9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Особенности патологии и причины возникновения

4. Понятие «патогенез». Понятие о патологическом процессе и патологическом состоянии. Патологическое состояние как причина возникновения дефектов.

Патогенезом называют учение о механизмах развития и исхода болезни.

Патогенез подразделяется на общий и частный. Предметом общего патогенеза являются общие закономерности, свойственные в основных чертах любому болезненному процессу или отдельным категориям болезней (наследственным, инфекционным, эндокринным и др.). Частный патогенез исследует механизмы развития конкретных нозологических форм.

Патологический процесс— болезненное изменение структуры и функций, возникающее при повреждении ткани, органа или системы, включающее определенное сочетание различных и общих патологических и компенсаторных реакций, возникающих в организме.

Патологическое состояние медленно развивающийся патологический процесс, его следствие, относительно стойкое

отклонение от нормы, имеющее биологически отрицательное значение для организма.

Так патологическим состоянием являются: анкилоз(неподвижность сустава, развившийся в результате его воспалительного поражения; порок сердца, генетически детерминированный или явившийся следствием эндокардита; слепота после травмы глаза; отсутствие конечности в результате ее ампутации. Патологические состояния могут возникнуть и в результате некоторых генетических дефектов или вследствие пороков внутриутробного развития(полидактилия, врожденная косолапость). Причиной некоторых патологических состояний могут быть возрастные изменения в тех или иных органов.

5. Периоды болезни. Исходы болезней. Понятие об осложнениях и рецидивах болезней. Факторы, влияющие на развитие болезни.

Что происходит в организме

Характер клинического проявления

Размножение и накопление микробов и их токсинов. Мобилизация защитных сил организма, направленных на компенсацию возможных нарушений, на уничтожение болезнетворных агентов либо на удаление их из организма

Нет клинических симптомов

Начало распространения возбудителя в организме

Распространение возбудителя и его токсинов, гибель микробов с выделением эндотоксина и повреждение клеток организма

Специфические симптомы болезни

4.Окончание болезни (выздоровление – реконвалесценция)

Выделение возбудителя из организма

Исходы болезни: выздоровление; рецидив; переход в хроническую форму; осложнения; летальный исход.

Осложнение- присоединившийся к основному заболеванию дополнительный патологический процесс, не обязательный при данной патологии, нередко не связанный с его причиной, а обусловленный различного рода нарушениями, возникшими в ходе развития болезни. В ряде случаев осложнения представляют для организма большую опасность, чем сама болезнь.

Рецидив- возобновление проявлений, возврат симптомов болезни или ее усугубление после более или менее продолжительной ремиссии.

Факторы, обусловливающие болезнь. Для развития болезни необходимо сочетание факторов риска и непосредственных причин заболевания. Часто трудно выделить при­чину болезни, так как причин может быть несколько и они взаи­мосвязаны.

Непосредственная причина заболе­вания (этиологические факторы) прямо воздействует на орга­низм, вызывая в нем патологические изменения. Этиологичес­кие факторы могут быть бактериальными, физическими, хими­ческими и т. д.

Факторы риска заболеваний это фак­торы, отрицательно влияющие на здоровье. Они благоприятствуют возникновению и развитию болезней, вызывают патологичес­кие изменения в организме.

Всемирной организацией здравоохранения было выделено более 200 факторов, которые оказывают самое значительное влияние на современного человека. Среди них выделяют физи­ческие, химические, биологические, социальные, психологические, генетические факторы. Число факторов риска велико и растет с каждым годом: в 1960-е гг. их насчитывалось не более 1000, сейчас — примерно 3000.

Различают факторы риска первичные и вторичные.

Пер­вичные: нездоровый образ жизни (курение, употребление алкоголя, не­сбалансированное питание, стрессовые ситуации, постоянное пси­хоэмоциональное напряжение, гиподинамия, плохие материально-бытовые условия, употребление наркотиков, неблагоприятный мо­ральный климат в семье, низкий культурный и образовательный уровень);неблагоприятная наследственность (наследственная предраспо­ложенность к различным заболеваниям, генетический риск — предрасположенность к наследственным болезням); неблагоприятное состояние окружающей среды (загрязнение воздуха канцерогенами и другими вредными веществами, заг­рязнение воды, загрязнение почвы, резкая смена атмосферных параметров, повышение радиационных, магнитных и других из­лучений);неудовлетворительную работу служб здравоохранения (низ­кое качество медицинской помощи, несвоевременность оказания медицинской помощи, труднодоступность медицинской помощи).

Вторичные: заболевания, которые отягощают течение других заболеваний (сахарный диабет, атеросклероз, артериальная гипертензия и т. д.).

Понятие о болезни, причине развитии, признаках, синдромах, исходы болезни

Болезнь – это нарушение жизнедеятельности организма, обусловленное действием чрезвычайных раздражителей внешней и внутренней среды и сопровождающееся функциональными или морфологическими изменениями.

Чрезвычайные раздражители, или болезнетворные агенты, вызывают болезнь в случаях, когда сила их воздействия превышает защитные или компенсаторные возможности организма. При этом болезнь может возникнуть после однократного воздействия болезнетворного агента (в случаях отравлений, травм) или развивается только после длительного его воздействия (при нарушениях режима питания – диабет, ожирение и др.). Болезнь может быть обусловлена наследственной предрасположенностью к определенным заболеваниям, когда возможности организма приспосабливаться к действию вредных факторов окружающей среды снижены.

Повреждающее действие болезнетворного агента одновременно стимулирует мобилизацию защитной способности организма, так как сопровождается болью – неприятным, иногда нестерпимым ощущением, являющимся сигналом опасности и биологическим фактором, обеспечивающим сохранение жизни.

Многие заболевания выражаются преимущественной локализацией болезненного процесса в каком-либо органе, и в то же время каждая болезнь является нарушением жизнедеятельности всего организма в целом. Перенапряжения в умственной и физической работе, переживания, несоблюдение режима труда и отдыха, правил личной гигиены, неправильное питание, нездорового образа жизни, вредные привычки (курение, употребление алкоголя) являются факторами, ослабляющими защитные способности организма и служащие причинами многих болезней.

Медицинская наука о причинах, закономерностях развития, течения и исхода болезней называется патологией. Патология изучает процессы, происходящие в организме при различных заболеваниях. Поэтому термином «патология» также именуют болезненные изменения органов (патология печени, нервной системы, пищеварения), возрастные изменения организма (возрастная патология) и др.

Учение о причинах и условиях возникновения болезней называется этиологией. Причиной болезни называют тот фактор, который вызывает заболевание и способствует ему специфические черты. Так, причиной лучевой болезни ионизирующая радиация, причиной инфекционных болезней – патогенные микробы.

Причиной болезней могут быть внешние и внутренние. К внешним причинам относят механические, физические, химические, биологические и социальные факторы, к внутренним – наследственность, конституцию, возраст, пол. Однако понятие «внутренние причины» до некоторой степени условно, так как формирование их происходит в тесном взаимодействии с внешней средой.

Механические причины связаны с воздействием на организм движущихся предметов, которые могут вызывать ушибы, ранения, переломы костей, вывихи суставов, разрывы и размозжения тканей, сотрясение головного мозга и др. К понятию «физические причины» относят воздействие температурой, лучистой энергией, электрическим током, изменениями атмосферного давления. К химическим причинам относят воздействие химическими соединениями. В настоящее время на производстве и в быту применяются сотни ядовитых веществ. В химической промышленности используются сильнодействующие ядовитые вещества и сильные яды: синильная кислота, азотная кислота, фтористый водород, сернистый газ, сероводород, аммиак, оксид углерода и др. К биологическим причинам возникновения болезней следует отнести воздействие на организм болезнетворных микроорганизмов, вызывающих инфекционные заболевания.

К социальным причинам болезней следует отнести отрицательное воздействие на психику, так как на развитие патологических процессов большое влияние оказывает нарушение нормальной функции центральной нервной системы, отрицательные эмоции (гнев, страх, испуг и др.), которые могут привести к тяжелому заболеванию сердца, осложнить течение других болезней.

К внутренним причинам, способствующим возникновению болезни, относят наследственное предрасположение к заболеванию, врожденное нарушение обмена веществ (диатез), особенности раннего детского и старческого возраста. Они передаются по наследству или приобретаются на протяжении жизни. Некоторые заболевания (рахит и др.) свойственны только детскому возрасту, другие же ( атеросклероз и пр.) характерны для людей старшего возраста. Относительно пола следует отметить, что у мужчин чаще встречается ишемическая болезнь сердца, язвенная болезнь, у женщин – болезни щитовидной железы, желчного пузыря и др.

Читать еще:  Патогенез атрофических изменений

Патогенез – учение о механизмах развития болезни. Однако при одной и той же причине механизм ее развития может быть различным. Так, воспаление легких может возникнуть после проникновения болезнетворных микробов в легочную ткань или по бронхам, или по кровеносным сосудам, т.е. может быть бронхогенный, гематогенный или лимфогенным путь развития болезни. Приступ бронхиальной астмы возникает вследствие спазма мускулатуры бронхов, гипертонический криз – вследствие сужения мелких артерий.

Знание этиологии и патогенеза болезни помогает проводить соответствующее рациональное лечение, направленное на устранение причины или механизма развития болезни.

По длительности течения болезни делятся на острые – продолжительностью до 15 суток, подострые – до 45 суток, хронические – свыше 45 суток.

В развитии и течении острых заболеваний различают четыре периода (или стадии): скрытый, продромальный, разгара и исхода (окончания) болезни. Разделение болезни на такие периоды весьма условно, так как многие болезни значительно отличаются по закономерностям развития и течения.

Скрытый (латентный) период (при инфекционных болезнях его называют инкубационным) длится от момента повреждающего воздействия болезненного агента до первых симптомов болезни. Он может протекать от нескольких мгновений (при травме) до нескольких лет (при проказе и др.).

Продромальный период – это время от начала первых симптомов болезни до полного их проявления. В этом периоде появляются общие для многих болезней симптомы — недомогание, слабость, головная боль, озноб, лихорадка и др.

Период разгара болезни характеризуется возникновением типичным для данной болезни симптомов, на основании которых устанавливается диагноз. Однако в некоторых случаях и в этом периоде основные симптомы проявляются неотчетливо, что бывает при стертых формах болезни. Тогда для установления диагноза возникает необходимость в лабораторном исследовании.

Период исхода болезни может заканчиваться: 1) полным выздоровлением с исчезновением болезненных проявлений и нормализацией функций организма; 2) неполным выздоровлением и переходом болезни в хроническую форму; 3) прекращением жизнедеятельности организма – наступление смерти (летальный исход).

При полном выздоровлении угасание болезни может быть быстрым – кризис, в течение нескольких часов (возвратный тиф), или постепенным – лизис, в течение нескольких дней (брюшной тиф).

Болезнь проявляется определенными признаками, или симптомами, которые разделяют на субъективные и объективные. Объективные признаки обнаруживают на основании объективного исследования с применением физикальных и инструментальных методов исследования.

Закономерное сочетание нескольких симптомов, обусловленное единым патогенезом, называют синдромом. Знание симптомов и синдромов заболеваний необходимо для правильного установления диагноза и назначения рационального лечения.

Имеет значение и пол, так как некоторые болезни чаще встречаются у мужчин (язвенная болезнь), другие – у женщин (желчнокаменная болезнь).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Виды нарушений развития и их причины

Содержание учебного материала

Понятие «норма» и «отклонения» в психическом и личностном развитии.

Классификация и виды отклонений в развитии и поведении детей.

Нарушения в соматическом, психическом, психическом, интеллектуальном, речевом, сенсорном развитии человека (ребенка).

Этиология нарушений нервно-психического развития. Эндогенные и экзогенные факторы риска патологии.

Классификация причин: по времени воздействия на организм ребенка (пренатальные, натальные, перинатальные); по происхождению (органические, функциональные).

Учение о психическом дизонтогенезе (В.В.Лебединский). Классификация дизонтогенеза.

Взаимоотношения между первичным и вторичным дефектом.

Основные понятия: аномалия, дети с патологией развития, дети с дефектами развития, дети с отклонениями в развитии, дети(лица) с особыми образовательными потребностями, дефект, дизонтогенез, недоразвитие, нарушение развития, норма, отклонение, экзогенные, эндогенные причины.

Ведущие идеи: Знание происхождения нарушений, времени и особенность их возникновения предоставляют педагогу необходимые исходные данные для планирования индивидуальной программы специальной педагогической деятельности.

Содержание учебного материала

1. как свидетельствует мировой и общественный опыт, число детей с отклонениями в развитии велико и неуклонно возрастает. Этому есть ряд причин: дезадаптация общества и отдельных семей, отсутствие в ряде случаев нормальных гигиенических, экономических, экологических условий для будущих матерей и детей разных возрастных групп. У многих детей возникает психическая , познавательная депривация, недостаточность удовлетворения сенсорных и эмоциональных контактов и потребностей. Эта и многие другие патологические факторы приводят к различным заболеваниям и отклонениям в развитии.

Норма — ( лат. «norma») — руководящее начало, правило, образец; установленная мера, средняя величина чего-нибудь.

Аномалия — ( греч. anomaloz- неправильный) — патологическое отклонение от нормы в функциях организма и его частей, отклонение от общих закономерностей развития.

Понятие «аномалия развития» входит в круг понятий,объединяемых термином дизонтогенез», которым обозначают любые формы нарушений онтнгенеза, т.е. развития индивида в отличие от развития вида (филогенез).

Многочисленными психолого-педагогическими исследованиями доказано, что ранняя диагностика и коррекция отклонений психомоторного развития детей являются главными условиями их эффективного обучения и воспитания, предупреждения у них более тяжелых нарушений (вплоть до инвалидности) и социальной депривации.

На начальных этапах развития проблемного ребенка главным препятствием к его обучению и воспитанию является первичный дефект. При отсутствии коррекционного воздействия в дальнейшем ведущее значение начинают приобретать вторичные наслоения (отклонения), и именно они мешают социальной адаптации ребенка. Возникает педагогическая запущенность, расстройства-волевой сферы и поведения,ьчто обусловлено эмоционально-личностными особенностями на фоне дефицита общения, комфортности и ощущениями неуспеха.

2. Виды нарушений, их классификация.

К сожалению, число детей с отклонениями в развитии неуклонно возрастает, этому есть ряд причин:

* дестабилизация общества и семей;

В настоящее время единых принципов классификации и отклонениям в развитии.

В настоящее время единых принципов классификации в развитии не существует. Некоторые исследователи выделяют следующие группы детей с отклонениями в развитии:

1) дети с сенсорной неполноценностью ( с нарушением слуха, зрения, речи, функция опорно-двигательного аппарата и сенсомоторики);

2) дети с задержкой психического развития;

3) дети с астеническим и реактивным состоянием и конфликтными переживаниями;

4) дети с психопатоподобными (психопатическими) форма поведения (эмоциональные нарушения поведения);

5) умственно отсталые дети (олигофренные в степени дебильности, имбецильности, идиотии);

6) дети с начальными проявлениями психических заболеваний ( шизофрения, эпилепсия, истерия и др.)

Эта классификация детей с отклонениями в развитии представлена в работе М.А. Власовой и М.С.Певзнер «Учителю о детях сотклонениями в развитии» (1967).

Возможно и другое подразделениеинаигруппы:

1) дети с отклонениями развития в связи с органическими нарушениями;

2) в связи с функциональной незрелостью;

3) дети с отклонениями в развитии на почве депривации (См.: Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития.- М., 1995).

В монографии В.А.Лапшина и Б.П.Пузанова «Основы дефектологии» (М., 1990) приводится следующая классификация детей с нарушениями развития:

1) дети сенсорными нарушениями (нарушения слуха и зрения);

2) дети с интеллектуальными нарушениями ( умственно отсталые и дети с задержкой психического развития);

Читать еще:  Смешанный астигматизм у детей

3) дети с нарушениями речи;

4) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

5) дети с комплексными (комбинированными) дефектами развития;

6) дети с искаженными (или дисгармоничным) развитием.

3. Этиология нарушений развития.

Этиология (греч. aitia -причина, logos — учение) — учение о причинах возникновения болезни. Причины возникновения болезни могут быть вызваны эндогенными и экзогенными факторами.

Эндогенные факторы (греч. endon — внутри, genos — род, происхождение) — возникший по причинам, лежавший во внутренней среде организма.

Экзогенные факторы (греч. exo — снаружи, genos — род, происхождение) — возникший по причинам, лежавший вне организма (травмы, инфекции, нарушения питания).

Дизонтогенез — отклонение в психическом развитии.

Психомоторное развитие ребенка — сложный диалектический процесс, в нем отмечаются последовательность и неравномерность формирования отдельных психических процессов и функций. На каждой из усложняющихся стадий развития выявляется ее связь с предшествующей и последующими стадиями, каждый возрастной этап характеризуется качественным своеобразием, отличающим его от других этапов.

Нарушения развития детей могут быть вызваны разными факторами.

По времени воздействия на организм (пренаталъным, наталъным, постнатальным, перенатальным). Неблагоприятное воздействие в период внутриутробного развития называется пренаталъным, в период родовой деятельности наталъным, а после рождения — постнаталъным воздействием. Соответственно называются и нарушения. Сочетание внутриутробной и природовой патологии называется перинатальным повреждением (например, перинатальная энцефалопатия).

Вызвать отклонения в развитии могут различные патологические факторы, действующие во внутриутробный период: генетические отклонения, отягощенная наследственность, хронические заболевания родителей; злоупотребление родителей алкоголем, наркотиками, курением: физические и психические травмы женщины в период беременности; инфекционные, вирусные заболевания, токсоплазмоз; конфликт по резус-фактору; нефропатия — недостаточность деятельности почек, токсикозы и интоксикация (отравления); внешнесредовые факторы — неблагоприятная экологическая ситуация, профессиональные вредности у родителей до рождения ребенка и многие другие неблагоприятные факторы.

Другая группа причин — патология родовой деятельности: быстрые, стремительные роды, длительные роды со стимуляцией, использование щипцов, обвитие ребенка пуповиной, что приводит к рождению в асфиксии (удушье), неквалифицированное оказание акушерской помощи и другие природовые травмы.

Нарушения развития ребенка могут быть вызваны и различными прижизненными факторами: опухали мозга (менингиома), нейроинфекции (менингиты и энцефалиты), инфекционные болезни с осложнением на мозг, открытые и закрытые травмы черепа, сотрясение мозга, контузии и т.д.

В ряде случаев отмечается действие неодного какого-либо патологического фактора, а их сочетание — полиэтиология. Проявляется наследственная отягощенность: через специальные структуры половых клеток родителей — хромосомы — передается информация о признаках отклонений (аномалий) развития. Хромосомные нарушения (абберации) приводят к умственной отсталост ребенка, нарушением слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата и т.д. По данным современной науки, на 1000 новорожденных приходится 5-7 детей с хромосомными аномалиями.

Нарушения психомоторного развития ребенка могут иметь место при нарушениях питания и сна детей, при длительных соматических заболеваниях, вызывающих истощение ребенка и поражение центральной нервной системы. Вероятность возникновения отклонения в развитии повышается у недоношенных детей, родившихся раньше срока или с малым весом тела.

Нарушения развития, связанные с органическим поражением центральной нервной системы, называются органическими нарушениями.

Дефекты развития могут быть вызваны функциональными, а не органическими причинами, тогда говорят о дефицитарном развитии. В их числе: социально-педагогическая запущенность, эмоциональная депривация (недостаточность эмоционального положительного контакта ребенка со взрослым), двуязычие (или многоязычие) в семье, нарушение речи окружающих, ограниченность речевых контактов ребенка и др.

Установлено, что благополучное развитие ребенка бывает только в случаях равновесия между внутренними и внешними условиями формирования организма. По словам И.П.Павлова, болезнь возникает там и тогда, когда нарушается равновесие внутренних и внешних условий жизни организма, когда на неблагоприятное воздействие окружающей среды ребенок не может дать соответствующую ответную реакцию, не может приспособиться к этому воздействию.

Функциональные нарушения обычно являются долее легкими по сравнению с органическими, и при устранении неблагоприятных факторов развитие интенсифицируется, а при поведении специальной коррекционной работы ребенок может догнать в развитии сверстников. Функциональные нарушения обратимы и при своевременно проведенных коррекционных мероприятиях обычно проходят бесследно.

Л.С. Выготский выдвинул тезис об общности закономерностей развития нормального и аномального ребенка, что было подтверждено рядом более поздних исследований. И в норме, и при патологии психическое развитие имеет поступательный, поэтапный характер. Каждый этап завершается формированием новых, более совершенных по сравнению с предыдущими качеств, что является основой для будущего скачка в развитии. Свойства психики формируются на основе чередования эволюции признаков с революционным, скачкообразным формированием новых качеств. Динамика развития нормального и аномального ребенка подчинена единым общим закономерностям, при этом каждый вид аномального развития характеризуется своими особенностями. Дети с отклонениями по всем параметрам отличаются от детей с нормальным развитием.

Каждый вид аномального развития характеризуется системным проявлением, в котором выделяются первичные и вторичные отклонения.

При разных видах отклонений в развитии доминирующим является нарушение речевого общения, когда у ребенка нарушена способность к приему и переработке информации. Это общая закономерность всех аномальных детей. При анализе конкретного вида нарушенного развития важно учитывать общие для всей группы проявления нарушений, а также индивидуальные характерологические особенности каждого ребенка. Одна категория аномальных проявлений отличается от другой по ряду диагностических и прогностических значимых показателей.

Важной закономерностью психического развития аномальных детей является трудность их социальной адаптации, затруднения во взаимоотношениях и взаимодействиях с социальной средой.

Воспитание детей с отклонениями в развитии отличается своеобразием, которое проявляется в коррекционной направленности, в неразрывной связи коррекционного воздействия с формированием практических навыков и умений. Особенности воспитания конкретного ребенка зависят от характера имеющегося у него дефекта, от степени выраженности нарушений отдельных психических процессов и функций, от возрастных и компенсаторных возможностей ребенка, от характера медико-педагогического воздействия, от условий жизни и воспитания ребенка и ряду других факторов. Одни дети нуждаются только в психолого-педагогическом воздействии, другим требуется и серьезная лечебно-оздоровительная помощь. Все это подчеркивает необходимость ранней диагностической и коррекционной работы, ибо ранее выявление нарушений — залог эффективности их преодоления.

Нарушения развития у детей многоплановы и многоаспектны. Они выражаются в интеллектуальной, двигательной, речевой или сенсорной неполноценности. Отклонения в развитии бывают разных форм и разной степени выраженности. Часто они становятся заметными, и если своевременно не приняты необходимые лечебно-оздоровительные и педагогические меры, могут возникнуть вторичные отклонения в структуре дефекта. Поэтому очень важно своевременно обнаружить отклонение в развитии и оказать ребенку необходимую помощь. Родители о воспитатели не всегда могут адекватно оценить состояние ребенка, обнаружить имеющиеся у него проблемы и отклонения в развитии, поэтому педагогам общеобразовательных учреждений необходимо иметь определенный запас сведений по специальной психологии и коррекционной педагогике и владеть навыками коррекционно-воспитательного воздействия.

Организм ребенка, его здоровье, личностные особенности рассматриваются современной наукой системно, целостно, многоаспектно.

Педагог должен иметь четкое представление о закономерностях формирования индивида, личности, при этом важно абстрагироваться от частностей и деталей. У педагога должно быть сформировано системное представление, системное мышление и в целом системная парадигма в изучении, обучении и воспитании ребенка, в том числе и ребенка с отклонениями в развитии.

Читать еще:  О чём говорят красные глаза и что с ними делать

Современный подход к коррекции и компенсации отклонений в развитии может быть охарактеризован как комплексный и личностно-ориентированный, т.е. при оценке состояния ребенка должны учитываться данные разных специалистов, характеризующие разные стороны психического и физического состояния ребенка, и оказываемая ребенку помощь должна быть многоплановой. При этом учитываются индивидуально-личностные особенности каждого ребенка, т.е. коррекционно-воспитательное воздействие не может и не должно быть стандартизированным.

Рекомендации к изучению темы

Этиология нарушения развития.

Виды нарушений, их классификация.

Самостоятельная работа студентов

Составление логико-смысловой модели: «Виды нарушений развития, их классификация».

Вопросы для самоконтроля

1) Дайте определение понятия «аномалия развития»

2) Раскройте наиболее популярные классификации отклонений в развитии, представленные в специальной литературе.

3) Какую классификацию могли бы предложить Вы?

4) Назовите причины возникновения отклонений в развитии?

Литература для самостоятельной работы

4. Бородулина,С.Ю. Коррекционная педагогика.[Текст]- Ростов н/Д., 2004.-C.27-34.

5. Гонеев,А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики.[Текст]- М., 1999.-C.123-128.

6. Зайцева, И.А. и др. Коррекционная педагогика.[Текст]- Ростов н/Д., 2002.-C.17-20.

7. Коррекционная педагогика [Текст]/Под ред. Б.П.Пузанова. — М., 1999.- C.13-18.

Секвестрированная грыжа: особенности патологии, причины возникновения, симптомы, лечение

Одним из неблагоприятных результатов развития патологии считается секвестрированная грыжа. Данная патология характеризуется нарушением целостности межпозвонкового диска, разрыв фиброзного кольца с абсолютны выпадением пульпозного ядра внутрь спинномозгового канала (в область расположения твердых оболочек спинного мозга, спинномозговых нервов). Рассмотрим более детально причины возникновения данной патологии, ее особенности, симптомы, диагностику, а также методы лечения и профилактики.

  • 1 Механизм возникновения
  • 2 Группа риска и провоцирующие факторы
  • 3 Причины
  • 4 Симптомы
  • 5 Лечение
  • 6 Осложнения и последствия
  • 7 Профилактика
  • 8 Прогноз

Механизм возникновения

Термин «секвестрация» означает отторжение от жизнеспособной ткани отмершего его участка.

Секвестрация грыжи представляет собой абсолютный отрыв грыжи, провисающей за пределы фиброзного кольца, внутрь пространства спинномозгового канала. Этот этап считается заключительным четвертым этапом развития рыжи.

Диск, который не получает достаточно питания, постепенно утончается, сохнет. Грыжа, которая вышла за пределы диска некротизуется со временем.

Наступает момент, когда она отпадает сама или под воздействием незначительной нагрузки. Секвестр, который является бывшей частью диска, выпадает, пускается в «свободное плавание». Он становится инородным мертвым телом, способным нанести серьезный вред организму.

Если секвестрация происходит неестественным путем, вынужденным (поднятие тяжести, резкие наклоны, движения), ядро выпадает с большой скоростью. В этом случае может быть задет спинной мозг, нервы. Больному становится сложно ходить, отмечаются вегетативные нарушения, появляются внезапные кинжальные боли.

Тяжелая форма секвестрации диска в зоне поясницы опасно риском развития синдрома «конского хвоста». Это состояние может спровоцировать сбои в функционировании следующих органов:

Группа риска и провоцирующие факторы

В качестве факторов риска развития секвестрированной грыжи укажем следующие:

  • подъем тяжестей;
  • сильное переохлаждение организма;
  • эмоциональное напряжение;
  • длительное сидение в неправильном положении.

Причины

Довольно часто секвестрированная грыжа возникает при наличии у пациента таких факторов:

  • анатомические дефекты развития;
  • остеохондроз позвоночника;
  • сильные нагрузки (статистические, динамические) на позвоночник;
  • лишний вес, неправильное, несбалансированное питание;
  • гиподинамия.

Симптомы

Симптомы секвестрированной грыжи во многом зависят от области поражения. Данная патология может иметь ярко выраженную или же сглаженную клиническую картину.

Когда грыжу спровоцировали дистрофические процессы, происходящие в позвоночнике, организме, больного беспокоят приступы хронической боли. Если грыжа не задевает нерв, никаких проявлений болезни не возникает.

Рассмотрим отдельно симптомы для грыжи шейного, грудного, пояснично-крестцового отдела. Если секвестрированная грыжа локализуется в шейном отделе позвоночника, пациента будут беспокоить следующие признаки:

  • боли в шее. Они могут быть локальными или же иррадиирующими в плечо, руку, пальцы рук;
  • головные боли. Они чаще возникают в затылочной части;
  • скачки артериального давления;
  • повышенное/пониженное давление;
  • покалывание, онемение, слабость в области шеи, рук, кистей, пальцев рук.

При поражении грудного отдела возникают такие симптомы:

  • боли в груди, возникающие при попытке кашлянуть, вздохнуть, чихнуть;
  • вегетативно-висцеральные симптомы, которые имитируют признаки таких болезней, как пневмония, аритмия, панкреатит, стенокардия, холецистит, плеврит.

Развитие секвестрированной грыжи в пояснично-крестцовом отделе (диски L4, L5, S1) сопровождается следующими признаками:

  • мышечная слабость, нарушение рефлексов сухожилий нижних конечностей;
  • люмбаго, ишиас. Они представлены сильными болями в области поясницы, крестца. Болевой синдром направляется по заднебоковой поверхности ноги от ягодицы к ступне;
  • дисфункции органов большого, малого таза.

Лечение

Лечение патологии обычно начинают после того, как специалист проведет визуальный осмотр, оценит жалобы пациента, проведет неврологическое исследование, получит результаты анализа мочи, крови (общий, биохимический). Для постановки точного диагноза используют рентгенографию, МРТ, ЭНМГ, КТ, сцинтиграфию.

Лечение секвестрированной грыжи проводится следующими методами:

Консервативная терапия предполагает использование медикаментов, инъекций, способных существенно снизить основные симптомы болезни. Этот способ лечения включает различные методы:

  • физиотерапевтический. Он включает лечение токами Дарсонваля, ультразвуком, магнитотерапией, диадинамическими токами;
  • медикаментозный. Заключается в применении противовоспалительных нестероидных препаратов, средств для снятия отечности, расслабления мышечных спазмов, снижения нейропатических болевых ощущений, улучшения проходимости нервного волокна, улучшение кровообращения, а также ноотропные медикаменты;
  • рефлексотерапию. Заключается в лечении иглоукалыванием, которое должен осуществлять исключительно квалифицированный специалист. Купирование боли обычно отмечается на 3 – 4 сеансе;
  • мануальную терапию.

Оперативное лечение заключается в применении следующих методик:

  • микрохирургическая микродискэктомия;
  • восстановление межпозвоночных дисков;
  • перкутанная нуклеопластика;
  • дискэктомия;
  • протезирование;
  • эндоскопическое удаление грыжи.

Необходимость в оперативном вмешательстве возникает в таких случаях:

  • размер секвестра больше 10 – 15 мм;
  • сильное сдавление нервного корешка, спинного мозга посредством секвестрированной грыжи;
  • стойкие аутоиммунные воспаления;
  • онемение конечностей (этот симптом считается тревожным);
  • стеноз спинномозгового канала;
  • серьезные проблемы с внутренними органами (задержка, недержание дефекации, мочеиспускания);
  • отсутствие результата после проведенного консервативного лечения.

Также могут использоваться средства народной медицины, но их применение должно проводиться под строгим контролем лечащего специалиста. Рецепты народной медицины помогают надолго убрать острую боль, онемение конечностей. Пациентов грыжа может не беспокоить на протяжении нескольких лет.

Из народных средств хорошим лечебным эффектом обладают:

  • мятная ванна;
  • медовый массаж.

Осложнения и последствия

Особо опасной считается молниеносная секвестрация, которую провоцируют травмы.

Эта патология часто сопровождается полным разрушением межпозвоночного диска. Последствия могут быть опасными:

  • болевой, спинальный шок;
  • паралич конечностей, органов таза;
  • остановка дыхания;
  • потеря чувствительности.

Профилактика

Основным профилактическим мероприятием для предотвращения возникновения секвестрированной грыжи считается изучение элементарных правил биомеханики (знание того, какие из поз являются безопасными для позвоночника, а какие способны принести вред).

Избегать нужно вредные позы: вынужденное длительное нахождение в одном положении (во время вождения автомобиля, работы за компьютером, поднятии тяжелого предмета).

Специалисты рекомендуют во избежание возникновения секвестрированной грыжи следовать таким правилам:

  • заниматься гимнастикой;
  • вести активный образ жизни;
  • заниматься йогой, фитнесом.

Принципы здорового образа жизни на фото

Прогноз

Если лечение начинается своевременно и осуществляется адекватно, устранить неврологическую симптоматику можно в 95% случаев. Такой же процент полного излечения больных, у которых диагностировали секвестрированную грыжу позвоночника.

Особенности лечения и симптоматики секвестрированной грыжи в нашем видео:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector