Причины патологии в детском возрасте - Медицинский справочник medana-st.ru
26 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Причины патологии в детском возрасте

Детские болезни

Педиатрия – самостоятельная область медицины, изучающая возрастные особенности развития детей, детские болезни, а также вопросы организации ухода за здоровым и больным ребенком. Первоначально предметом рассмотрения педиатрии являлись исключительно детские болезни раннего возраста и их лечение. В современном понимании педиатрия охватывает различные аспекты, связанные с нормальным развитием и заболеваниями детей в различные возрастные периоды (от рождения до половой зрелости). Эти направления включают физиологию, гигиену, диететику, детские болезни, их лечение и профилактику.

Детские болезни

Педиатрия – самостоятельная область медицины, изучающая возрастные особенности развития детей, детские болезни, а также вопросы организации ухода за здоровым и больным ребенком. Первоначально предметом рассмотрения педиатрии являлись исключительно детские болезни раннего возраста и их лечение. В современном понимании педиатрия охватывает различные аспекты, связанные с нормальным развитием и заболеваниями детей в различные возрастные периоды (от рождения до половой зрелости). Эти направления включают физиологию, гигиену, диететику, детские болезни, их лечение и профилактику.

Целью педиатрии является сохранение или восстановление (при болезни) детского здоровья, обеспечение возможностей для полноценного физического, интеллектуального и эмоционального развития каждого ребенка. «Главным врачом» по детским болезням является педиатр. Как и терапевт для взрослых, педиатр является универсальным детским специалистом, который может диагностировать различные детские болезни и, в случае необходимости, направлять ребенка на консультацию к врачам узких направлений: детскому неврологу, детскому дерматологу, детскому урологу, детскому гинекологу, детскому аллергологу-иммунологу, детскому кардиологу, детскому эндокринологу, детскому гастроэнтерологу, детскому офтальмологу, детскому отоларингологу, детскому стоматологу и др.

В медицине детского возраста параллельно развиваются несколько направлений: профилактическое, клиническое и социальное. Профилактическое направление включает разработку и реализацию мер по предупреждению детских болезней; клиническое – непосредственное обследование и лечение заболевшего ребенка; социальное – поэтапную реабилитацию и интеграцию детей в социум. Анатомо-физиологические особенности растущего организма определяют своеобразие течения тех болезней, которые встречаются в детском возрасте.

В педиатрии принято выделять несколько возрастных периодов жизни ребенка: период новорожденности (первый месяц), грудного (от 1 мес. до 1 года), раннего детского (от 1 до 3 лет), дошкольного (от 3 до 7 лет), младшего школьного (от 7 до 11 лет), старшего школьного или подросткового (от 12 до 17-18 лет) возраста. В различные возрастные периоды развития ребенка преимущественно возникают те или иные детские болезни.

Так, в период новорожденности проявляются детские болезни, обусловленные нарушениями внутриутробного развития (асфиксия, гемолитическая болезнь плода, внутриутробные инфекции, врожденные пороки, недоношенность, наследственные синдромы и др.), патологическим течением родов (кефалогематомы, родовая опухоль, перелом ключицы и др.), а также повышенной чувствительностью младенцев к вирусной и кокковой инфекции (омфалит, везикулопустулез, пузырчатка новорожденных и т. д.).

Детские болезни грудного возраста связаны, прежде всего, с высокой функциональной нагрузкой на пищеварительную и дыхательную системы. Среди детских болезней грудничков часто встречаются заболевания ЖКТ (диспепсия, дизентерия, гипотрофия, колиэнтерит) и органов дыхания (вирусные и бактериальные пневмонии). Погрешности во вскармливании и режиме дня грудного ребенка могут привести к развитию болезни исключительно детского возраста — рахита.

В числе болезней раннего детского и дошкольного возраста преобладают инфекции: корь, коклюш, ветряная оспа, дифтерия, скарлатина, туберкулез. Это объясняется несовершенством иммунной системы ребенка, а также расширением контактов детей с окружающими и сверстниками. Также в эти возрастные периоды увеличивается число инфекционно-аллергических детских болезней: бронхиальной астмы, ревматизма, экземы, гломерулонефрита и др.

Младшие школьники чаще сталкиваются с острыми инфекциями, эндокринными нарушениями, заболеваниями нервной системы и сердца. В подростковом возрасте в структуре детских болезней доминируют расстройства функции желез внутренней секреции, нарушения полового развития, сосудистые дистонии, психоневрозы и др.

Наиболее частыми симптомами детских болезней служат сыпь, увеличение лимфатических узлов, гипертермия, насморк, кашель, рвота, боли в животе, судороги. При появлении этих и других признаков заболевания необходимо обязательно проконсультировать ребенка у педиатра. Каждый родитель должен быть знаком с основами педиатрии, знать основные детские болезни и их проявления с тем, чтобы уметь оценить серьезность состояния малыша, определить, представляет ли недомогание непосредственную угрозу для жизни.

Педиатрия не стоит на месте: появляются и внедряются новые методы диагностики и лечения детских болезней, развивается и углубляется понимание механизмов развития заболеваний у детей. Успехи современной педиатрии заставили отступить многие некогда смертельные детские болезни. Этому способствовало создание вакцин против ряда детских инфекционных болезней, разработка сбалансированных искусственных смесей, появление современных антибактериальных препаратов, повышение качества диагностики и лечения детей. Тем не менее, уровень детской заболеваемости остается высоким; значительно «помолодели» болезни, ранее считавшиеся исключительно уделом людей зрелого возраста. Среди детских болезней все чаще встречаются сердечно-сосудистые, эндокринные, неврологические заболевания, новообразования, патология опорно-двигательного аппарата.

Ребенок – это не просто маленькая копия взрослого человека. Детский организм находится в состоянии непрерывного развития, обладает рядом анатомо-физиологических особенностей, физической и эмоциональной незрелостью, что обусловливает специфику протекания детских болезней. Развитие детских болезней всегда непредсказуемо: даже банальный насморк у ребенка может стать фатальным, если вовремя не распознаны его причины, не подобрано правильное этиопатогенетическое лечение, не организовано наблюдение специалиста. Вместе с тем, благодаря высоким компенсаторным возможностям детского организма, многие болезни, которые у взрослых вызывают хроническую патологию или инвалидизацию, могут быть успешно излечены у детей.

Истоки многих взрослых заболеваний родом из детства. Поэтому состояние здоровья взрослого человека во многом определяется условиями роста и развития маленького человечка, заботой о его здоровье в самом начале жизни. Сегодня акценты в детской медицине смещаются в сторону профилактики болезней, которая включает антенатальную охрану плода, предупреждение родового травматизма, организацию тщательного ухода за новорожденным (обеспечение оптимального режима питания, сна и бодрствования, закаливания), своевременную вакцинацию детей согласно национальному календарю профилактических прививок, скрининг-программы по выявлению наследственной патологии, осуществление патронажа и диспансерного наблюдения. Забота о детском здоровье и профилактика детских болезней – приоритетная составляющая государственной политики.

Специализированная помощь в системе детского здравоохранения оказывается в детских поликлиниках и стационарах, педиатрических отделениях многопрофильных медицинских центров, частных детских клиниках. Невозможно и неэффективно лечить детские болезни «взрослыми» методами, поэтому в последние годы в педиатрии выделяются узкие детские направления: детская кардиохирургия, детская травматология и ортопедия, детская нейрохирургия, детская гематология и онкология, детская анестезиология и реаниматология и др. Важнейшими составляющими успеха в лечении детских болезней являются профессиональный подход, использование высокотехнологичных методов диагностики и лечения, доверительные отношения между врачом, родителями и ребенком.

Детские болезни вызывают закономерную тревогу у взрослых и естественное стремление родителей узнать как можно больше о причинах заболеваний и способах их лечения. Раздел детских болезней, размещенный на страницах Медицинского справочника, знакомит родителей с наиболее распространенной патологией у детей разного возраста, причинами и симптомами заболеваний, необходимыми медицинскими процедурами и мероприятиями по уходу за ребенком. На страницах сайта «Красота и медицина» вы сможете найти рекомендации детских специалистов и самую актуальную информацию о достижениях в области профилактики, диагностики и лечения детских болезней.

Патологии новорожденных детей: виды и причины

Мамы, которые мало чего понимают в медицине, часто не могут разобраться, чем отличаются травмы при рождении у ребенка и патологии новорожденных. Конечно, в обоих случаях речь идет о заболеваниях различной тяжести, но их причины развития совершенно разные.

Различия между родовыми травмами и патологиями

Родовыми травмами называют проблемы со здоровьем у ребенка, которые произошли из-за тяжелых родов, ошибок медицинского персонала или самой мамы. Повреждения могут быть любыми и разной тяжести, от гематом до вывиха плеча.

Патологией новорожденных считаются более глубокие повреждения, которые диагностируются не сразу. Причинами таковых могут быть совершенно разные факторы. Одними из таких можно отметить проблемы с центральной нервной системой, с развитием органов и систем, хромосомные мутации. Если рассматривать классификацию подобных патологий, то можно выделить те, которые произошли из-за генетических нарушений, и те, которые были приобретены.

Хромосомная патология плода

Одним из самых распространенных патологий считается синдром Дауна. Случаев рождения больных детей в последнее время становится все больше и больше. К сожалению, профилактических мер от этой болезни нет. Нередко у здоровых родителей рождаются больные дети, и ученые до сих пор не могут точно сказать, почему такое происходит.

Однако узнать об этой патологии новорожденных детей можно еще в первой половине беременности. Для этого делается скрининг. После того как женщина узнает об этом, она может сделать выбор: оставить ребенка или же избавиться от него. Это личное решение каждой девушки, поэтому осуждать за это не стоит. Обязательно, если есть такие-то предпосылки к проблемам, изучается материн анамнез. Патологии новорожденных иногда передаются по наследственному фактору.

Читать еще:  По каким признакам распознать ячмень

У девочек может развиваться болезнь Шерешевского-Тернера. Это заболевание присуще только девочкам. Нередко находят его в 10 лет. Сопровождается тем, что развивается легкая степень отсталости, а также бесплодие. Болезнь характеризуется отсутствием одной хромосомы типа X.

Патология новорожденных мальчиков — болезнь Клейнфелтера. Проявляется высоким ростом и отсутствием возможности иметь детей. Характеризуется наличием 47-й хромосомы.

Кроме этих болезней, есть еще целый ряд заболеваний, которые развиваются из-за проблем с хромосомами, однако описанные встречаются чаще всего.

Профилактика от хромосомных проблем

Есть два варианта, которые позволят вам не иметь больных детей. Первый из них — консультация специализированного врача до беременности. Второй вариант — это скрининг в определенный срок беременности. Затягивать нельзя, так как, после того как время закончится, ответы будут неверными. Поэтому исследование надо делать строго тогда, когда скажет врач. После этого вы можете решить, что делать с ребенком, если окажется, что он больной.

«Приобретенные» патологии

Врачи уже устали каждой женщине повторять, что они должны готовиться к своей беременности. Хотя бы за несколько месяцев до зачатия стоит пройти обследование, определить, есть ли какие-то заболевания, хронические перевести в состояние ремиссии, острые вылечить. Обязательно пройти обследование у генетика. Забыть о своих вредных привычках. Относиться к беременности нужно с максимальной ответственностью. Важно вовремя посещать доктора, постоянно рассказывать ему о своем самочувствии и сдавать анализы, которые он выпишет. Не забывать о рекомендациях. Патологии новорожденных и недоношенных детей нередко возникают из-за того, что женщина халатно относится и к себе, и к малышу во время беременности.

Формирование органов

Формирование органов из-за сильного стресса или большой нагрузки может нарушиться. Чаще всего страдают сердце, почки, легкие, глаза, но проблемы могут затрагивать любой участок тела. Иногда у ребенка появляются лишние пальцы. Как правило, к такой патологии приводит влияние окружающей среды. Экология — один из факторов. Кроме того, алкоголь, сигареты, антибиотики — это тоже одни из причин патологий. Отказаться от вредных привычек не так уж и сложно, если понимать, для чего это делается.

Бывает и такое, что патологии возникают действительно из-за тех факторов, на которые повлиять нельзя. И в таких случаях современная медицинская помощь может помочь ребенку, но врач должен быть готов к операции сразу после родов. Поэтому не забывайте про визиты к своему специалисту, чтобы он проводил обследования, и если что, вы были готовы к каким-то неприятным новостям. Если вовремя диагностировать проблему, то получится не только облегчить состояние ребенка, но и вылечить его полностью (в некоторых случаях).

Гипервозбудимость и гиперактивность

Травмы при родах, недостаток кислорода во время беременности, инфицирование в утробе матери — все это приводит к мозговой гиповозбудимости. У болезни есть определенная симптоматика, которая позволит распознать проблему сразу же после родов. У ребенка будут слишком слабые мышцы, будет сильная сонливость, ему не будет хотеться кушать. Такие дети вялые и не плачут. Эту патологию можно исправить в первые годы жизни. Врач сможет назначить нужный вид лечения, например, медикаментозный или же физиотерапевтический, в зависимости от тяжести проблемы. В любом случае, мамы не должны переживать, так как эту болезнь в большинстве случаев вылечивают. Главное — вовремя заметить симптомы и рассказать о них своему педиатру. Дальше он проведет тесты и назначит лечение.

Есть похожая патология новорожденных, которая проявляется, наоборот, гиперактивностью. Такие дети имеют слабую психическую систему, они слишком напряжены, у них нередко возникает дрожание конечностей, в особенности подбородка. Эта проблема тоже легко решается в детском возрасте, поэтому не нужно сильно переживать. Во всех случаях следует обращаться к врачу и не заниматься самолечением. Ведь у детей неокрепший организм, многие в раннем возрасте аллергики, и можно только испортить ситуацию.

Гипертензионно-гидроцефальный синдром

Если вы заметили, что у ребенка слишком большая голова, выпирает родничок, есть сильная асимметрия между двумя частями черепа: мозговой и лицевой, — то вероятно, у ребенка гипертензионно-гидроцефальный синдром. Эта патология недоношенных новорожденных иногда возникает и после успешных родов. Проявляется проблема различными способами. Есть дети, которые ведут себя вяло и болезненно, а есть те, у которых энергия не заканчивается. В тяжелых случаях у малыша может тормозиться развитие.

Как помочь ребенку при патологиях новорожденных

Самое важное — вовремя диагностировать проблему. В идеале, сделать это еще во время беременности. Если никаких проблем не было найдено, не расслабляйтесь. Будьте внимательны, чтобы не пропустить каких-либо важных симптомов других патологий новорожденных.

Помочь ребенку при подобных проблемах вы можете только одним — ранней диагностикой и своевременным лечением. Если вы не уверены в том, что после родов сможете обеспечить лучшую терапию своему малышу, то лучше отказаться от его рождения.

Как вести себя при беременности?

Воспринимайте беременность как праздник. Это нормальное состояние. Тошнота и усталость со временем пройдут, и вы будете чувствовать себя отлично. Обращайте внимание на активность и движение малыша. Главное, не пытайтесь сделать из себя жертву, прислушивайтесь к своим ощущениям, которые должны приносить вам радость и сохранять спокойствие.

Не начинайте трудиться на работе слишком усердно, не принимайте проблемы слишком серьезно. Помните о здоровье вашего малыша. Соблюдайте распорядок дня и правильный рацион питания. Почитайте в Интернете или в книгах, как правильно вести себя во время беременности. Относитесь к себе и малышу с осторожностью.

Больше отдыхайте. Забудьте о своих обязанностях или хотя бы о половине из них. Пусть за вас работу делает муж или родители. Вам следует больше отдыхать, не зря вы чувствуете себя немного уставшей.

Спите больше 8 часов в день. При этом не днем, а ночью. Не тратьте свое драгоценное время на просмотр очередной серии фильма или уборку. Закончите свои дела завтра. Обратите внимание на матрац, на котором вы спите. Приобретите себе новый, ортопедический. Он повторяет контуры тела и поможет вам беречь свой позвоночник.

Не переусердствуйте на работе. Помните, что сверхурочная, а тем более физическая работа не стоит того, чтобы тратить все свои силы. При беременности важен ваш ребенок. Поэтому помните о том, что вам не следует слишком сильно себя напрягать. Иначе могут возникнуть какие-то из перечисленных болезней. Проще весь срок беременности беречь себя, чтобы не допустить врожденных патологий новорожденных, чем после родов лечить своего малыша от тяжелых и серьезных проблем. Не все из описанных патологий в принципе поддаются лечению.

Периоды детского возраста. Роль возрастного фактора в патологии ребенка.

Внутриутробный этап — две основные стадии: эмбриональ­ную, включающую первые 12 нед, и фетальную (плацентарную) — до конца беременности. Первая характеризуется формированием органов и систем, пита­нием из желточного мешка. На этой стадии зародыш превращается в плод с ор­ганами и системами, присущими раннему периоду онтогенеза человека. В фетальной стадии осуществляются интенсивные процессы дифференцировки и созревания всех тканей, увеличение длины и массы тела. Плод подго­тавливается к внеутробной жизни. С 28-недельного возраста плод считается жизнеспособным, но морфологическое и функциональное разви­тие его не закончено. Так, мозг лишь внешне напоминает мозг новорожденного, кора еще не функционирует. Наиболее бурно растут, быстро созревают ствол мозга и спинной мозг, т. е. те части мозга, которые выполняют жизненно важные функции. При нормально протекающей беременности к моменту родов плод достигает такой степени зре­лости, которая при благоприятных внешних условиях обеспечивает правильное развитие новорожденного. В позднем фетальном периоде (III триместр беремен­ности) — отложение в организме железа, каль­ция, витаминов., потребность в которых в послеродовом периоде не полно­стью покрывается материнским молоком.

В эмбриональной стадии заболевания беременной могут привести к самопроизвольному прерыванию беременности, а эндогенные и экзогенные тератогенные факторы — к порокам разви­тия (эмбриопатии), поэтому первые 3 — 7 нед — кри­тический период, хотя сроки формирования систем не одинаковы. На стадии плода плацента является достаточным биологическим барьером между матерью и плодом. Однако постепенно проницаемость ее увеличивается, и она может стать проходимой для вирусной инфекции, микробных токсинов, различ­ных лекарственных веществ, в том числе и антибиотиков. Поэтому вирусные заболевания матери (грипп, краснуха) являются опасными и могут отразиться на развитии. Отрицательное воздействие различных факторов приводит к дисплазии и гипоплазии органов и тканей (фетопатиям), преждевременным родам, внутри­утробной гипотрофии.

Читать еще:  Красный цвет глаз мифы и реальность

Период новорожденности, или неонатальный период. Начинается от первого вдоха ребенка и условно продолжается до 28 дней. Длительность периода определяется вре­менем адаптации к внеутробным условиям. Начинается легоч­ное дыхание, включается малый круг кровообращения, запустевают пупочные сосуды, закрывается боталлов проток, устанавливается самосто­ятельная, но несовершенная терморегуляция. Этот период характеризу­ется незрелостью всех органов и систем, особенно ЦНС. Внешне ребенок беспо­мощен: свисает голова. При этом конечности находятся в состоянии гипертонуса, что указывает на преобладание подкорко­вой и спинальной регуляции. Ребенок рождается только с безусловными рефлексами (сосательный, гло­тательный, хоботковый) и почти постоянно, кроме периодов кормления, находится в состоянии сна.

Дыхание, кровообращение, выделение совершаются с максимальной интенсивностью (число дыханий 40 , пульс до 160).

При рождении всегда производится оценка состояния здоровья новорожден­ного по шкале Апгар: частота и ритм сердцебиений, характер дыхания, мышечный тонус, рефлекторная возбудимость, окраска покровов. Каждый признак оценивается двумя возможными баллами. Через 5 мин оценка повторяется. В этом случае она точнее коррелирует с нев­рологическим статусом ребенка первого дня жизни и может быть использована для прогноза неврологических расстройств.

У новорожденного быстро увеличивается масса тела — за первый месяц жизни примерно на 800 г. Активность пластических процессов и быстрое увеличе­ние массы тела обеспечиваются большим функциональным напряжением желу­дочно-кишечного тракта (при условии низкой ферментативной активности), а главное, характером питания. У новорожденного наблюдается также недостаточность нейроэндокринной и почечной регуляции обмена воды, что определяет непостоянство осмотического давления плазмы и склонность к обезвоживанию. Здо­ровым новорожденным в первые сутки свойствен ацидоз. рН крови у них ниже и составляет 7,29 — 7,34, исчезает на 3-й сутки.

В периоде новорожденности могут наблюдаться особые состояния, погранич­ные между физиологией и патологией (эритема новорожденных, физиолог. желтуха, физиолог. мастит, транзиторная лихорадка, физиолог. потеря массы, альбуминурия, мочекислый инфаркт почек, половые кри­зы). При неблагоприятных условиях могут перейти в патологический процесс.

Болезни периода новорожденности имеют свои особенности. Чаще всего они проявляются в виде внутриутробно развившихся вирусного гепати­та, цитомегалии, туберкулеза, сифилиса, токсоплазмоза, врожденных пороков развития; родовых травм, а также последствий асфиксии; гемолитической болезни новорожденных; септи­ческих заболеваний. Заражение может произойти как внутри­утробно, так и в период родов и после рождения. Отмечается склонность к быст­рой генерализации процесса с развитием тяжелых септических состояний, пневмоний.

Грудной период с 3 — 4 недели до 12 мес. Характеризуется более высокими темпами развития. Масса тела ребенка к концу первого года жизни утраивается. Рост увеличивается на 26 см, окружность головы — на 12 см, а окружность груди — на 13 — 15 см. Существенно меняются пропорции тела, приближаясь к таковым у взрослого. Осуществляются процессы клеточного новообразования, нервные клетки приобретают дендриты, волокна миелинизируются. Развиваются статические функции: в 2 мес. ребенок держит голову в вертикальном поло­жении; с 5 мес. переворачивается на спину; к 7 мес. садится, к концу года начинает ходить. В 5 — 6 мес. начи­нают прорезываться молочные зубы, к году обычно бывает 8 зубов.

В грудном возрасте у ребенка значительными темпами осуществляется психи­ческое развитие. К концу 2-го месяца следит за движением предмета, улыбается. С 3 — 4 мес. он гулит, узнает близких, с 6 мес лепечет слоги «ба», «па», «ма». К концу года произносит осмысленные слова (2-я сигнальная система). Замедляется физическое развитие, его опережает психическое.

Несбалансирован­ное питание в условиях интенсивного роста приводит к развитию заболеваний, связанных с легко возникающим нарушением в обмене или дефицитом тех или иных веществ — анемия, рахит, гипотрофия. В то же время незрелость ЖКТ затрудняет перева­ривание и располагает к быстрому развитию нарушений пищеварения, т. е. диспепсиям.

В первые 3 — 4 мес жизни ребенок проявляет повышенную устойчивость ко многим инфекциям (корь, скарлатина, дифтерия, ветряная оспа, краснуха и др.) благодаря сохранению пассивного иммунитета, приобретенного внутриутробно через плаценту. В то же время он чувствителен к гноеродным микроорганизмам и особенно к кишечной флоре. Сохраняется склонность к генерализации воспали­тельного процесса, общей ответной реакции на любое воздействие. Так, при ряде заболеваний (пневмония, грипп, дизентерия) могут развиться судороги, менингеальные явления, токсикоз.

Преддошкольный период (от 1 года до 3 лет — ясельный возраст). Быстрое совершенствование двигательных навыков, речи и пси­хики, продолжающийся рост. Ребенок любознателен, основ­ная форма развития — игра, через которую он познает окружающую среду и приобретает трудовые навыки. Ребенок начинает говорить, составляя примитивные фразы. К 3 годам предложения становятся многословными. Ребенок подражает взрослым, поэтому особенно важно разговаривать с ним правильно. Важно организовать режим ребенка, чтобы не перегрузить его впечатлениями, оградить от отрицательных воздействий. В связи с увеличивающимися контактами детей между собой, а также утратой к этому времени врожденного иммунитета увеличи­вается возможность распространения детских инфекций (корь, коклюш, ветряная оспа, скарлатина).

Дошкольный период (от 3 до 7 лет). Замедляется процесс роста, но активно совершенствуются функциональные возможности. В 5 — 6 лет начинается смена молочных зубов. Ребенок переходит на режим питания взрослого. Дневной сон однократный — 2 ч, ночной — 10 — 11 ч. Развиваются тонкие навыки: умение кататься на велосипеде, танцевать, выши­вать. Благодаря хорошей памяти дети легко запоминают стихи, усваивают чужой язык. Навыки, умения и поведение формируются благодаря подражанию как хорошему, так и плохому, поэтому особенно важна правильная организация воспитательной работы с детьми дома и в детских садах. К концу периода ребенок готовится в школу. Заметно снижается склонность к генерализации процесса и ток­сическим реакциям. В этом периоде самыми частыми являются не только острые инфекции, но и такие, в развитии которых большую роль играет аллергия (бронхиальная астма, ревматизм).

Период младшего школьного возраста (от 7 до 12 лет).Продолжается совер­шенствование функций организма. Развиваются и крепнут мышечная система и скелет. Молочные зубы полностью заменяются. Школьный ритм способствует развитию усидчивости, необходимых трудовых навыков. Нужно следить за осанкой ребенка, так как неправиль­ное положение за столом, ношение тяжелого портфеля и т.д. могут привести к искривлению позвоночника. Помимо острых инфекционных заболеваний, начинают появляться и хронические (тубер­кулез, нефрит, ревматизм и др.).

Период старшего школьного возраста.От 12 до 16 — 17 лет — период полового созревания — выраженная пере­стройка эндокринной системы, усиленный рост. У девочек вторичные признаки развиваются раньше на 1 год. Часто функцион. расстройства ССС, НС («юношеское сердце», «юношеская гипертония», у деву­шек — акроцианоз и обмороки), обусловленные непропорциональным ростом тела и отдельных органов, и неустойчивостью вегето-эндо­кринной системы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Причины патологии в детском возрасте

Уважаемые посетители сайта! Здесь вы можете задать любой интересующий вас вопрос, а так же записаться на прием!

Внимание! Поля, отмеченные звездочкой, обязательны для заполнения.

Мы свяжемся с Вами по контактному телефону для согласования даты и времени приема.

ЗАКАЗАТЬ ЗВОНОК

Заполните форму и мы перезвоним Вам.

Санкт-Петербург, ул.Парашютная, 23, корп.2

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Для профилактики анемии – мясо красное (говядина), печень, гречневая каша. Если еще рано вводить ребенку мясо, то кормящая мама должна принимать комплекс минералов с железом и витаминов.

  • Кожа ребенка нежная, тонкая и легко ранимая, поэтому часто возникают заболевания кожи: гнойничковые и дерматиты.

Рекомендуется купать ребенка ежедневно. Смазывать все складочки детским маслом. Подмывать после смены подгузника. Не перегревать, так как легко возникает потница.

  • Незрелость всех органов и систем, в том числе желудочно-кишечного тракта, поэтому ребенок часто болеет кишечными заболеваниями: диспепсии, дисбиозы. А также это способствует формированию пищевой аллергии.

Рациональное вскармливание ребенка (см.выше). Нельзя давать ребенку пищу, не соответствующую возрасту. Новые продукты вводить постепенно. Ребенку давать только свежеприготовленную пищу. Правильное питание кормящей женщины с исключением аллергенов (цитрусовые, шоколад, коровье молоко и др.)

  • Прорезывание зубов. С 6 месяцев у ребенка начинают прорезываться зубы, ребенок все тянет в рот, поэтому часто возникают стоматиты.

Тщательно следить за чистотой сосок, игрушек, посуды, рук. Проводить ребенку гигиену полости рта, с момента прорезывания зубов чистить их специальными щетками.

Период раннего детства (1 — 3 года)

  • У ребенка исчезает материнский иммунитет, который обеспечивался грудным вскармливанием, а детский иммунитет еще не сформирован. Кроме этого возрастает число контактов со сверстниками (детский сад, детские площадки). Поэтому в этом возрасте высока частота острых заболевания дыхательных путей («простудных») – ОРВИ, бронхитов — до 5-6 раз в год. А также часто встречаются детские инфекции (ветряная оспа, краснуха, скарлатина) и кишечные заболевания.

Повышение иммунитета ребенка и ограничение контактов с больными людьми. Закаливание, полноценное питание (фрукты, овощи, мясо, рыба, молочные продукты), прогулки, физкультура и спорт – это укрепляет иммунитет. Ограничение контакта с больными: нельзя посещать с ребенком места скопления народа – торговые центры, магазины, кинотеатры. Специфическая профилактика — прививки от гриппа, коклюша, краснухи, кори, паротита, полиомиелита.

Кроме этого в профилактике кишечных инфекций: чистые руки, чистые игрушки, свежеприготовленная пища.

  • Незрелость мышечной и нервной систем. Начало активной ходьбы, быстрое развитие моторных навыков. Поэтому у детей этого возраста высокий уровень травматизма.

Следить за ребенком (лестницы, углы мебели). Исключить доступ к розеткам, режущим и колющим предметам, лекарствам, мелким предметам и др.

  • Развитие речи. Высока частота нарушений развития речи, чаще – задержка речевого развития.

Для развития речи необходимо разговаривать с ребенком предметно, читать детские книжки, развивать мелкую моторику, заниматься лепкой, рисованием. Исключить телевизор как длительный звуковой фон, так как ребенок привыкает не прислушиваться и не вникать в смысл речи. В дальнейшем развивается непослушание, так как «не слышит родителей».

Дошкольный период (3 – 7 лет)

  • Становление иммунитет ребенка. Заболеваемость инфекционными болезнями несколько уменьшается, однако еще остается на довольно высоком уровне: ОРВИ — до 3-4 раз в год. Часто встречаются детские инфекции (ветряная оспа, краснуха, скарлатина). В данном периоде самая высокая частота глистных инвазий, так как ребенок не всегда выполняет гигиенические мероприятия, контактирует с животными. Часто в этом возрасте происходит дебют бронхиальной астмы и других аллергических заболеваний (аллергический ринит, конъюнктивит и др).

Закаливание, полноценное питание (фрукты, овощи, мясо, рыба, молочные продукты), прогулки, физкультура и спорт – это укрепляет иммунитет. Ограничение контакта с больными: нельзя посещать с ребенком места скопления народа – торговые центры, магазины, кинотеатры. Специфическая профилактика — прививки от гриппа, коклюша, краснухи, кори, паротита.

Кроме этого в профилактике глистных инвазий – чистые руки, ограничение контактов с животными и птицами.

В профилактике аллергии: правильное питание с ограничением цитрусовых, шоколада. Гипоаллергенный быт: в детской комнате должно быть мало мягких игрушек, необходима регулярная стирка их, а также штор, покрывал. Ежедневная влажная уборка. Ограничение контакта с животными и птицами.

  • В функционировании нервной системы процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, поэтому характерными заболеваниями являются неврозы и невротические состояния.

Спокойная обстановка дома, выяснять отношения не при ребенке. Ребенка не ругать, а объяснять. Твёрдые правила, режим дня, достаточный сон. Перед сном – спокойные игры, исключить просмотр TV. Ребенок в этом возрасте много фантазирует – не смеяться, не обзывать. Также для этого возраста характерны различные страхи. Ребенка нельзя пугать, если боится темноты, поставить светильник в комнате и т.д.

  • Период первого вытяжения, когда дети за год вырастают на 7 – 10 см (4–6 лет у мальчиков и 6–7 лет у девочек). При этом мышцы и связки еще не окрепли. Следовательно, возрастает частота ортопедических заболеваний: нарушение осанки, плоскостопие.

Следить за осанкой. Правильный стол и стул для занятий. Подставка для книг. Не портфель, а рюкзак. Физкультура. Обувь по размеру, ортопедическая (фиксирующая пятку и голеностопный сустав). Летом ходьба босиком. По гладкому полу босиком не рекомендуется, так как провоцируется плоскостопие.

Младший школьный возраст (7 — 12 лет)

  • Окончательно формируется иммунитет. Поэтому частота острых простудных заболеваний уменьшается. Однако у части детей формируются хронические заболевания ЛОР-органов (тонзиллит, аденоидит, отит и др.)

Сразу обращаться к врачу при заболевании. Правильное лечение простудных заболеваний. Выдерживать ребенка дома до выздоровления. Курсы поливитаминов. Закаливание, полноценное питание (фрукты, овощи, мясо, рыба, молочные продукты), прогулки, физкультура и спорт – это укрепляет иммунитет.

  • Продолжается формирование опорно-двигательного аппарата, с 9-10 лет отмечается усиление роста у девочек до 7-8 см в год, следовательно, часто формируются нарушение осанки, сколиоз.

Следить за осанкой. Правильный стол и стул для занятий. Подставка для книг. Не портфель, а рюкзак. Физкультура.

  • Возрастают учебные нагрузки. Высока вероятность формирования нарушений зрения.

Следить за освещенностью рабочего места. Перерывы между занятиями, гимнастика для глаз. Ограничение просмотра TV и игр за компьютером, тем более, на телефоне или планшете (очень маленький экран, сильно напрягается зрение). Прогулки не менее 2 часов ежедневно.

  • В функционировании нервной системы еще не развит в полной мере процесс торможения, дети невнимательны, в то же время контроль за ними становится меньше, что приводит к частому травматизму.

Объяснить правила дорожного движения, правила предупреждения травм при играх (горки, лыжи, бег и др.), правила поведения на переменах.

  • Смена прикуса на постоянный, частая заболеваемость кариесом.

В питании детей обязательно должны присутствовать молочные продукты, сыр, рыба. Регулярная гигиена полости рта (чистить зубы, полоскать после еды). Профилактический осмотр стоматолога 1 раз в 6 месяцев.

Старший школьный или подростковый возраст (12 – 17 лет)

  • Половое созревание, перестройка эндокринной и нервной систем. Самая частая патология данного возраста – вегето-сосудистая дистония (ВСД), которая проявляется эмоциональной неустойчивостью, головными болями, головокружениями, нестабильностью артериального давления (либо понижение, либо повышение). Часты неврозы и невротические состояния.

Режим дня, чередование активности и отдыха, достаточный сон, ограничение просмотра TV и игр за компьютером и на гаджетах. Адекватные умственные нагрузки. Прогулки на свежем воздухе не менее 2 часов ежедневно. Физкультура и спорт. Спокойное общение с подростком, допустимость его увлечений. Регулярный контроль уровня АД.

  • Неустойчивость функционирования систем и органов. Прибавка в массе 3-6 кг в год. У мальчиков с 13-14 лет интенсивный рост до 7-9 см в год. Частые заболевания этого периода:

v Хронические заболевания ЖКТ (гастрит, гастродуоденит, язвенная болезнь).

v Нарушения пищевого поведения (ожирение, анорексия).

v Эндокринные заболевания (нарушение полового созревания).

Правильное питание, обязательный завтрак утром, обед с супом. Ограничение фастфуда, чипсов, газировки, острой и жареной пищи и др. Исключить еду наспех, всухомятку, длительные перерывы между приемами пищи.

Для профилактики пищевых нарушений, особенно анорексии, важно повышение самооценки подростка. Нельзя есть перед компьютером и TV, так как человек, увлеченный игрой или сюжетом, не замечает количество съеденной пищи и не ощущает чувство насыщения, что приводит к избыточному весу.

При отставании или опережении полового развития необходимо обратиться к эндокринологу. Девочкам рекомендовано ограничение физических нагрузок, так как тяжелые физические нагрузки могут привести к нарушениям в репродуктивной сфере.

  • Особенности психики: нигилизм по отношению к взрослым, стремление к общению со сверстниками. Рискованное поведение. Таким образом, это возраст формирования вредных привычек, ИППП, незапланированной беременности.

Здоровый образ жизни родителей. Занять ребенка разными видами деятельности, чтобы не было свободного времени (спорт, музыка, кружки и др.). Доверительные отношения. Беседы, литература, брошюры, фильмы на темы репродуктивного здоровья.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector