7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Предпосылки для назначения

Предпосылки функционирования национальной экономики

Для нормального функционирования национальной экономики необходимо наличие определенных предпосылок: экономической, политической и организационной.

Экономическая предпосылка отражает принципы взаимоотношений между экономическими агентами, а также взаимоотношений этих агентов с государством, возникающих в процессе производства и обмена материальных и нематериальных благ.

Если рестрибутивная экономика базируется на жесткой регламентации поведения экономических агентов в рамках директивных государственных планов и стимулирует только безоговорочное их выполнение, то в основе рыночных отношений лежит принцип конкуренции экономических агентов, а на более высоком уровне развития этих отношений — принципы интеграции агентов в различного рода интегрированные бизнес-структуры.

Экономическая предпосылка обусловлена экономическими условиями, в которых функционирует и развивается национальная хозяйственная система страны.

Экономические условия национального хозяйствования включают:

  • • законодательно-нормативную базу;
  • • формы собственности на средства производства и имущество;
  • • организационно-правовые формы хозяйствования;
  • • процессы распределения, потребления и накопления.

Все перечисленные отношения хозяйствования регламентируются Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законодательными актами, которые регулируют вопросы о границах разделения собственности, приватизации и разгосударствления, степени и сферах участия всех форм собственности в различных областях жизнедеятельности национальной хозяйственной системы страны, общества и государства.

Экономическая предпосылка характеризуется развитием рыночных отношений в экономике страны в условиях, когда складывается национальный рынок в целом и его отдельные сегменты, формируются новые внутренние, межрегиональные и межгосударственные экономические связи, происходят глубокие качественные сдвиги в экономике России:

  • (1) широкомасштабные процессы приватизации и разгосударствления собственности;
  • (2) акционирование, т.е. создание акционерных обществ всех типов;
  • 3) формирование «среднего класса» собственников;
  • 4) повышение степени открытости национальной хозяйственной системы — развитие внешнеэкономических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья;
  • 5) создание объектов смешанной экономики — совместных предприятий и повышение их роли в итоговых результатах деятельности национальной экономики;
  • 6) рост числа и масштабов деятельности в национальном хозяйстве предприятий, являющихся исключительной собственностью иностранных физических и юридических лиц;
  • 7) создание свободных экономических зон всех типов на территории страны;
  • 8) создание транснациональных компаний, финансово-промышленных групп и совместных предприятий с целью сохранения сложившейся системы кооперации и дальнейшего ее развития;
  • 9) включение страны в различного рода международные союзы и соглашения на правах полноправного их члена. Примерами таких союзов, формирующихся на определенных, строго оговариваемых условиях, являются: ВТО, в8, ЕврАзЭС и др.).

Все названные причины приводят к росту степени многоукладное™ экономики Российской Федерации, появлению в ее составе активно действующих подразделений малого, среднего и крупного бизнеса, отечественных и иностранных собственников-предпри- нимателей, к росту степени открытости национальной хозяйственной системы, ее интеграции в мировую хозяйственную систему.

Политическая предпосылка отражает складывающуюся в тот или иной исторический период в стране форму власти (демократия, авторитаризм, тоталитаризм и др.) и обусловленные этой формой взаимоотношения между властными структурами различных уровней и обществом в целом.

Если в условиях тоталитаризма целеполагание и выбор средств достижения целей экономической деятельности являются функциями верховной власти, которая не приемлет альтернативных действий экономических агентов, то в условиях демократических форм правления эти функции, равно как и ответственность за все результаты деятельности, лежат на экономических агентах.

Политическая предпосылка национальной экономики ставит вопрос о власти, о системе политических условий, в которых функционирует национальная хозяйственная система, а также характеризует входящие в ее состав отраслевые и региональные подразделения властных структур.

Значимость политической предпосылки национальной экономики состоит в обеспечении возможности формирования внешних условий хозяйствования, предусматривающих реализацию целей, задач, интересов и других аспектов предпринимательской деятельности в стране, регионах и муниципалитетах, в отраслях, в предприятиях и учреждениях различных организационно-правовых форм хозяйствования.

Влияние политической предпосылки на практическую деятельность может быть охарактеризовано:

  • (1) условиями и степенью привлекательности национальной экономики для отечественных и зарубежных инвесторов;
  • (2) наличием гарантий со стороны государственных (центральных) и местных органов власти, обеспечивающих прибыльность, возвратность и ликвидность результатов вложений капитала в хозяйство страны, ее отраслей и регионов;
  • (3) реальной практикой продолжения начатой деятельности на период, являющийся расчетным (прогнозируемым) для каждого конкретного субъекта хозяйствования на территории страны-резидента.

Непосредственное влияние на формирование политической предпосылки национальной экономики оказывает политический риск.

Политический риск выступает одним из первоочередных и определяющих факторов становления, функционирования и развития национальной хозяйственной системы любого типа. Он характеризуется поляризацией политических взглядов, суждений и намерений населения страны, ее правительства, ведущих политических партий и движений. Его можно определить (количественно и качественно измерить) по результатам последних выборов органов исполнительной и законодательной власти всех уровней, выборов президента страны, по результатам опросов общественного мнения в различных областях жизнедеятельности страны, а также на основе экспертных оценок и прогнозов социально-экономического состояния, перспектив развития, последствий принимаемых решений.

Политический риск может проявляться в следующих направлениях административно-хозяйственной деятельности:

  • (1) риске национализации и экспроприации собственности резидентов хозяйствования в стране без адекватной компенсации имущественных потерь от падения доходности вложенного и функционирующего капитала;
  • (2) риске трансферта, связанном с возможными ограничениями в области конвертирования валюты;
  • (3) риске разрыва контрактов из-за действий властей страны или ее регионов, в ведении которых находятся (функционируют) компании-контрагенты;
  • (4) риске войны или гражданских беспорядков, нарушающих процессы функционирования национальной экономики страны в целом, или ее отдельных регионов.

Таким образом, политическая предпосылка предопределяет возможность становления, функционирования и развития национальной экономики на основе создания внешних условий хозяйствования в стране, ее регионах и отраслях. Политическая предпосылка дает возможность обосновать необходимость, цели, задачи, роль и значение процессов воспроизводства в национальной хозяйственной системе страны.

В организационной предпосылке реализуется условие реальности, действенности национальной хозяйственной системы, функционирующей и развивающейся как сложный объект, управляемый государством.

Проявляется эта предпосылка через деятельность органов государственной власти и хозяйственного управления.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» установлено, что в эту систему входят:

  • • федеральные министерства;
  • • федеральные службы;
  • • федеральные агентства.

Федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. Возглавляет его федеральный министр. Федеральное министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств, проводит координацию деятельности государственных внебюджетных фондов.

Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной и общественной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью. Возглавляет ее руководитель (директор) федеральной службы.

Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Возглавляет его руководитель (директор) федерального агентства. В пределах своей компетенции издает правовые акты; ведет реестры, регистры и кадастры.

Читать еще:  Периферическое зрение периферийное развитие у женщин и мужчин

Руководство деятельностью ряда важнейших федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств осуществляет Президент Российской Федерации. В число таких министерств входят: Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России), Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных действий (МЧС России), Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД России), Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России), Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России).

Наряду с этим Президент осуществляет руководство деятельностью ряда федеральных служб и управлений. В их число входят: Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (ГФС России), Служба внешней разведки Российской Федерации (СВР России), Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России), Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России), Федеральная служба охраны Российской Федерации (ФСО России), Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (ГУСП), Управление делами Президента Российской Федерации.

Руководство деятельностью ряда федеральных министерств осуществляет Правительство Российской Федерации. В число таких министерств входят: Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России), Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкультуры России), Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России), Министерство природных ресурсов Российской Федерации (МПР России), Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации (Минпромэнерго России), Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России), Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России), Министерство инфомационных технологий и связей Российской Федерации (Мининформсвязи России), Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России), Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации (Минэкономразвития России). Названным федеральным министерствам подведомственны федеральные службы и федеральные агентства.

Кроме того, Правительство Российской Федерации осуществляет руководство следующими самостоятельными федеральными службами и федеральными агентствами: Федеральной антимонопольной службой (ФАС России), Федеральной службой по тарифам (ФСТ России), Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет России), Федеральной службой государственной статистики (Росстат), Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР России), Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), Федеральным агентством по атомной энергии (Росатом), Федеральным космическим агентством (Роскосмос).

Каждый из элементов, входящих в структуру федеральных органов исполнительной власти, выполняет соответствующие, предусмотренные положениями (уставами) о них функции, принимая на себя задачи координации и контроля деятельности данного федерального министерства, федеральной службы, федерального агентства. Функции и деятельность этих органов исполнительной власти направляются, координируются и контролируются Президентом и Правительством Российской Федерации в сочетании с законодательной деятельностью Федерального собрания России (Совета Федерации и Государственной думы), в полном соответствии с Конституцией страны.

Важную роль выполняет Центральный банк Российской Федерации, к функциям которого относятся регулирование состояния денежно-кредитной системы страны и курса рубля, координация и контроль деятельности коммерческих банков и др. В анализе и решении многоаспектных задач национальной экономики велико значение Российской академии наук (РАН) и Российской академии естественных наук (РАЕН), имеющих в своем составе научно- исследовательские институты и исследовательские центры различного профиля.

Активную роль играют органы всех ветвей власти (законодательной, исполнительной и судебной) и хозяйственного руководства в регионах, принимающие решения в области социально- экономического развития отдельных субъектов Российской Федерации. Кроме того, заметное воздействие на хозяйственную жизнь в стране и управление ею оказывают различные объединения, ассоциации и союзы юридических и физических лиц (например, Союз промышленников и предпринимателей России, Союз банкиров, Общество потребителей и т.д.).

Все рассмотренные предпосылки функционирования национального хозяйства взаимосвязаны и взаимозависимы. Они обусловливают друг друга. Например, тоталитаризм вызывает преобладание централизации в управлении экономикой, которая порождает редистрибуцию, т.е. опосредование взаимоотношений экономических агентов центром. Это, в свою очередь, способствует усилению коммунитарности и патерналистских установок в сознании людей. В условиях демократического правления преимущественно развиваются рыночные отношения, которые предполагают усиление индивидуалистического мировоззрения и личной ответственности за результаты деятельности.

В целом, влияние экономической, политической и организационной предпосылок на национальную экономику нельзя рассматривать изолированно. Взаимосвязь, взаимопереплетение названных предпосылок создает необходимые условия для обеспечения эффективного функционирования рыночного хозяйства и нормальной жизнедеятельности хозяйствующих субъектов.

1. Понятие, предпосылки и назначение гражданской процессуальной ответственности

В науке гражданского процесса сформировались несколько точек зрения по вопросу института процессуальной ответственности. Одни авторы считают, что «чисто процессуальной» ответственности быть не может, а существует обычная материально-правовая (Лукьянова Е.Г.[180]). Другие — что процессуальной ответственности как самостоятельного вида не существует, а процессуальные меры принуждения — это меры административной ответственность за нарушение процессуальных процедур (Самощенко И.С.,

Фарукшин М.Х. ). Ученые-процессуалисты Кузнецов Н.В., Бутнев В.В.,

Цихоцкий А.В. вводят в научный оборот понятие «меры процессуальной защиты» как элемент механизма гражданского процессуального принуждения, не признавая тем самым наличия процессуальной ответственности. Ряд исследователей (Малеин Н.С., Мордовец А.С., Ермаков А.Н.[181]) отождествляют меры защиты и меры пресечения, но не меры ответственности. Такие процессуалисты как Ветрова Г.Н., Зайцев

М.И., Чечина Н.А., Крашенинников Е.А. считают, что институт процессуальной ответственности имеет полное право на существование. Профессор В.М.Горшенев отмечает, что структура содержания строго очерченной сферы процессуальных правоотношений будет усеченной, если исключить такой ее компонент, как юридическая ответственность[182].

Наличие самостоятельной разновидности юридической ответственности как правило свидетельствует об отраслевой самостоятельности объединения правовых норм: «юридическая ответственность может явиться результатом нарушения любой правовой

нормы независимо от того, к какой отрасли права последняя относится» . Следовательно, отраслевая самостоятельность гражданского процессуального права уже служит веским доказательством существования гражданской процессуальной ответственности.

Следует признать, что обособление процессуальной ответственности в самостоятельный вид ответственности вытекает из специфических свойств предмета и метода правового регулирования.

Начальной точкой отсчета в определении сущности гражданской процессуальной ответственности должен выступать метод правового регулирования гражданского процессуального права. По мнению большинства ученых, таким методом является смешанный дозволительно — обязывающий, или императивно-диспозитивный метод правового регулирования. Именно особенности метода обусловливают применение внешне разнородных мер ответственности.

Метод является юридической проекцией характера отношений, складывающихся в гражданском судопроизводстве. Суд, рассматривающий дело, состоит с участниками процесса в гражданских процессуальных правоотношениях, имеющих власный характер. Власть суда подкрепляется тем, что он может воздействовать на участников процесса, не подчиняющихся процессуальной регламентации, а значит, применять такие

меры ответственности, как предупреждение и пр. [183].

Гражданская процессуальная ответственность — это применение судом мер процессуального принуждения и иных санкций к участникам гражданского судопроизводства и другим лицам на условиях и в порядке, предусмотренных ГПК.

Гражданская процессуальная ответственность является одной из разновидностей правовой ответственности, а потому подпадает под ее общее понятие и обладает всеми признаками последней, что не исключает наличия некоторых особенностей.

Предпосылками гражданской процессуальной ответственности являются:

1) нормы гражданского процессуального права, которые являются установленными государством правилами поведения, регулирующими порядок осуществления правосудия по гражданским делам. Нормы гражданского процессуального права выступают в качестве наиболее общей предпосылки гражданской процессуальной ответственности, обладают всеми признаками правовой нормы и могут применяться судом;

Читать еще:  Массаж воротниковой зоны для зрения

2) гражданская процессуальная правосубъектность т.е. гражданская процессуальная ответственность применяется лишь к дееспособным лицам. К гражданской процессуальной ответственности могут быть привлечены только участники процесса: лица, участвующие в деле; лица, содействующие правосудию, а также граждане, присутствующие в зале судебных заседаний;

3) гражданское процессуальное правонарушение. Гражданское процессуальное правонарушение, за совершение которого предусмотренна процессуальная ответственность, существует в форме неисполнения гражданской процессуальной обязанности или злоупотребления субъективными гражданскими процессуальными правами. В большинстве случаев гражданские процессуальные правонарушения совершаются в форме бездействия. Вина правонарушителя в этих случаях выявляется через оценку причин несовершения процессуального действия. Уважительными причинами признаются объективные, т.е. не зависящие от лиц, обстоятельства, которые помешали своевременному исполнению гражданских процессуальных обязанностей или своевременному осуществлению субъективных гражданских процессуальных прав.

Назначение гражданской процессуальной ответственности сводится к трем положениям:

1) пресечение неправомерного поведения того или иного участника судопроизводства, а в некоторых случаях — возложение на него дополнительных обязанностей;

2) восстановление нарушенного правопорядка в гражданском процессе, компенсирование затрат и потерь конкретного лица;

3) предупредительно-воспитательное воздействие как на правонарушителя, так и на других субъектов, в том числе граждан, присутствующих в судебном заседании[184]. Другими словами, гражданской процессуальной ответственности свойственны превентивные функции, заключающиеся не только в удержании лица от совершения повторных правонарушений, но и в предотвращении нарушений норм гражданского процессуального права со стороны других субъектов.

Однако, как правильно замечает Т.В.Сахнова, предпринятые попытки законодательного определения гражданской процессуальной ответственности (например, в ГПК Республики Беларусь) показывают недостаточность для эффективного правоприменения общей нормы. Возможные критерии решения данной проблемы — сбалансированность частно-правовых и публично-правовых интересов в процессе при определении последствий реализации (нереализации) диспозитивных по суди (т.е. связанных с интересом к процессу) прав и обязанностей заинтересованных участников. Примером может служить обязанность доказывания. Принудить представить доказательства обязанного доказывать субъекта нельзя. Обязанность представить доказательства возможна лишь у субъекта, не обязанного доказывать, она возникает из конкретного правоотношения в рамках процедуры содействия суда добросовестной стороне в добывании доказательства. По общему принципу на сторону, не обязанную доказывать, нельзя возложить негативные процессуальные последствия неисполнения такой обязанности. Проблема возникает, когда суд в силу закона назначает экспертизу в отношении стороны, не обязанной доказывать, а та от нее уклоняется. В описанной ситуации имеет место коллизия конституционного права на неприкосновенность личности (частного интереса, не являющегося объектом данного процесса) и принципа объективной истины (публично-правового интереса, вытекающего из функций суда как органа правосудия). Думается, необходимым минимальным критерием наступления указанных негативных последствий для не обязанной доказывать стороны должно быть ее недобросовестное поведение (отсутствие уважительных причин отказа от прохождения экспертизы). В любом случае ограничение конституционных прав личности (включая право на неприкосновенность) должно быть специально и

исчерпывающе оговорено законом[185].

Значение и необходимость института гражданской процессуальной ответственности подтверждает и тот факт, что в Модельном кодексе гражданского судопроизводства стран СНГ в раздел общих положений включена глава «Основания и меры гражданской процессуальной ответственности». Согласно гл. 17 Модельного кодекса, к мерам гражданской процессуальной ответственности отнесены меры по обеспечению порядка и безопасности в суде (ст.327), привод (ст.328) и наложение штрафа (ст.329)[186].

Кроме того, Концепция совершенствования судейства для утверждения справедливого суда в Украине в соответствии с европейскими стандартами, одобренной Указом Президента Украины 10 мая 2006 года, закрепляет, что ответственность участников процесса за недобросовестное пользование процессуальными правами и за невыполнение процессуальных обязанностей необходимо усилить (например, за преднамеренное затягивание процесса). Формами ответственности могут быть не только существующие меры процессуального принуждения, но и применения судом взысканий за невыполнение требований суда, возложение на участников процесса возмещения судебных расходов в повышенном размере.

Предпосылки возникновения гражданских процессуальных правоотношений

Понятие и структура гражданских процессуальных правоотношений

Гражданские процессуальные правоотношения – система правоотношений, возникающих в ходе судопроизводства между судом и участниками процесса.

Структурными элементами правоотношения являются его субъекты, объект и содержание правоотношения.

Субъектов гражданских процессуальных правоотношений можно подразделить на:

2) лиц, участвующих в деле;

3) лиц, содействующих осуществлению правосудия.

Суд в гражданском процессе является органом государственной власти и, соответственно, выразителем государственной воли. Суд занимает руководящее положение в процессе.

Процессуальная роль иных субъектов определяется наличием заинтересованности в результате.

Объектом правоотношения является то, на что направлено правоотношение. Под общим объектом всех гражданских процессуальных правоотношений в науке обычно понимается материально-правовой спор или иное спорное требование, находящееся на разрешении суда. Каждое отдельное правоотношение характеризуется своим специальным объектом. В качестве специального объекта правоотношения обычно называют те «блага», на достижение которых направлено всякое правоотношение, тот результат, который достигается в процессе осуществления конкретного правоотношения. Объектом правоотношения между судом и свидетелем являются сообщенные свидетелем сведения, являющиеся доказательством по делу.

Содержание гражданских процессуальных правоотношений – права и обязанности сторон, реализуемые в их процессуальных действиях.

Основные гражданские процессуальные правоотношения характеризуются тем, что без них процесс не мог бы возникнуть или получить свое дальнейшее развитие. Например, сюда относятся правоотношения между судом и сторонами.

Дополнительные гражданские процессуальные правоотношения возникают между судом и необязательными участниками процесса: прокурором, органами государственной власти, местного самоуправления, организациями и гражданами, обращающимися в суд для защиты прав, свобод и законных интересов других лиц.

Служебно-вспомогательные процессуальные отношения связывают суд с лицами, участвующими в процессе в целях содействия правосудию (эксперты, свидетели, переводчики, хранители имущества).

Предпосылки возникновения гражданских процессуальных правоотношений

Для возникновения и развития любых гражданских процессуальных правоотношений необходимо наличие ряда предпосылок (условий).

Первой и наиболее важной предпосылкой возникновения правоотношения является наличие нормы регулирующей данное отношение. Как уже указывалось, нормой права является общеобязательное формально определенное, охраняемое от нарушения принудительной силой государства правило поведения. Гражданские процессуальные нормы – нормы, регулирующие отношения сторон в процессе судопроизводства. Процессуальные нормы обладают рядом характерных специфических признаков:

• они устанавливаются только государством;

• имеют общий характер;

• регулируют общественные отношения лишь в области осуществления правосудия по гражданским делам;

• обеспечиваются возможностью применения государственного принуждения и процессуальных мер, не связанных с государственным принуждением;

• имеют своей задачей обеспечение правильного и своевременного рассмотрения и разрешения гражданских дел [11] .

Для удобства пользования нормы объединяются в процессуальные институты и располагаются в строго определенной системе, регламентирующей поэтапное развитие судопроизводства. Процессуальные нормы регулируют отношения между строго определенными участниками процесса (между судом и прокурором, судом и сторонами и т.д.)

Процессуальные нормы устанавливают меры возможного или должного поведения участников процесса.

Следующая предпосылка возникновения процессуальных правоотношений – это юридические факты. Юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми норма права связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Юридические факты отражаются в гипотезе правовой нормы. Правовая норма может также быть реализована бездействием лица. Процессуальные последствия влекут только действия (бездействие) суда и иных участников процесса. Форма выражения процессуального действия суда – письменная. В отличие от других видов правоотношений процессуальные правоотношения могут возникнуть, измениться или прекратиться только в связи с действиями, а не событиями. События в гражданском процессе, без совершения процессуальных действий сами по себе не служат предпосылкой существования правоотношений. Смерть истца или ответчика сама по себе без оформления судом правопреемства не служит возникновению, изменению или прекращению правоотношений. В этой связи возникает вопрос недостаточности в некоторых случаях одного-единственного юридического факта для развития правоотношений. Совокупность юридических фактов необходимых для возникновения, изменения или прекращения правоотношения в науке называется юридическим составом. Одним из юридических фактов, входящих в юридический состав, должно быть действие суда. К особенностям юридических фактов в гражданском процессе относится также их последовательное возникновение в строго определенном порядке.

Читать еще:  Отличия от бинокулярного восприятия

По характеру процессуальных последствий юридические факты и юридические составы подразделяются на правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие. Правообразующим составом будет подача искового заявления и возбуждение судом производства по гражданскому делу. Правоизменяющим – изменение основания или предмета иска, увеличение или уменьшение размера исковых требований. Отказ от иска служит прекращению правоотношения.

По поводу роли юридических фактов в науке нет единого мнения. Например, Ю. И. Гревцов указывает, что «сам по себе юридический факт является жизненным обстоятельством, с которым норма права связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Следовательно, юридический факт – необходимая предпосылка правового отношения и не больше» [12] .

Третьей предпосылкой правоотношений является право– и дееспособность как основные характеристики субъекта правоотношений. Правоспособность выступает потенциальной возможностью лица участвовать в процессе. Правоспособность – это способность лица иметь процессуальные права и нести процессуальные обязанности. Процессуальной правоспособностью обладают и граждане, и юридические лица. Гражданская процессуальная правоспособность связана с правоспособностью лица в материальном праве.

Однако одной правоспособности для участия в процессе недостаточно. Правоспособность означает только возможность процессуальной защиты прав данного конкретного лица, но не включает в себя допустимость личного участия в процессе. Для самостоятельного участия в процессе лицо должно иметь возможность своими действиями осуществлять процессуальные права и исполнять процессуальные обязанности, то есть обладать процессуальной дееспособностью. Юридические лица обладают дееспособностью с момента их государственной регистрации. Процессуальная дееспособность граждан определяется достижение ими определенного возраста.

Правоспособность и дееспособность иногда в литературе объединяются в комплексное понятие – правосубъектность.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8974 — | 7264 — или читать все.

95.47.253.202 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Существенные предпосылки назначения

Приведенные положения Законов о статусе судей и о Конституционном Суде не противоречат статье 119 Конституции Российской Федерации, так как последняя, как уже подчеркивалось, объявив минимальные стандарты, предусмотрела возможность установления Федеральными законами дополнительных требований к судьям судов Российской Федерации.

Тем самым Конституция допустила возможность повышения Федеральными законами требований к кандидатам на должность судьи Российской Федерации, но поставила жесткий барьер в виде минимальных требований к судьям, который не может снизить ни один Федеральный закон. Иначе говоря, Закон о статусе судей и Закон о Конституционном Суде лишь развивают положения статьи 119 Конституции в установленных ею границах, а не конкурируют с ней.[8].

Требования в части высшего юридического образования и наличия определенного стажа работы по юридической профессии, предъявляемые к кандидатам в судьи, являются существенными предпосылками комплектования судов лицами, обладающими необходимыми знаниями в сфере предстоящей деятельности и умением их применять на практике. Не ограничиваясь требованиями, предъявляемыми к судьям высших судов, Закон о Конституционном Суде констатирует, что судьей этого суда может быть лицо, отвечающее вышеуказанным требованиям и обладающее «. признанной высокой квалификацией в области права».

Эти повышенные квалификационные требования обусловлены особыми, только Конституционному Суду присущими, функциями по обеспечению конституционного контроля, выполнение которых требует обладания более высоким и разносторонним уровнем знаний по сравнению с тем, что дает юридический вуз.[6]

Положения статьи 119 Конституции Российской Федерации не препятствуют предъявлению указанных требований. Специальные условия назначения судей военных судов содержатся в законодательстве. В статье 2 Федерального закона «О некоторых вопросах организации и деятельности военных судов и органов военной юстиции» указано, что «…военнослужащие военных судов проходят военную службу, на них распространяются воинские уставы и положения с учетом особенностей, установленных Законом о статусе судей», другими нормативными актами и указанным Федеральным законом.

Эти положения получили дальнейшее развитие и конкретизацию в Законе о военных судах. Выделение в разных статьях Закона о статусе судей требований, предъявляемых к судьям и к кандидатам на должность судьи, не означает, что требования, адресованные первым, не относятся ко вторым.

В частности, к кандидату на должность судьи относятся положения Закона о статусе судей. В соответствии с ними судья при исполнении своих полномочий, а также во внесудебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалять авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызывать сомнения в его объективности, справедливости и беспристрастности.[3].

В рассматриваемых случаях несоответствие кандидата в судьи требованиям нравственного характера, предъявляемым к судьям, приобретает роль юридически значимых факторов негативного характера.

Нравственное начало присутствует и в содержащемся в Законе о статусе судей требовании, обращенном к кандидату на должность судьи, когда указывается, что им может быть лицо, не совершившее порочащих его поступков. Этическое начало есть и в статье 8 Закона о Конституционном Суде, требующей от кандидата на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации наличия безупречной репутации.[6].

Что же касается положений части 3 статьи 3 Закона о статусе судей, то они, прежде всего, имеют отношение к судье, который не может быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям. Не может судья совмещать свою деятельность с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

Однако поскольку указанная деятельность несовместима с выполнением судейских полномочий, кандидат на должность судьи должен быть об этом предупрежден. Он может быть рекомендован на должность судьи, если дает обязательство в случае его назначения снять с себя все перечисленные обязанности и полномочия. Это может быть квалифицировано как условие для вынесения заключения о рекомендации лица на должность судьи.

При условии соответствия указанным в законах требованиям лицо может быть назначено судьей, если им сдан квалификационный экзамен и получена рекомендация от квалификационной коллегии судей. Судья, впервые назначенный на должность, приносит торжественную присягу.[2].

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector