0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Описание и определение патологии

Медицинская учебная литература

Учебная медицинская литература, онлайн-библиотека для учащихся в ВУЗах и для медицинских работников

Предмет, задачи и методы патологии

Патология — фундаментальная наука, изучающая закономерности возникновения, развития и завершения болезней. Предметом ее исследования является больной организм.

Как учебная дисциплина патология основывается на синтезе двух наук: патологической физиологии и патологической анатомии.

Методы, используемые в патологии. Для познания и объяснения сущности патологических процессов и болезней патология использует данные:

  • клинического обследования больных;
  • морфологического изучения прижизненно взятых участков тканей больного организма;
  • результаты исследования трупов;
  • моделирование болезней.

Патология включает два раздела — общую и частную патологию.

Общая патология изучает типовые (стереотипные) патологические процессы, лежащие в основе болезней, — дистрофию, некроз, атрофию, нарушения крово- и лимфообращения, воспаление, аллергию, лихорадку, гипоксию, а также приспособительные и компенсаторные реакции, шок. стресс и опухоли.

Частная патология изучает конкретные болезни, причины и механизмы их развития, проявления, осложнения и исход отдельных заболеваний.

Патология является теорией медицины, так как именно она позволяет раскрыть сущность болезни, выявить ее функциональные и структурные проявления, указать направление поиска принципов профилактики и лечения болезней.

Для решения стоящих перед ней задач патология использует два подхода:

  • патофизиологический, который позволяет изучить расстройства в организме на разных этапах развития отдельных патологических процессов и болезней в целом:
  • патоморфологический, который, с помощью разнообразных современных морфологических методов, дает возможность исследовать нарушения структуры органов и тканей во время болезни, при выздоровлении или гибели организма.

Вместе с тем единство и взаимообусловленность фикции и структуры в норме и при патологии стирают грань между этими двумя подходами, и они по существу лишь дополняют друг друга. Так, патофизиология в настоящее время широко использует для анализа патологических процессов морфологические методы. Патологическая анатомия в свою очередь располагает методами, позволяющими оценивать функцию поврежденных структур.

Патологическая анатомия использует несколько методов. К ним относятся биопсия, вскрытие трупов и эксперименты на животных.

Биопсия — прижизненное исследование кусочков тканей и opганов больного. Высокое техническое оснащение современной клинической медицины позволяет получить фрагмент ткани (биоптат) практически любого органа человека.

Анализируя с пoмощью микроскопа и других методов изменения, обнаруженные в биоптате, патологоанатом устанавливает прижизненный клинический диагноз заболевания. Результаты исследования биопсийного материала позволяют выявить болезнь на самых ранних этапах ее развития, когда еще отсутствуют четкие клинические симптомы заболевания. Это дает возможность рано начать лечение и служит залогом благоприятного исхода болезни. В ряде случаев только патологоанатом может установить правильный диагноз (например, точно определить характер опухоли).

Вскрытие (аутопсия) трупов умерших больных проводится для выяснения тех изменений в органах и тканях, которые были вызваны болезнью, а также для установления причины смерти; по результатам вскрытия составляется патологоанатомический диагноз.

Эксперименты на животных широко используются для изучения морфологических изменений в органах и тканях в процессе болезни, от самых ранних ее проявлений до завершения, а также с целью оценки эффективности различных методов лечения.

Патофизиология — фундаментальная дисциплина, и поэтому моделирование (в том числе на животных) болезней, близких к заболеваниям человека, является ее ведущим методом.

Эксперимент позволяет вскрыть сущность предболезненных состояний и самых ранних стадий заболевания, что не всегда удается в клинике. С помощью экспериментальных моделей исследуют механизм мы развития болезней, оценивают разные способы их лечения, находят пути управления течением заболевания (экспериментальная терапия), разрабатывают проблемы диагностики и профилактики болезней. Любое лекарственное или нелекарственное средство, прежде чем оно будет использовано в клинике, проходит испытание на животных.

История патологии.

Возникновение патологии и выделение ее в качестве самостоятельной науки относятся к первой половине XIX в., когда благодаря развитию химии, биологии, физиологии, хирургии, терапии и морфологии для нее была подготовлена coответствующая основа.

Первая в России кафедра патологической анатомии и патологической физиологии была организована в 1849 г. в Московском университете известным терапевтом А. И. Полуниным. Он пepвым понял необходимость сопоставления проявлений болезни, имевшихся при жизни больного, с изменениями, которые выявлялись при вскрытии трупов. А. И. Полунин — основоположник клинико-анатомического направления, которое стало характерной чертой отечественной медицины. Идеи А. И. Полунина продолжали и развивали его многочисленные ученики и последователи. Среди них и создатель Московской школы патологоанатомов, автор первого в России учебника по патологической анатомии проф. М. Н. Никифоров. Учениками М. Н. Никифорова были академики А. И. Абрикосов и И. В. Давыдовский. Развивая идеи, заложенные А. И. Полуниным и М. Н. Никифоровым, А. И. Абрикосов создал принципы отечественной патологической анатомии и внес большой вклад в разработку многих проблем общей и частной патологии. И. В. Давыдовский доказал закономерности развития патологических процессов и болезней; ему принадлежат крупные исследования в области общей патологии, патологии военного времени. Учеником М. Н. Никифорова был профессор М. А. Скворцов — признанный основоположник детской патологической анатомии.

Читать еще:  Назревает ячмень на глазу что делать

Преемником идей Московской школы патологоанатомов стал ученик А. И. Абрикосова — академик А. И. Струков. С его именем связаны разработки патоморфологии туберкулеза, ревматических болезней, патологии микроциркуляции, воспаления, а также введение в патологическую анатомию новых методов исследования — гистохимии, гистоферментохимии, электронной микроскопии, придавших ей функциональную направленность. Современный этап развития патологической анатомии характеризуется появлением молекулярной патологии, изучающей болезни на молекулярном уровне, обеспечивающим межклеточные отношения. Это направление в нашей стране возглавляет академик М. А. Пальцев.

Параллельно с патологической анатомией развивалась и патологическая «физиология. В 1849 г. тот же профессор А. И. Полунин стал основателем кафедры патологической физиологии в Московском университете. В этот период эксперимент на животных уже прочно вошел в арсенал методов научного исследования. Фундаментом для развития патологической физиологии явились исследования физиологов И. М. Сеченова, И. П. Павлова, Н. Е. Введенского, терапевта С.П. Боткина.

В создании кафедр общей и экспериментальной патологии (патологической физиологии) в России большая заслуга принадлежит выдающемуся физиологу, ученику И. М. Сеченова — проф. В. В. Пашутину. Его научные исследования были сосредоточены на механизмах нарушения обмена веществ, голодании и патологии эндокринной системы. Крупный вклад в развитие общей патологии внесли отечественные патофизиологи профессора А.Б. Фохт, А.А. Богомолец, Н.Н. Аничков, С.С. Халатов, А.Д. Сперанский, Н.Н. Сиротинин. которые разрабатывали различные аспекты проблем реактивности, старения, патологии эндокринной системы. Н. Н. Аничков и С. С. Халатов создали первую экспериментальную модель атеросклероза и многое сделали для понимания механизмов его развития.

Большой вклад в развитие патологии внесли крупные зарубежные физиологи и морфологи — К. Бернар. В. Кеннон. К. Рокитанский, Р. Вирхов, Г. Селье. Так, известный физиолог XIX века К. Бернар является основоположником экспериментально-физиологического направления в патологии и учения о постоянстве внутренней среды организма — гомеостазе. Крупнейший немецкий патолог Р. Вирхов — основатель учения о клеточной патологии. Клеточная теория патологии стала мощным стимулом для изучения и систематизации клеточных, а позднее субклеточных механизмов развития болезни. Широкую известность и pacпpoстранение получили исследования Г. Селье, показавшего важную роль нейроэндокринной системы в формировании приспособив тельных реакций и расстройств жизнедеятельности. Он является основоположником учения о стрессе.

В настоящее время патология имеет в своем арсенале большой комплекс современных физиологических и морфологических методов исследования. Изучение патологических процессов и болезней проводится на организменном, органном, клеточном, cyбклеточном и молекулярном уровнях. Использование современных методических подходов позволило вскрыть ряд важных для медицины общебиологических закономерностей. Основополагающие ми среди них являются представление о типовых, или стереотипных, реакциях; учение о гомеостазе; представление о том, что в основе всех патологических процессов лежат физиологические реакции; гетерогенность.

Представление о типовых, или стереотипных, реакциях, т. е. об относительно небольшом наборе ответов организма на изменения окружающего мира и внутренней среды, распространяется на все и физиологические, и патологические процессы. Стереотипные реакции проявляются на всех уровнях организации живой материи. На молекулярном уровне набор стереотипных реакций относительно невелик, на уровне внутриклеточных структур их несколько больше (например, в митохондриях могут происходить набухание, потеря матрикса, разрушение крист, разрыв наружной мембраны); на уровне клетки — секвестрация (отделение части клетки), дифференцировка, деление, созревание. Различные сочетания стереотипных реакций на уровне внутриклеточных структур, клеток, тканей и органов в условиях патологии составляют специфику общепатологических процессов, а на уровне систем и всего организма — картину болезни.

Учение о гомеостазе — совокупности типовых реакций, составляющих относительное постоянство состава крови, метаболизма, температуры тела, артериального давления, иными словами — постоянства внутренней среды. Эти же реакции определяют ответы организма на патогенные воздействия.

В основе всех патологических процессов лежат физиологические реакции, и никаких других, особых реакций, появляющихся только при развитии патологии, не существует.Ответные реакции организма на действие раздражителя в пределах параметров гомеостаза являются нормальными, физиологическими. Но если в ответ на действие раздражителя нарушаются структурно-функциональные основы гомеостаза, те же самые реакции становятся патологическими. Они могут вызвать гибель не только отдельных частей организма, но и его смерть. Так, способность крови свертываться в норме — действительно защитная физиологическая реакция, предупреждающая смерть от кровотечения при повреждениях. Но та же реакция в определенных неблагоприятных условиях приводит к образованию тромба, закрывающего просвет coсуда, что вызывает повреждение тканей организма (например, инфаркт миокарда). Воспалительный процесс в норме направлен на защиту организма от патогенных раздражителей, но при oпpeделенных условиях он может вызвать летальный (смертельный) исход.

Гетерогенность — еще одна важная биологическая закономерность. Органы функционируют на протяжении многих десятков лет потому, что в каждый данный момент функционально активна не вся ткань органа, а только ее определенная часть. Функционирующие структуры разрушаются, для их восстановления требуются время, энергетические и пластические затраты. Пока идет процесс восстановления разрушившихся структур, функция органа осуществляется другими структурами, которые в свою очередь тоже разрушаются. Все это в норме создает структурнофункциональную мозаичность органов и тканей, которая называется гетерогенностью. Она выявляется на всех уровнях жизнедеятельности: даже отдельная митохондрия не функционирует в клетке одновременно всей своей структурой. Явление гетерогенности создает функциональный (жизненный) резерв организма. Исчезновение гетерогенности структур клеток и тканей является плохим прогностическим признаком, указывающим на истощение резервных возможностей организма.

Читать еще:  Причины возникновения воспаления

Знание указанных биологических закономерностей позволяет правильно понять болезнь, оценить состояние больного и проводить целенаправленное лечение.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Часть 1. Предмет патологии. Учение о болезни

I. Предмет патологии.

Патология (общая патология)— учение о болезни, объединяет патофизиологию и патологическую анатомию, является фундаментом медицины. Термин «патология» часто употребляется для обозначения нарушений жизнедеятельности и болезней. В этом смысле термины «патологический» и «болезненный» идентичены.

Патофизиология— наука о закономерностях возникновения, развития и исхода болезней. Патофизиология изучает причины и условия возникновения болезней (этиоло­гия), механизмы их развития (патогенез) и выздоровления (саногенез).

Составные части патофизиологии:

1. Общая патофизиология (включает нозологию — общее учение о болезни, об­щую этиологию и общий патогенез заболеваний и раздел — типовые патологиче­ские процессы).

2. Частная патофизиология органов и систем.

3. Клиническая патофизиология — прикладная дисциплина, занимающаяся ис­
пользованием патофизиологических закономерностей в клинических условиях для интер­
претации данных лабораторных и инструментальных исследований.

Патологическая анатомия— раздел патологии, изучающий структурные (морфо­логические) проявления болезней. В практической медицине врач-патологоанатом иссле­дует трупы умерших с целью определения причины болезни и смерти.

//. Современное понятие нормы и здоровья.

В толковом словаре С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведова норматрактуется, как стандарт, типичный вариант, идеальный образец. Патология обычно рассматривается как противо­положность нормы. В медицине существует три основных подхода к определению нормы.

1. Среднестатистическая норма основывается на установлении статистически­ми методами средних величин различных показателей, характерных для здоровых. Таким путем получены нормальные значения артериального давления, пульса, массы тела, кон­центрации глюкозы в крови, содержания в крови эритроцитов и лейкоцитов и других по­казателей гомеостаза. Чаще всего среднестатистическая норма приводится в виде таблиц (номограмм) по которым можно установить разброс нормальных значений параметра (на­пример, жизненной емкости легких) исходя из пола, роста, возраста и других свойств субъекта. Другой вариант — математические формулы для расчета нормальных показате­лей. Например, хорошо известны индексы нормальной массы тела, рассчитанные исходя из роста и пола (индексы Брока иКетле).

2. Индивидуальная норма. Этот подход противоположен предыдущему и заклю­чается в идеализации индивидуальности. По выражению Р. Уиллиамса (1960) каждый че­ловек — отклонение от нормы. Изучая биохимические особенности здоровых индивидов, автор отмечал наличие вариации отдельных показателей до 800% (для концентрации не­которых аминокислот в крови) идаже до 5000% (для уровня многих ферментов крови). Следовательно, можно утверждать, что каждый человек здоров по-своему. Этот подход требует от врача учитывать индивидуальность в процессе диагностики и лечения. Однако, очевидно, что индивидуальная норма не может быть использована в качестве основы для диагностики болезней, так как не существует критериев ее оценки. ^

3. Оптимальная норма. Этот подход базируется на представлении о статистиче­ском установлении величины параметров, при которых заболеваемость и смертность ми­нимальны. Например, ожирение и высокая концентрация в крови холестерина неблаго­приятны, так как увеличивают риск смерти от сердечной патологии (рис. 1.1). Но это не значит, что нужно добиваться минимальной концентрации холестерина в крови, так как это, в свою очередь, увеличивает риск смерти от злокачественных опухолей.

Рис 1.1. Риск развития сердечно-сосудистых заболеваний у мужчин в зависимости от каждого от­дельно взятого фактора риска и их сочетания [Каппе1 ^.В. Ргеуепйуе сагсИо1о§у. Роз1§га€1 Мой 1977;61: 71-85]

Примечание: величины, выходящие за пределы нормы, находятся в темных клетках.

Следовательно, существует некое оптимальное значение концентрации холестери­на (оптимальная норма), которое минимизирует риск утраты здоровья и смерти. В практи­ческой медицине оптимальная норма используется достаточно редко, так как ее установ­ление требует проведения большого числа дорогостоящих массовых обследований.

Здоровье. Большинство ученых сходятся во мнении, что в настоящее время не су­ществует универсального определения понятию «здоровье». Среди предлагаемых разно­образных формулировок можно выделить несколько принципиально отличающихся.

1. Здоровье как норма. Базируется на отождествлении понятия «здоровье» с поня­тием «норма». При таком подходе здоровье рассматривают как отсутствие существен­ных отклонений от нормы основных жизненно важных показателей,

2. Здоровье как отсутствие болезни. Традиционно индивидуальное здоровье оце­нивается главным образом с позиции наличия или отсутствия у человека тех или иных болезней, патологических отклонений, физических дефектов. В данном случае здоровье и болезнь рассматриваются как взаимоисключающие понятия. На практике такой подход чаще всего используют врачи. Что делает врач, когда пытается установить здоров ли человек? Он более или менее последовательно и систематично исключает болезни. Если болезни не выявлены — человек здоров.

Читать еще:  Синяки под глазами от недосыпания

3. Здоровье как успешное приспособление. Этот подход к понятию индивидуаль­ного здоровья возник в 60-е годы прошлого века. В основе определений понятий «здоро­вье» и «болезнь» с позиции этого подхода лежат представления об адаптации. Переход от здоровья к болезни рассматривается в данном случае как процесс снижения степени адап­тации организма к окружающим условиям, результат недостаточности адаптационных механизмов, их истощения и срыва [Меерсон Ф.З., 1973; Казначеев В.П., Баевский Р.М., 1980].

Здоровье с точки зрения теории адаптации может быть охарактеризовано по ус­пешности адаптации организма к естественным жизненным ситуациям или стандарти­зованным условиям специальных тестов. Большинство методов, предлагаемых в настоя­щее время для оценки здоровья, основаны именно на оценке адаптивных возможностей различных систем организма.

4. Здоровье как благополучие. Наиболее полно этот подход отражен в распростра­
ненном определении понятию «здоровье» данном ВОЗ еще в 1946 году «. здоровье еле-

дует понимать как состояние полного физического, душевного и социального благополу­чия, а не только как отсутствие болезней или физических дефектов».

4. Трехмерная модель здоровья. Эта модель основывается на представлениях о многомерности здоровья [Куликов В.П., 2000]. Попытки оценить здоровье на основании одномерной модели, чаще всего по физическим параметрам организма не могут претендо­вать на достаточную глубину и надежность. Трехмерная модель (рисЛ .2) рассматривает здоровье в трех измерениях: количество жизни, качество жизни и свобода жизни.

Количествояашш

Качество з

Рис 1.2. Трехмерная модель здоровья [Куликов В.П., 2000].

Количество жизни — характеризуется ее продолжительностью. Прогнозировать продолжительность предстоящей жизни можно на основе показателей физического здоро­вья: физического развития, адаптивности и резистентности. Качество жизни характеризу­ется ее удовлетворенностью, социальной адаптивностью и может быть оценено по психо­логическим критериям. Свобода жизни характеризуется свободой поведения субъекта, предопределяется индивидуальной структурой потребностей и мотивов человека (лично­стью), его физическим и психическим здоровьем и средой, накладывающей ограничения на реализацию потребностей. Таким образом, поведение является интегрирующим факто­ром здоровья. С одной стороны, в нем проявляется влияние среды и индивидуальных свойства субъекта, включая его физическое и психическое здоровье. С другой стороны, поведение, включающее такие важные для здоровья факторы как двигательная актив­ность, питание, вредные привычки, существенно влияет на количество и качество жизни. Исходя из трехмерной модели, здоровье это состояние организма, обеспечивающее способность к достижению максимальной продолжительности жизни при адек­ватном качестве жизни и оптимальной свободе поведения.

IIII Понятие болезни. Патологические реакции, процессы, состояния. Симптом и синдром. Классификация, стадии развития и исходы бо­лезней.

Согласно формулировке ВОЗ, болезнь— особый вид страдания, вызванный поврежде­нием организма, отдельных его систем различными повреждающими факторами, харак­теризующийся нарушением системы регуляции и адаптации, и снижением трудоспособ­ности.

Можно выделить наиболее важные характеристики болезни в современном па­тофизиологическом понимании:

Болезнькачественно новый жизненный процесс.

Болезньобщая реакция организма на действие болезнетворного агента (Аль-перин Д. Е.) или чрезвычайного раздражителя (Павленко СМ,);

Болезньсочетание разрушительного («полом») и защитного («меры против болезни» по Павлову И.П.).

Болезнь — снижение адаптивных возможностей.

Болезни характеризуются специфическими проявлениями, такими как патологиче­ская реакция, патологический процесс, патологическое состояние, симптомы и синдромы.

Патологическая реакция— кратковременная неадекватная реакция организма на воздействие раздражителя. Например, гипергликемия при приеме углеводов у больного сахарным диабетом.

Патологический процесс— закономерная последовательность явлений, возни­кающих в организме при воздействии патогенного фактора, приводящая к нарушению процессов жизнедеятельности. Один и тот же патологический процесс может вызы­ваться различными факторами. Например, опухоль может развиваться под влиянием об­лучения, курения, интоксикации, и др.

Типовой патологический процессразвивается всегда по одинаковым закономер­ностям вне зависимости от причины и локализации. К типовым патологическим процес­сам относятся воспаление, лихорадка, опухоль, тромбоз, аллергия.

Патологическое состояние— вялотекущий патологический процесс, стойкое отклонение от нормы, имеющее отрицательное биологическое значение. Например, пульпит (патологический процесс — воспаление пульпы зуба) может закончиться удале­нием зуба и заполнением лунки соединительной тканью (патологическое состояние — от­сутствие зуба).

Признаками (критериями) болезниявляются жалобы больного, анамнез, данные объективного обследования, результаты инструментальных и лабораторных тестов. При­знаки болезней изучает наука — семиотика.

Симптом— какой-либо признак, проявление болезни. Например, боль при травме конечности, раннее пробуждение при неврозе.

Синдром— устойчивая совокупность признаков болезни, объединенных общим па­тогенезом. Например, нефротический синдром, характеризующийся такими симптомами, как дизурия (нарушение выделения мочи), протеинурия (белок в моче), гематурия (кровь в моче), гипопротеинемия (снижение концентрации белка в крови), отеки.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10926 — | 7418 — или читать все.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector