6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Разновидности патологии краткое описание

Основные виды болезней человека

На сегодняшний день существует множество видов болезней человека, и для того, чтобы ориентироваться в этом многообразии, патологии собрали в группы. Таким образом, ученые разделили недуги, учитывая различные признаки: путь заражения, возбудители, особенности возникновения, пораженные органы и системы, вид патологии и т. д. Исходя из этого, специалисты разделили патологии по МКБ-10, есть и общее деление, используемое врачами.

МКБ-10

На территории РФ установлен единый нормативный документ, по которому ведется учет заболеваемости, причин обращения к врачу – это МКБ-10. Принятая Международная классификация болезней внедрена в практику здравоохранения РФ в 1999 году приказом Минздрава от 27.05.1997 г. № 170. К 2018 году ВОЗом были внесены дополнения и изменения. Согласно планам Всемирной организации здравоохранения, в 2018 году будет официально действовать МКБ-11.

Деление патологий по МКБ-10

В МКБ-10 включены следующие виды болезней:

  1. Инфекционные и паразитарные патологии.
  2. Новообразования.
  3. Патологии крови, органов кроветворения.
  4. Заболевания эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ.
  5. Психические болезни, нарушения поведения.
  6. Заболевания нервной системы.
  7. Заболевания глаз.
  8. Болезни уха.
  9. Патологии органов дыхания.
  10. Болезни пищеварительной системы.
  11. Кожные заболевания.
  12. Болезни костно-мышечной системы.
  13. Патологии мочеполовой системы.
  14. Беременность, роды, период после родов.
  15. Врожденные аномалии, деформации, хромосомные нарушения.
  16. Травмы, отравления.

К каждой группе относят множество самых разных патологий.

Основные категории патологий

Все существующие виды болезней также делят на следующие категории:

  1. Хирургические.
  2. Женские недуги.
  3. Болезни детей.
  4. Нервные.
  5. Психические.
  6. Внутренние.
  7. Стоматологические патологии.
  8. Глазные.
  9. Заболевания лор-органов.
  10. Кожные и венерические заболевания.

Это образное деление на виды болезней, которое не претендует на звание точного. Конечно, медицина не стоит на месте, каждый год открываются новые факты о тех или иных патологиях. Из-за этого их постоянно группируют по-новому. Даже список МКБ-10 был пересмотрен, в эту официальную классификацию внесены дополнения, изменения. Однако представленное выше деление недугов остается неизменным. В каждой категории есть деления на виды болезней человека по системам.

Категории болезней, учитывающие поражение системы

А какие виды болезней бывают с учетом пораженных систем? Как недуги делятся?Врачи выделяют следующие группы заболеваний:

  1. Болезни сердечно-сосудистой системы.
  2. Заболевания нервной системы.
  3. Болезни мужской мочеполовой системы.
  4. Болезни женской мочеполовой системы.
  5. Болезни желудочно-кишечного тракта.
  6. Болезни опорно-двигательного аппарата.
  7. Эндокринные заболевания.
  8. Кожные болезни.
  9. Патологии лор-органов.
  10. Болезни органов дыхания.
  11. Онкологические заболевания.

При таком виде деления болезней не выделяют отдельно инфекционные и другие виды патологий.

Деление по течению и уровню патологии

Классификация каждой болезни проводится по характеру течения. По этому критерию патологии делятся на острые и хронические болезни. Также заболевания делятся по уровню, на котором выявляются патологические изменения. По этому принципу деления выделяют следующие основные виды болезней: клеточные, органные, тканевые, молекулярные, хромосомные.

Виды заболеваний по этиологии и методу лечения

По этиологическим факторам все болезни делятся на следующие:

  1. Физические.
  2. Механические.
  3. Психогенные.
  4. Химические.
  5. Биологические.

Также все виды патологий делят по методу лечения. Данная классификация выделяет терапевтические, хирургические, гомеопатические и иные виды.

Нозологическое деление

Чаще всего деление патологий проводится по нозологическому методу. В основу данного принципа положена группировка патологических состояний по схожим (родственным) признакам. Однако даже эта методика полностью не может удовлетворить потребности практикующих врачей. К примеру, пневмония может быть отнесена к патологиям органов дыхания, инфекционным болезням и аллергии.

Инфекционные заболевания

Существует несколько видов инфекционных болезней:

По числу возбудителей, вызвавших недуги, выделяют моноинфекции и смешанные виды, или микстинфекции.

Другой вид классификации всех патологии заключается в способе проникновения инфекции. По этому критерию болезни делят на экзогенные (возникающие в результате проникновения возбудителей извне) и эндогенные. Последние представляют собой все виды болезней, которые вызываются условно-патогенными микроорганизмами. Чаще всего данный вид вызывает поражение миндалин, кишечника, бронхо-легочной системы, мочевыделительных путей, патологии кожи. Обычно эндогенные виды болезней возникают при снижении защитных сил организма, вызванном длительным приемом антибиотиков, плохой экологией и другими факторами.

По степени контагиозности инфекционные болезни делятся на:

  1. Неконтагиозные, т. е. незаразные. К этому виду относят такие патологии, как малярия, псевдотуберкулез, ботулизм и пр.
  2. Малоконтагиозные (бруцеллез, орнитоз и т. д.).
  3. Контагиозные (ОРВИ, грипп, брюшной тиф и прочие).
  4. Высококонтагиозные (холера, ветряная оспа).

Есть классификация болезней, учитывающая расположение возбудителя в организме, пути передачи и выделения возбудителя во внешнюю среду. По этому критерию выделяют следующие виды:

  1. Кишечные инфекции. Обычно заражение происходит через рот. Болезни распространяются фекально-оральным методом.
  2. Болезни дыхательных путей. Распространение патологии происходит воздушно-капельным путем.
  3. Трансмиссивные кровяные недуги. При данном виде болезней передача возбудителей происходит через блох, комаров, клещей и др.
  4. Нетрансмиссивные кровяные инфекции. Заражение происходит при переливании крови, плазмы, во время инъекций.
  5. Болезни наружные, возникающие при контакте.

Есть ряд других видов заболеваний, которые учитывают среду обитания возбудителя, тяжесть недугов, степень клинических проявлений, особенности течения.

Характеристика основных видов патологии

В разные периоды детского возраста

Основные формы патологии грудного и раннего детского возраста

В эти возрастные периоды (соответственно колеблющиеся от 1 месяца до 1 года и от 1 года до 3 лет), наиболее часто развиваются следующие виды патологии: рахит, спазмофилия, гипервитаминоз Д, острые расстройства пищеварения, хронические нарушения питания.

Рахит заболевание обмена веществ (главным образом, фосфатов и кальция), сопровождающееся расстройствами костного скелета, а также деятельности сердечно-сосудистой, пищеварительной и других систем. Начинает развиваться обычно в первые месяцы жизни ребенка. В этиологии рахита ведущее место принадлежит недостаточному поступлению в организм кормящей матери как с растительной, так и животной пищей витамина D, фосфатов и кальция, снижению их всасывания в кишках, а также дефициту инсоляции, микроэлементов (Mg , Zn), полноценных белков, витаминов группы А и В. Это, главным образом, возникает в связи с неправильным как естественным, так и искусственным вскармливанием, недоношенностью детей и плохими условиями жизни и уходом за ребенком. В развитии болезни выделяют три стадии (начальная, разгара болезни, реконвалесценции). Различают острое, подострое и рецидивирующее течение, а также три степени тяжести (легкая — I степень, средней тяжести — II степень, тяжелая — III степень).

Спазмофилия —заболевание, характеризующееся наклонностью ребенка первых 6-18 месяцев жизни к спастическим состояниям и судорогам. Чаще развивается как следствие рахита, особенно у мальчиков, ранней весной и при повышенной инсоляции.

В этиологии спазмофилии важное место принадлежит остро развивающейся гипокальциемии (как следствие лечения витамином D), особенно на фоне алкалоза и электролитного дисбаланса (снижения Mg +2 , Na + , хлоридов) и недостатка витаминов В1 и В6.

В патогенезе большое значение имеет гиперпродукция активной формы метаболита витамина D (1,25-ОН2-D), которая подавляет функцию паращитовидных желез, нарушает всасывание солей кальция и фосфора в кишечнике и реабсорбцию последних вместе с аминокислотами в канальцах почек.

Среди клинических форм особо важное значение имеют развивающиеся ларингоспазм (острое сужение голосовой щели) и эклампсия (приступ клонико-тонических судорог как скелетных, так и гладких мышц).

Гипервитаминоз D — заболевание, обусловленное гиперкальциемией вследствие передозировки солей кальция, витамина D, повышенной чувствительности организма к нему (особенно при надпочечниковой недостаточности и на фоне избыточного ультрафиолетового облучения).

Читать еще:  Синяк под глазом сколько проходит

В патогенезе важное место отводится патогенному действию избытка витамина D и его метаболитов, в частности прямому токсическому их действию на организм (особенно печень), нарушению функции эндокринных органов, усилению всасывания кальция в кишках и резорбции костной ткани. Это сопровождается гиперкальциурией и гиперкальциемией, усилением продукции паратгормона, развитием гиперфосфатурии и гипофосфатемии, нарушений различных видов обмена веществ, формированием дистрофических, дегенеративных и склеротических изменений в тканях, особенно в почках и сердце.

Острые расстройства пищеварения— наиболее часто встречающаяся после респираторных заболеваний патология детей первого года жизни.

Ведущими клиническими их формами являются: — диспепсии (простая, кишечная и парентеральная), — дискинезии (пилороспазм, атония разных отделов пищевого канала, спастический запор и др.), — заболевания инфекционного происхождения (дизентерия микробного происхождения, сальмонеллез и др.).

Простая диспепсия — острое функциональное расстройство, проявляющееся рвотой или поносом без существенных нарушений общего состояния ребенка.

Токсическая (кишечная) диспепсия — тяжелая форма функционального расстройства пищеварения, сопровождающаяся эксикозом (обезвоживанием организма), токсикозом (интоксикацией организма), ацидозом и другими глубокими нарушениями обмена веществ. Особое значение в ее развитии имеет инфекционный фактор (сальмонеллы, стафилококк, вирусы, кишечная палочка, протей, клебсиелла и др.). К факторам риска данной формы диспепсии относятся недоношенность, гипотрофия, искусственное вскармливание и др.

Хронические расстройства питания (дистрофии) характеризуются нарушениями усвоения питательных веществ клетками и тканями ребенка.

Различают гипотрофию (отставание массы от роста), паратрофию (преобладание массы тела над ростом или равномерно избыточные как масса, так и рост тела), гипостатуру (равномерное отставание от нормального и массы, и роста тела). Эти нарушения питания могут быть как врожденными, так и приобретенными в различные сроки постнатального периода.

Основные формы патологии дошкольного и младшего

Школьного возраста

В дошкольном и в младшем школьном возрасте, также как в раннем детском возрасте, самыми распространенными являются респираторные заболевания (острые как простые, так и обструктивные бронхиты и бронхиолиты; рецидивирующие бронхиты; пневмонии; бронхиальная астма). Почти треть детей, лечащихся стационарно, и половина детей, лечащихся амбулаторно, больны тем или иным респираторным заболеванием.

Острые бронхиты — наиболее частая респираторная патология, характеризующая воспалением стенок бронхов. Возникают под влиянием самых различных вирусов (особенно парагриппов, респираторно-септициального, аденовируса, гриппа) и бактерий (особенно гемофильной палочки, пневмококка, стафилококка и стрептококка).

Простой острый бронхит сопровождается воспалением бронхов без признаков обструкции дыхательных путей.

Острый обструктивный бронхит — с признаками обструкции бронхов (за счет бронхоспазма, отека слизистой и гиперсекреции слизи).

Острый бронхиолит — с признаками обструкции, как мелких бронхов, так и бронхиол, сопровождающихся развитием дыхательной недостаточности.

Рецидивирующий бронхит — часто (три и более раз в год) повторяющийся, затяжной (двух и более недельный) бронхит без признаков бронхоспазма, склеротических и необратимых изменений в бронхолегочной системе.

Острая пневмония, встречающаяся в 1-3 % случаев, представляет острое воспалительное заболевание, характеризующееся инфильтративными изменениями легочной ткани, приводящими к дыхательной недостаточности. Наиболее частыми возбудителями данного заболевания являются пневмококки, гемофильная палочка, энтеробактерии, стафилококки и условно патогенная микрофлора, а также микоплазмы и вирусы (парагриппа, аденовирусы, респираторно-синти- циальные вирусы, цитомегаловирусы и др.) и даже хламидии.

Факторами риска развития пневмоний являются рахит, гипотрофия, анемии, первичные дефекты иммунитета, искусственное вскармливание, нарушения обмена веществ и др.

Острые пневмонии обусловлены особенностями как анатомии и физиологии органов внешнего дыхания, так и строения и функционирования иммунной системы (недостаточный синтез интерферона и секреторного IgА в слизистой дыхательных путей). В частности, в этом возрасте отмечаются более широкие и короткие трахеи и крупные бронхи, более узкие и мелкие бронхи и бронхиолы, которые содержат мало мышечных и соединительнотканных волокон, что способствует их спадению и обтурации; неравномерная степень дифференцировки бронхов и альвеол в разных сегментах легких; недостаточное содержание сурфактанта и эластичных волокон в альвеолах, что способствует развитию ателектазов и эмфиземы.

Ведущими патогенетическими факторами детских пневмоний являются отечно-воспалительная обструкция дыхательных путей, процессы неспецифического воспаления, активизация процессов свободно-радикального окисления, расстройства механизмов регуляции внешнего дыхания, недостаточность дыхательных и недыхательных функций легких, метаболические и функциональные расстройства других органов и систем.

Детская бронхиальная астма (БА) — заболевание, развивающееся на основе хронического аллергического воспаления бронхов, их гиперреактивности и характеризующееся периодически возникающими приступами затруднения дыхания или удушья в результате распространенной бронхиальной обструкции, обусловленной бронхоконстрикцией, гиперсекрецией слизи, отеком стенок бронхов.

БА у детей первых 5 лет жизни встречается несколько чаще (5-10 % населения), чем у взрослых (4-6 % населения), причем мальчиков, больных БА, примерно в 2 раза больше, чем девочек. Наибольшая смертность от БА (до 80 %) отмечается у детей препубертатного и пубертатного возраста (11-16 лет).

Факторами риска развития БА являются аллергические заболевания, атопии, гиперактивность бронхов, наследственность. У больных БА аллергические заболевания и атопии встречаются в семейном анамнезе у 80-90 % детей. Причем неинфекционные аллергены (особенно домашняя пыль, постельные клещи, пыльца растений, пищевые продукты, перхоть и шерсть животных, лекарства) занимают ведущее положение (до 80 %), а инфекционные аллергены отмечаются примерно в 20 % случаев. У детей, как правило, возникает поливалентная аллергия.

Различают несколько патогенетических вариантов течения БА у детей:

— атопический (самый распространенный), — иммунокомплексный, — паторецепторный, — дисметаболический.

Выделяют три основных степени БА у детей: легкая, среднетяжелая, тяжелая. Приступы БА чаще всего возникают в связи с рецидивирующими инфекционными бронхолегочными заболеваниями или респираторными аллергозами, (особенно с ОРВИ), а также с психоэмоциональными стрессами.

Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; Нарушение авторского права страницы

Виды патологии мышления

Выделяется три вида патологии мышления:
1. Нарушение операциональной стороны мышления.
2. Нарушение динамики мышления.
3. Нарушение личностного компонента мышления.

Нарушение операциональной стороны мышления

К основным мыслительным операциям относятся обобщение, отвлечение (абстрагирование), анализ, синтез.

Обобщение есть следствие анализа, вскрывающего существенные связи между явлениями и объектами.

Существует несколько уровней процесса обобщения:

• категориальный – отношение к классу на основании главных, существенных признаков;
• функциональный – отношение к классу на основании функциональных признаков;
• конкретный – отношение к классу на основании конкретных признаков;
• нулевой (нет операции) – перечисление предметов либо их функций без попытки обобщить.

При всем многообразии нарушения операциональной стороны мышления можно свести к двум крайним вариантам:
1) снижение уровня обобщения;
2) искажение процесса обобщения.

При снижении уровня обобщения в суждениях больных доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях. Вместо выделения обобщенных признаков больные используют конкретно-ситуационные сочетания, у них отмечаются трудности абстрагирования от конкретных деталей (например, общее между диваном и книгой в том, что «на диване можно читать»). Подобные нарушения могут быть в легкой, умеренно выраженной и выраженной степенях. Эти нарушения встречаются при олигофрении, тяжелых формах энцефалита, а также при органических поражениях головного мозга другого генеза с деменцией.

Однако говорить о снижении уровня обобщения можно в том случае, если этот уровень был у человека ранее, а затем снизился, что и происходит с больными эпилепсией, органическими поражениями ЦНС, последствиями травм головного мозга. У больных же олигофренией отмечается недоразвитие понятийного, абстрактного мышления, а именно процессов обобщения и отвлечения.

Читать еще:  Отличие бактериального конъюнктивита от вирусного

При искажении процесса обобщения больные руководствуются чрезмерно обобщенными признаками, неадекватными реальным отношениям между предметами. Отмечается преобладание формальных, случайных ассоциаций, уход от содержательной стороны задачи. Эти больные устанавливают чисто формальные, словесные связи, реальное же различие и сходство не служит для них контролем и проверкой их суждений. Например, сходство между ботинком и карандашом для них в том, что «они оставляют следы» Подобные нарушения мышления встречаются у больных шизофренией.

Методики для исследования операциональной стороны мышления

Для исследования операциональной стороны мышления используются следующие методики:

1. Классификация. Методика представляет собой набор карточек с изображением различных предметов, растений, живых существ. Изображения могут быть заменены надписями (словесная классификация). Испытуемый раскладывает предметы на группы так, чтобы предметы, находящиеся в одной группе, имели общие свойства (одежда, мебель, животные, измерительные приборы, люди). Затем испытуемый укрупняет группы. Способность выделить две или три группы на последнем этапе свидетельствует о высоком уровне обобщения.

2. Исключение. Также существует два варианта этой методики: словесный и предметный. Последний представляет из себя набор карточек с изображением четырех предметов, три из которых имеют между собой общее и их можно объединить в одну группу, а один из них существенно отличается, он должен быть исключен. Решение испытуемого на основе конкретно-ситуационного объединения предметов в группу свидетельствует о снижении уровня обобщения. Актуализация «слабых», чрезмерно обобщенных признаков свидетельствует об искажении процесса обобщения.

3. Образование аналогий.В методике «Простые аналогии» представлены пары слов (образцы), между которыми существуют определенные смысловые отношения. Испытуемому следует выделить пару слов по аналогии. Помимо словесного варианта можно использовать невербальный – таблицы Равена. Лицам со средним и высшим образованием можно предложить методику «сложные аналогии».

4. Сравнение и определение понятий. Для определения понятий нужно проанализировать множество признаков предмета или явления и выделить наиболее точное определение, то, в котором отмечается родовое и видовое различие. При сравнении предметов испытуемый использует анализ и синтез для разделения существенных признаков на общие для нескольких объектов и на различающие их. В качестве стимульного материала используют однородные понятия (танк-трактор, человек-животное) и разнородные (телега – ложка, ботинок – карандаш). Последние используются для диагностики искажения процессов обобщения.

5. Понимание переносного смысла пословиц и метафор. Можно просто предлагать испытуемому распространенные пословицы и метафоры для объяснения их переносного смысла. Есть вариант этой методики, когда для данной пословицы нужно найти соответствующую ей по значению фразу или другую пословицу. Этот вариант помогает тем испытуемым, которые понимают значение переносного смысла, но затрудняются вербализовать понимаемое. Еще одна модификация: серию табличек, на которых написаны пословицы или метафоры, соотнести по смыслу с фразами, которых по количеству гораздо больше пословиц. Последняя модификация чаще используется для выявления нарушений мышления по шизофреническому типу, а также при трудностях вербализации понимаемого переносного смысла, когда фраза облегчает объяснение.

6. Пиктограммы. Испытуемому предлагают нарисовать несложный рисунок для за-поминания названных ему 15 слов и словосочетаний. Среди них обязательно должны быть эмоционально окрашенные, абстрактные и конкретные. После выполнения задания анализируется характер смысловых связей между стимульным словом и рисунком. Смысловые связи могут быть содержательные или слабые. Способность выполнять пиктограмму свидетельствует о доступности для испытуемого обобщенной символизации слова и др.

Существует множество других методик для исследования операциональной стороны мышления, описанных в литературе, но перечисленные выше методики являются основными для исследования патологии мышления.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

1.2. Основные общепатологические понятия

Термин общая нозология происходит от греч. nosos — болезнь и logos – учение и означает или общее учение о болезни включает:

основные понятия и категории патологии (здоровье, предпатология, предболезнь, болезнь), их сущность;

классификацию и номенклатуру болезней;

некоторые социальные вопросы патологии;

общую этиологию (виды и свойства патогенных факторов и условий, их роль в возникновении болезней и других форм патологии; принципы этиотропной профилактики и лечения различных видов патологии);

общий патогенез (общие механизмы устойчивости к действию патогенных факторов; общие механизмы возникновения, развития и исхода болезней и других видов патологии; принципы патогенетического лечения;

общий саногенез (общие механизмы выздоровления больного организма); принципы саногенетического лечения болезни и других форм патологии;

понятия, виды и сущность наследственности, конституции, реактивности и резистентности организма и их роль в развитии болезней и других видов патологии;

учение о повреждении клеток и тканей.

Типовые патологические процессы — это такие эволюционно сформированные процессы, которые имеют сходные проявления и механизмы развития, хотя вызываются разнообразными причинами и существенно не зависят от локализации повреждения и вида организма. К типовым патологическим процессам относят местные нарушения кровообращения, воспаление, ответ острой фазы, лихорадка, гипер- и гипотермия, гипоксия, гипероксия и многие другие.

Типовые нарушения жизненно важных органов (сердца, печени, почек), исполнительных физиологических систем (дыхания, крови, кровообращения пищеварения и др.) и регуляторных (иммунной, эндокринной, нервной) систем организма.

Следует отметить, что широко используемые в официальной и народной медицине понятия патология и нозология не являются синонимами. Несмотря на то, что между этими понятиями имеются черты сходства, они существенно отличаются друг от друга. Понятие нозология более узкое, чем понятие патология. Нозология как составная часть, входит в патологию. Нозология изучает болезнь как определенное состояние человека, характеризующееся нарушением не только биологических, но и социальных его функций.

1.3. Объекты предмета патологии и их характеритика

Объектами предмета патология являются: патологическая реакция, патологический процесс, патологическое состояние, предпатология, предболезнь, болезнь, здоровье.

Патологическая реакцияэто реакция какого-либо уровня организации живой структуры [субклеточного, клеточного, тканевого, органного, системного (физиологического и функционального), целостного организма], неадекватная силе, длительности действия и характеру раздражителя. Патологическую реакцию обычно рассматривают как элементарный, краткосрочный, биологически нецелесообразный ответ живой структуры на обычный (физиологический) или на чрезвычайный патогенный раздражитель. Эта реакция выходит по интенсивности, длительности и характеру (качеству) за пределы колебаний, свойственных для данной реакции в условиях нормальной деятельности организма.

Патологической реакцией может быть чрезмерное повышение, снижение или извращение сосудистого, зрачкового, сердечного и др. рефлексов на обычный раздражитель (вследствие изменения чувствительности метаболических процессов и функций рецепторов, нейронов, центра). Например, при ярком свете зрачки суживаются слабо, либо не изменяют своего размера, либо даже расширяются; больной отказывается от обычной, естественной пищи, но съедает штукатурку, бумагу, фекалии и т.д.

Патологические реакции ослабляют адаптацию и резистентность организма в целом или его составляющих частей, т.е. являются по сути своей дезадаптирующими.

Патологический процесс представляет возникающий на повреждение комплекс различного сочетания патологических и защитно-компенсаторно-приспособительных реакций при той или иной патологии (болезни).

Патологический процесс может быть представлен в виде следующий схемы (схема 1).

Патологический процесс развивается в ответ на действие разных патогенных факторов и всегда сопровождается повреждениями разнообразных клеточно-тканевых структур организма, нарушениями их функций, а также различными по характеру и интенсивности защитными, компенсаторными и приспособительными реакциями. Защитные реакции защищают организм от действия повреждающих факторов. Компенсаторные реакции замещают сниженные или утраченные функции. Приспособительные реакции приспосабливают организм к новым,

Читать еще:  Покраснение нижнего века у ребенка

патологическим условиям существования.

Патологический процесс развивается, как правило, относительно быстро, но может развиваться и довольно медленно (в течение длительного времени).

Примерами патологических процессов являются расстройства местного кровообращения, воспаление, кровотечение, стресс, коллапс, шок, интоксикация, пищевое голодание, гипоксия и др.

Патологическое состояние — обычно это очень медленно развивающийся патологический процесс. Его можно рассматривать и как следствие различных патологических процессов (послеоперационный рубец, рубец в коже после глубокого ожога и др.). Патологическое состояние отличается от патологического процесса не только стабильностью и медлительностью течения, но и слабо выраженными (иногда вплоть до отсутствия) защитно-компенсаторно-приспособительными реакциями.

Примерами патологических состояний являются мозоли, соединительно-тканные рубцы, состояния после ампутации части или целой конечности и др.

К другим основным категориям патологии относятся: предпатология, предболезнь, болезнь и здоровье.

Предпатология — это такое состояние организма, для которого, в силу сложившихся неблагоприятных внешних и внутренних условий, характерно, во-первых, некоторое ослабление адаптивно-компенсаторных механизмов, во-вторых, снижение порога резистентности организма к различным неблагоприятным воздействиям, способных приводить к развитию патологических процессов.

Выяснение состояния предпатологии крайне важно для своевременной разработки соответствующих эффективных социальных и медицинских мероприятий и средств по предупреждению возможности развития тех или иных видов патологии (предболезни и даже болезни).

Предболезнь или преморбидное состояние (согласно энциклопедическому словарю медицинских терминов) – это состояние организма на грани здоровья и болезни, могущее либо перейти в выраженную форму какой-либо болезни, либо через некоторое время закончиться нормализацией функций организма.

Предболезнь можно рассматривать также как состояние организма, которое в ответ на действие разных патогенных (для определенного организма) факторов характеризуется развитием неспецифических патологических изменений (повреждений) тех или иных структур системы. Последние возникают в силу недостаточной активизации адаптивных реакций и механизмов, но компенсируемых (замещаемых) усиленной деятельностью других систем и выявляемых до возникновения нарушений социальных функций человека. Проявляется наличием в организме патологического процесса.

При предболезни на фоне в целом сохраненного здоровья организма, как правило, выявляются изменения его реактивности (повышение или снижение чувствительности к холоду, физическим нагрузкам, свету, лекарствам и т.д.) и резистентности (некоторое ослабление активизации защитных и приспособительных механизмов, ответственных за обеспечение гомеостаза).

Своевременное выявление состояния предболезни позволяет врачу, социологу и психологу ограничить генерализацию патологических изменений в частично поврежденном организме, оптимизировать адаптивные и компенсаторные реакции и механизмы, а значит — предупредить, замедлить или существенно ослабить развитие болезни.

Болезнь (от лат. morbus) — главное понятие нозологии и патологии. Данный термин используется в двояком смысле: в узком — для обозначения отдельных конкретных заболеваний (нозологических единиц); в широком — в качестве категории, обозначающей определенное биологическое явление и особую форму жизнедеятельности организма.

Различными учеными (клиницистами, патологами, патофизиологами, философами) давались различные определения болезни.

В частности, болезнь рассматривалась ими как:

жизнь, стесненная в своей свободе (К. Маркс);

нарушение нормальной жизни человека условиями его существования в среде (А.А. Остроумов);

нарушение нормальной жизнедеятельности организма при воздействие на него повреждающих агентов, в результате чего понижаются его приспособительные возможности (Н.Н. Зайко);

нарушение равновесия организма с внешний средой или реакция организма на вредно действующие на него влияния внешний среды (С.П. Боткин и др.);

отклонение от нормы как результат повреждения клеток (Р. Вирхов);

нарушение оптимального как функционирования составных частей тела, так и равновесия, гармонии между теми или иными составными частями тела (К. Бернар, А.В. Репрев, В.В. Подвысоцкий, А.А. Богомолец);

жизнь поврежденного организма при участии процессов компенсации нарушенных функций, сопровождающаяся снижением трудоспособности организма и являющаяся качественно новым процессом (А.Д. Адо);

качественно новый процесс жизнедеятельности, возникающий в результате воздействия на организм чрезвычайного раздражителя, характеризующийся, с одной стороны, нарушением функций отдельных звеньев нервно-регуляторного аппарата, а с другой рефлекторным включением защитно-приспособительных механизмов, направленных на выздоровление (С.М. Павленко);

сложная реакция организма на действие болезнетворного агента, качественно новый процесс, возникающий в результате расстройства взаимоотношения организма с окружающей средой и характеризующийся нарушением его функций и приспособляемости, ограничением работоспособности и социально полезной деятельности (Д.Е. Альперн);

особый вид страдания, вызванный поражением организма, отдельных его систем различными повреждающими факторами, характеризующийся нарушением системы регуляции и адаптации и снижением трудоспособности (ВОЗ).

Подытоживая выше изложенные известные в литературе взгляды, можно заключить: «Болезнь — это возникающие в ответ на действие патогенных факторов нарушение нормальной (оптимальной) жизнедеятельности, работоспособности, социально полезной деятельности, продолжительности жизни организма и его способности адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям внешней и внутренней сред при одновременной активизации защитно-компенсаторно-приспособительных реакций и механизмов».

Болезнь следует рассматривать как качественно новую форму жизнедеятельности организма, возникающую в ответ на действие чрезвычайного раздражителя и характеризующуюся расстройствами его взаимодействия с окружающей средой вследствие нарушений определенных структур, метаболических и физиологических процессов и механизмов их регуляции, а также сопровождающуюся снижением приспособляемости, работоспособности и социально полезной деятельности. Именно социальный (а не биологический, физический и химический) аспект существенно отличают болезни людей от болезней различных животных. Более того, роль неблагоприятных социальных факторов (особенностей жизнедеятельности людей, их труда, быта, общения друг с другом) постепенно или быстро возрастает в современном обществе. Это, несмотря на усилия врачей, психологов и педагогов, приводит в большинстве стран мира к росту заболеваний сердечно-сосудистой (разные формы ишемической болезни сердца, гипертонической болезни и др.), дыхательной (бронхиальной астмы, пневмонии и др.), пищеварительной (воспалению и язвообразованию слизистой), иммунной (аллергия, иммунодефициты), эндокринной (различные виды эндокринопатии), нервной (неврозы, психозы и др.) и других систем.

Таким образом, болезнь всегда сопровождается качественными и количественными, специфическими и неспецифическими, патологическими и защитно-компенсаторно-приспособитель-ными, общими и местными, структурными, метаболическими и функциональными изменениями.

Болезнь — это одна из важнейших форм жизни организма, осуществляющиеся в новых (измененных) условиях. В биологическом плане болезнь является формой приспособления организма к изменившимся условиям жизни. При болезни в организме постоянно происходит борьба двух противоположных тенденций: с одной стороны, повреждения (полома), нарушающего гомеостаз, с другой стороны, защиты, компенсации, приспособления, восстанавливающих нарушенный гомеостаз.

В эволюции различных взглядов на болезнь имеется много противоречивых суждений (представлений). Последние зависит от разных

методологических (материалистических: механистических или диалектических; идеалистических: субъективных или объективных) подходов;

взглядов на причину (этиологию), сущность (патогенез), классификацию и лечение болезни;

взглядов на понятие болезни, рассматриваемых либо с общих позиций (общепатологических, общебиологических, социальных, философских), либо с частных позиций (точки зрения различных специалистов, как клиницистов, так и теоретиков);

подходов и возможностей изучения уровня организации больного организма (субклеточного, клеточного, тканевого, органного, системного, организменного).

Различия между болезнями определяются многими моментами.

Среди них наибольшее значение имеют:

специфические (качественно новые) изменения, обусловленные действием патогенного фактора;

разнообразные, в том числе стандартные (неспецифические) количественные, временные и пространственные изменения;

преимущественная локализация, интенсивность и характер повреждения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector