4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Подготовка к глазной гимнастике

Упражнения для глаз при астигматизме: виды упражнений, пошаговая инструкция выполнения, рекомендации врача, работа мышц глаз, положительная динамика, показания и противопоказания

Видеть яркий и красочный окружающий мир — дар, который необходимо ценить и стараться сохранить с молодости. К сожалению, все чаще чаще встречаются разнообразные глазные патологии, не позволяющие видеть изображение четким, а иногда и видеть вовсе. Одно из таких заболеваний — астигматизм. Если начать его лечение вовремя, то могут помочь несложные упражнения для глаз при астигматизме. Если запустить, оно может стать причиной многих осложнений, вплоть до слепоты.

Суть заболевания

Астигматизм — заболевание глаз, при котором изменяется форма роговицы глаза или его хрусталика. При этом заболевании роговица и хрусталик принимают форму искаженной сферы, теряют способность правильно преломлять лучи света, в результате чего изображение воспринимается искаженным.

В зависимости от времени появления астигматизм делят на:

  • врожденный (часто не влияет на остроту зрения, присутствует с рождения);
  • приобретенный (возникает как результат травмирования роговицы).

От того, насколько деформирована роговица, медики диагностируют 3 степени заболевания:

  • слабая (до 3 диоптрий);
  • средняя (от 3 до 6 диоптрий);
  • высокая (более 6 диоптрий).

Помимо степени выраженности астигматизм может сочетаться с близорукостью или дальнозоркостью, превращаясь в миопический и гиперметропический астигматизм соответственно. Для лечения этих форм заболевания разработаны специальные комплексы гимнастики для глаз при астигматизме и близорукости.

В зависимости от того, насколько своевременно был диагностирован недуг, и какой степени он успел достичь, выбирается оптимальная методика лечения астигматизма.

Симптомы и диагностика астигматизма

Чтобы упражнения для глаз при астигматизме и другие методы лечения дали желаемый результат, важно вовремя обратиться к врачу, который поставит корректный диагноз и назначит лечение.

  • снижение остроты зрения;
  • искажение изображения;
  • двоение в глазах;
  • ощущение напряженности глаз;
  • быстрая утомляемость, особенно при чтении и других видах деятельности, требующих высокой концентрации;
  • частые головные боли;
  • при попытках коррекции близорукости или дальнозоркости при помощи очков или линз должного эффекта не наблюдается.

Любой из этих симптомов должен насторожить больного и стать поводом для визита к доктору, который, в свою очередь, проведет ряд диагностических процедур.

Методы диагностики астигматизма:

  • оценка рефракции (силы оптической системы глаза) при помощи специальных приборов рефрактометров, коратометров, аккомодометров;
  • визометрия — оценка остроты зрения при помощи специальных таблиц;
  • скиаскопия — метод оценки состояния глаз, основанный на наблюдении за движением тени;
  • оценка бинокулярного зрения — исследование позволяет контролировать тонус глазных мышц, что делает возможным диагностировать заболевания глаз на ранних этапах;
  • проверка движения глазных яблок;
  • определение ближайшей точки ясного зрения, а также области аккомодации, то есть расстояния между дальней и ближней точкой четкого видения.

После постановки диагноза и определения степени заболевания врачом будет избрана методика лечения астигматизма.

Методы лечения недуга

Существует несколько методов лечения астигматизма, среди которых на основании проведенных исследований лечащим врачом определяется оптимальный.

Среди основных методов выделяют:

  1. Оптический. Заключается в ношении специальных очков с линзами циллиндрической формы. Эта методика считается самой доступной, но не сможет помочь в случае запущенной стадии болезни.
  2. Аппаратный. Применяется для лечения второй степени астигматизма и относится к терапевтическим не инвазивным методам. Чаще всего используется при лечении детских глазных заболеваний.
  3. Хирургический. В этом случае искаженная форма роговицы или хрусталика исправляется путем оперативного вмешательства. В последнее время преимущество отдается лазерной коррекции. Применяется при запущенном астигматизме 3 степени у пациентов, достигших 18 лет.
  4. Упражнения для глаз при астигматизме. Эта методика применяется как вспомогательная терапия на ранней стадии заболевания.

Помимо следования рекомендациям лечащего врача для предупреждения прогрессирования астигматизма важно не допускать чрезмерной нагрузки на глазные мышцы.

Преимущества упражнений для глаз

На ранних стадиях астигматизма упражнения для глаз для детей и взрослых часто назначаются для предотвращения ухудшения состояния больного и потери зрения.

Преимущества глазных тренировок:

  • простота выполнения — можно делать упражнения дома самостоятельно;
  • не требуют много времени;
  • помогают снять усталость глаз и убирают мышечное напряжение, что способствует постепенному улучшению состояния больного.

При выполнении гимнастики для глаз при астигматизме стоит набраться терпения и не прекращать занятия при отсутствии мгновенного эффекта. Подобная терапия даст результат только после длительного лечения.

Подготовка к глазной гимнастике

Для того чтобы занятия для глаз при астигматизме были эффективными, рекомендуется в течение нескольких дней перед их началом провести специальную подготовку.

Подготовительный комплекс для глаз:

  1. Соляризация, или лечение солнцем. Заключается в приучении глаз к яркому свету. Рекомендуется действовать постепенно, ненадолго поворачивая лицо, закрыв глаза, к источнику яркого света (солнца). Также допускается смотреть на солнечный закат.
  2. Пальминг. Необходимо закрыть глаза теплыми ладонями и стараться увидеть черную картинку без каких-либо пятен или точек. Такой результат является признаком отличного зрения.
  3. Контроль напряжения глазных мышц. Хороший способ расслабить глаза — частое моргание.

После проведения подготовительных мероприятий можно переходить к основным упражнениям.

Способы быстрого снятия напряжения

Постоянное напряжение глаз — одна из причин глазных заболеваний. Поэтому первый комплекс направлен на снятие напряжения и усталости:

  1. Посмотреть перед собой, затем на любой предмет на расстоянии около 30 см (можно поставить палец на нужном расстоянии).
  2. Приставить к носу любой предмет, например карандаш, постепенно отводить его вперед до расстояния вытянутой руки, при этом не отрывая от него взгляд.
  3. Выбрать предмет на расстоянии 30 см от глаз (снова-таки, это может быть палец), смотреть на него поочередно правым глазом, двумя, а затем левым.

Каждое упражнение нуждается в повторе до 10 раз. благодаря снятию напряжения комплекс помогает избавиться от неприятных ощущений в глазах.

Тренировка глазных мышц

Для предупреждения ситуации, когда одни мышцы постоянно перенапряжены и изнашиваются, а другие не задействованы и постепенно атрофируются, необходимо регулярно тренировать глазные мышцы.

Комплекс упражнений для глазных мышц:

  1. Принять удобную позу, расслабиться и посмотреть вперед 10-15 минут.
  2. Закрыть глаза на несколько минут.
  3. Осуществлять горизонтальные и вертикальные движения глазными яблоками.
  4. Перейти к вращениям глазами по часовой стрелке, затем против.
  5. Быстро поморгать.
  6. Посмотреть влево вниз и сразу же вправо вверх.
  7. Сфокусировать взгляд на кончике носа.
  8. Снова быстро поморгать.
  9. Стоя у окна, поочередно переводить взгляд со стекла вдаль. Для более простой фокусировки можно наклеить на окно кусочек бумаги или пластыря.

Все упражнения повторять 5-6 раз. Время, необходимое на всю гимнастику, не превышает 10 минут.

Методика Жданова

Все вышеперечисленные упражнения для глаз при астигматизме у взрослых и детей предназначены для новичков. Когда гимнастика входит в привычку и не составляет труда, рекомендовано переходить к более сложному комплексу, разработанному психоаналитиком В.Г. Ждановым.

Комплекс Жданова включает в себя:

  • движения глазными яблоками вверх и вниз;
  • движения вправо и влево;
  • переведение взгляда по диагонали: снизу слева вверх вправо и обратно;
  • рисование глазами квадрата по часовой стрелке и против;
  • выполнение рисунка «горизонтальный бантик»: необходимо выполнить движение глазами по диагонали из верхнего левого угла в нижний правый, затем посмотреть верх и провести вторую диагональ справа налево, после чего снова перевести взгляд вверх;
  • выполнение рисунка «вертикальный бантик»: действия идентичны предыдущему упражнению, но изобразить нужно вертикальную фигуру;
  • круговые движения глазами по и против часовой стрелки;
  • зигзагообразные движения глазными яблоками;
  • рисование глазами спирали сначала вправо и влево, затем сверху вниз и в обратном направлении;
  • изображение глазами спираль в сторону расширения, затем сужения;
  • выполнение фигуры «горизонтально расположенный круг»;
  • фокусировка взгляда на сомкнутых перед собой пальцах, разведение пальцев, следя глазами за каждым из них одновременно;
  • то же упражнение, но разведение пальцев осуществляется по диагонали, затем вверх-вниз;
  • фокусировка взгляда на пальцах, одновременно рисующих круги (левый против, правый по часовой стрелке)
Читать еще:  Лейкокория или белый зрачок

Начинать следует с троекратного повтора каждого упражнения, постепенно доводя до 5 повторений. При регулярном выполнении гимнастики Жданова для глаз астигматизм не будет прогрессировать, а со временем можно заметить положительную динамику.

Заключительный этап тренировки

Важным этапом гимнастики для глаз при астигматизме у детей и взрослых является выполнение заключительных манипуляций:

  • полностью расслабиться;
  • повторить упражнение «пальминг»;
  • несколько раз легко надавить на закрытые глазные веки.

По мнению врачей, острота зрения зависит от состояния организма в целом. Поэтому для поддержания здоровья глаз важно вести здоровый образ жизни, не исключать физические нагрузки, чередуя их с отдыхом и расслаблением.

Гимнастика для глаз. Рекомендации по проведению и комплексы упражнений.

Юлия Зуева
Гимнастика для глаз. Рекомендации по проведению и комплексы упражнений.

Использование гимнастики для глаз в коррекционной работе с дошкольниками.

Впервые понятие «гимнастика для глаз» определено Э. С. Аветисовым, Е. И. Ливадо, Ю. И. Курпан в 1984 г.

Специальные упражнения для глаз способствуют профилактике нарушения зрения, развитию подвижности глаз, восстановлению бинокулярного зрения, снятию утомления с глаз, расслаблению зрительной системы, положительно влияют на циркуляцию крови и внутриглазной жидкости в органе зрения, на тренировку аккомодационных мышц, укрепление глазодвигательных мышц, активизацию и восстановление зрения при косоглазии и амблиопии, а также создаётся положительный эмоциональный фон, что способствует повышению работоспособности детей и усилению их познавательной активности. Упражнения зрительной гимнастики используем и как компонент общей релаксации.

Упражнения зрительной гимнастики могут быть активными, пассивными или смешанными. Выбор варианта упражнений зависит от рекомендаций инструктора ЛФК и психо-физического состояния ребёнка на занятии.

Гимнастика для глаз проводится на 10 — 11 минуте в течении 2 – 3 минут на занятиях, связанных со зрительным напряжением, на 17 – 18 минуте на занятиях первая половина которых не связана со зрительной работой.

Во время выполнения упражнений для глаз дети сидят в свободной позе.

Активный вариант зрительной гимнастики проводим с музыкальным сопровождением или без него. В этом случае зрительная гимнастика выполняет дополнительно обще-оздоровительную функцию. Активные упражнения направлены на повышение тонуса и укрепление мышц спины, развитие чувства равновесия, координации движений и общей моторики, а также профилактику и исправление нарушений осанки, которые часто наблюдаются у детей с низкой остротой зрения.

Упражнения для глаз используем на каждом занятии и при каждом длительном зрительном напряжении. Упражнения делаются до тех пор, пока они выполняются легко.

Принципы зрительных гимнастик:

• индивидуальный подход в зависимости от возраста, зрительных нарушений, состояния здоровья;

• постепенное увеличение нагрузок за счёт регулирования времени, скорости и сложности упражнений;

• сочетание с двигательной активностью;

• развитие интереса детей к этому виду упражнений.

Комплекс должен включать в себя упражнения для снятия напряжения с глаз и упражнение на развитие какой-либо глазной функции.

Для большей эффективности рекомендуем использовать разнообразные зрительные ориентиры: цветовые пятна на стене или окне, яркие игрушки, надеваемые на указательный палец (куклы пальчикового театра или специально сделанные игрушки). их использование позволяет упражнять детей в сосредоточении взора на неподвижном или движущемся предмете. кроме того, дети с монокулярным зрением более осознанно выполняют глазодвигательные действия за конкретным предметом при этом не напрягая зрение.

Упражнения для глаз часто сочетаем с играми и заданиями, направленными на развитие общей и мелкой моторики. Например: сортировка и раскладывание мелких предметов по цвету, форме. Специальные упражнения для глаз включаем в занятия по физическому развитию и в структуру физкультминуток. Выполнение общеразвивающих упражнений в сочетании с движениями глаз имеет общеукрепляющее влияние на организм ослабленного ребёнка, выполняет профилактическую, тренирующую и восстановительную функцию для глаз.

Упражнения, рекомендуемые для составления

комплексов гимнастики для глаз.

Упражнения для снятия утомления с глаз, статического напряжения,

расслабления зрительной системы.

— закрыть глаза, расслабить веки;

— направить, расфокусировать взгляд на горизонт или другой удалённый объект, не раздражающий глаза;

— посмотреть по горизонтали справа – налево, слева – направо;

— посмотреть вниз, вверх, задерживаясь в каждой позиции на 2-5 сек. ;

— поочерёдно посмотреть в правый верхний угол, затем в левый нижний, левый верхний и правый нижний угол, задерживаясь в каждой позиции на 1-5 сек. ;

— круговые, вращательные движения по часовой и против часовой стрелки;

— смотреть прямо перед собой, перевести взгляд на зрительный ориентир, расположенный по средней линии лица на расстоянии 25-30 см., зафиксировать взгляд;

— смотреть обоими глазами на палец, постепенно отдалять и приближать палец к глазам;

— «нарисовать» глазами восьмёрку, сначала расположенную вертикально, затем горизонтально.

Упражнения для улучшения циркуляции крови и внутреглазной

жидкости в органе зрения.

— плотно закрыть глаза на 3 – 5 сек. Повторить 6 – 8 раз;

— закрыть глаза. Тремя пальцами слегка надавливать на глазное яблоко;

— закрыть глаза. Массировать глаза указательными пальцами;

— быстро моргать в течение 1 мин;

— соединить рёбра ладоней и мизинцы. Наклонить голову, ладони положить на закрытые глаза (1 мин.)

— легко помассировать ладонями глаза. Чередовать надавливания, вращения, поглаживания и вибрации (1-2 мин.)

Упражнения для тренировки аккомодационных мышц.

— смотреть прямо перед собой, перевести взгляд на зрительный ориентир, расположенный по средней линии лица на расстоянии

25-30 см., зафиксировать взгляд;

— обоими глазами смотреть на указательный палец левой руки, вытянутой вперёд, постепенно приближать палец к носу;

— вытянуть руку с поднятым указательным пальцем вперёд. Поочерёдно переводить взгляд с кончика пальца на линию горизонта или на любую удалённую точку, задерживаясь в каждом положении на 2-3 сек. ;

— попеременно переводить взгляд с кончика носа на линию горизонта или удалённую точку.

Упражнения для развития остроты зрения амблиопичного глаза.

— чередование крепкого зажмуривания и широкого открывания глаз;

— сортировка мелких предметов по форме и цвету;

— закрыть глаза, массировать их круговыми движениями;

— смотреть прямо перед собой, перевести взгляд на зрительный ориентир, расположенный по средней линии лица на расстоянии 25 -30 см., зафиксировать взгляд;

— обоими глазами смотреть на указательный палец левой руки, вытянутой вперёд, постепенно приближать палец к носу.

Упражнения для формирования сложных движений глазных мышц, улучшения координации движений глаз и головы.

— не поворачивая головы посмотреть вверх, вниз, вправо, влево;

— поднять голову вверх, круговые движения глазами по часовой стрелке и против часовой стрелки;

— поочерёдно смотреть на левый носок ноги и на потолок,

— в руках предмет, поднять его на уровень глаз, опустить вниз. Обоими глазами следить за предметом;

— двигать руками с предметом вправо – влево. Обоими глазами следить за ним.

Из вышеперечисленных упражнений, педагогу несложно самому составить комплекс гимнастики. А текст для него можно подобрать или придумать.

Читать еще:  Почему нельзя использовать несколько раз

Комплексы статичных пассивных упражнений для глаз.

Правило: «Смотреть нам удаётся, а голова всё время на месте остаётся».

Речевое сопровождение.

Дети едут на машине,

Смотрят на дорогу –

Слева постовой стоит,

Справа светофор горит.

Движения глаз.

По городу мчатся с утра и до ночи

Машины всех марок, красивые очень.

Поедут налево, направо, кругом –

Свободны машины и ночью и днём.

Влево, вправо, кругом.

В доме кто умеет так?

Это маятник в часах

Отбивает каждый час.

А в часах сидит кукушка

У неё своя избушка.

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью.

Стрелки движутся по кругу,

Не касаются друг друга.

А часы идут, идут,

Никогда не устают.

Если их не заведут,

То они совсем встают.

Глаза широко открыты.

Глаза широко открыть.

Вот стоит большая ёлка,

Вот такой высоты.

У неё большие ветки,

Вот такой ширины.

Есть на ёлке даже шишки,

А внизу – берлога мишки.

Зиму спит там косолапый

И сосёт в берлоге лапу.

Осень! Осыпается весь наш бедный сад…

Листья пожелтелые по ветру летят.

Лишь вдали красуются

Там, на дне долин,

Кисти ярко – красные вянущих рябин.

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем листья собирать.

Листья берёзы, листья осины,

Листики тополя, листья рябины.

Листики дуба мы соберем.

Маме осенний букет отнесём.

Взгляд зафиксировать на дальнем ориентире.

Комплекс активных упражнений для глаз.

Правило: «Следить за руками нам удаётся, а голова на месте остаётся».

Речевое сопровождение.

Листья осенние тихо кружатся,

Листья под ноги нам тихо ложатся.

И под ногами шуршат, шелестят,

Будто опять закружиться хотят.

И под ногами шуршат шелестят,

Будто опять закружиться хотят.

Движения глаз.

Качать руками над головой влево, вправо.

Присесть, взгляд вниз.

Водить по полу руками вправо, влево.

Встать, водить поочерёдно руками вверх, вниз.

Ходит по лесу медведь,

Хочет сесть и посидеть.

Где ж такое место есть,

Чтобы мог медведь присесть?

То торчит сучек,

То мох пересох. Ох!

То гнездо муравьёв.

То кустарники. То речка –

Нет свободного местечка.

Эта сказка о медведе,

Ходить как медведь.

Отвести в сторону сначала правую, потом левую руки.

Поднять руку на уровень груди.

Поднять указательный палец правой руки вверх.

Отвести правую затем левую руки в стороны.

Опустить руки вниз.

Провести дугообразно правой рукой слева направо.

Соединить ладони на уровне груди.

Опустить руки вниз, постепенно поднимать их до уровня груди.

Отвести по очереди правую и левую руки в стороны.

Широко открыть глаза.

За болотом травушка зелёная растет.

По воде журавушка, журавушка идёт.

Ой, как ноги высоко поднимает!

Ой, как крылья широко раскрывает!

Погулять он по травушке хочет,

Не боится, что ноги промочит.

Поднять руки вверх, потянуться.

Ходить, высоко поднимая колени, взмахивая руками.

Поднять сначала правую ногу, согнутую в колене, затем левую ногу. Смотреть на ноги.

Отвести в сторону сначала правую руку, затем левую.

Ходить, высоко поднимая колени, взмахивая руками.

Стоит в поле теремок, теремок.

Он не низок не высок, не высок.

Слева зайка, справа мишка.

Слева ёжик, справа волк.

— Нажимайте на замок!

Зайка, мишка, ёжик, волк

Сделать «крышу» руками над головой.

Отвести руки вправо, влево.

Сделать из пальцев замок.

Отвести руки вправо, влево.

Сделать из пальцев замок.

Развести руки в стороны.

«Лебёдушка» (с лентами).

Вдоль по реченьке лебёдушка плывёт.

Выше бережка головушку несёт.

Белым крылышком помахивает.

На цветы водичку стряхивает

Вытянут руки вверх.

Взмахи попеременно правой и левой руками.

Встряхнуть кисти рук.

Гимнастика для глаз. Рекомендации по проведению и комплекс упражнений. Гимнастика для глаз для дошкольников с нарушением зрения. Впервые понятие «гимнастика для глаз» определено Э. С. Аветисовым, Е. И. Ливадо,.

Мультимедийная презентация «Гимнастика для глаз» Данная презентация представляет собой электронную физкультминутку для глаз. Цель: профилактика зрительных расстройств, укрепление глазодвигательных.

Глазодвигательная гимнастика

Ежедневно с помощью глаз каждый человек получает и обрабатывает большой объем информации.

Это заставляет глаза быть в постоянном напряжении, из-за чего они быстро устают.

Нельзя забывать, что большая часть глазных заболеваний развивается именно из-за постоянного перенапряжения. Длительное напряжение глаз постепенно вызывает сухость слизистых, красноту и снижение качества зрительных функций. Исходя из этого, нужно давать глазам не только отдыхать, но и тренировать их мышцы, повышая качество зрения . Ниже рассмотрим упражнения, которые помогут расслабиться глазам и специальные гимнастические упражнения для тренировки.

Подготовка к глазной гимнастике

Первым делом следует удобно сесть на стул возле стола, выпрямить спину и расслабиться. Далее глаза прикрываются руками, так чтобы средина ладони была точно напротив глаза. Левая ладонь должна быть напротив левого глаза, и то же самое с правой. Руки нужно легко прижать к лицу, можно перекрещивать пальцы на лбу или расположить их рядышком. Единственное условие – ладони не должны пропускать лучи света к глазам. Убедившись в отсутствии щелок, пропускавших свет, можно прикрывать веки.

Далее нужно положить локти на стол. При этом шея и позвоночник должны быть прямыми, тело и руки расслабленны. Дыхание спокойное, нужно вспомнить какие-нибудь радостные моменты, полностью расслабиться и погрузиться в счастливый момент . Нельзя расслабиться целенаправленно, а значит не нужно контролировать свое тело и разум. Так сидеть следует на протяжении нескольких минут. Это позволит подготовить глаза к выполнению упражнений и даст им необходимый отдых.

Такие перерывы можно делать посреди рабочего дня, давая глазам отдохнуть несколько минут. После этого нужно постепенно приоткрывать ладони, чтобы на глаза попадали слабые лучики света. После того, когда глаза снова привыкнут к свету, их можно открывать.

Безоперационное лечение глаз за 1 месяц.

Упражнения для предотвращения спазмов

Выполняя следующие простые упражнения, можно не только сформировать глазные мышцы, но и избежать появления их спазмов.

Весь комплекс выполняется в сидячем положении за столом:

  • Нужно сесть прямо, выровнять спину. Руки разместить на затылок. При вдохе локти разводятся по сторонам, ладони сильно прижимаются к голове. Выдыхая, локти сводятся впереди. Следует сделать несколько повторений.
  • Сидя, следует взяться руками за сидение и одновременно с этим поднимать плечи по возможности вверх. Затем плечи опускают в исходное положение и расслабляют. Нужно сделать 2-3 повторения.
  • Следует сесть прямо, вытянуть руки на стол. Делается прогиб в грудном отделе, при этом сводятся лопатки, потом нужно расслабиться, вернувшись в исходную позицию. Повторить несколько раз.
  • Сесть ровно и медленно поворачивать голову влево, потом вправо, а после — вверх и вниз. Сделать несколько повторений. Затем сделать несколько медленных наклонов головы к плечам.
  • Положение не меняется. Нужно сильно зажмурить глаза на несколько секунд, после открыть на такое же время. Повторить упражнение 2-3 раза.
  • Нужно помассировать закрытые веки на протяжении минуты, легкими движениями пальцев.
  • Несколько раз сильно зажмурить и раскрыть глаза как можно шире.
  • Глазами выполнить движения – смотреть вверх, вниз, вправо и влево. Все это нужно выполнить глазами медленно, не двигая головой.
  • Нужно сделать круговые движения глазами. В процессе выполнения пытаться рассмотреть максимально много предметов, расположенных в разных уголках помещения.
  • Нужно закрыть веки и расслабить глаза. Последнее — глубоко вдохнуть с закрытыми глазами, затем открыть их и выдохнуть.
Читать еще:  Почему портится зрение

Прямоугольник

Упражнение заключается в движениях, напоминающих рисование прямоугольника глазами . Нужно смотреть в левый верхний угол, потом правый, далее опускаться в правый нижний угол и переходить к левому. После соединения всех линий нужно поморгать. Начинаем рисовать фигуру с другой стороны. Сделать не меньше 4 повторений. Одна фигура считается одним разом.

Глазами рисуется бантик . Начиная с левого верхнего угла, следует спуститься в правый нижний, затем правый верхний. После спускаемся в левый нижний угол и поднимаемся к началу. Следует нарисовать таких 3-5 бантов.

Циферблат

Глазами нужно нарисовать круг, напоминающий циферблат часов . Начиная сверху глазами, следует двигаться по часовой стрелке. Далее нужно поморгать. И рисовать круг в обратную сторону. Нужно покрутить по 5-7 раз в каждую сторону.

Упражнения для профилактики

  1. В первую очередь нужно расслабить глаза и подготовить их к упражнениям.
  2. Далее выполнить круговые движения, и движения по прямым линиям – вверх, вниз, вправо и влево.
  3. Обязательно интенсивно и медленно моргать, хорошо сжимая веки.
  4. Движения по диагоналям. Нужно смотреть на левое плечо, зафиксировать там взгляд. Сделать 3 моргания и перевести взгляд в другую сторону.
  5. Быстро моргать глазами. Выполнять упражнение в течение 30 секунд. Моргания должны напоминать взмахи крыльев бабочки.
  6. Смотря в окно сосредоточиться на предметах, расположенных близко. После нужно перевести взгляд вдаль, на другой предмет. Чередовать такие взгляды — то близко, то далеко.

Полезное видео

Плохое зрение значительно ухудшает качество жизни, лишает возможности видеть мир таким, каким он есть. Не говоря о прогрессировании патологий и полной слепоте.

МНТК «Микрохирургии глаза» опубликовал статью о безоперационном восстановлении зрения до 90%, это стало возможно благодаря.

Методика проведения гимнастики для глаз на уроке.

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Методика проведения гимнастики для глаз на уроке

Нарушение зрения — психофизическое нарушение, проявляющееся в ограничении зрительного восприятия или его отсутствии, что влияет на весь процесс формирования и развития личности. Нарушения зрения могут быть врожденными и приобретенными. Врождённые — обусловлены повреждениями или заболеваниями плода в период внутриутробного развития или являются следствием наследственной передачи некоторых дефектов зрения; приобретенные — последствие заболеваний органов зрения, заболеваний центральной нервной системы, осложнений после общих заболеваний организма, травматических повреждений мозга. Время наступления зрительного дефекта имеет существенное значение для психического и физического развития ребенка. Чем раньше наступила слепота, тем больше выражены вторичные отклонения. Отсутствие визуальной ориентировки наиболее заметно сказывается на двигательной сфере. Потеря зрения формирует своеобразие эмоционально-волевой сферы, характера.

Слепые дети — это дети с полным отсутствием зрения. Возможно сохранение светоощущения, или остаточного зрения (до 0,04) на лучше видящем глазу с коррекцией очками. Важнейшим фактором ориентировки слепых детей в окружающей действительности является усиленная ориентировочная реакция на звуки. Процесс формирования сенсорного опыта у слепых детей замедлен и требует обязательного применения специальных коррекционно-педагогических средств воздействия.

Слепота обусловливает задержки в формировании движений, изменения в эмоционально-волевой сфере, проявление негативизма, хотя слепой ребенок имеет все возможности для высокого уровня психофизического развития и полноценного познания окружающего мира с опорой на сохранную анализаторную сеть. В процессе воспитания и обучения отрицательные явления слепоты постепенно преодолеваются и развиваются противодействующие процессы компенсации.

Слабовидящие — дети со значительным снижением зрения, имеющие остроту зрения на лучше видящем глазу (с использованием очковой коррекции) 0,05-0,2 или выше, при значительном нарушении других зрительных функций (цвето- и светоощущений, периферическое и бинокулярное зрение). Причинами данных нарушений могут быть как глазные болезни, так и общее ослабление здоровья ребенка.

Характерным для данной патологии является недостаточность зрительного восприятия, фрагментарность, замедленность, вследствие чего наблюдается обедненный чувственный опыт; нарушение цветоощущения, затруднения в пространственной ориентировке.

Так как зрение, у этих детей остается ведущим анализатором, возникающее утомление при зрительной работе может привести к дальнейшему ухудшению зрения, а также вызвать снижение умственной и физической работоспособности. Темп работы слабовидящего ребёнка быстро отстает от темпа работы остальных учеников, что часто приводит к неуспеваемости и психическому дискомфорту ребёнка. Поэтому обязательным условием работы с детьми данной категории является рациональное построение учебных занятий, ограничение зрительных нагрузок, применение корригирующих и тифлотехнических средств, организация специальных коррекционных занятий, направленных на преодоление отклонений в психофизическом развитии, а также на каждом уроке выполнение физминуток для глаз, как для укрепления глазной мышцы, так и для снятия зрительного напряжения.

Важное условие проведения таких упражнений – это игра. Игровой процесс строится на активном включении ребёнка в процесс лечения. У него формируется желание улучшить своё зрение. Обучение проводится под девизом: «Играя, лечимся» В игровой форме осуществляется самомассаж, снятие физического, психического и зрительного напряжения, активизация глазодвигательных функций, формируются рациональные способы зрительного восприятия.

Поэтому эта брошюра для педагогов, которые стараются помочь своим ученикам преодолеть трудности и сохранить остаточное зрение.

Одним из замечательных аспектов сохранить остаточное зрение является зрительная гимнастика.

Целью проведения зрительной гимнастики — является формирование у детей младшего школьного возраста представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья. Для того чтобы, гимнастика для глаз была интересной и эффективной, необходимо учитывать особенности развития детей младшего школьного возраста, она проводится в игровой форме, в которой дети могут проявить свою активность.

Зрительная гимнастика используется:

· для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз

· для укрепления мышц глаз

· для улучшения аккомодации (это способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях)

Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут, а также после каждой зрительной нагрузки. Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику можно проводит по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек.

1) игровая коррекционная физминутка;

3) по зрительным тренажёрам;

4) комплексы по словесным инструкциям.

При подборе гимнастики для глаз учитывается возраст, состояние зрения и быстрота реакции ребенка. Дети во время проведения зрительной гимнастики не должны уставать. Надо следить за напряжением глаз, и после гимнастики практиковать расслабляющие упражнения. Например: «А сейчас расслабьте глаза, поморгайте часто-часто, легко-легко. Примерно так, как машет крылышками бабочка».

Можно после гимнастики для глаз использовать для снятия напряжения гримасы, артикуляционную гимнастику.

В нашем коррекционно — образовательном учреждении решаются задачи, связанные с укреплением, сохранением здоровья и физического развития детей. Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику его развития.

Правила проведения физминутки для глаз

Время проведения выбирает сам учитель. После большой зрительной нагрузки или через 15 – 20 мин. после начала урока, но не позднее.

Перед выполнением этих упражнений нужно снять очки.

Подготовить ладони руки, пальцы, для выполнения массажа.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector