3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Понятие и характеристика

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ

Понятие является одной из основных познавательных форм абстрактного мышления.

В понятии отражается лишь существенные признаки предмета.

Признаком предмета называется то, в чем предметы сходны друг с другом или в чем они друг от друга отличаются.

Признаками могут быть не только свойства и отношения, принадлежащие предмету, но и их отсутствие, а также их тождество.

Любой предмет имеет множество признаков. Одни из них характеризуют отдельный предмет и являются единичными, другие принадлежат определенной группе предметов и являются общими.

Кроме этих признаков логика выделяет признаки существенные и несущественные.

Существенными признаками являются такие, которые необходимо принадлежат предмету, выражают его внутреннюю природу, его сущность.

Несущественные – они могут принадлежать, но могут и не принадлежать предмету, не выражать его сущности.

В каждом предмете присутствуют как существенные, так и несущественные, как общие, так и единичные.

Итак, понятие – это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках.

Формируя понятие, мы как бы отходим от предмета, удерживая лишь главное, существенное, общее и тем самым глубже отражаем мир.

Понятие выражается и закрепляется в словах и словосочетаниях (государство, столица России). Однако единство языка и мышления, слова и понятия не означает их тождества. В отличие от понятия слова во всех языках различны (стол — table).

Кроме того, даже в одном языке нет тождества понятия и слова. Т.к. существуют слова – синонимы и омонимы.

Синонимами – называют слова, близкие по своему значению, выражающие одно понятие, но отличающиеся оттенками.

Омонимы – это слова, совпадающие по звучанию, форме, но выражающие различные понятия.

Многозначность слов (полисемия) может привести к смешению понятий, а следовательно, к ошибкам в рассуждениях.

Поэтому необходимо точно установить значение слов, чтобы употреблять их в строго определенном значение.

Занимаясь логическим анализом понятия, мы выделяем в нем две стороны: содержание и объем.

Содержанием понятия называется совокупность существенных признаков предмета, которая мыслится в данном понятии.

Такие признаки могут быть названы понятиеобразующие.

Объем понятия – это совокупность предметов, которая мыслится в понятии.

Совокупность предметов, охватываемая объемом понятия, называется логическим классом, или множеством, а отдельный предмет объема – элементом класса.

Внутри класса понятия могут выделять другие группы. Эти группы называются – подклассами.

р. Азии

река

Понятие из объема, которого происходит выделение подклассов, называют родовым, выделенные понятия видовыми или видами данного рода.

Объем одного понятия может входить в объем другого и составлять лишь его часть (студент КубГУ — студент).

На основе обобщения такого рода можно сформулировать следующий закон.

Чем шире объем понятия, тем уже его содержание и наоборот.

Этот закон называется закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия.

Он распространяется на понятия находящиеся между собой в родо-видовых отношениях.

Понятия можно классифицировать по объему и по содержанию.

По объему – делятся на общие и единичные.

Понятие, в котором мыслится элемент класса, называется единичным (Краснодар, КубГУ).

Понятие, в котором мыслится множество элементов называется общим (автомобиль, студент).

Общие понятия могут быть регистрируемыми и нерегистрируемые.

Регистрируемыми называются понятия, в которых множество мыслимых в нем элементов поддается учету.

Нерегистрируемыми называются понятия, относящиеся к неопределенному числу предметов (человек, книга).

В процессе рассуждения общие понятия могут употребляться в разделительном и собирательном смысле.

Если высказывание относится к каждому элементу класса – то такое употребление будет разделительным.

Если высказывание относится ко всем элементам, взятым в единстве, и не прилагаемо к каждому элементу в отдельности, то такое употребляемое понятие является собирательным.

Кроме общих и единичных понятий по объему выделяют пустые (или нулевые) понятия, т.е. такие, объем которых представляет пустое множество (вечный двигатель, круглый квадрат).

По содержанию. Здесь можно выделить 3 пары понятий:

1) конкретные – абстрактные

2) положительные – отрицательные

3) относительные – безотносительные.

1) Конкретные и абстрактные.

Что понимается в логике под конкретными и абстрактными?

Ведь любое понятие уже абстрактно.

Конкретными называются понятия, в которых отражены, мыслятся отдельные предметы или классы предметов (книга, дом, студент).

Абстрактными называются понятия, в которых мыслится свойство предмета или отношения между предметами (белизна, смелость, ответственность).

Различия между конкретными и абстрактными понятиями основано на различии между предметом, который мыслится как целое, и свойством предмета.

2) Положительные и отрицательные.

Так понятия делятся в зависимости от того, составляют ли их содержание свойства, присущие предмету или отсутствие их.

Положительные понятия – это наличие того или иного качества или отношения (грамотный, красивый).

Отрицательные понятия – такие понятия, которые употребляются с «не», «без», т.е. признак отвергается, отрицается (неграмотный, некрасивый).

3) Относительные и безотносительные понятия.

Они делятся в зависимости от того, мыслится в них предметы, существующие раздельно или в отношении с другими предметами.

Соответственно, безотносительные понятия отражают предметы, существующие раздельно и мыслимые вне отношения к другим (дом, деревня, человек, космонавт).

Относительные понятия – в которых мыслятся предметы, существование одного из которых предполагает существование другого (дети – родители, начальник – подчиненный).

Определить к какому виду относится то или иное понятие, значит дать ему логическую характеристику, помогающую уточнить их объем и содержание.

Предметы мира находятся друг с другом во взаимосвязи и взаимообусловленности. Поэтому и понятия, отражая предметы мира, также находятся в определенных отношениях.

В логических отношениях могут находиться только сравнимые понятия.

В свою очередь сравнимые понятия делятся по объему на совместимые и несовместимые.

Понятия объемы которых полностью или частично совпадают называются – совместимыми.

В содержании этих понятий нет признаков, исключающих совпадение их объемов. Существует 3 вида отношений:

отношения между понятиями изображают с помощью круговых схем (кругов Эйлера), где каждый круг обозначает объем понятия.

1. Отношение равнозначности. Это понятия которые различаются по своему содержанию, но объемы которых совпадают полностью.

В – крупнейший частный ВУЗ Кубани

2. Отношение перекрещивания – находятся понятия, когда объем одного, частично входит в объем другого

А > В

В – русский поэт

Понятие имеющие обобщенный общий объем и включающее объем другого понятия (А) называются – подчиняющим, а понятие, имеющее меньший объем и составляющее часть объема другого понятия (В) – подчиненным (А > В).

Понятия, объемы которых не совпадают ни полностью, ни частично, называются несовместимыми (или внеположными).

Они содержат признаки, исключающее совпадение их объемов.

Существуют 3 вида отношений несовместимости:

1. Соподчинения (координации)

2. Противоположности (контрарность)

3. Противоречия (контрадикторности)

1. Отношение соподчинения – находятся два или более понятия подчиненные общему для них понятия.

А > В + С

2. Отношение противоположности – находятся понятия, одно из которых содержит некоторые признаки, а другое – признаки, несовместимые с ними.

А – белый

3. Отношение противоречия – находятся понятия, одно из которых содержит некоторые признаки, а другое эти же признаки исключает.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9007 — | 7661 — или читать все.

95.47.253.202 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

1. Общая характеристика понятий

Понятие — это форма мышления, отражающая предметы и явления в их существенных признаках.

Как уже говорилось выше, человек воспринимает тот или иной предмет, выделяя характерные свойства (признаки) последнего (напомним, что этим целям служат ощущение, восприятие и представление). Именно за счет этих свойств мы ставим предметы или в один ряд, т. е. обобщаем их, или, наоборот, выделяем предмет из массы однородных с иными свойствами. Например, все мы знаем, что сахар — сладкий и сыпучий, а соль — сыпучая, но соленая. По признаку сыпучести мы объединяем сахар с солью, однако по признаку вкуса отделяем друг от друга.

Признаками могут быть свойства предмета, которые объединяют или отделяют предметы один от другого. Иными словами, признаки — это свойства предметов, в которых они сходны между собой или различаются.

Любые свойства, черты, состояние предмета, которые так или иначе характеризуют предмет, выделяют его, помогают распознать среди других предметов, составляют его признаки. Признаками могут быть не только свойства, принадлежащие предмету; отсутствующее свойство (черта, состояние) также рассматривается как его признак.

Читать еще:  Особенности двоения в глазах

Любой предмет имеет множество, целый комплекс определяющих его признаков. Такие признаки могут определять свойства только этого предмета и быть единичными или отражать характерные черты целого ряда предметов. Такие признаки называются общими. Для подтверждения этих слов можно привести следующий пример: каждый человек имеет ряд характеризующих его признаков, часть из которых характеризуют только его. Это черты лица, телосложение, походка, мимика, а также признаки, определяемые представителями правоохранительных органов как «особые приметы», и иные броские признаки. Другие признаки характеризуют целую общность людей, выделяют эту общность из совокупности других общностей. К таким признакам можно отнести профессию, национальность, социальную принадлежность и т. п. Здесь необходимо упомянуть и о признаках, характеризующих всех людей и одновременно отделяющих представителей человеческого рода от иных живых существ. Они присущи каждому человеку. Это способность к абстрактному мышлению и членораздельной речи.

Кроме единичных (индивидуальных) и общих признаков логика выделяет признаки существенные и несущественные.

Признаки, которые характеризуются обязательной принадлежностью к предмету (т. е. обязательно присущие ему) и выражают сущность этого предмета, принято называть существенными. Они могут быть как общими, так и единичными. Так, понятия, отражающие множество предметов, включают общие существенные признаки (способность к языковому выражению процесса мышления и сам процесс мышления). Понятия, отражающие один предмет, включают как общие существенные, так и единичные признаки. Например, понятие «Анискин» включает в себя общие существенные признаки (человек, милиционер) и единичные признаки, характерные только для этого человека. Признаки, которые могут принадлежать, но могут и не принадлежать предмету и которые не выражают его сущность, называются несущественными.

Понятие качественным образом отличается от форм чувственного познания, т. е. ощущений, восприятия и представлений. Эти формы существуют в сознании человека в виде наглядных образов, отражающих отдельные предметы или их свойства. Иными словами, ощущение — это форма чувственного познания. Оно, как и представление, через восприятие образует чувственно наглядный образ какого-либо предмета или явления. В понятии наглядность отсутствует. Таким образом, понятие — это форма мышления, которая на абстрактной основе отражает предметы, исходя из их существенных признаков. Такой подход делает понятие весьма удобным инструментом научного познания и поэтому широко применяется в различных областях и отраслях науки, а также играет огромную роль в построении учебного процесса. Это характерно как для естественных, так и для гуманитарных наук. В процессе формирования понятия наука отражает в понятии изучаемые ею предметы и явления.

Необходимо отметить, что понятиям характерна известная чувственная бедность. Прибегая к закреплению лишь существенных признаков предметов и явлений, обобщая их, понятия теряют значительное количество индивидуальных признаков, присущих рассматриваемому объекту. С этой точки зрения понятие значительно менее насыщено чувственными признаками. Однако взамен понятия дают возможность более глубокого изучения окружающего мира, его предметов, процессов, явлений и позволяют отразить получаемую информацию с большей полнотой по сравнению с чувственным познанием.

Понятия имеют языковое выражение и неразрывно связаны с основной языковой единицей — словом. Выражаются понятия как посредством последних (слов), так и при помощи словосочетаний (словесных групп). Само собой разумеется, что без слов и словосочетаний невозможно ни построение понятий, ни оперирование имени (слова и словосочетания, объединенные каким-либо смыслом и обозначающие какой-либо предмет).

Необходимо упомянуть об особых случаях, вызывающих иногда неразбериху или недопонимание. К таким результатам могут приводить слова с неоднозначным значением. Омонимы (от греч. homos — «одинаковый» и onyma — «имя») —разные, но одинаково звучащие и пишущиеся единицы языка (слова, морфемы и др.) Это слова, имеющие одинаковое звучание, но разное значение (выражающие разные предметы, процессы или явления). Например, слово «лук» в зависимости от контекста может означать съедобное растение или стрелковое оружие. Всем известно суждение «Миру — мир!». Оно содержит два значения слова «мир». Слов омонимов в русском языке много, например слова «рысь», «мост», «коса», «ключ» имеют сразу по нескольку значений.

Посвятив время изучению слов-омонимов, можно иногда получить до пяти-шести значений. Однако принимать за слова-омонимы понятия, включающие в свой состав отдельное слово, обозначающее сходные явления, процессы или предметы, недопустимо. Например, слово «сеть» можно использовать в разных выражениях, таких как «компьютерная сеть», «электрическая сеть»; «рыболовная сеть», «волейбольная сеть» и др. В этих примерах слово «сеть» используется в разных сочетаниях, меняющих контекст его использования, но никак не смысловое значение. Напомним, что слова-омонимы имеют разное значение при условии одинакового звучания.

Синонимы (от греч. synonymos — «одноименный») — это слова, различающиеся по звучанию, но тождественные или близкие по смыслу, а также синтаксические и грамматические конструкции, совпадающие по значению.

Синонимы бывают полные, например «языкознание» — «языковедение», и частичные, например «дорога» — «путь». Примером использования синонимов в контексте могут служить следующие предложения: «Им предстояла долгая дорога» — «Впереди лежал путь неблизкий»; «Суровый мороз пробирал путников докостей» — «На улице стояла январская стужа».

В связи с вышеизложенным следует отметить, что многозначность слов, нечеткость их смыслового содержания могут приводить к ошибкам в определении понятий, построении заключений. Поэтому необходимым является выбор слов с наиболее четким значением, исключающим двойственность и ошибки в рассуждениях. Такими словами призваны быть термины.

Термин (с лат. terminus — «граница», «предел») — слово или словосочетание, употребляемое с оттенком специального научного значения.Таким образом, термин обозначает строго определенное понятие и характеризуется однозначностью, во всяком случае в рамках определенной науки или группы наук.

В современной логике принято делить понятия на: ясные и размытые; единичные и общие; собирательные и несобирательные; конкретные и абстрактные; положительные и отрицательные; безотносительные и соотносительные.

Перейдем к рассмотрению каждого вида понятий отдельно. В зависимости от содержания понятий они могут отражать действительность более или менее точно. Именно это качество положено в основу разделения понятий на ясные и размытые. Как несложно догадаться, четкость отражения значительно выше у ясных понятий, размытые же нередко отражают предмет с недостаточной полнотой. Например, ясное понятие «инфляция» содержит в своих характеристиках достаточно четкое указание на степень экономической дестабилизации в стране.

В разных отраслях науки (в основном гуманитарных) используются понятия с размытым содержанием (перестройка, гласность), что зачастую носит негативный характер. Особенно это характерно для правоприменительной деятельности, в процессе которой недостаточная определенность правовых норм может приводить к их свободному толкованию субъектами права. Очевидно, что это недопустимо.

Единичные и общие понятия. Такое разделение связано с тем, подразумевается ли в них один элемент или же несколько. Как нетрудно догадаться, понятия, в которых подразумевается лишь один элемент, называются единичными (например, «Венеция», «Дж. Лондон», «Париж»). Понятия же, в которых мыслится несколько элементов, называются общими (например, «страна»,«писатель», «столица»).

Общие понятия могут быть регистрирующими и нерегистрирующими. Отличаются они тем, что в регистрирующих понятиях множество подразумеваемых элементов поддается учету, может быть зафиксировано. Нерегистрирующие понятия характеризуются тем, что множество их элементов не поддается учету, они имеютбесконечный объем.

Понятия собирательные и несобирательные. Понятия, содержащие признаки некоторой совокупности элементов, входящих в один комплекс, принято называть собирательными. В качестве примера собирательных понятий можно привести понятия «команда», «стая», «отряд». Необходимо отметить, что содержание единичного понятия нельзя относить к отдельному элементу, входящему в его объем, так как оно относится сразу ко всем элементам. Собирательные понятия бывают общими («команда»,«стая») и единичными («команда «Сокол»», «отряд «Альфа»»). Понятия, содержащие признаки не целой совокупности, а отдельных элементов, называются несобирательными. Если употребление в речи такого понятия относится к каждому из элементов, 29 составляющих его объем, такое выражение именуют разделительным. Если же упоминаются все элементы в комплексе (совокупности) и безотносительно к каждому из элементов, взятому в отдельности, такое выражение называют собирательным.

Конкретные и абстрактные понятия. Такое разделение понятий зависит от предмета, отражаемого в содержании понятия. Это может быть предмет, или некая совокупность предметов, или признак этого предмета (отношение между предметами). Соответственно понятие, содержание которого составляет информация о признаке предмета или отношение между предметами, именуется абстрактным понятием. Напротив, понятие о предмете или совокупности предметов называется конкретным.

Главным признаком, чертой, по которой проводится разделение понятий на конкретные и абстрактные, является соотношение предмета и его признаков. Иными словами, хотя признаки предмета и не могут существовать без последнего, в результате логического приема «абстрагирование» они выделяются в самостоятельный объект мысли и рассматриваются безотносительно своего предмета. Соответственно и понятие носит название абстрактного.

Читать еще:  Конъюнктивит через сколько дней проходит

Нельзя забывать о том, что конкретные и единичные понятия не являются синонимами, также как и абстрактные необходимо отделять от общих. Так, общие понятия могут быть и конкретными, и абстрактными. Например, понятие «купец» является общим и конкретным, а понятие «посредничество» — общим и абстрактным.

Положительные и отрицательные понятия. В основу классифицирования данных понятий положены свойства предмета, явления или процесса. Вид понятия здесь поставлен в зависимость от наличия либо отсутствия у предмета характеризующих свойств. Говоря иначе, понятие именуется положительным, если в нем содержится указание на наличие свойств, присущих предмету.

В противоположность положительным выступают отрицательные понятия, которые подразумевают отсутствие таких свойств. Так, положительным понятием будет «сильный», а отрицательным — «слабый»; положительным — «спокойный», отрицательным — «беспокойный».

Безотносительные и соотносительные понятия. В основу этой классификации положено наличие либо отсутствие связи предмета, составляющего объем понятия, с другими предметами материального мира. Таким образом, безотносительными будут понятия, существующие отдельно друг от друга и не оказывающие на существование каждого из них существенного влияния. Такими понятиями, например, могут быть «гвоздь» и «пуговица». Каждый из этих предметов существует отдельно и независимо от другого.

Отталкиваясь от сказанного выше, можно определить соотносительные понятия как имеющие связь друг с другом, заложенную в признаках предметов, составляющих их объем. Такими понятиями будут: «сюзерен» — «вассал» или «брат» — «сестра».

Классификация понятий неразрывно связана с их логической характеристикой. Определяя вид конкретного понятия, мы тем самым делаем вывод относительно него, характеризуем с точки зрения логики как науки. Логическая характеристика помогает определить содержание и объем понятий и позволяет в процессе рассуждения допускать как можно меньше ошибок и с максимальной эффективностью использовать то или иное понятие в процессе доказательства.

Образование понятий, их содержание и объем

1. Логические приемы образования понятий

Для человека, занимающегося научными изысканиями, постоянно необходимо получать новую информацию. Для этого ученый читает множество литературы по избранному предмету, ведет наблюдение, делает опыты. Однако вся эта деятельность была бы бесполезной, если бы не приводила к образованию новых понятий. Иными словами, полученная информация в таком случае так и осталась бы лишь информацией, не облеченной в форму, пригодную для закрепления и передачи.

Именно поэтому необходимо знать о приемах образования понятий. Такими приемами являются: абстрагирование, анализ, синтез, сравнение и обобщение.

Абстрагирование — это прием образования понятий, при котором необходимо отвлечься от ряда несущественных признаков предмета, отринуть их и оставить лишь существенные.

В процессе абстрагирования значительную роль играет сравнение. Анализ — это мысленное дробление предмета, процесса или явления на составные части с целью установления взаимодействия этих частей и взаимосвязей между ними, а также выявления происходящих внутри исследуемого объекта процессов.

Анализ необходим для получения отражения уже существующего понятия.

Синтез — это мысленная сборка составных частей предмета, явления или процесса воедино.

Синтез — это процесс, обратный анализу, и обычно используется, когда последний уже проведен. Зачастую мысленному синтезу предшествует, если речь идет о предмете, практическая сборка данного предмета со строгим соблюдением последовательности постановки составных частей.

Синтез применяется для создания новых понятий на основе уже существующих, подвергнутых синтезу, или выявления неточностей в понятии, а также внесения в эти понятия изменений.

Сравнение — это мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам.

Обобщение — мысленное объединение группы предметов в новый ряд или добавление одного предмета в уже существующий на основе присущих этим предметам признаков.

Сравнение и обобщение позволяют достичь большей точности в суждениях, отделить одно от другого или, наоборот, объединить несколько предметов в одну группу (класс). Как факультативный признак, способствуют лучшему усвоению информации человеческим мозгом.

Все логические приемы образования понятий имеют важнейшее значение. Они связаны между собой, их невозможно представить один без другого. Часто применяются вместе или предшествуют один другому.

Понятие

Общая характеристика понятия

Понятие — это форма мышления, отражающая предмет в его необходимых, существенных признаках.

Это определение нуждается в пояснении. В логике под предметом имеют в виду предмет мысли. Таким предметом может быть вещь (например, книга), свойство вещи (новая), отношение вещей (ближе, дальше), процессы (лежать, читать). Предметом мысли может быть не только то, что существует реально, но и то, что реально не существует, например идея, проблема, теория, фантастические образы: русалка, леший, Баба-яга. Предмет — это то, что можно мыслить.

Признаком предмета называется то, в чем предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются. Любые свойства, черты, состояния предмета, которые так или иначе характеризуют предмет, выделяют его, помогают распознать среди других предметов, составляют его признаки.

Признаки делятся на: 1) положительные и отрицательные; 2) единичные и общие; 3) необходимые и случайные; 4) существенные и несущественные.

  • 1. Признаками могут быть не только свойства, принадлежащие предмету, присущие ему; отсутствующее свойство, черта, состояние также рассматривается как его признак. Например, отсутствие билета у пассажира, оружия у преступника являются их признаками. По наличию или отсутствию свойства признаки делятся на положительные и отрицательные.
  • 2. Признак, характеризующий отдельный предмет, принадлежащий только ему, называется единичным. Признак, принадлежащий многим предметам, называется общим.

Так, каждый человек имеет признаки, одни из которых (например, черты лица, телосложение, походка, жестикуляция, мимика, так называемые особые приметы, броские признаки) принадлежат только данному человеку и отличают его от других людей; другие (профессия, национальность, социальная принадлежность и т. д.) являются общими для определенной группы людей; наконец, есть признаки, общие для всех людей. Они присущи каждому человеку и вместе с тем отличают его от других живых существ. К ним относятся способность создавать орудия труда, способность к абстрактному мышлению и членораздельной речи.

  • 3. Необходимыми называются признаки, при отсутствии которых предмет перестает быть данным предметом, утрачивает свое качество. Признаки, при отсутствии которых предмет не утрачивает свое качество, остается данным предметом, называются случайными. Так, указанные в приведенном примере общие признаки человека — способность к абстрактному мышлению и другие — являются необходимыми, остальные признаки, в том числе общие для какой-либо группы людей, — случайными.
  • 4. В научных понятиях отражаются признаки, с необходимостью принадлежащие предмету, выражающие его сущность. Такие признаки называются существенными. Существенными признаками квадрата являются прямоугольность и равносторон- ность, существенным признаком преступления — его общественно опасный характер. Признаки, не раскрывающие сущность предмета, называются несущественными. Наука оперирует необходимыми существенными признаками.

Деление признаков на существенные и несущественные относительно. В определенных условиях несущественные признаки для понятия «преступник», например особые приметы, являются существенными для розыска конкретного преступника. Но эти признаки существенны лишь в данных условиях и в отношении конкретного лица.

Понятие качественно отличается от форм чувственного познания: ощущений, восприятия и представлений, существующих в сознании человека в виде наглядных образов отдельных предметов. Так, мы не можем представить, а тем более воспринять здание вообще. Восприятие или представление — это чувственно-наглядный образ какого-либо конкретного здания, например Исторического музея на Красной площади в Москве. Понятие лишено наглядности. Понятие «здание» характеризуется отсутствием единичных признаков отдельных зданий, в нем отражаются признаки, необходимо принадлежащие любому из них. Они являются общими для всех строений, предназначенных для учебы, работы или жилья.

Понятие как форма мышления отражает отдельные предметы и их совокупности в абстрактной, обобщенной форме на основании их существенных признаков.

Вопросы для самопроверки

  • 1. Что такое понятие? Приведите определение.
  • 2. Что такое признак предмета? На какие виды они делятся?
  • 3. В чем отличие понятия как формы мышления от форм чувственного познания?

Укажите, какие признаки являются существенными для данных понятий.

Грабеж: хищение имущества, открытое, совершено ночью, с применением насилия, в глухом переулке, ограблен гражданин М., в преступлении подозревается К.

Существенные признаки: хищение чужого имущества, открытое. Остальные признаки несущественные.

  • 1. Учебник: издан в 1998 г., автор Я. В. Соколов, книга для обучения, есть схемы и формулы, включает семь глав, твердый переплет красного цвета.
  • 2. Аристотель: древнегреческий мыслитель, родился в 384 г. до н. э., воспитатель Александра Македонского, основоположник логики, основал в Афинах собственную школу — Ликей.
  • 3. Столица: место пребывания правительства и правительственных учреждений, расположена на р. Сена, главный город государства, освобожден от немецко-фашистских войск в 1944 г., находится в Западной Европе, знаменит памятниками архитектуры и историческими событиями.
Читать еще:  Почему на глазу может появиться прозрачный пузырек

Понятие и его общая характеристика

1. Понятие: его общая характеристика. Виды понятий (по содержанию и объёму)

Понятие — это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках.

Признаком предмета называется то, в чём предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются.

Любые свойства, черты, состояния предмета, которые так или иначе характеризуют предмет, выделяют его, помогают распознать среди других предметов, составляют его признаки. Признаками могут быть не только свойства, принадлежащие предмету; отсутствующее свойство (черта, состояние) также рассматривается как его признак. Например, отсутствие билета у пассажира или оружия у преступника. Признаком бесхозного имущества является то, что оно не имеет собственника или его собственник не известен.

Любой предмет имеет множество разнообразных признаков. Одни из них характеризуют отдельный предмет и являются единичными, другие принадлежат определённой группе предметов и являются общими. Так, каждый человек имеет признаки, одни из которых (например, черты лица, телосложение, походка, жестикуляция, мимика, так называемые особые предметы, броские признаки) принадлежат только данному человеку и отличают его от других людей; другие (профессия, национальность, социальная принадлежность и т.д.) являются общими для определённой группы людей; наконец, есть признаки, общие для всех людей. Они присущи каждому человеку и вместе с тем отличают его от других живых существ. К ним относятся способность создавать орудия труда, способность к абстрактному мышлению и членораздельной речи.

Кроме единичных (индивидуальных) и общих признаков логика выделяет признаки существенные и несущественные.

Признаки, необходимо принадлежащие предмету, выражающие его сущность, называют существенными. Признаки, которые могут принадлежать, но могут и не принадлежать предмету и которые не выражают его сущности, называются несущественными.

Существенные признаки могут быть общими и единичными. Понятия, отражающие множество предметов, включают общие существенные признаки. Например, общие признаки человека (способность создавать орудия труда и др.) являются существенными. Понятие, отражающее один предмет (например, «Аристотель»), наряду с общими существенными признаками (человек, древнегреческий философ) включает единичные признаки (основатель логики, автор «Аналитики»), без которой отличить Аристотеля от других людей и философов Древней Греции невозможно.

Понятие качественно отличается от форм чувственного познания: ощущений, восприятий и представлений, существующих в сознании человека в виде наглядных образов отдельных предметов или их свойств. Мы не можем, например, представить, а тем более воспринять здание вообще. Восприятие или представление — это чувственно-наглядный образ какого-либо конкретного здания, например главного корпуса Московского университета на Воробьёвых горах. Понятие лишено наглядности. Понятие «здание» характеризуется отсутствием единичных признаков отдельных зданий, в нём отражаются признаки, необходимо принадлежащие любому из них и являющиеся общими для всех строений, предназначенных для учёбы, работы и жилья.

Понятие как форма мышления отражает предметы и их совокупности в абстрактной обобщённой форме на основании их существенных признаков.

Понятие — одна из основных форм научного познания. Формируя понятия, наука отражает в них изучаемые ею предметы, явления, процессы. Например, экономическая теория сформировала такие понятия, как «товар», «капитал», «стоимость»; правовые науки — понятия «преступление», «наказание», «вина», «умысел», «правоспособность» и др.

Отражая существенное, понятия не содержат всего богатства индивидуальных признаков предметов и в этом смысле они беднее форм чувственного познания — восприятий и представлений. Вместе с тем, отвлекаясь от несущественного, случайного, они позволяют глубже проникнуть в действительность, отобразить её с большей полнотой, на что неспособно чувственное познание.

Содержанием понятия называется совокупность существенных признаков предмета, которая мыслится в данном понятии. Например, содержанием понятия «преступление» является совокупность существенных признаков преступления: общественно опасный характер деяния противоправность, виновность, наказуемость.

Множество предметов, которое мыслится в понятии, называется объёмом понятия. Объём понятия «преступление» охватывает все преступления, поскольку они имеют общие существенные признаки.

Логика оперирует также понятиями «класс» («множество»), «подкласс» («подмножество») и «элемент класса».

Классом, или множеством, называется определённая совокупность предметов, имеющих некоторые общие признаки. Таковы, например, классы (множества) высших учебных заведений, студентов, юридических законов, преступлений и т.д. На основании изучения определённого класса предметов формируется понятие об этом классе. Так, на основе изучения класса (множества) юридических законов образуется понятие юридического закона.

Класс (множество) может включать в себя подкласс, или подмножество. Например, класс студентов включает в себя подкласс студентов юридических вузов, класс преступлений — подкласс экономических преступлений.

Классы (множества) состоят из элементов. Элемент класса — это предмет, входящий в данный класс. Так, элементами множества высших учебных заведений будут Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Московская государственная юридическая академия и т.д.

Различают универсальный класс, единичный класс и нулевой, или пустой, класс.

Класс, состоящий из всех элементов исследуемой области, называется универсальным классом (например, класс планет Солнечной системы). Если класс состоит из одного элемента, то это будет единичный класс (например, планета Юпитер); наконец, класс, который не содержит ни одного элемента, называется нулевым (пустым) классом. Пустым классом является, например, вечный двигатель, круглый квадрат, русалка, леший и др. число элементов пустого класса равно нулю.

Содержание и объём понятия тесно связаны друг с другом. Эта связь выражается в законе обратного отношения между объёмом и содержанием понятия, который устанавливает, что увеличение содержания понятия ведёт к образованию понятия с меньшим объёмом, и наоборот.

Так, увеличивая содержание понятия «государство» путём прибавления нового признака — «современный», мы переходим к понятию «современное государство», имеющему меньший объём. Увеличивая объём понятия «учебник по теории государства и права», переходим к понятию «учебник», имеющее меньшее содержание, так как оно не включает в себя признаки, характеризующие учебник по теории государства и права.

Подобное же отношение между объёмом и содержанием имеет место в понятии «преступление» и «преступление против личности» (первое понятие шире по объёму, но уже по содержанию), «генеральный прокурор» и «прокурор», где первое понятие уже по объёму, но шире по содержанию.

Сложным называют суждение, состоящее из нескольких простых, связанных логическими связками. Различают следующие виды сложных суждений: 1) соединительные, 2) разделительные, 3) условные, 4) эквивалентные. Истинность таких сложных суждений определяется истинностью составляющих их простых.

1).Соединительные (конъюнктивные) суждения.

Соединительным, или конъюнктивным называют суждение, состоящее из нескольких простых, связанных логической связкой «и». Например, суждение «Кража и мошенничество относятся к умышленным преступлениям» является соединительным суждением, состоящим из двух простых: «Кража относится к умышленным преступлениям», «Мошенничество относится к умышленным преступлениям». Если первое обозначает р, а второе — q, то соединительное суждение символически можно выразить как p ? q, где р и q — члены конъюнкции (или конъюнкты), ? — символ конъюнкции.

В естественном языке конъюнктивная связь может быть представлена и такими выражениями, как: «а», «но», «а также», «как и», «хотя», «однако», «несмотря на», «одновременно» и др.

Соединительное суждение может быть как двух, так и многосоставным; в символической записи: р ? q ? r ?…? n.

В языке соединительное суждение может быть выражено одной из трёх логико-грамматических структур.

  • 1).Соединительная связка представлена в сложном объекте по схеме: S1 и S2 есть Р.
  • 2) Связка представлена в сложном предикате по схеме: S есть Р1 и Р2.
  • 3) Связка представлена сочетанием первых двух способов по схеме: S1 и S2 есть Р1 и Р2.

Соединительное суждение истинно при истинности всех составляющих его конъюнктов и ложно при ложности хотя бы одного из них. Условия истинности суждения p ? q показаны в таблице 1, где истинность обозначена И, а ложность — Л. В первых двух столбцах таблицы p ? q берутся как независимые и принимают по этому все возможные сочетания значений И и Л: ИИ, ИЛ, ЛИ, ЛЛ. В третьем столбце показано значение суждения p ? q. Из четырёх построчных вариантов истинным оно является лишь в первой строке, когда истинны оба конъюнкта: и р, и q. Во всех остальных случаях оно ложно: во 2й и 3й строках в силу ложности одного из членов, а в 4й в силу ложности обоих членов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector