции, общие для всей группы проявления нарушений, а также индивидуальные характерологические особенности каждого ребенка. Одна категория аномальных проявлений отличается от другой по ряду диагностических и прогностически значимых показателей.

Диагностика музыкальных способностей детей

. В классе учится 27 человек. Среди них протестировано было семеро. Детям были любопытны задания, и они выполняли их с большим интересом . Диагностика музыкальных способностей детей Фамилия Имя Класс Интонация Метроритмическое чувство Память Эмоциональная отзывчивость Диапазон .

Важной закономерностью психического развития аномальных детей являются трудность их социальной адаптации, (затруднения во взаимоотношениях и взаимодействиях с социальной средой.

Основные закономерности развития нормального и аномального ребенка одинаковы. Диагностика отклонений в развитии всегда должна носить комплексный, многоплановый, системный характер. Делать заключение о психическом развитии ребенка на основании какого-то единичного проявления (показателя, симптома) было бы ошибочным. Структура имеющегося у ребенка дефекта может быть выявлена и правильно диагностирована только при участии в обследовании ребенка специалистов разного профиля: врача, психолога, дефектолога, логопеда. Такой подход к изучению ребенка позволяет правильно ценить весь симптомокомплекс имеющихся у него отклонений в развитии, дать адекватную оценку клинических, психологических, педагогических и других особенностей его развития.

Следующий принцип отбора — дифференцированное обучение по степени тяжести имеющегося отклонения в развитии (например, глухие и слабослышащие, слепые и слабовидящие).

Третий принцип — возрастной, например, в детский сад для детей с тяжелыми нарушениями речи принимаются дети в возрасте от 2 до 7 лет. В каждую группу зачисляются дети определенного возраста. В старшую группу — от 5 до 6 лет, в подготовительную к школе группу — от 6 до 7 лет.

В каждом специальном образовательном учреждении работает врач, который помогает точнее определить диагноз ребенка, назначает и проводит соответствующее лечение, обеспечивает реализацию специального режима детского учреждения. Ребенок получает необходимую медицинскую терапию в течение всего срока его обучения в специальном образовательном учреждении.

Методы, которые необходимо использовать для профилактики и коррекции отклонений в личностном развитии и социальном поведении дошкольников, можно разделить на две группы:

История развития групповых методов в практической психологии

. психотерапевтическим и психокоррекционном средством не только для детей, но и для взрослых. Методы, направленные на развитие социальной перцепции. Участники группы развивают умения воспринимать . подобным взглядом, добавив, что тренинг это не только метод развития способностей, но и метод развития разнообразных психических структур и личности в целом. Тобиас Л .

  • методы непосредственного воздействия на детей;
  • методы опосредованного воздействия, ориентированные на работу с семьей и самими воспитателями.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector