1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему возникает нарушение у взрослых

10 психических заболеваний, которые маскируются под обычные черты характера

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Часто экстравагантные поступки мы списываем на характер человека. А что, если за этим кроется нечто большее? Выдающиеся американские психотерапевты Аарон Бек и Артур Фримен в книге «Когнитивная психотерапия расстройств личности» (Cognitive Therapy of Personality Disorders) раскрыли секреты человеческого темперамента.

Редакция AdMe.ru внимательно изучила труд этих ученых и подготовила для вас путеводитель по 10 чертам характера, которые могут принести своим обладателям немало проблем, если не держать их под контролем.

1. Халатность

В эту категорию смело можно записывать всех, кто стремится побольше отдыхать и поменьше работать. Разумеется, это обыкновенное человеческое желание, однако некоторые из нас частенько перегибают палку. Например, если сотрудник компании за год оформил несколько больничных, взял пару отпусков и бесчисленное количество отгулов, а при всем этом умудрялся еще и опаздывать, психолог бы поставил ему антисоциальное расстройство личности. Правда, для этого нужно, чтобы наблюдались еще и такие симптомы:

  • частая ложь, которая ничем не мотивирована;
  • стремление жить за чужой счет;
  • частое увольнение без дальнейших планов по трудоустройству, то есть «уход в никуда»;
  • растрата денег не по назначению (собирался купить продукты, а приобрел новую игрушку для приставки).

Бороться с антисоциальностью поможет тайм-менеджмент и награды. Достаточно расписать, какой презент можно себе сделать за то или иное достижение (например, пару дней прожить по составленному плану), и придерживаться расписания хотя бы в течение месяца, чтобы успела выработаться привычка. Еще при таких нарушениях психологи рекомендуют упражнение «Обзор выборов»: письменно ставится проблема, определяются возможные выходы из нее и преимущества / недостатки каждого. Это поможет принимать решения рационально.

2. Стеснительность

Поощряемая стеснительность со временем может перерасти в тотальное отчуждение и нежелание устанавливать связи с внешним миром. Люди, которые находятся на грани психического расстройства, перестают ощущать сильные эмоции и стараются ограничить себя в любых контактах, а поэтому часто выбирают удаленную работу или другую деятельность, которая никак не связана с коммуникацией.

Гипертрофированная интроверсия приводит к шизоидному расстройству личности, которое имеет такие признаки:

  • безразличие к критике и похвале;
  • отсутствие близких друзей или наличие только одного друга;
  • склонность часто и нереалистично мечтать;
  • чрезмерная чувствительность, которую невозможно или страшно выразить окружающим.

Предотвратить развитие болезни можно разными способами. Один из наиболее действенных — деятельность в группе. Подойдет любой кружок: рисование, изучение иностранного языка, йога или пилатес.

Для борьбы с возрастающей мизантропией стоит воспользоваться простым лайфхаком: вместо фразы «я не люблю людей» говорить «мне не нравится эта вещь» (черта характера, одежда, внешность, привычка или что-то другое). Такой подход позволит сформировать новую установку: в людях помимо плохого есть и нечто хорошее.

3. Прокрастинация

В эту категорию попадают бунтари, которые не желают подчиняться правилам в обществе. Выражается все в откладывании необходимых действий на когда-нибудь. Запущенная прокрастинация вполне может привести к пассивно-агрессивному расстройству личности, которое часто влечет за собой хроническую депрессию.

Немного бунтарства в школе или университете — явление вполне закономерное, и в нем искать истоки болезни не надо. О том, что прокрастинация переходит в новую фазу развития, могут говорить следующие симптомы:

  • раздражительность в ответ на просьбы сделать что-то не особенно приятное, но обыкновенное для большинства людей (например, вымыть посуду, убрать за кошкой или вынести мусор);
  • очень медленный темп работы и плохое ее качество;
  • обида на полезные советы окружающих о том, как сделать работу быстрее и лучше;
  • необоснованная злобная критика людей, которые наделены властью.

Сложность профилактики заключается в том, что человек обычно считает, что он-то ни в чем не виноват. Здесь отлично подойдет уже описанное нами упражнение «Обзор выборов». Еще рекомендуется социальная игра, в которой нужно ставить себя на место других людей, чтобы понять их чувства. Такая терапия остановит прогресс прокрастинации и сделает человека более чутким по отношению к окружающим.

4. Импульсивность и вспыльчивость

Человек, который не пытается взять под контроль гнев, рискует заработать пограничное расстройство личности. Одно из типичных проявлений приближающейся болезни — резкая и ничем не мотивированная смена мнений на радикально противоположные. Скажем, сегодня вы считаете, что жареная яичница ужасно влияет на ваш желудок, и ненавидите ее, а послезавтра с упоением готовите ее на завтрак.

Конечно, просто импульсивность ничем не грозит. Хотя задуматься стоит, если вы обнаружили вкупе со вспыльчивостью еще и такие симптомы:

  • непостоянные дружеские и романтические связи;
  • частые бездумные траты денег (собрались за кофеваркой, а купили второй телевизор);
  • неосторожное, на грани аварий вождение;
  • смена настроения без видимых причин и ощущение хронической скуки.

Отличная профилактика — курсы управления гневом и различные тренинги по самоидентичности. Полезным будет самоконтроль с поощрением. Например, если вы собрались за злополучной кофеваркой, купите именно ее (не прихватив с собой при этом полмагазина), а в награду приобретите вещь, о которой давно мечтали.

5. Самобичевание

Людей, подверженных самобичеванию, спокойно можно назвать страусами: при каждом удобном случае они прячут голову в песок, пытаясь укрыться от проблем. В психологии это называется избегающим расстройством личности. В запущенных случаях появляются панические атаки, депрессия и нарушения сна.

Самокритика в малых дозах полезна, потому что толкает нас на развитие, а вот в больших откровенно опасна для психического состояния. Тревогу бить можно, если наблюдается следующее:

  • сильная и мгновенная обида на критику или неодобрение;
  • избегание новых контактов, доходящее до абсурда (например, отказ от повышения, если оно требует общения с новыми людьми);
  • преувеличение потенциальных трудностей, физических опасностей или риска обыкновенных действий;
  • сдерживание себя в общении с людьми из-за страха сказать что-нибудь не то.

Действенное упражнение в этом случае — опровержение ложных предсказаний. Нужно записать свои предположения по поводу какого-нибудь действия, которое необходимо совершить. Например: «Если я пойду в незнакомый магазин поздно вечером, меня обязательно обворуют», — а потом совершить это действие и записать результат. Впоследствии, когда будут возникать сомнения и негативное предчувствие, достаточно лишь открыть блокнот с записями, чтобы убедиться: ничего страшного не случится.

6. Мнительность

Каждый из нас немножко параноик, и это нормально. Но некоторые люди в своих подозрениях переходят все мыслимые границы: взламывают странички в соцсетях, прослушивают телефонные разговоры и даже нанимают частного детектива. Человек, которого сомнения толкают на такие отчаянные действия, возможно, страдает параноидным расстройством личности. Это нарушение сопровождается следующими признаками:

  • необоснованное недоверие партнеру;
  • поиск скрытых смыслов в обыкновенных действиях людей (например, сосед нарочно хлопает дверью, чтобы вам досадить);
  • тенденция считать всех, кроме себя, виноватыми;
  • отсутствие чувства юмора, неспособность видеть смешное в бытовых ситуациях.

Отличный способ бороться с хроническим недоверием — завести список знакомых людей и ставить плюсики напротив их имени каждый раз, когда они в чем-то оправдывают ожидания (например, вы боялись, что парень на корпоративе забудет о вашем существовании, а он уделял вам внимание весь вечер). Когда в следующий раз возникнет какое-либо подозрение, достаточно будет взглянуть на количество плюсиков, и недоверие исчезнет.

7. Услужливость

Зависимость от близких — отличительный признак всех млекопитающих и, конечно же, человека. Полагаться на других совершенно нормально, а вот чрезмерная привязанность определяется в медицине как зависимое расстройство личности. Чертой, за которой кроется настоящее нарушение психики, считается большая трудность или невозможность принимать решения без одобрения авторитетного человека. Кроме того, заболевание сопровождают следующие симптомы:

  • согласие с окружающими, даже если они не правы;
  • ощущение дискомфорта в одиночестве и стремление сделать что угодно, лишь бы не быть одному;
  • совершение неприятных или унизительных действий с целью понравиться;
  • беспочвенные навязчивые мысли, что все люди вокруг — предатели.

Лучший способ борьбы — собрать доказательства своей компетентности, например: «я хорошо вожу машину», «я подготовил отличный отчет на работе» и т. п. Всякий раз, когда появляется желание попросить одобрения у кого-то, нужно посмотреть на список — это добавит уверенности.

8. Эмоциональность

Излишняя эмоциональность и чувствительность могут быть симптомом гистрионного расстройства личности, которое в миру называется просто истерией. Стремление привлечь к себе внимание естественно для человека, пока не переходит в вспышки гнева и припадки. Отличительная черта — очень эмоциональная речь и одновременно отсутствие в ней деталей. Например, на вопрос «А как выглядит ваша мама?» ответ последует примерно такой: «Она была очень хорошей».

Читать еще:  Можно ли повторно заменить хрусталик срок службы искуственного хрусталика

Другие признаки расстройства:

  • постоянный поиск поддержки, одобрения и похвалы авторитетного человека;
  • невозможность сосредоточиться на одном деле в течение долгого времени;
  • поверхностные, быстро сменяющие друг друга эмоции;
  • нетерпимость к прокрастинации при постоянном желании что-то делать.

Один из отличных способов противостоять истерии — работа по таймеру. Необходимо поставить таймер на полчаса или час и все это время заниматься только одним делом. При кажущейся легкости упражнения выполнить его будет не так-то просто: излишне эмоциональным людям очень трудно усидеть на месте. А еще им трудно ставить цели, потому что мечтают они обычно о чем-то прекрасном, но неопределенном, поэтому замечательным решением будет ставить конкретные цели: достичь повышения через 2 месяца, научиться готовить ризотто к Новому году и т. д.

9. Перфекционизм

Отчаянный перфекционизм — прямой путь к обсессивно-компульсивному расстройству личности. Развитие заболевания обычно связано с тем, что общество ценит такие качества, как внимание к деталям, самодисциплина, эмоциональный контроль, надежность, подчеркнутая вежливость, и люди сильно увлекаются. Тогда эти замечательные свойства оборачиваются настоящей катастрофой: эмоциональной блокировкой, догматичностью, психологической негибкостью.

Тревожиться перфекционистам стоит, когда они обнаруживают следующие тенденции:

  • нежелание тратить время на себя из-за боязни стать непродуктивным;
  • отказ выбрасывать ненужные вещи с мыслью «для чего-нибудь пригодится»;
  • патологический страх совершить ошибку;
  • стремление делать работу за других из-за мысли, что никто больше не сможет сделать ее так же качественно.

Перфекционистам трудно усидеть на месте, потому что их существо требует немедленной деятельности, а поэтому психологи рекомендуют бытовую медитацию. Подойдут любые формы — от массажа до прослушивания музыки с закрытыми глазами. Чтобы закрепить успех, полезно записывать, сколько дел было совершено в дни без релаксации и в дни, когда она была. Это убедит перфекциониста, что отдых продуктивности не помеха.

10. Завышенная самооценка

Завышенная самооценка намного лучше самобичевания, хотя и здесь есть свои пределы. Почувствовав прелесть осознания себя как умного, красивого и вообще самого лучшего человека, недолго впасть и в настоящее нарциссическое расстройство личности. А оттуда рукой подать до депрессий, чувства неполноценности и прочих «прелестей», которыми страдают люди, возомнившие себя наполеонами:

  • скрытый или явный гнев в ответ на любую критику;
  • использование людей для достижения собственных целей;
  • ожидание особого отношения к себе (например, в очереди такого человека все должны пропускать, а почему — он и сам не знает);
  • сильная зависть и постоянные грезы о немыслимом богатстве.

Главная проблема нарцисса — несоответствие ожиданий и реальности, а отсюда и побочные: ощущение никчемности, частая смена настроений, страх попасть в неловкое положение. Одно из упражнений по борьбе с расстройством — снизить планку желаний до реально достижимой. Скажем, вместо покупки шикарного авто можно приобрести туфли в ближайшем магазине обуви.

Расскажите, а вы когда-нибудь сталкивались с ситуацией, когда какая-то черта характера мешала вам или вашим знакомым нормально жить?

Почему возникает дислексия у взрослых: как корректировать это состояние?

Причины недостатков грамотности у взрослых могут быть разнообразны: влияет обстановка внутри семьи, наследственность, а также специфика программы обучения. Но учеными было высказано предположение, что существенным фактором является дислексия у взрослых. Вопреки распространенному заблуждению, это расстройство относится не только к уровню грамотности, хотя эти недостатки часто выступают наиболее заметным признаком. Дислексия влияет на то, как информация обрабатывается, хранится и извлекается, насколько совершенна память, какова скорость обработки, восприятия времени, организации и последовательности.

Причины развития

Заболевание передается генетически, поэтому если один или оба родителя страдают им, шансы унаследовать эту проблему со здоровьем резко возрастают. Точная причина дислексии остается неизвестной.

Это расстройство сохраняется на протяжении всей жизни, а тяжесть его может варьироваться. В числе предрасполагающих факторов исследователи в области психических расстройств выделяют:

  1. Причины, связанные с внутриутробным пребыванием. Рассматривается негативное воздействие патологических явлений, возникающих в процессе родов: асфиксии плода, преждевременной отслойки плаценты, пороков развития пуповины. Каждое из этих состояний может нанести вред состоянию головного мозга на момент пребывания ребенка в утробе.
  2. Перенесенные черепно-мозговые травмы.
  3. Вылеченные инфекционные поражения ткани головного мозга (энцефалит).
  4. ДЦП.
  5. Асоциальный образ жизни.

Губительное воздействие каждого из этих факторов выводит из строя основные механизмы, благодаря которым происходит реализация процесса чтения – это сочетание речедвигательного, речеслухового, зрительного анализаторов.

Наблюдения в сфере психолингвистики позволяют определить, что у людей с дислексией нарушена последовательность этапов визуального восприятия, распознавания букв, умение скомбинировать их в слово. Страдает и способность осознания прочитанного материала.

Разновидности дислексии

Изучив основные проявления и особенности происхождения данного расстройства, была выделена классификация дислексии. Учитывая нарушения механизмов, существуют такие виды расстройства способности и качества чтения:

  1. Фонематическая дислексия – вызвана недоразвитием фонематического восприятия, способности анализировать, синтезировать.
  2. Семантическая дислексия – когда у человека не сформирован слоговый синтез, скудный словарный запас, происходит непонимание синтаксической связи структуры предложения.
  3. Аграмматическая дислексия – спровоцированная недостаточным развитием грамматического речевого строя.
  4. Мнестическая дислексия – вызвана нарушением речевой памяти, затруднение отмечается на этапе соотнесения букв и звуков.
  5. Фонематическая дислексия – возникает вследствие недоразвития фонематического восприятия, анализа и синтеза.
  6. Оптическая дислексия – происходит в результате недостаточной сформированности визуально — пространственных представлений.
  7. Тактильная дислексия слабовидящих людей – обусловлена нечеткостью тактильного восприятия.

Каковы общие проявления этого расстройства?

Общие характеристики среди людей с дислексией – трудности с правописанием, манипулированием звуковыми сигналами и / или возможностью быстрой визуально-словесной обработки запросов.

Пребывание на работе для больных дислексией может быть сложным процессом, но при активной поддержке и выполнении систематических лечебных стратегий, можно уменьшить его тяжесть, а в некоторых случаях – даже преодолеть.

Дислексия у взрослых считается расстройством, часто связанным с когнитивной слабостью, особенно в области слуховой обработки. Неудовлетворительные слуховые навыки обработки полученной информации препятствует способности мозга распознавать разницу между звуками, их сочетаниями; связывать буквы воедино, обучаться чтению (этот процесс является самым сложным). Традиционные стили преподавания и стандартная учебная программа не воспринимается такими людьми.

Помимо практически полного отсутствия способности к обучению грамоте и счету, выделены многие общие индикаторы наличия дислексии у взрослых людей.

Они включают хорошие навыки межличностного общения, распознавание чужих эмоций. Взрослые дислексики часто имеют поведенческие симптомы, такие как тревожность, из-за проблем, обусловленных их собственным состоянием. Это выясняется в групповой беседе, где людям с данной проблемой трудно выражать свои мысли и делают это они только короткими предложениями между длинных пауз. Другие показатели включают общее смятение и стресс.

По мере того как состояние сохраняется на протяжении всей жизни, ранняя диагностика и лечение является эффективным в вопросе снижения степени проявления проблем, связанных с пребыванием в повседневной жизни.

Многие симптомы трудно распознать, поскольку повзрослев, люди стараются избегать областей, которые являются проблематичными для них. Тем не менее, некоторые проявления остаются очевидными.

Они включают в себя:

  • Трудности запоминания слов и предложений. Даже будучи осведомленными в других сферах, взрослые с таким нарушением имеют плохую память.
  • Медлительность при чтении предложений, чтение по слогам, с большими паузами в промежутках.
  • Сложности запоминания имен.
  • Взрослый человек, больной дислексией, лишен возможности понимать прочитанный материал, что становится причиной появления многих проблем в работе и повседневной жизни.
  • Люди с таким нарушением обычно предпочитают носить цифровые часы.
  • Имеют трудности в изложении собственных мыслей словами.
  • Они стараются избегать чтения и письма, насколько это возможно.
  • Забывают, откуда пришли. Это приводит к сложности, особенно, когда предстоит маршрут в незнакомом направлении. Иногда такие люди даже забывают часто посещаемые места.

Самой распространенной формой является мнестическая дислексия, которую легко дифференцировать у пациента, наблюдая выраженное нарушение ассоциативной связи зрительной формой буквы с произносительным, акустическим образом таковой. Запоминая, он смешивает, а затем заменяет их при чтении.

Подробная симптоматика состояния

Дислексия может проявляться в самых разных формах. Трудности способны возникать как по отдельности, так и комплексно. Существует целый ряд признаков дислексии, наблюдение которых позволяет идентифицировать состояние пациента.

Обращают на себя внимание симптомы, связанные с чтением и письмом, умение считать и математика в целом, организация и хронометраж, чувство направления, поведенческий фактор личности.

  • По сравнению со здоровыми людьми, люди, имеющие те или иные виды дислексии, иногда могут видеть вещи иначе.
  • Могут воспринимать слово до тех пор, пока оно написано перед ними, но как только его удаляют, оно полностью стирается из их памяти, как будто они никогда не видели его.
  • Могут быть в состоянии прочитать слова на одной строке, но когда дело доходит до следующей, они не имеют понятия, как воспринять информацию и воспроизвести увиденные слова.
  • Испытывают сложности распознавания различных сочетаний букв, которые дают тот же звук.
  • У некоторых дислексиков возникают трудности в различии между звуками.
  • Они могут быть не способны сочетать буквы в звуки.
  • Произношение может быть проблемой.
  • Слова искажаются, т.е. воспринимаются верно, но при воспроизведении вслух изменяются.
  • Ошибки могут быть сделаны только на одной части написанного текста – слева или справа
  • При написании путают слова «был» и «пила», «на» и «нет».
  • Страдающим дислексией трудно конкретизировать «где», «как», «когда» и т.д.

Кратковременная память: человек может испытывать большие трудности, вспоминая краткий перечень тех или иных алгоритмов, их последовательность и особенности содержания. Проблемы возникают и с обучением новому материалу, трудно даются длинные арифметические вычисления.

Симптоматика дислексии вопроса ориентированности состоит в том, что людям с данной проблемой здоровья непросто отличить вверх и вниз, лево и право. Последовательность действий нарушена: таким людям сложно начать читать с середины текста: вспоминать дни, недели и месяцы, года.

Читать еще:  Особенности торической иол

Диагностика

Взрослый, имеющий такое неприятное состояние, как дислексия, может даже не подозревать о своей патологии, испытывая крайний дискомфорт от пребывания внутри социума. Посетив квалифицированного специалиста и убедившись относительно своего диагноза, можно будет спланировать программу коррекции, затем приступив к ее реализации.

Суть диагностики, которую проводит логопед, заключается в следующем: врач определяет, насколько в принципе сформирована устная речь пациента, каков анамнез его жизни и развития, определяет состояние артикуляционного аппарата, уточняет, какой была успеваемость на момент обучения.

Если речь идет о совокупности признаков, отсутствует четко выраженное понимание, к какому типу относится конкретный пациент, в этом вопросе поможет специальная таблица, с которой работают врачи при осмотре пациента. Этот метод основан на том, что человек должен составить слова на время из частотных и малочастотных букв, находящихся в специальных матрицах. Каждая матрица разделяется по сложности перемешки частотных букв с малочастотными. Проанализировав результаты, специалист гораздо точнее может поставить диагноз типа дислексии. Данные этого исследования в совокупности с полномасштабной консультацией невролога позволит в дальнейшем пройти курс коррекции патологии.

Как преодолеть эту проблему?

Если заболевание наблюдается у человека с раннего детства, следует осознавать, что четко выраженное лечение дислексии отсутствует как таковое. В то время как нет определенного медикаментозного препарата, применение которого обеспечило бы профилактику данного состояния у лиц, наиболее предрасположенных к этому недугу, коррекция может осуществляться с помощью специализированных образовательных инструментов и ресурсов. Важно после установки диагноза, получить профессиональную помощь и использовать новейшие инструменты, чтобы развивать свои навыки.

Если диагностика и лечение получено в детстве, уже взрослому человеку будет проще справиться с ситуативными проблемами.

Использование компьютера в последнее время облегчает пребывание в социуме людей с особенными потребностями. Этот альтернативный метод помогает использовать свой потенциал в жизни.

Изучая стратегии, как лечить дислексию медикаментозными препаратами, учеными выделена важность роли витаминотерапии, поэтому пациентам с такой патологией рекомендуют принимать омега-3 жирные кислоты, чтобы содержать в тонусе жизненно важные функции мозга. Несмотря на то, что эти вещества не обладают ярко выраженным целебным свойством, их назначают наряду с витаминами группы B для стабилизации нервной системы, ведь тревожность – неизменное явление, сопровождающее дислексию.

Социальная адаптация взрослых дислектиков

Дислектики лучше работают с небольшими объемами информации, поскольку излишек материала потенциально перегружает особенного обучаемого.
В качестве альтернативного подхода к преподаванию рассматриваются программы грамотности взрослых дислектиков.

Учеными предлагается использование мультисенсорной стратегий для подключения и запоминания информации, поскольку люди с таким нарушением страдают проблемами с подключением к информации, визуализацией, воссозданием слухового образа. Также может возникнуть необходимость включать прикосновение и движение в этом процессе. Например, использовать свои пальцы, чтобы проследить номер телефона на столе, вместо того, чтобы просто повторять его.

В современном обществе доступной является и технологическая помощь: она заключается в использовании специальных систем, таких как GPS, диктофонов, программного обеспечения, позволяющего преобразовывать текст в речь или совершать ручную проверку правописания. Все это помогает сделать пребывание особенных людей в повседневной среде менее сложным.

Цветовое кодирование также признано достаточно полезной стратегией, помогающей выделить и упорядочить важную информацию.

К нестандартным подходам снижения степени проявления дислексии относится методика Рональда Д. Дейвиса – ее суть заключается в осознанном придании печатным словам и символам мысленного образа, что помогает устранить пробелы восприятия. Однако такой способ лечения менее применяем, по сравнению со своими общепризнанными, более эффективными аналогами, при которых акцент делается на исправлении речевого синтеза, устранении искажения произношения слов, предложений.

Независимо от формы дислексии, взрослому человеку необходимо пройти полноценное обследование, получив консультации опытного логопеда.

Если взрослому поставлен диагноз дислексии, это не означает, что он менее разумен или лишен возможности совершенствоваться, получить образование. Истории известно множество выдающихся личностей, которые страдали указанным расстройством, но этот факт не помешал им достичь больших успехов, реализовав себя в полной мере. Исследователи установили нюанс, что эти люди обладают высоким уровнем IQ и нашли свое предназначение в творчестве. Среди них: Стивен Спилберг, Ван Гог, Моцарт, Эйнштейн.

Заторможенность

Заторможенность – это симптом определённых заболеваний, как правило, ЦНС и головного мозга, или следствие сильного психоэмоционального потрясения. Характеризуется такое состояние человека тем, что у него наблюдается снижение скорости реакции на обращённые к нему действия или производимые им самим, ухудшение концентрации, более растянутой, с продолжительными паузами речи. В более сложных случаях может наблюдаться полное отсутствие реакции на окружающие события.

Не следует путать такое состояние человека с апатией или хроническим депрессивным состоянием, так как последнее носит скорее психологический фактор, нежели физиологический.

Истинные причины заторможенности может установить только квалифицированный врач. Проводить лечение на своё усмотрение или игнорировать такой симптом, настоятельно не рекомендуется, так как это может привести к серьёзным осложнениям, в том числе и необратимым патологическим процессам.

Этиология

Заторможенность движений и мышления у человека может наблюдаться при таких патологических процессах:

  • болезнь Альцгеймера;
  • старческое слабоумие;
  • травмы головы;
  • злокачественные или доброкачественные образования в головном мозге;
  • заболевания, которые поражают центральную нервную систему;
  • гипогликемия;
  • психические расстройства;
  • неврозы.

Кроме этого, временное состояние замедленности реакции, движений и речи может наблюдаться в следующих случаях:

  • при алкогольном или наркотическом опьянении;
  • при хронической усталости и постоянном недосыпании;
  • при частом нервном перенапряжении, стрессах, хронических депрессиях;
  • при обстоятельствах, которые вызывают у человека ощущение страха, тревожности и паники;
  • при сильном эмоциональном потрясении.

Психомоторная заторможенность у ребёнка может быть обусловлена такими этиологическими факторами:

  • ДЦП;
  • сосудистые заболевания головного мозга;
  • эпилепсия;
  • энцефалит;
  • менингит;
  • стрессовые ситуации;
  • нарушения психологического характера.

В зависимости от первопричинного фактора, такое состояние у ребёнка может быть временным или хроническим. Само собой разумеется, что если проявляется такой симптом у детей, следует незамедлительно обращаться к врачу, так как причина патологии может быть опасной для здоровья малыша.

Классификация

Различают следующие виды заторможенности согласно клинической картине:

  • брадипсихия – заторможенность мышления;
  • мыслительная или идеаторная заторможенность;
  • моторная или двигательная заторможенность;
  • эмоциональная заторможенность.

Установление природы данного патологического процесса лежит в компетенции только квалифицированного врача.

Симптоматика

Характер клинической картины, в этом случае, будет целиком и полностью зависеть от первопричинного фактора.

При поражении головного мозга и центральной нервной системы может присутствовать следующая клиническая картина:

  • сонливость (гиперсомния), вялость;
  • головные боли, которые по мере усугубления патологического процесса будут усиливаться. В более сложных случаях устранение болевого синдрома невозможно даже путём обезболивающих;
  • ухудшение памяти;
  • снижение качества когнитивных способностей;
  • больной не может сконцентрироваться на выполнении привычных действий. Примечательно то, что именно профессиональные навыки сохраняются;
  • резкие перепады настроения, в поведении больного появляются черты, которые ранее ему не были свойственны, чаще всего наблюдаются приступы агрессии;
  • нелогичное восприятие обращённой к нему речи или действий;
  • речь становится замедленной, больной может с трудом подбирать слова;
  • тошнота и рвота, которая чаще всего наблюдается по утрам;
  • нарушение координации движений;
  • нестабильное артериальное давление;
  • учащённый пульс;
  • головокружения.

У ребёнка общая клиническая картина, при такого рода патологиях, может дополняться капризностью, постоянным плачем или, напротив, постоянной сонливостью и апатией к привычным любимым занятиям.

Следует отметить, что вышеописанная симптоматика наблюдается и после инсульта. Если есть подозрение на то, что у человека случился приступ, следует вызывать неотложную медицинскую помощь и срочно его госпитализировать. Именно от срочности и слаженности первичных медицинских мероприятий после инсульта, в большей степени, зависит, выживет человек или нет.

Читать еще:  Конъюнктивит в детском возрасте

В том случае, если причиной замедленной реакции у взрослого человека стало психическое расстройство, может присутствовать такая симптоматика:

  • бессонница или сонливость, которая сменяется апатическим состоянием;
  • необоснованные приступы агрессии;
  • резкое изменение настроения;
  • беспричинные приступы страха, паники;
  • суицидальное настроение, в некоторых случаях и действия в этом направлении;
  • состояние хронической депрессии;
  • зрительные или слуховые галлюцинации;
  • бред, нелогические суждения;
  • пренебрежение личной гигиеной, неряшливый внешний вид. При этом человек может быть твёрдо уверен в том, что у него все в порядке;
  • излишняя подозрительность, ощущение, что за ним следят;
  • ухудшение или полная потеря памяти;
  • несвязная речь, невозможность выразить свою точку зрения или конкретно ответить на простейшие вопросы;
  • потеря во временной и пространственной ориентации;
  • ощущение постоянной усталости.

Нужно понимать, что такое состояние человека может быстро прогрессировать. Даже при условии временного улучшения состояния больного нельзя говорить о том, что заболевание полностью устранено. Кроме того, подобное состояние человека крайне опасно как для него, так и для окружающих людей. Следовательно, лечение под руководством специализированного врача и в соответствующем учреждении, в некоторых случаях обязательно.

Диагностика

В первую очередь проводиться физикальный осмотр больного. В большинстве случаев это следует делать с близким для пациента человеком, так как ввиду своего состояния он вряд ли сможет корректно отвечать на вопросы врача.

В этом случае может понадобится консультация таких специалистов:

Диагностические мероприятия включают в себя:

  • общеклинические лабораторные анализы (исследование крови и мочи);
  • исследование уровня гипофизарных гормонов;
  • КТ и МРТ головного мозга;
  • ЭЭГ и Эхо-ЭГ;
  • ЭКГ;
  • церебральная ангиография;
  • психиатрические тесты.

В зависимости от поставленного диагноза будет решаться вопрос о госпитализации больного и дальнейшей тактике лечения.

Лечение

В этом случае, программа лечения может основываться как на консервативных, так и радикальных методах лечения.

Если причиной такого состояния человека является опухоль головного мозга или ЦНС, то проводиться операция по её иссечению с последующим медикаментозным лечением и реабилитацией. Реабилитация больному потребуется также после инсульта.

Медикаментозная терапия может включать в себя такие препараты:

  • обезболивающие;
  • седативные;
  • антибиотики, если установлено заболевание инфекционной природы;
  • ноотропные;
  • антидепрессанты;
  • транквилизаторы;
  • препараты, которые восстанавливают уровень глюкозы;
  • витаминно-минеральный комплекс, который подбирается индивидуально.

Кроме этого, после прохождения основного курса лечения больному может быть рекомендовано прохождение курса реабилитации в специализированном санатории.

При условии своевременного и корректного начала терапевтических мероприятий, их полного выполнения, возможно практически полное восстановление даже после тяжёлых заболеваний – онкологии, инсульта, психиатрических недугов.

Профилактика

К сожалению, специфических методов профилактики нет. Следует соблюдать режим отдыха и работы, ограждать себя от нервных переживаний и стрессов, своевременно начинать лечение всех заболеваний.

Нарушение речи у взрослых

Человеческая речь относится к высшим корковым функциям, для произнесения самого простого предложения требуется интегративная деятельность многих отделов головного мозга и голосового аппарата. Это главнейшее условие коммуникации, без которого невозможно общение с себе подобными. Особенности речи напрямую зависят от образования и кругозора. Нарушение речи у взрослого человека всегда свидетельствует о серьезном заболевании. Расстройства речи бывают врожденными и приобретенными.

  • Первичная консультация — 3 200
  • Повторная консультация — 2 000

Записаться на прием

Врожденные расстройства начинаются в раннем детстве и сопровождают человека в течение всей жизни, практически не поддаваясь коррекции. Приобретенные расстройства речи всегда имеют патологическую причину, органическую или функциональную. К органическим причинам относятся повреждения структур головного мозга и речевого аппарата. К функциональным — различные факторы внешней среды, временно нарушающие работу нервной системы. Это стрессы, инфекции, травмы, психические болезни.

Выделяют такие виды нарушений речи:

  • изменение темпа — ускорение (тахилалия) или замедление (брадилалия);
  • гнусавость;
  • заикание;
  • дислалия или косноязычие — «проглатывание» слогов или букв, невнятная и нечеткая речь;
  • афазия или невозможность речи, которая в свою очередь подразделяется на несколько видов — моторная, сенсорная, —
  • проводниковая или кондуктивная, акустико-мнестическая, оптико-мнестическая, тотальная;
  • дизартрия — нарушение артикуляции;
  • олигофазия («мало слов») — состояние после эпилептического припадка, когда человек оглушен пережитыми судорогами, говорит мало и односложно;
  • мутизм (молчание);
  • дисфония (осиплость) или афония (отсутствие голоса).

Точно определить тип нарушения речи может только врач, для полной диагностики иногда требуется нейролингвистическое обследование, которое выполняет психолог и логопед. Почти всегда нужно изучить особенности кровотока, зоны поражения, места травмы или выявить инфекционный или токсический агент.

Изменение темпа

Нормальный темп речи — это произнесение 10 или 14 слов в минуту. Самая частая причина изменения темпа — эмоции или психические расстройства. Стрессовое воздействие — незнакомая обстановка, общение с авторитарной личностью, спор — могут вызвать как ускорение, так и замедление темпа. Длительное ускорение речи наблюдается при аффективных психозах (старое название — маниакально-депрессивный), других состояниях, когда ускорено мышление. Также ускоряется речь при болезни Паркинсона, сопровождается дрожательным параличом. Страдает ритмичность и плавность произношения.

Медленная речь с малым словарным запасом характерна для лиц с умственной отсталостью или слабоумием, развившимся вследствие разных болезней нервной системы. Слова и звуки растягиваются, произношение нечеткое, формулировки примитивные или неверные.

Гнусавость может быть следствием как смещения перегородки носа, так и параличом мышц неба. Преходящая гнусавость знакома каждому, бывает при сильном насморке. Если нет респираторной инфекции, то гнусавость — повод для срочного обращения к врачу.

Заикание или логоневроз

Развивается у взрослых после сильного испуга или непереносимого стресса на фоне врожденной недостаточности речевого аппарата. Причины могут быть внешне безобидными, но затрагивать важные для человека понятия — любовь, привязанность, родственные чувства, карьерные устремления.

Основа— невротическое расстройство. Часто логоневроз усиливается в ситуациях напряжения — в ответственные моменты, при выступлении на публике, на экзамене, во время конфликта. Несколько неудачных попыток или бестактное поведение окружающих может привести к страху речи, когда человек буквально «замирает» и не может произнести ни слова.

Проявляется логоневроз длинными паузами в речи, повторениями звуков, слогов или целых слов, а также спазмами губ и языка. Попытка «проскочить» трудное место резко усиливает заикание. При этом нет определенных слов или звуков, на которых человек запинается, остановка речи может произойти на любом слове.

Заикание всегда сопровождается дыхательным неврозом, когда происходят дыхательные судороги. Почти всегда наряду со страхом речи человека беспокоит тревожность, снижение самооценки, внутреннее напряжение, потливость, расстройства сна. Нередки дополнительные движения в виде тиков лицевой мускулатуры, движений рук и плечевого пояса. Успешное лечение заикания возможно на любом этапе, важно вовремя обратиться к врачу.

Афазия

Это нарушение структуры речи или понимания ее смысла.

Моторная афазия — признак поражения зоны Брока или нижних отделов лобной доли. Человек понимает обращенную речь, но не может ничего произнести. Иногда прорываются отдельные слова или звуки, чаще нецензурные. Такое расстройство речи почти всегда сопровождается двигательными нарушениями в виде паралича правых конечностей. Причина — закупорка верхней ветви средней мозговой артерии.

Сенсорная афазия — неспособность понимать смысл речи, развивается при повреждении височной извилины полушарий или зоны Вернике. Человек не понимает обращенную речь, однако бегло произносит набор слов, лишенный всякого смысла. Почерк остается прежним, но сути в написанном нет. Часто сочетается с расстройствами зрения, человек своего дефекта не осознает. Причина — закупорка нижней ветви средней мозговой артерии эмболом или тромбом. Проводниковая или кондуктивная афазия — человек понимает речь, но не может ничего повторить или написать под диктовку. Речь состоит из множества ошибок, которые человек настойчиво пытается исправить, но не может. Поражается белое вещество головного мозга надкраевой извилины.

Акустико-мнестическая — человек не может произносить длинные сложные фразы, обходясь минимальным примитивным набором слов. Нужно слово подобрать крайне трудно. Развивается при поражении левой височной области, характерно для болезни Альцгеймера.

Оптико-мнестическая — человек узнает предметы, но не может их назвать и описать. Выпадение из обихода простых понятий обедняет как речь, так и мышление. Развивается при токсических и дисциркуляторных энцефалопатиях, а также опухолях мозга.

Тотальная афазия — нет возможности ни понять речь, ни что-нибудь сказать или написать. Характерно для инфарктов мозга в бассейне средней мозговой артерии, часто сопровождается параличами, нарушениями зрения и чувствительности. При восстановлении кровотока по средней мозговой артерии речь может частично восстановиться.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector